К вопросу о правовом положении продюсера в процессе производства кинопродукции при заключении договоров с авторами фильма

(Шехавцова А. Ф.)

("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 5)

Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРОДЮСЕРА

В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА КИНОПРОДУКЦИИ

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ С АВТОРАМИ ФИЛЬМА

А. Ф. ШЕХАВЦОВА

Шехавцова А. Ф., соискатель кафедры международного права (МГИМО - Университет).

Впервые термин "продюсер" появляется в законодательстве Российской Федерации в Федеральном Законе "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Закон о кинематографии) от 22.08.1996 N 126-ФЗ. Согласно определению, данному в ст. 3 указанного законодательного акта, продюсер фильма - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. До введения в действие Закона о кинематографии в законодательстве существовал только один термин, введенный Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 (далее - Закон об авторском праве): изготовитель аудиовизуального произведения. Определение термина закреплено в ст. 4 Закона об авторском праве - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Очевидно, что термин, используемый Законом о кинематографии, сильно расширяет понятие, введенное Законом об авторском праве, называя производство (или изготовление) лишь одной из составляющих деятельности продюсера. При этом обе нормы соглашаются с тем, что продюсером (или изготовителем) может быть как физическое, так и юридическое лицо. На практике чаще встречаются случаи, когда в производстве фильма принимает участие не один, а несколько продюсеров, компетенция которых разграничивается. Один обязан регулировать творческую составляющую процесса производства, другой организовывает финансовую возможность производства, третий обеспечивает технический состав. При этом регулирование отношений в области финансирования и технического обеспечения относится к предпринимательской деятельности, что осложняет возможность участия на этих этапах физических лиц. Что же касается возможности аккумулирования прав на интеллектуальную собственность, возникновение которых связано с производством фильма, то законодательство не содержит такого ограничения, предоставляя физическим лицам полную свободу действий. Таким образом, определение, введенное Законом о кинематографии, имеет в виду, прежде всего, предпринимателей.

Важно обратить внимание на то, что в качестве объекта указанные два нормативно-правовых акта принимают разные понятия - аудиовизуальное произведение и фильм. Можно ли считать их различными объектами правовой охраны? Тем более важно разобраться в терминологии, принимая во внимание то, что вступившая в силу с 01.01.2008 четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - IV ГК РФ) вслед за Законом об авторском праве использует термин "изготовитель аудиовизуального произведения", вводя при этом некоторую новеллу его правового положения. Этот аспект проблемы мы раскроем чуть позже.

Для внесения ясности в степень сходства и различия понятий "фильм" и "аудиовизуальное произведение" необходимо обратиться к толкованиям указанных понятий, приведенным в законодательстве. В соответствии со ст. 3 Закона о кинематографии фильм - это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Статья 1263 IV ГК РФ называет аудиовизуальным произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле - и видеофильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Из приведенных определений видно, что понятие, принятое IV ГК РФ, более обширно и вбирает в себя фильм, в смысле ст. 3 Закона о кинематографии, как часть. Однако это можно объяснить тем, что к аудиовизуальным относятся не только продукты кинематографии, но и иные произведения, относящиеся к аудиовизуальным. Таким образом, Закон о кинематографии объектом регулирования выбирает понятие, являющееся частным случаем по отношению к аудиовизуальной продукции в целом. В настоящей статье исследуется регулирование прав лиц, деятельность которых связана, прежде всего, с производством кинематографической продукции, а следовательно, автор считает возможным в качестве объекта принять термин, введенный Законом о кинематографии, т. е. фильм.

Для решения задачи об обеспечении продюсерами своих прав при производстве фильма важно разделить все правовые отношения, возникающие у продюсера, на две группы, а именно отношения, в которые вступает продюсер с авторами фильма, т. е. физическими лицами, осуществляющими творческую разработку и реализацию проекта, и остальными субъектами, участвующими в производстве и реализации фильма. Как следует из заголовка настоящей статьи, предметом рассмотрения являются отношения продюсеров с авторами фильма.

В поставленных рамках, прежде всего, необходимо разделить весь состав авторов-участников производства кинопродукции на авторов, признанных законодателем авторами фильма в целом, и авторами, обладающими правами только на свое произведение, входящее в состав фильма.

К первой группе авторов, согласно действующей норме, закрепленной ч. 2 ст. 1263 IV ГК РФ, относятся автор сценария, режиссер-постановщик и композитор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально написанного для аудиовизуального произведения. В соответствии с действующей редакцией статьи, содержащей ссылку на ст. 1240 IV ГК РФ, заключение договоров с авторами фильма влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю исключительных прав, если иное не предусмотрено в договоре.

Возвращаясь к поставленной в настоящей статье цели, для обеспечения своих прав продюсеру важно при заключении договоров с авторами фильма иметь в виду, что кроме исключительных прав, возникающих у этой группы авторов в связи с их непосредственным вкладом в фильм (т. е. исключительные права в отношении сценария, режиссуры и музыкального произведения), важно указать объем прав, переходящий в пользу продюсера в отношении фильма в целом. Норма ст. 1240 IV ГК РФ в ч. 2 п. 1 содержит диспозицию о признании договора между продюсером и авторами фильма договором об отчуждении исключительных прав, оставляя при этом на усмотрение сторон возможность ограничения прав продюсера, но только при условии подробного регулирования подобных ограничений соглашением сторон. Другими словами, новшество IV ГК РФ состоит в том, что по умолчанию заключение договора с автором фильма считается полной передачей прав, тогда как, согласно п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве, все права, прямо не переданные по договору, в том числе и продюсеру фильма, считались непереданными.

