Актуальные проблемы теории и практики. Историко-культурное наследие - достояние страны

(Гайнуллин Х.) ("Туризм: право и экономика", 2009, N 1) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ

Х. ГАЙНУЛЛИН

Гайнуллин Х., главный редактор общественно-правового и научного журнала "Право и жизнь", соискатель кафедры отечественной и зарубежной истории Казанского государственного университета культуры и искусств.

Мы с вами являемся частью культуры и призваны творить ее. Здесь очень важным моментом является уникальность культур разных народов, в условиях Татарстана - татарского, русского, удмуртского, чувашского, марийского, мордовского и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции, богатое духовное наследие других народов. Национальные культуры между собой тесно взаимосвязаны - это аксиома, и в этом главное богатство и достояние страны. Чтоб не быть голословными, давайте совершим небольшой экскурс в далекое прошлое нашего края. Культура и этническая картина здесь складывались веками и имеют несколько пластов. Первоначально на территории современного Татарстана проживали финно-угорские племена, позднее, во второй половине I тысячелетия, обосновались тюркские племена булгар, которые пришли сюда из Приазовья и Северного Кавказа и образовали первое в Среднем Поволжье государство - Волжскую Булгарию. Это государство было завоевано в ходе монгольского нашествия, что привнесло кыпчакские элементы в этническую картину края. Образовавшееся после распада Золотой Орды Казанское ханство было пестрым по этническому составу, но основным государствообразующим этносом оставались булгарские племена. Следующее изменение этнической структуры населения связано с завоеванием Казани Иваном Грозным и присоединением ее к Московскому государству. На территории бывшего Казанского ханства начинает селиться русское население, а завоевание и последующая христианизация порождают миграцию булгар за пределы ханства. В результате всех этих процессов край оказался населенным представителями тюркского, славянского и финно-угорских народов <1>. -------------------------------- <1> См.: Многонациональный Татарстан. Информационно-справочный материал. Казань, 1993. С. 14.

Эти народы мирно проживали и трудились бок о бок, перенимая друг у друга элементы материальной и духовной культуры и сохраняя при этом свои национальные особенности, национальную самобытность. Веками складывались традиции взаимопонимания и уважения, культура межнационального общения. В советский период истории этническая картина Республики разнообразилась в ходе социалистического строительства, Великой Отечественной войны, строительства крупных промышленных объектов. В период создания единой общности советских людей в деле сохранения этносов, их языка, культуры и национальной самобытности были явные перекосы. Тогда пережитками далекого прошлого считались обычаи и обряды многих народов, сформировавшиеся в течение многих веков, и, конечно, они искоренялись. Очень часто нарушался уклад жизни, свойственный национальным меньшинствам. В результате политики всеобщей русификации их постоянно притесняли, даже выселяли с исконных земель (например, крымских татар, чеченцев, ингушей), навязывали им другую, советскую, культуру. Эта идеология, в том числе коммунистическая, разрабатывалась и совершенствовалась в течение долгих лет правителями тоталитарного режима. Академик А. П. Виноградов, выступая на Пагоушской конференции в 1979 г., по этому поводу сказал следующее: "В нациях должны быть равноуважаемые люди". Он, как многие представители творческой интеллигенции, открыто призвал не делить людей по признаку этнического происхождения, по религиозным убеждениям, поскольку мы живем в полиэтническом, поликонфессиональном государстве и нам нечего делить. Нужна только продуманная, взвешенная национальная политика, направленная на равноправное сосуществование всех наций и народностей. Историко-культурное наследие - неотъемлемая составная часть общечеловеческой культуры, действенный рычаг формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшее хранилище исторической памяти. Оно вбирает в себя ту часть многогранного исторического опыта общества, которая необходима человеку в бурных конфликтах современности и позволяет проследить неразрывную связь времен - путеводную нить, соединяющую древнейшие пласты истории с нынешним днем. По словам К. Ясперса, "настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе" <2>. Приобщение к историко-культурному наследию дает нам не только понимание прошлого, но и знание настоящего в свете того смысла, который мы усматриваем в будущем. Недаром В. Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем" <3>. -------------------------------- <2> Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 28. <3> Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. М., 1957. Т. 2. С. 291 - 292.

