Реализация права на образование как одного из прав и свобод человека и гражданина

(Ахмедов Г. Г.-о)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 1)

Текст документа

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНОГО ИЗ ПРАВ

И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Г. Г.-О АХМЕДОВ

Ахмедов Г. Г.-о, иностранный член ГАН РАО, академик.

Образование имеет стратегическое значение для общества и государства. Поэтому право на образование является одним из конституционных прав граждан. В ст. 42 Конституции Азербайджана предусматривается, что каждый гражданин обладает правом на получение образования.

Государство гарантирует бесплатное обязательное общее среднее образование. Система образования контролируется государством.

Государство гарантирует продолжение образования для талантливых лиц независимо от их материального положения. Государство устанавливает минимальные стандарты образования.

В целях реализации права на образование в Азербайджанской Республике осуществляются следующие программы:

1. Общеобразовательная программа, к которой относятся дошкольные образовательные программы; начальные, основные, средние общеобразовательные программы.

2. Профессионально-специальные образовательные программы. Сюда входят профессионально-технические образовательные программы, среднеспециальные образовательные программы, высшие специальные образовательные программы, последующие после высшего образования специальные образовательные программы (ординатура, магистратура, докторантура).

Общеобразовательные программы обеспечивают социализацию личности, выполняют задачи социальной направленности гражданина и формируют у него систему образовательной деятельности. Данные программы реализуются в образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, при этом соблюдаются преемственность и последовательность.

Программы высшего профессионального образования обладают сложной структурой. Министерство образования Азербайджанской Республики рекомендует разработку этих программ проводить в два этапа. Первый этап включает в себя конечную цель, достигаемую на основе образовательных стандартов в процессе учебно-воспитательного характера. На втором этапе разрабатываются содержание образования и правила его реализации. Для этого составляется полный перечень дисциплин учебной программы, обеспечивается баланс фундаментально-теоретических приоритетов и подготовки их применения и достижения, определяется соотношение аудиторной работы и самостоятельной научной деятельности студентов, отыскиваются наиболее эффективные виды и технологи образования.

Общенациональный лидер Г. А. Алиев отмечал: "Народ прославится культурой и наукой".

Придавая исключительное значение образованию, Г. А. Алиев говорил: "После избрания 14 июля 1969 года руководителем Азербайджана я в первую очередь занимался вопросами образования... Знаете, что азербайджанский народ постоянно уделяет огромный интерес знаниям, науке. В многовековой истории наш народ дал культуре человечества видных ученых, поэтов, писателей, обогащая эту культуру произведениями" (2 - 4).

Стратегические перспективы образования в Азербайджанской Республике определены Г. А. Алиевым: "У учителя Азербайджанской Республики должна быть единственная цель: воспитание поколения, верного идеалам независимости, готового пожертвовать себя за свободу отчизны, способного превратить Азербайджан в расцветающее, благополучное и могущественное государство" (2 - 4).

Эти заветы сегодня успешно претворяются в жизнь.

В законодательстве образования устанавливаются главные задачи образовательной системы: воспитание человека, обладающего глубокими и всесторонними знаниями, практической подготовкой, высокой культурой, чувством ответственности, владеющего общечеловеческими ценностями, уважающего права и свободы человека, способного превратить Азербайджан в одно из демократических и развитых государств мира. Для выполнения этих задач утверждены следующие формы образования.

В образовательных учреждениях с отрывом от производства и без отрыва от производства:

- образование в семье;

- образование в доме;

- свободное образование;

- экстернатное образование;

- особое образование.

Допустимы другие формы образования с использованием современных образовательных технологий. Структура образовательной системы состоит из:

- государственного;

- негосударственного;

- платного;

- бесплатного образования.

В Азербайджанской Республике действуют 4542 общеобразовательные школы, в них обучаются 1,6 млн. учеников, их обучением и воспитанием заняты 174 тыс. педагогических работников.

Прием студентов в высшие и среднеспециальные образовательные учреждения является стратегическим направлением образовательной политики государства и уже 15 лет осуществляется Государственной комиссией по приему студентов (ГКПС).

Исторически основой правового регулирования общественных отношений в сфере образования являются нормативно-правовые акты Азербайджанской Республики и более 30 международных правовых актов.

Азербайджанская Республика соблюдает рекомендации Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "О правах человека" от 10 декабря 1948 г., где определены международно-правовые начала образовательного процесса.

Программы ЮНЕСКО в образовательной сфере имеют важное значение и для Азербайджанской Республики. Между ЮНЕСКО и Правительством Азербайджанской Республики заключено соглашение об осуществлении проектов ЮНЕСКО в Азербайджанской Республике.

Реализация образовательной политики Азербайджанской Республики основывается на следующих принципах:

- предоставление всем возможности получения образования в пределах государственных стандартов;

- демократизация образования;

- повышение самостоятельности образовательных учреждений;

- гуманизация образования;

- верховенство общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья людей, свободного развития личности.

Таким образом, реализация в Азербайджанской Республике права на образование основывается на самых передовых общечеловеческих ценностях.

Список используемой литературы

1. Конституция Азербайджанской Республики. Баку, 2007.

2. Речь Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева на общереспубликанском собрании специалистов, получивших образование за пределами Азербайджана в 1970 - 1987 гг., состоявшемся 31 августа 1998 г.

3. Алиев Г. А., Президент Азербайджанской Республики. Программа реформ в сфере образования в Азербайджанской Республике // Газета "Азербайджан".

4. Абдуллаев Э. И. Административное право: Учебник. Баку, 2001.

5. Марданов М. Д. Образовательная система Азербайджана: реальное состояние, проблемы, направления реформ. Баку, 2008.

Название документа