Университет культуры и искусств как модель культурного пространства России
(Подболотов П. А.)
("Культура: управление, экономика, право", 2009, N 2)
Текст документа
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАК МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
П. А. ПОДБОЛОТОВ
Подболотов П. А., доктор исторических наук, ректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профессор.
Переизбытка образования не бывает - таково твердое убеждение автора статьи.
Министерство образования и науки объявило о ежегодном снижении количества бюджетных мест в вузах на 10 процентов.
Армия абитуриентов, их родители, вузовские работники пытаются понять, что, собственно, произошло. Во властных коридорах победила концепция переизбытка высшего образования. Она базируется на простых расчетах. По данным ректора высшей школы экономики Я. Кузьминова, к 2010 г. количество выпускников вузов составит 1,5 млн. человек. Экономика же востребует не более 500 - 700 тыс.
Такая логика допустима, если производство сделать смыслом жизни, если объявить его интересы приоритетными.
Но Конституцию пока никто не отменял, а она начинается с утверждения, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью. И если человек - мера всего, то и его интересы надо выводить не из производства, а из идеи саморазвития. Тогда окажется, что образование нужно всем. И опросы общественного мнения регулярно подтверждают это: 88% семей считают высшее образование желательным для себя, 67% готовы платить за него, и платить необязательно за то, чтобы в дальнейшем работать по полученной в вузе специальности.
В Петербургской академии театрального искусства, например, на спецкурсах занимаются бизнесмены, юристы, руководители фирм. Эта новая тенденция показывает, что нет прямой связи между потребностями производства и высшим образованием.
Нельзя не заметить, что концепция переизбытка образования входит в противоречие с концепцией непрерывного образования, с базовым положением педагогики: человек учится всю жизнь.
Вывод, кажется, очевиден: высшее образование должно быть доступно всякому желающему его получить. Вот этот-то феномен массового стремления к высшему образованию обескураживает чиновников.
Образование как путь в культуру
Популярные в 60-е годы стихи Б. Слуцкого "Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне" отражали сложившиеся в обществе технократические тенденции. Это и есть ориентация на производство. Она готовит "человека частичного", "человека умеющего", "человека-мастера", "человека знающего". Это все модификации человека-профессионала, которого сегодня готовит высшая школа.
Но рациональное познание ограниченно, неполно, опасно. Истина не может быть схвачена только интеллектом.
Общество нуждается в человеке, воспринимающем окружающий мир целостно, в единстве рационального и эмоционального. Но как выглядят эти эмоциональные компоненты? На эмпирическом уровне "физики" тянутся к "лирикам". Так, например, Петербургский политехнический университет решился на "культурную революцию". Это первый технический вуз страны, где студенты в обязательном порядке изучают не только сопромат, но и основы музыкальной культуры. Почему из всех видов искусства выбрана музыка? Возможно, ректорату близка мысль Игоря Стравинского о том, что феномен музыки дан человеку для упорядочения своих отношений со временем. Так или иначе вуз берется выпускать разносторонне образованных технологов.
Вот еще пример. С февраля этого года Департамент образования Москвы и Экспериментальный театр Вячеслава Спесивцева ввели уроки-спектакли. Теперь произведения классической литературы ("Евгений Онегин", "Горе от ума", "Ревизор") будут разыгрываться в школе вместо классических уроков.
Содружество вузов с искусством - частный случай более крупной, глобальной проблемы. Надо изменить сложившийся смысловой знак образования "рационализм" на знак "культура", сформировать культуротворческую школу, выстраивать учебный процесс как некий путь в культуру.
Университет культуры - кластер социально-культурной сферы
И снова, теперь из уст министра культуры и массовых коммуникаций, прозвучал упрек вузам культуры: увлеклись-де дублированием консерваторий, вузов искусств. Но нельзя забывать, что конкуренция всегда была на пользу художникам - субъектам творческой жизни. А это значит, что поток абитуриентов самоотрегулируется через творческо-созидательный потенциал, а не административный ресурс.
Так, велико число абитуриентов у профессора нашего университета, композитора, народного артиста России В. М. Лебедева. Авторитетная дирижерская школа сложилась под руководством основателя нашей кафедры оркестрового дирижирования, заслуженного деятеля искусств России, профессора Ю. Б. Богданова (дирижер спектаклей Малого театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского, Мариинского театра, Большого зала филармонии). На кафедре работают такие известные мастера, как дирижер губернаторского оркестра Санкт-Петербурга, народный артист России С. К. Горковенко; художественный руководитель оркестра баянистов им. П. Смирнова, народный артист России, профессор Ю. П. Смирнов; художественный руководитель ансамбля "Скоморохи", заслуженный деятель искусств России, профессор В. И. Акулович; дирижер Санкт-Петербургской государственной филармонии, заслуженный работник культуры России В. А. Альтшуллер; главный дирижер театра музыкальной комедии А. В. Абакшонок.
