Рецензия на монографию В. В. Пейсикова "Судья в России и за рубежом"

(Фоков А. П.) ("История государства и права", 2009, N 9) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В. В. ПЕЙСИКОВА "СУДЬЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ" <*>

А. П. ФОКОВ

Фоков Анатолий Павлович, руководитель отдела сравнительного правоведения Российской академии правосудия, профессор, доктор юридических наук.

В современный период развития судебной системы в российской и зарубежной правовой науке активно обсуждаются вопросы, связанные с правовыми и организационными аспектами отбора, подготовки и повышения квалификации судей, как в России, так и за рубежом. Свой вклад в эту дискуссию вносит и В. В. Пейсиков, который около 20 лет профессионально посвятил этим проблемам, будучи проректором Российской академии правосудия. Автором учитываются положительные стороны сложившихся систем формирования судьи-профессионала за рубежом, которые предлагается использовать при совершенствовании процесса подготовки и непрерывного обучения судей в Российской Федерации. При этом автор основывается на своем личном опыте непосредственного изучения зарубежного законодательства, практики подготовки и обучения судей, проведенного во время стажировок в специализированных учебных судейских центрах целого ряда стран: Великобритании, Канады, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, США и Франции. В научном плане работа интересна тем, что автор при изучении феномена судебной власти в России предлагает уделить главное внимание методологическим аспектам непрерывного обучения и повышения квалификации судей в Российской Федерации, а также более интенсивным формам подготовки кандидатов в судьи. Современное состояние статуса судьи, полагает В. В. Пейсиков, предполагает непрерывный цикл обновления знаний, формирования правового и нравственного мировоззрения. Структура и объем монографии определены целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, списка литературы и приложений. Рецензируемая работа представляет собой комплексное исследование в (правовом и организационном) научном анализе вопросов формирования судьи-профессионала и разработке на этой основе предложений по совершенствованию законодательных норм, конкретизирующих критерии отбора и обучения судей. Достижение этой цели связано с исследованием элементов статуса судьи-профессионала путем сравнительного анализа подобных норм в России, обзора международного законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства в области судоустройства, относящегося к критериям подбора и обучения судей, а также повышения эффективности правосудия в целом. При изложении материала автор опирался на правовое положение судьи в контексте исторического развития Российского государства, стран ближнего и дальнего зарубежья. Монография охватывает практически наиболее важные аспекты деятельности судьи, во-первых: сравнительно-правовой анализ международно-правовых актов и зарубежного законодательства о статусе судей; во-вторых, профессионально-личностные и этические основы деятельности судьи; в-третьих, организационно-правовые вопросы отбора и подготовки судей; в-четвертых, рассматривает практические аспекты, связанные с отбором, подготовкой и назначением судей, предлагает свои рекомендации по эффективному улучшению критериев формирования судейского корпуса. В плане теоретических исследований вопроса введения в Российской Федерации института кандидата в судьи автор обратил внимание на работы: А. Д. Бойкова, В. Д. Зорькина, А. А. Иванова, М. И. Клеандрова, А. И. Ковлера, В. В. Кузнецова, В. М. Лебедева, Т. Г. Морщаковой, Н. А. Петухова, Н. В. Радутной, Ю. И. Сидоренко, В. Ф. Яковлева и многих других ученых и практических работников. Вместе с тем необходимо отметить, что в учебной и научной юридической литературе в качестве самостоятельного вопрос о правовых и организационных аспектах формирования судьи-профессионала, как правило, не рассматривается. Актуальность монографии обусловлена, в частности, тем, что в 1998 г. Министерство юстиции Российской Федерации передало функции финансового, административного и кадрового управления судами общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 528 "О Российской академии правосудия" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1199 "О Российской академии правосудия" была создана Российская академия правосудия как учебный и научный центр по подготовке кандидатов в судьи, повышению квалификации судейских кадров в стране. Особую актуальность данное исследование приобрело после решений VI и VII Всероссийских съездов судей от 2 декабря 2004 г. и 3 декабря 2008 г. об укреплении судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение одного - двух лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз в три года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами Российской Федерации и Российской академией правосудия. Примечательно, что Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на совещании по вопросам совершенствования судебной системы 20 мая 2008 г., а впоследствии и на VII Всероссийском съезде судей 2 декабря 2008 г. <1>, характеризуя меры по созданию подлинно независимого и объективного суда, подчеркивал необходимость "принятия организационно-правовых решений по улучшению деятельности судов". Действительно, в последние годы, как отмечают исследователи общественного мнения в России, в массовом сознании граждан сформировался устойчивый негативный образ судов и судебной системы в целом. По данным ВЦИОМ, в рейтинге доверия основным политическим и государственным институтам (включая органы федеральной и местной власти, правоохранительные органы, политические и общественные организации) судебная система занимает лишь 9 - 10-е место из 14 <2>. Не изменилось данное положение и в текущем 2009 г. Более того, чтобы изменить существующее положение, все больше и настойчивее не только сами судьи, но и представители общественных организаций и политических партий говорят о новых правовых инструментах для повышения гласности и открытости судебной системы, например: об электронном обеспечении правосудия, о дополнительном способе обращения в суд (иски через Интернет) <3>. -------------------------------- <1> Новая юстиция. 2008. N 1. С. 17; Российский судья. 2009. N 1. С. 4. <2> Судья. 2005. N 1. С. 56. <3> Иванов А. А. Абонент вне зоны // Российская газета. 19.02.2009.

