Фирменное наименование юридического лица: надо ли вносить изменения?

(Тиллинг Е. М.) ("Право и экономика", 2008, N 5) Текст документа

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: НАДО ЛИ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ?

Е. М. ТИЛЛИНГ

Тиллинг Екатерина Михайловна, руководитель практики по интеллектуальной собственности юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Специалист по гражданскому праву, проблемам интеллектуальной собственности. Родилась 30 мая 1972 г. Образование высшее юридическое.

1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая посвящена правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Основной особенностью принятого законодательного акта является сосредоточение в четвертой части ГК РФ всего законодательства об интеллектуальной собственности в Российской Федерации, чему предшествовала автоматическая отмена шести ранее действовавших федеральных законов об отдельных ее объектах. Новая часть Кодекса состоит из одного раздела - разд. VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". При этом в структуре этого раздела ГК РФ сохранилось деление на следующие виды права: авторское право (гл. 70) и смежные с ним права (гл. 71); патентное право (гл. 72); право на селекционное достижение (гл. 73); право на топологию интегральной микросхемы (гл. 74); права на средства индивидуализации (гл. 76). В перечень средств индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий, помимо известных (товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товара), вошли следующие: фирменное наименование (ст. ст. 1473 - 1476); коммерческое обозначение (ст. ст. 1538 - 1541). Новый закон содержит ряд новелл, порядок применения которых на данном этапе порой невозможно соотнести с ранее действовавшей практикой. В настоящей статье рассмотрен вопрос о фирменном наименовании, в отношении которого введены новые требования, несоответствие которым делает необходимым внесение соответствующих изменений в учредительные документы коммерческих организаций. Фирменное наименование - это разновидность средств индивидуализации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют свои права и обязанности, ведут основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде (арбитраже). Главное назначение фирменного наименования - индивидуализировать участника гражданского оборота среди других лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Такая способность к индивидуализации предполагает наличие законодательно установленных требований, обязательных по отношению к фирменным наименованиям. Отметим, что исключительное право на фирменное наименование в силу ст. 54 ГК РФ возникает лишь у коммерческих организаций. Между тем некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные наименования. Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица, т. е. с даты включения его в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Четвертая часть Гражданского кодекса РФ содержит перечень условий, которым должно соответствовать фирменное наименование коммерческой организации, и вводит ограничения на включение в фирменное наименование определенных элементов. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Исключение из этого правила составляют только государственные унитарные предприятия: в их наименованиях может содержаться указание на принадлежность такого предприятия Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. При этом такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав <1>. -------------------------------- <1> Пункт 4 ст. 1473 ГК РФ.

Все организации, чьи фирменные наименования (согласно ЕГРЮЛ) не соответствуют ГК РФ, обязаны с 1 января 2008 г. при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с новыми нормами. Это прямо указано в ст. 14 Вводного закона <2>. Вводным законом внесены также соответствующие изменения в части фирменных наименований в Законы об акционерных обществах <3> и об обществах с ограниченной ответственностью <4>, в Закон о государственных предприятиях <5> и Закон о банковской деятельности <6>. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". <3> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 22 Вводного закона). <4> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 27 Вводного закона). <5> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст. 33 Вводного закона). <6> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 15 Вводного закона).

При этом конкретные сроки для приведения фирменных наименований в соответствие с новыми требованиями законом не установлены. Можно лишь предположить, что налоговые органы попросту не зарегистрируют изменения в учредительные документы (не внесут соответствующую запись в ЕГРЮЛ) без изменения наименования компании. Указанные требования не должны касаться случаев внесения записей в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов, например в связи со сменой генерального директора. Кроме этого, при государственной регистрации юридического лица не может быть отказано по основанию несоответствия фирменного наименования нормам ГК РФ. Между тем у налоговых органов имеется и другой механизм воздействия. Так, налоговый орган согласно п. 5 ст. 1473 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском к такой коммерческой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия, но не во всех случаях, а только: при нарушении правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований, а также соответствующих транслитераций (п. 3 ст. 1473 ГК РФ); при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ и указанных выше. Таким образом, налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе не дожидаться, пока организация со словом "Россия" в фирменном наименовании изъявит желание изменить свои учредительные документы, а сделать собственные шаги. Поэтому риск принудительного переименования в описанной ситуации остается в любом случае. В связи с установленными ограничениями возник ряд серьезных практических вопросов, в частности: как определить степень "производности" слов от полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, а главное - иностранных государств? Полагается, что к таким производным относятся в том числе любые транслитерации с иностранных языков, а именно "Раша" (от "Russia"), "Бритиш", "Дойче" и др. Под прямой запрет попало употребление официальных наименований иностранных государств, т. е. из фирменного наименования подлежат исключению слова "Австрия", "Германия" и др. Представляется, что подобная формулировка нормы дает расширительное толкование содержащихся в ней положений, что предполагает возможность возникновения фактов злоупотреблений со стороны налоговых органов. Здесь также стоит обратить внимание на предусмотренное новой нормой ограничение на включение в фирменное наименование полных или сокращенных наименований международных и межправительственных организаций. Предполагается, что такой запрет делает невозможным использование в фирменном наименовании обозначения "СНГ". Несмотря на то что статус СНГ является достаточно спорным с точки зрения международного публичного права, большинство доктринальных позиций сводится к тому, что это международная организация. В этой связи в соответствии с новыми требованиями обозначение "СНГ" не следует включать в фирменное наименование коммерческих организаций. Что же касается юридических лиц, созданных в соответствии с иностранным законодательством, риск их принудительного переименования проявляется в меньшей степени. Согласно ст. 1202 ГК РФ требования к наименованию юридического лица определяются его личным законом, т. е. правом государства, где оно было учреждено. Таким образом, при рассмотрении возможного иска налогового органа суд будет вынужден решить коллизионный вопрос в пользу права данного иностранного государства, которое может предусматривать совершенно иные требования к наименованию юридического лица. Например, юридическое лицо может иметь разрешение своего государства на использование его названия в составе фирменного наименования. Данные обстоятельства снижают степень риска. Главной же новеллой ГК РФ в части фирменных наименований остается вновь установленный порядок осуществления исключительного права на него. Исключительное право на фирменное наименование ограничивается только двумя правомочиями: правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ); правом пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ). Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу, в том числе в рамках договора франчайзинга. Эти изменения коснутся договоров, заключаемых в 2008 г. Любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). При этом правообладатель также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков. Но это право возникает у правообладателя только в том случае, если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Со своей стороны, мы видим определенные сложности с применением ряда новых положений ГК РФ. Как отреагирует бизнес и судебная практика на новый закон - покажет время.

------------------------------------------------------------------

Название документа