Всеобъемлющим, достоверным и образным носителем информации о прошлом является историко-культурное наследие. Это кладовая материальных и духовных составляющих, имеющая личное, коллективное, государственное или другое происхождение. Историко-культурное наследие представлено множеством свидетельств разного характера. Это и археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда и т. д.), и прикладные архитектурные ландшафты, и иные сохранившиеся предметы материальной культуры (старинные станки, приборы, утварь и т. п.), письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, периодическая печать разных лет и т. п.), произведения искусства, документы видео - и аудиоряда и др. Компоненты историко-культурного наследия подвержены постоянной опасности забвения. Это происходит как под воздействием времени и сил природы, так и в результате деятельности людей, которые наносят порой непоправимый ущерб памятникам по неведению или по злому умыслу. В работе В. С. Соловьева "Тайна прогресса" говорится, что Эней выносил из горящей Трои не мешки с деньгами, он взял с собой богов и немощного отца, т. е. историческую память, положив, таким образом, начало новой Италии <4>. Именно так должен поступать человек. Все, что остается в нашей памяти от прошлого, нужно спасать, и спасать немедленно. -------------------------------- <4> См.: Соловьев В. С. Тайна прогресса. Соч. в 2 томах. М., 1989. Т. 2. С. 619.

Проблеме изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Татарстана посвящены солидные работы ученых Казанского государственного университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Особенно большой интерес вызывают труды Р. М. Валеева (Историко-культурное наследие Татарстана. Казань, 2007), Р. Г. Фахрутдинова (История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000), Р. У. Амирханова (Татарская дореволюционная пресса (в контексте "Восток-Запад"). Казань, 2002), С. М. Михайловой (Казанский университет в духовной культуре народов востока России. Казань, 1991), Р. А. Мустафина (Силуэты. Казань, 2007) и отдельные сборники и доклады молодых ученых, исторические документы и материалы, посвященные развитию культуры Татарстана. Учитывая важность сохранения историко-культурного наследия в советский период, принимались нормативные акты и республиканские программы, а потом была осуществлена разработка концепции развития культуры на 1990 - 2005 годы. Конкретное воплощение эта концепция получила в Государственной программе развития культуры в Республике Татарстан. В части, касающейся проблемы исторического и культурного наследия (восстановление исторических городов, сел, старинных усадеб, историко-культурных, природно-ландшафтных, садово-парковых памятников), есть значительные сдвиги. И наконец, впервые в истории Татарстана 2 октября 1996 г. Государственным Советом Республики Татарстан был принят Закон Республики Татарстан "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей". В Татарстане на базе археологических, историко-архитектурных и природных комплексов созданы и ведут большую работу: - Булгарский государственный историко-архитектурный заповедник (1969); - Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1989); - Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Высокогорском районе (1992); - Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник в Алексеевском районе (1992); - Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский кремль" (1994). Проведена очень большая работа по организационному оформлению заповедников. Начаты работы по широкой музеефикации, туристическому показу и благоустройству территории и подъездов к памятникам, укреплению их материально-технической базы. Реализуется специальная программа "Серебряная дуга" - проект комплексного сохранения наследия и его использования в туристических целях, аналогичный "Золотому кольцу России". Этот маршрут предполагается проложить по древнебулгарской земле Закамья от Булгара до Чистополя. Начата разработка госпрограммы по возрождению и социально-экономическому развитию исторического поселения и архитектурно-художественного комплекса памятников XVI - XX вв. острова-града Свияжск... "Реализация стратегии сохранения и возрождения нашего историко-культурного наследия возможна только при условии расширения и повышения культурной базы, правового, финансового, научно-технического и организационного обеспечения и, конечно, подключения всех информационных и технических возможностей современного общества, - пишет Р. М. Валеев. - Сохранить наше богатое наследие многонационального народа Татарстана возможно лишь в том случае, когда это будет делом не только специалистов-археологов, историков, архитекторов, краеведов, но и руководителей разного ранга, широких слоев общественности. Нам всегда надо помнить, что памятники легкоранимы. Они разрушаются от наших разногласий и распрей, от нашего равнодушия и невнимания больше, чем от природных бедствий" <5>. -------------------------------- <5> Валеев Р. М. Историко-культурное наследие Татарстана. Казань, 2007. С. 186.