Научный интерес к раскрытой автором теме обусловлен недостаточной разработанностью и конкретизацией в законодательстве требований об ответственности кандидатов в судьи о предоставлении заведомо недоброкачественных сведений и документов, дающих право на занятие судейской должности. Отсутствует законодательство и о возмещении вреда, причиненного действием (бездействием) судьи при отправлении правосудия. Так, в сентябре 2008 г. Верховный Суд Российской Федерации внес подобный законопроект, способствующий реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. Вместе с тем, как указывает Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин, "данных о том, что законопроект был передан для рассмотрения в конкретный комитет Государственной Думы, не имеется" <4>. Как справедливо подмечает автор монографии, "отсутствие законодательной регламентации объема и сроков проверки претендентов на должности судей на практике приводит к тому, что длительность проверки может составлять 15 - 20 месяцев" (с. 9). Неудивительно, что даже после назначения на должность судьи профессиональные ошибки, поступки, подрывающие авторитет судебной власти, совершают в большинстве судьи со стажем работы до трех - пяти лет <5>. В монографии указывается, что не разрешенные до настоящего времени вопросы подготовки кадров для судебной системы, ненадлежащее материально-техническое обеспечение деятельности судей, существенная нагрузка судей, постоянно изменяющееся и во многом противоречивое законодательство предопределили и чрезвычайно большое количество вакантных должностей в судах. Изучение кадровой динамики в судебной системе за последние несколько лет свидетельствует о наметившейся тенденции к текучести кадров, оттоку квалифицированных специалистов. Так, общая штатная численность в федеральных судах судей общей юрисдикции в 2008 г. составляет 23297 человек, при этом 3872 должности являются вакантными. Штатная численность в федеральных судах судей арбитражных судов - 4083 человека, 1054 должности не заняты. Регулярное, обязательное и высокопрофессиональное обучение действующих судей стало особенно необходимым в современный период в связи с прямым применением судами Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права; признанием Россией юрисдикции Европейского суда по правам человека; постоянно и качественно изменяющимся законодательством. Однако в настоящее время федеральные судьи имеют возможность повышать свою квалификацию не чаще, чем один раз в 10 лет. -------------------------------- <4> Российская газета. 2009. 16 января. <5> Кузнецов В. В. Независимость: цель и средство // Вестник ВККС РФ. 2004. Вып. 4. С. 47.

Автор на примере отечественной и зарубежной практики последовательно отстаивает свои предложения об улучшении подбора, подготовки и назначении судей в Российской Федерации. Так, В. В. Пейсиков считает, что для обеспечения качественного отбора судей необходимо включить в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" дополнительный раздел "О порядке сдачи квалификационного экзамена", с тем чтобы он сопутствовал любому "продвижению" судьи по службе. Как правильно отмечает профессор Н. В. Радутная, основываясь на зарубежном опыте, автор предлагает нормативно регулировать полномочия всех структур, участвующих в процедуре отбора кандидатов в судьи (с. 6). В. В. Пейсиков полагает необходимым создать в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ психологическую службу, одной из задач которой должно быть определение психологической структуры личности судьи, соответствующей критериям пригодности к работе, а также регулярная диагностика психологического состояния судей. Достоинство монографии В. В. Пейсикова состоит также в том, что это, по сути, небольшое по объему пособие для специалистов и преподавателей и всю его содержательную часть можно профессионально использовать в учебном процессе, а также в части отбора, подготовки и повышения квалификации судей. Монография, бесспорно, носит системно внедренческий характер, что выгодно отличает ее от иных изданий. Об этом может свидетельствовать тот факт, что каждая из трех глав позволяет исследователю сформулировать выводы и предложения, направленные на усовершенствование института судебной власти в сфере статуса судьи. Со своей стороны отмечаем, что, несмотря на положительные аспекты исследования В. В. Пейсикова, в монографии не указана роль Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека в выработке рекомендаций в повышении роли отбора, подготовки и повышения квалификации судей, исключающих судебные ошибки. Тем более что в последние годы гражданское общество и международные организации уделяют все большее внимание вынесению российскими судами неправосудных решений из-за некомпетентности судей, несоблюдения международных норм права. Отмеченные замечания носят в основном полемический характер, чем характер недостатков, и не умаляют ценность проведенного В. В. Пейсиковым исследования. Таким образом, монография В. В. Пейсикова "Судья в России и за рубежом" представляет собой новое научное достижение, вносящее существенный вклад в развитие науки судебной власти, и может быть полезна судьям, членам квалификационных коллегий судей, членам экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, работникам системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических учебных заведений.

Название документа