Право осужденного к лишению свободы на высшее образование: проблемы реализации

(Бутенко Т. П.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2009, N 1) Текст документа

ПРАВО ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Т. П. БУТЕНКО

В настоящее время получение образования, в том числе и отбывающими наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным. Во всех сферах деятельности работодатель от своего потенциального работника требует наличия у последнего определенного уровня знаний, как правило, наличия высшего образования. В связи с этим в условиях рыночных отношений возрастает потребность у населения в этих услугах. В период реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) все большее внимание со стороны руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы. Так, Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ ч. 4 ст. 108 УИК РФ была дополнена положением, обязывающим администрацию исправительного учреждения оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Однако этим законодатель ограничился, не урегулировав механизм реализации права осужденных на получение высшего образования. Уголовно-исполнительная система взаимодействует со многими высшими учебными заведениями, которые обеспечивают получение образования осужденными. Наиболее тесные контакты установлены с Современной гуманитарной академией (СГА), которая обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России. Поскольку исправительные колонии имеются во всех субъектах Российской Федерации, то наличие поблизости филиала академии дает возможность студентам, независимо от места их пребывания (проживания), получать в нем образование. Позитивным является использование СГА возможностей спутниковой связи: академия эксплуатирует два спутника: один работает на восточную часть страны, другой - на западную, что позволяет охватить всю территорию России, а также ряд зарубежных стран. С помощью спутниковой связи, Интернета и телевидения было внедрено дистанционное обучение <1>. -------------------------------- <1> Болтков С. Н., Карпенко М. П. Образование через спутник // Преступление и наказание. 2005. N 4. С. 2 - 3.

При этом студент имеет возможность прослушивать лекции, получать задания, участвовать в семинаре или тестировании, сдавать зачеты или экзамены посредством использования компьютерных технологий. Дистанционное обучение в учреждениях УИС с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями. В настоящее время, однако, многие практические работники и представители научного сообщества вкладывают разный смысл в понятие "дистанционное обучение". "Многие считают, что получение образования таким способом представляет собой некое подобие заочной формы обучения. На самом деле это совершенно разные вещи. Дистанционная технология позволяет учиться очно, заочно и экстерном", - уточняет проректор СГА Н. С. Сельская <2>. -------------------------------- <2> Интервью с Н. С. Сельской. Телекоммуникационные технологии в образовательном процессе осужденных // Преступление и наказание. 2006. N 10. С. 23.

В уголовно-исполнительной системе данный способ реализации осужденными к лишению свободы права на получение образования является самым приемлемым и не идет вразрез с режимными требованиями исправительных учреждений. Причем для некоторых видов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, он является единственно возможным. Среди осужденных на сегодняшний день наиболее распространенной формой получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является заочная. В Амурской области, например, все студенты-осужденные, обучающиеся в Амурском государственном университете (АмГУ) дистанционно, получают высшее образование по заочной форме. Однако не стоит исключать и возможность обучения дистанционно по очной форме. Так, например, осужденный, который в исправительном учреждении (ИУ) по независящим от него причинам (ввиду отсутствия рабочих мест) не занят трудовой деятельностью, имеет больше свободного времени, а значит, возможности обучения по очной форме (например, в СГА занятия по очной форме обучения составляют 24 часа в неделю). Не все, однако, считают справедливым и разумным предоставлять осужденным к лишению свободы возможность реализации своего права на получение высшего образования. Тем не менее данная возможность для осужденных закреплена в законе, причем на самом высоком уровне. В период действия ИТК РСФСР об этом не могло быть и речи. Известный ученый-пенитенциарист А. А. Беляев в свое время говорил: "В вузах осужденные учиться не могут, т. к. не имеют на это морального права. Ведь даже лица, обучавшиеся в вузах, исключаются из них за совершенное преступление" <3>. В настоящее время поменялись взгляды ученых на этот счет. Все больше делается для того, чтобы осужденные не только вышли образованными на свободу, но и смогли стать полноценными членами общества, применив полученные в период отбывания наказания навыки и умения. -------------------------------- <3> Беляев А. А. Правовое положение осужденных к лишению свободы. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. С. 32.

Предоставление осужденным возможности получать высшее образование находит поддержку и со стороны руководства ФСИН России. В одном из интервью директор ФСИН России Ю. И. Калинин отметил: "Сегодня в уголовно-исполнительной системе разрабатывается проект по развитию образовательных программ для осужденных. Свою задачу мы видим в том, чтобы на смену тюремным университетам пришли цивилизованные институты. Любой осужденный получит дистанционный доступ к университетскому образованию" <4>. -------------------------------- <4> Калинин Ю. И. Адвокатов воспитывают на нарах // Российская газета. N 233(4199). 18 октября 2006 г.

Тем не менее и сегодня многие считают, в том числе и В. П. Бернатович, что возможность посещать библиотеку в ИУ, участвовать в различных художественных кружках, а также дистанционно обучаться в высших учебных заведениях существенным образом искажает цели уголовного наказания в отношении лиц, преступивших закон, а наказание должно быть, прежде всего, карой за совершенное преступление <5>. Не соглашусь с позицией В. П. Бернатович, ведь после отбытия наказания люди вернутся в наше общество, и, какими они выйдут на свободу, зависит от той работы, которую с ними проводили в период изоляции. Если лишить их возможности повышать свой интеллектуальный уровень, то ни о каком исправлении и осознании своих преступных действий говорить не придется. Государство, согласно действующему законодательству, берет на себя обязанность не только исправить осужденного, но также охранять и обеспечивать его права и законные интересы. -------------------------------- <5> Бернатович В. П. О некоторых вопросах, возникающих в практике привлечения к уголовной ответственности лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, а также сотрудников учреждений УИС // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний: Сборник статей. Выпуск 8. М., 2004. С. 93.