Следует сказать и о том, что за последние 15 лет реестр охраняемых государством памятников увеличился вдвое. Их число, в частности, пополнили "Имение Ушковых" в Менделеевске, "Чаллы" в Рыбнослободском и "Джукетау" в Чистопольском районах. Всего же на территории Республики под государственной охраной находится более 6 тысяч объектов историко-культурного наследия. Еще одно приоритетное направление государственной политики, неразрывно связанное с охраной и популяризацией уникальных исторических мест, - развитие культурно-просветительского туризма. Так, в соответствии с основными направлениями концепции возрождения Свияжска и программы развития Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника на правительственном уровне принят ряд решений, которые будут способствовать созданию здесь благоприятных условий для развития индустрии туризма и религиозного паломничества. С началом реализации Республиканской целевой комплексной программы "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 гг. все более широкое применение находят механизмы государственно-частного партнерства в деле возрождения памятников истории и культуры. Таким примером успешного взаимодействия государственных структур, муниципальных образований и частных инвесторов является тысячелетняя Елабуга, где только в 2007 г., к тысячелетнему юбилею города, было отреставрировано и реконструировано более 200 объектов культурного наследия. Признанием бесспорных достижений Татарстана в области охраны памятников можно считать проведение в Казани в 2007 г. таких представительных форумов, как VI Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры и IX Всемирный конгресс Организации городов всемирного наследия... Как было сказано выше, периодическая печать тоже является историко-культурным наследием страны. На протяжении нескольких веков она сыграла и сейчас играет неоценимую роль в духовном развитии людей, в зависимости от эпохи формирует те или иные взгляды. В исследованиях последних лет жесткой критике подвергается советский период, руководящая роль КПСС над прессой, несколько однобоко рассматриваются вопросы культуры и идеологии. В этой связи заслуживает внимания концепция известного культуролога П. А. Сапронова, негативно трактующего роль советской идеологии, а весь советский период в истории культуры оценивающего как безвременье. Исследователь считает, что сближение идеологии и культуры дорого обошлось нашей стране. По его мнению, в тоталитарном государстве шел процесс ассимиляции идеологии и культуры: философия, наука, искусство, образование, журналистика служили властям и рассматривались как средство идеологической работы. Творческий импульс становился невозможным. Культура вырождалась. В данной концепции многие утверждения не вызывают сомнения. Любая власть духовную жизнь страны держит под контролем. Однако нас не совсем устраивает один момент, который касается "полного поглощения культуры периода большевизма советской идеологией". Тогда как понимать действия славных представителей интеллигенции, открыто выступавших против диктатуры власти Сталина, Брежнева и писавших прекрасные произведения? Как воспринимать диссидентское движение? Многие еще помнят истинных патриотов от журналистики: отделы культуры в редакциях республиканских газет долгие годы были островками духовности и пропаганды высокого мирового и отечественного искусства. Язык культуры интернационален, понятен всем, он питается соками многовековой истории культуры. Что мы имели до Октябрьской революции и что имеем сейчас? Разница огромная, поэтому изображать катастрофу культуры в эпоху большевизма неуместно. И раньше, и сейчас благодаря массовым коммуникациям любое событие в области культуры становится достоянием широкой общественности. Поэтому трудно переоценить роль печати в пропаганде богатого духовного наследия и традиций культуры в формировании у населения устойчивого историко-культурного взгляда. В Татарстане под влиянием происходящих в России политических и культурных трансформаций с конца 1980-х годов наблюдается рост национального самосознания, осознанного отношения представителей разных народов к своей этнической идентификации. Здесь исторически присутствуют мировые конфессии: ислам (официально принятый Волжской Булгарией в качестве государственной религии в X в. и имевший развитие в Золотой Орде и Казанском ханстве, а позднее получивший своеобразную трактовку в произведениях татарских просветителей), христианство (пришедшее сюда в XV в. и занимавшее господствующие позиции в период, когда регион находился в составе Российской империи). Отчасти сохраняются языческие верования, в последнее десятилетие получившие второе рождение благодаря этнокультурным исследованиям марийских и чувашских ученых. Все это требует внимательного отношения к вопросам культуры и особенно к вопросам представления информации о конфессиях, об их богатейшем историко-культурном наследии, соблюдая принцип веротерпимости и равноправия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать такой вывод: многообразие языков, национальных культур и конфессий является уникальным историко-культурным наследием региона и заслуживает того, чтобы быть представленным в мировом информационном пространстве. Проблема, однако, состоит в том, что это богатейшее наследие должно быть обработано, проанализировано и подготовлено для освещения на страницах периодической печати и введения его в мировое информационное поле. Создание электронного ресурса "Культурное наследие народов Татарстана", который объединит электронные коллекции различных учреждений образования, науки и культуры, посвященные различным аспектам культурного наследия, позволит решить ряд вопросов в сфере образования, научно-исследовательской работы и культуры в целом. Музейные экспонаты, редкие книги, рукописи, архитектурные сооружения, в том числе уникальные, в оцифрованном виде могут быть использованы в качестве методического и иллюстративного материала по учебным курсам, читаемым в вузах Казани и Республики. Следует подчеркнуть и то, что здесь расположен старейший университет России. Казанский императорский университет, основанный в 1804 г., долгое время оставался единственным на всю восточную часть страны. Он стал крупным научным центром, внес большой вклад в изучение истории и культуры многих народов, оказывал и продолжает оказывать сильное влияние на развитие культуры в регионе. Учеными университета обобщен и изучен значительный информационный потенциал, накопленный в течение столетий. Создаваемый сейчас новый научный центр призван объединить усилия ученых КГУ, других учебных и научных центров Татарстана, как занимающихся исследованием отдельных элементов культуры, так и разрабатывающих компьютерные и информационные технологии сохранения больших массивов информации, и в том числе историко-культурного наследия. Все это бесценное богатство, созданное природой и человеком, должно надежно охраняться и передаваться из поколения в поколение вне зависимости от времени, пространства и форм собственности.

Название документа