Учение русских монархистов XX в. о духовно-нравственных основах государства

(Тушканов И. В.) ("Общество и право", 2009, N 1) Текст документа

УЧЕНИЕ РУССКИХ МОНАРХИСТОВ XX В. О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА

И. В. ТУШКАНОВ

Тушканов Игорь Валентинович, кандидат исторических, юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Волгоградской академии государственной службы.

Механическое перенесение в Россию в 90-х гг. XX в. заимствованной в западной идеологии и практике модели политического развития привело к кризису общественного сознания, поскольку потребовало отказа от российской социально-политической и культурной традиции. Противостоять этому возможно только путем создания собственной политико-правовой идеологии, опирающейся на традиционные национально-государственные ценности российского народа. Как совершенно справедливо указал Президент Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, российский народ действует "на прочной основе выработанных, выстраданных, выверенных за века ценностей и идеалов" <1>. Для того чтобы России сохраниться как уникальной государственной и духовной общности, необходимо более внимательное изучение трудов тех мыслителей, которые разрабатывали политико-правовые учения исходя из традиционных российских духовно-нравственных ценностей, стояли на твердой основе почвенничества, в том числе придерживались монархических взглядов. Среди них следует выделить выдающегося юриста К. П. Победоносцева (1827 - 1907 гг.), двадцать пять лет занимавшего должность обер-прокурора Святейшего синода, публициста Л. А. Тихомирова (1852 - 1923 гг.), который в молодости был революционером-народовольцем, но в эмиграции пересмотрел свои взгляды, испросил прощения у Александра III и, вернувшись в Россию, стал одним из теоретиков монархической государственности; философа и экономиста П. Б. Струве (1870 - 1944); великого юриста и философа И. А. Ильина (1883 - 1954 гг.), высланного в 1922 из Советской России; публициста И. Л. Солоневича (1891 - 1953 гг.), в 1934 г. бежавшего из СССР и ставшего автором оригинального политико-правового учения о народной монархии. -------------------------------- <1> Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. Неделя. 6 ноября 2008 г. N 4787.

Отправной точкой для выявления духовно-нравственной основы российского общества и государства является убеждение русских монархистов в том, что не может быть единого политико-правового учения, одинаково подходящего для всех народов. П. Б. Струве указывал: "Можно как угодно разлагать государство на атомы и собирать его из атомов, можно объявить его "отношением" или "системой отношений". Это не уничтожает того факта, что психологически государство есть как бы некая личность, у которой есть свой верховный закон бытия" <1>. Естественно, что у каждой личности-государства имеется и свой собственный духовный стержень, определяющий ее развитие. "Государство безверное, - писал по этому поводу К. П. Победоносцев, - есть не что иное, как утопия, невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства. Религия, а именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры" <2>. При этом прежде всего говорится о духовно-нравственной и религиозной составляющей основы общества, как фундамента всякой государственности. Без такого фундамента невозможно возникновение государства и его развитие. -------------------------------- <1> Струве П. Б. Великая Россия // Вопросы философии. 1992. N 12. С. 66. <2> Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 35.

Только в этом случае государство, как писал И. А. Ильин, "есть духовное единство людей, ибо в основе его лежит духовная связь, предназначенная для того, чтобы жить в душах и создавать в них мотивы для правильного внешнего поведения" <1>. Действительно, именно духовно-нравственные, а не материальные мотивы являются определяющими для многих людей. Если человек воспитан правильно, то даже в условиях вседозволенности он будет проявлять высокий уровень правосознания, и, наоборот, индивид, не имеющий строгих морально-нравственных ориентиров, будет нарушать законы, даже зная о возможном (а то и неминуемом) наказании. Если же говорить о народе в целом, то хорошо известно, что во время тяжелых испытаний (как, например, в годы Великой Отечественной войны) резко повышается духовное единство людей, большинство населения готово терпеть материальные лишение ради государства. В сущности, вся российская история показывает, насколько прав был К. П. Победоносцев, когда писал: "Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом" <2>. -------------------------------- <1> Ильин И. А. Родина и мы: Статьи. Смоленск, 1995. С. 329. <2> Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996. С. 271 - 272.