"Преступник - это человек, который опасен в данное время, которого нужно или изолировать, или попытаться исправить, но которому ни в коем случае не надо мстить" <6>. Общество должно быть заинтересовано в гуманном отношении к осужденному как к своей частице в целях своего самосохранения. -------------------------------- <6> Курский Д. И. Избранные статьи и речи. М., 1948. С. 81.

Важным, на наш взгляд, является вопрос относительно исключения рассматриваемой категории лиц из вузов в связи с их осуждением. Закон "Об образовании" не предписывает отчислять студентов из вузов в связи с изменением их статуса. В ч. 1 ст. 5 названного Закона лишь говорится о возможных ограничениях в области получения профессионального образования при наличии судимости, но только если они (ограничения) установлены соответствующим законом. УИК РФ таких ограничений не устанавливает. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" говорит лишь о том, что профессиональное образование осужденных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в основных законах, где ограничиваются права осужденных, ничего не говорится о пределах реализации осужденными к лишению свободы рассматриваемого права. В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" законодатель определил одно из оснований отчисления студента из вуза - это "нарушение обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка" (ч. 9 ст. 16). Согласно п. "г" ч. 5 ст. 13 Закона РФ "Об образовании" обязательным является лишь включение в устав вопроса относительно порядка и оснований отчисления обучающихся. А вот определение этих оснований - сугубо прерогатива образовательного учреждения (в данном случае - вуза). На основе вышесказанного получается, что только вуз может решать: оставить (с переводом на другую форму обучения) или отчислить студента, которому назначено наказание в виде лишения свободы. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264, с изменениями от 17 января 2006 г.) определяет право студента на восстановление в высшем учебном заведении, где он обучался, в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением основы обучения при наличии в высшем учебном заведении вакантных мест. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются опять же уставом высшего учебного заведения. Вместе с тем в Положении не уточняются понятия "уважительная причина" и "неуважительная причина". Представляется алогичной ситуация, когда, например, человек, совершивший преступление по неосторожности и отбывающий наказание в колонии-поселении, подлежит отчислению из вуза (не учитываются даже его характеристика, отношение к учебе и прочее). Далее, при отбывании наказания в ИУ администрация должна оказывать содействие этому осужденному в получении высшего образования с учетом имеющихся возможностей (ч. 4 ст. 108 УИК РФ). Если же таких возможностей нет (а в настоящее время их нет у большинства ИУ), то осужденный так и не сможет реализовать свое право на получение образования (в данном случае - высшего). Думается, что необходимо урегулировать данный пробел в праве и сделать образовательный процесс непрерывным. Предлагаем в качестве обязательного предусмотреть порядок перевода осужденного, обучающегося в вузе на момент вынесения приговора, на другую форму обучения (если это возможно) либо предусмотреть возможность продолжения получения высшего образования другим способом (например, дистанционно при наличии возможностей). Думается, что данное положение снимет с вуза обязанность отчисления студентов, преступивших закон, и освободит администрацию ИУ, где отбывает наказание осужденный-студент, от поиска возможностей организации получения им высшего образования. Задача ФСИН России - создание необходимых условий для того, чтобы осужденный реализовал имеющееся у него право на получение образования. И если между ФСИН России и Минобрнауки России заключить соглашение, позволяющее без отчисления из вуза (с переводом на другую форму обучения или без таковой) студенту продолжить свое образование, то конституционное право на получение образования будет гарантированно иметь любой осужденный. В настоящее время около полутора тысяч осужденных обучаются на договорной основе в высших учебных заведениях. Наиболее востребованные специальности среди осужденных - это менеджмент, экономика, психология и юриспруденция (высшее юридическое образование получают более 600 человек). В ИУ Амурской области сегодня обучаются в вузах 59 осужденных (из них 52 человека - в Амурском государственном университете). Дистанционно получать высшее образование в Амурской области на сегодняшний день могут лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии N 3. Остальные осужденные лишены такой возможности. Предпосылкой для обеспечения возможности получения осужденными к лишению свободы высшего образования может послужить консолидация всех потенциальных студентов из числа осужденных в одном ИУ. Практика работы СГА показывает, что для более эффективной деятельности вуза в местах лишения свободы такой шаг будет вполне оправдан, так как это позволит более рационально использовать техническую базу представительства и снизить материальные затраты на техническое оснащение малочисленных пунктов дистанционного обучения. На сегодняшний день в Амурской области лишь в одной колонии (строгого режима) есть возможности для получения осужденными высшего образования. На территории названного субъекта в сорока километрах друг от друга функционируют две колонии строгого режима. Чтобы обеспечить реализацию конституционного права на образование, целесообразно всех осужденных, направляемых к отбыванию наказания в колонии строгого режима и желающих получить высшее образование, отправлять именно в ту колонию (в данном случае - ИК N 3), где созданы для этого все условия. Думается, что этим может заниматься специально созданная комиссия, которая после вступления приговора в законную силу с учетом мнения осужденного и его личностных характеристик будет принимать соответствующее решение. Правовой основой для таких новелл может служить ведомственный акт (как вновь принятый, так и уже действующий с внесением требуемых дополнений). Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.

Название документа