И по другим художественным специализациям университет не чувствует себя пасынком среди вузов искусств. Хореографическая школа профессора, лауреата Государственной премии, народного артиста России Б. Я. Брегвадзе известна далеко за пределами Петербурга. Ежегодно на сцене Мариинского театра идут его постановки.
Режиссерами церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве в 1980 г. были лауреаты Государственной премии, университетские профессора Б. М. Петров и Д. М. Генкин.
Кафедру театрального искусства возглавляет художественный руководитель театра "Балтийский дом", заслуженный артист России В. А. Тикке.
В то же время надо отметить широкий выбор специальностей и специализаций в университете культуры: все многообразие культурного пространства России отражено в его специализациях. Университет культуры и искусства - микромодель культуры и искусства России. Будущее - за мегауниверситетами. В этой связи мудрость образовательной политики состоит не в противопоставлении близких по профилю вузов, а в соединении их. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств вполне мог бы стать кластером социально-культурной сферы Петербурга, т. е. неформально объединить вокруг себя музыкально-художественные, хореографические школы, НИИ культуры и искусства, клубы, библиотеки, музеи, кинотеатры, вузы культуры и искусств и т. д.
Культурология - каркас вуза культуры
Положение об экономике как базисе и культуре как надстройке - эхо далекого прошлого. Культура и только культура составляет базис развития общества. Даже неспециалисту ясно, что многие проблемы нашей экономики имеют неэкономические корни. Они определяются уровнем культуры носителя экономических отношений, массовым сознанием.
В этой связи приходится только удивляться безответственности некоторых администраторов. Так, руководители театральной биржи труда, например, чтобы идти в ногу со временем, заявили, что от сокращения приема в творческие вузы культура не пострадает. Пострадает! Потому что культура - это то, что превращает население в народ, нацию, что обеспечивает духовную безопасность страны, способствует гражданскому объединению и консолидации.
Вузы культуры - полпреды культуры, ее локомотив. Они изменяют качество жизни.
Каркас, на котором выстроен университет культуры, - культурология. Петербургский университет культуры - ее родительский дом. Здесь профессора С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов, С. Н. Артановский обосновали культурологию как науку и учебную дисциплину, разработали категориальный аппарат, обосновали взаимодействие различных сфер культуры, закономерности исторической преемственности и морфологию культурного пространства, перспективы развития культуры и цивилизации. Усилиями этих патриархов культурологии изданы монографии и учебные пособия, защищены диссертации. Созревшая научная дисциплина дала обильные всходы. Статус самостоятельных дисциплин получили философия культуры, социология культуры, семиотика культуры, аксиология культуры, антропология культуры, психология культуры, межкультурные коммуникации и т. д. В последние годы активно развивается сравнительная культурология, или культурологическая компаративистика. Она изучает процесс взаимодействия народов, диалоги культур, толерантности и взаимопонимания. В этом ряду особое место занимает прикладная культурология, или прагматика культуры. Она учит разработке стратегии культурной политики, работе в средствах массовой коммуникации, в государственных комитетах, в частных компаниях, предпринимательских фирмах, арт-бизнесе и продюсерстве, галерейном деле и т. д.
Сегодня подготовкой культурологов занимаются порядка 200 вузов России. Как российская литература вышла из гоголевской шинели, так и корпус педагогов-культурологов 200 вузов вышел из петербургской школы.
Вызывает удивление научной общественности проект о культурологии как отрасли философии. Специальность "культурология" начинает таять на глазах, бюджетные места сокращаются как шагреневая кожа. Но университет культуры без культурологии - это форма без содержания, театр без зрителя, человек без энергетики.
Последние святые на Руси
Через год университет будет отмечать свое 90-летие. По итогам приема 1918 г. лидировала группа книжно-библиотечного дела. Она будет всегда лидировать. Одно время вуз даже назывался Библиотечным институтом. Сегодня новое время, по-новому называется и факультет - библиотечно-информационный.
Особое отношение к этому факультету понятно. Общество будет таким, какой будет библиотека.
Политиков надо избирать не только по их программам, но и на основе их читательского опыта. Как знать, может быть, и прав был нобелевский лауреат Иосиф Бродский, призывавший заменить государство библиотеками.
Увы, Россия перестала быть читающей страной. Государство упустило стратегическую инициативу. Разруха книжно-библиотечного мира напоминает катастрофу. В Финляндии на 1 миллион человек приходится 2500 библиотек, в России - 368. В Западной Европе 1 книжный магазин приходится на 6 - 8 тысяч населения; в России - на 40 - 50 тысяч.