Помимо духовно-религиозной основы государства, нравственность, по мнению русских монархистов, призвана быть определяющим фактором во взаимоотношениях государства и общества. С одной стороны, напрямую - между государственными служащими и населением, с другой стороны, опосредованно, через правовые нормы. Так, Л. А. Тихомиров отмечал, что нравственность важна и для взаимоотношений власти и общества. "Монарх должен знать, - писал он, - что если в народе нет религиозного чувства, то не может быть и монархии. Если он лично не способен сливаться с этим чувством народа, то он не будет хорошим монархом. Между ним и народом всегда будет протянута завеса взаимного непонимания" <1>. -------------------------------- <1> Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 449.

Касаясь содержания правовых норм, русские монархисты особо подчеркивали важность их нравственного содержания. Например, И. Л. Солоневич утверждал: "Русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше закона и закону отводит только то место, какое ему и надлежит занимать: место правил уличного движения. Конечно, с соответствующими карами за езду с левой стороны. Не человек для субботы, а суббота для человека. Не человек для выполнения закона, а закон для охранения человека. И когда закон входит в противоречие с человечностью - русское сознание отказывает ему в повиновении" <1>. -------------------------------- <1> Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 2003. С. 98.

Надо отметить, что идея о верховенстве справедливости и гуманности над писаным законом непосредственно вытекала из российских понятий нравственности, сформировавшихся под влиянием прежде всего православной церкви и русской государственной традиции. Надо отметить, что аналогичная точка зрения высказывается в настоящее время большинством юристов, философов и политиков. Например, В. В. Ильин и А. С. Ахиезер указывают, что "в российском правоведении связь права и нравственности стала общепризнанной идеей" <1>. -------------------------------- <1> Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997. С. 314.

В то же время русские монархисты XX в. не снимали ответственности и самих граждан. Так, говоря о правах человека, Л. А. Тихомиров отмечал: "Это право есть чисто нравственное. Оно не поддается юридической формулировке и не подлежит суду иначе, как на той же нравственной почве. Право личности как человека существует с этой точки зрения, поскольку человек исполняет обязанности своей миссии нравственно разумного существа. Если он покидает почву этики и разума, этим его право само собою упраздняется" <1>. Таким образом, человек и государство взаимно обязаны соблюдать в отношениях между собою, прежде всего, нравственные нормы, а следовательно, и правовые. Поэтому очень современно звучит напутствие П. Б. Струве: "Только если русский народ будет охвачен духом истинной государственности и будет отстаивать ее смело в борьбе со всеми ее противниками, где бы они не укрывались, - только тогда, на основе живых традиций прошлого и драгоценных приобретений живущих и грядущих поколений, будет создана Великая Россия" <2>. Думается, что нам всем необходимо не только постоянно помнить, но и воплощать в жизнь эти слова выдающегося мыслителя. И тогда Российское государство будет соответствовать тому образу, о котором писал И. А. Ильин: "государство есть организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотической любовью и поддерживающих ее самоотверженною волею" <3>. -------------------------------- <1> Тихомиров Л. А. Указ. соч. С. 45. <2> Струве П. Б. Великая Россия // Вопросы философии. 1992. N 12. С. 75. <3> Ильин И. А. Родина и мы: Статьи. Смоленск, 1995. С. 331.

Итак, даже краткий анализ учений русских монархистов XX в. позволяет сделать ряд выводов. Воспринимая каждое государство как своеобразную личность, они подчеркивали индивидуальность каждого государства и, следовательно, невозможность создать общие законы государственно-правового развития. Каждое государство, в том числе Российское, имеет свои духовно-нравственные основы, которые, собственно, и обеспечивают индивидуальность. Например, в России нравственность, основанная на православном восприятии жизни, всегда была на первом месте, и, следовательно, только она может быть главным основанием взаимоотношений государства и общества. Учитывая современное социально-политическое и духовно-нравственное состояние российского общества, можно сказать, что многие идеи и предложения русских политических мыслителей монархического направления не потеряли своей актуальности в начале XXI в. Например, в процессе совершенствования законодательства в России необходимо учитывать исторические государственно-правовые традиции, важнейшей из которых является взаимосвязь нравственности и права.

Название документа