Далее: при заключении договоров с авторами фильма важно соблюдать требования законодательства по отношению к форме таких договоров. В соответствии со ст. 1233 IV ГК РФ, любой договор о распоряжении интеллектуальной собственностью должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение указанной формы, согласно ст. 162 ГК РФ, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Условия, обязательные для договора между продюсером и авторами фильма, прописаны в ст. ст. 1233 - 1235 IV ГК РФ, а именно: договор должен прямо указывать на объект интеллектуальной собственности, в отношении которого заключается договор, срок, территорию и способы, в соответствии с которым будет осуществляться использование. Одной из важнейших новелл, введенных IV ГК РФ, является возможность заключения безвозмездных договоров о передаче интеллектуальной собственности. Согласно п. 4 ст. 1235 IV ГК РФ, при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор считается заключенным на пять лет. В случае отсутствия указания на территорию использования, согласно ч. 3 той же статьи IV ГК РФ, право считается переданным для использования на территории Российской Федерации. При этом все указанное относится к лицензионному договору, т. е. договору, предоставляющему право использования результата интеллектуальной деятельности на определенных договором условиях. Однако, согласно ч. 3 ст. 1233 IV ГК РФ, договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (например, фильм). Статья 21 Закона об авторском праве содержала положение об обязательной возмездности авторского договора. На практике встречаются случаи, когда, например, лица, являющиеся авторами фильма, одновременно являются его продюсерами. Заключение в подобных случаях возмездного договора с целью соблюдения законодательства как минимум странно. Представляется, что именно исходя из подобных случаев законодателем ликвидировано требование об обязательной выплате вознаграждения автору. В соответствии с IV ГК РФ законодатель предоставляет сторонам, вступающим в отношения в связи с производством фильма, полномочия по самостоятельному регулированию в отношении встречного удовлетворения.

Отношения между продюсером и авторами, обладающими исключительными правами в отношении объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав фильма, должны быть также урегулированы в рамках договора (лицензионного или договора об отчуждении прав). Однако при этом продюсер должен помнить, что предметом передачи прав в таких договорах является не фильм, а только объект интеллектуальной собственности, возникновение которого связано с производством фильма.

Продюсер также не должен забывать о том, что все без исключения авторы обладают определенными ст. ст. 1265 - 1266 IV ГК РФ неотчуждаемыми личными правами, а именно правом авторства, правом на имя, правом на обнародование (включая право на отзыв) и правом на неприкосновенность произведения и защиту от искажений. Если с двумя первыми правами все ясно, то последние два вызывают много вопросов. В частности, при заключении авторского договора автор передает продюсеру право на обнародование произведения. При этом автор имеет право передумать, т. е. отозвать данное разрешение на обнародование. Законодатель указывает, что при принятии такого решения автором последний должен возместить все возникшие в связи с принятием такого решения убытки, включая упущенную выгоду. Однако по закону такое возмещение не является автоматическим и может применяться только при предъявлении требования об их возмещении. Таким образом, размер предъявленного требования о возмещении убытков в связи с примененным автором правом на отзыв должен доказываться в установленном законодательством порядке. Важно отметить, что при определении размера причиненных убытков, согласно п. 6 письма Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225, рекомендуется руководствоваться последствиями несоблюдения договорных обязательств, а не характером самого нарушения. Часто на практике авторские договоры содержат обязательство автора не применять право на отзыв. При включении подобного пункта в договор с автором продюсер не должен забывать о положении гражданского законодательства, согласно которому отказ лица от принадлежащего ему права является ничтожным положением договора, т. е. недействительным, вне зависимости от признания его таковым судом. Таким образом, при желании обеспечить продюсером некоторую степень защищенности от применения авторами права на отзыв имеет смысл либо указывать в договоре размер ответственности, выраженный в денежной форме, при применении автором права на отзыв, либо указать действия, которые каждая из сторон будет предпринимать, в случае применения права на отзыв.

Необходимо учитывать, что при принятии автором решения об отзыве ранее принятого решения об обнародовании произведения исключительные права, переданные продюсеру по договору, сохраняются за продюсером, а не возвращаются автору. Следовательно, произведение, ставшее объектом примененного права на отзыв, не может быть только обнародовано указанным в договоре приобретателем прав, при этом автор также не получает возможности использовать произведение. Согласно ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Таким образом, за рамками указанной нормы остается момент прекращения действия переданного пользователю права на обнародование, т. е. неясно, прекращает ли право на обнародование свое действие в момент применения права на отзыв либо только после возмещения суммы убытков. Мы считаем, что юридическая практика решения данного вопроса отсутствует. Законодатель же в качестве частного случая указывает ситуацию, когда произведение уже обнародовано. В этом случае автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе за свой счет изъять из оборота ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Что же касается права автора на защиту от искажения, то в данном случае способ осуществления защиты лучше регулировать самим договором, предоставляя возможность автору, например, снять свое имя из титров, заменить его на псевдоним (при этом, в целях избегания ситуации злоупотребления автором указанным правом, лучше псевдоним также закреплять в тексте договора).

В завершение нельзя не отметить право, возникающее непосредственно у продюсера в отношении фильма. Во многих странах продюсер является носителем смежных прав в отношении фильма, наряду с производителями фонограмм. Так, например, согласно Директиве ЕС 92/100, продюсеру принадлежит право первой фиксации фильма. В российском законодательстве продюсер таким носителем не является. Единственное право продюсера, закрепленное на законодательном уровне в ст. 1263 IV ГК РФ, - изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Таким образом, заключая договоры с авторами фильма, продюсер в целях обеспечения своих прав, возникающих в связи с производством фильма, должен уделять достаточное внимание характеру таких договоров и порядку их исполнения.

------------------------------------------------------------------

Название документа