Но дело не только в количестве библиотек, а в том, чем заполнены их фонды. Сложилось явное противоречие между целью развития общества, системой ценностей и фондом книг типичной массовой библиотеки.
Нужна национальная программа чтения, надо сформировать установку на чтение у молодого поколения.
Книговедческая школа университета (И. А. Шомракова, А. В. Блюм) разрабатывает технологию продвижения книги. Сами их научные работы вмиг становятся бестселлерами. "Запрещенные книги русских писателей и литературоведов" А. В. Блюма приобрели сразу 30 зарубежных университетов.
Непростую библиотечную ситуацию исследуют, вырабатывают рекомендации сложившиеся в университете научные школы: литературоведческо-технологическая, библиотековедческая, библиографическая, отраслевой библиографии.
Посредником между книгой и читателем остаются библиотекари. Д. С. Лихачев называл их "последними святыми на Руси". Но в век информационных технологий и "святые" должны перестраиваться. Сегодня они - навигаторы в океане информации, хранители информации, пропагандисты текстов, специалисты по чтению.
И вот в это судьбоносное для прикладной информатики время прием на бюджетное отделение сократился до 6 человек (?!).
Между тем факультет вполне мог бы претендовать на статус национального достояния России. В этом году его своеобразный юбилей. Коренная его перестройка начиналась так.
В 1962 г. в Англии обескураживающе парадоксальными результатами завершился масштабный Кренфильдский проект. По совокупности критериев была показана весьма низкая эффективность механизированного поиска документов в сравнении с традиционными библиографическими. Целесообразность продолжения работ в области механизации и автоматизации информационных процессов стала сомнительной.
Но группа молодых энтузиастов кафедры технической литературы Ленинградского института культуры (так тогда назывался университет) поставила под сомнение исследования англичан. Они обосновали собственную информационно-поисковую систему, буквально выстрадали неповторимый "почерк" в поле информационных исследований, открыли закономерности, сохраняющие перспективность и для современных информационно-поисковых технологий.
В начале 70-х годов был составлен тезаурус (словарь) по библиотечному делу и научной информации. Базовым направлением исследования стала разработка автоматизированных информационно-поисковых систем по заказам крупных предприятий и библиотек. Среди них такие гиганты индустрии, как "Атоммаш", "Электросила", "Ижорский Завод", такие "сверхбиблиотеки", как Государственная библиотека СССР им. Ленина, Всесоюзная книжная палата и др.
Кафедра сыграла решающую роль в распространении информационных технологий в стране, создала современный парк компьютерной техники. Частный результат деятельности кафедры - избавление людей от рутинной работы, автоматизация производства. Без информационно-поисковых систем теперь уже не представить самую заурядную библиотеку, тем более производство.
Но есть вещи и более значимые и глубинные.
Кафедра стояла у истоков зарождения информационного общества. А это ведь новая историческая фаза цивилизации. В ней главными продуктами производства и основными факторами общественного развития выступают научно-техническая и другие виды информации и знания. Информация становится предметом массового потребления. И здесь хочется напомнить читателю, что не только разруха, но и созидание начинается с головы. Квинтэссенция порядка и процветания современных государств - человеческий капитал. Появился новый тип личности, владеющий информацией.
Но информация - стратегический ресурс. Социальные его последствия трудно переоценить. Речь идет о становлении нового социального уклада, развитии демографии, существенных изменениях моделей образования, труда, общественной жизни и отдыха.
А теперь надо взять паузу и понять, что же сегодня происходит. Страна переживает особый этап, когда обременительно иметь грамотных носителей информации? В это трудно поверить.
Но тогда нужно решительным образом развернуть культурную политику государства в сторону прикладной информатики.
Новая социально-культурная общность - ассоциация
выпускников университетов культуры
При всех издержках можно сказать, что главная заслуга Санкт-Петербургского университета культуры и искусств состоит в том, что сформирована новая социально-культурная общность - ассоциация выпускников университета. Очень важно, чтобы эта ассоциация расширялась. Сокращение бюджетных мест ведет к ее сужению, а значит, к ухудшению качества нашей жизни.
Если верно, что университет культуры и искусств несет в себе отражение проблем и противоречий культурной жизни, то все, что сегодня происходит вокруг этих учебных заведений, нельзя оценить иначе, как пробный шар отношения к культуре вообще, попытке возродить бытовавший когда-то применительно к культуре остаточный принцип. Государство и культура должны быть всегда вместе.
Очень хотелось бы надеяться, что история всех все-таки чему-то учит и что в конце концов не на словах, а на деле будет осуществляться принцип: все начинается с культуры и ее полпреда - университета культуры и искусств.
Название документа