Жизнь для людей

(Билык Г. М.)

("Вестник Пермского университета", 2013, N 3)

Текст документа

ЖИЗНЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Г. М. БИЛЫК

Билык Г. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Освещены отдельные эпизоды жизни профессора Л. Ю. Бугрова, наблюдавшиеся в разные периоды становления его личности и творческой зрелости. Акцентируется внимание на его отзывчивости, активном и добросовестном участии в воспитании студентов, привитии любви к театральному искусству, творчеству уже в начале своей работы на факультете, социально активной жизненной позиции, принципиальности, безупречной деловой репутации, внутренней собранности и ответственном отношении к труду.

Отмечается, что лучше всего Леонида Юрьевича могут охарактеризовать его ближайшие коллеги по кафедре, многочисленные ученики, последователи научной деятельности.

Леониду Юрьевичу было чуждо стремление приспосабливаться, "быть как все". Он честно, беспристрастно оценивал явления, процессы в стране, безотносительно социально-политической обстановки. Он никогда не был диссидентом, а будучи патриотом, объективно оценивал и все положительное советского периода времени.

Актуальность проблематики, которой занимался Леонид Юрьевич, его авторитет, глубокое знание трудового права, прекрасные ораторские способности определяли спрос на лекции.

Многие годы Леонид Юрьевич читал лекции по линии общества "Знание". Они всегда были интересными и желанными, а читал он их в Перми и других городах России.

Ключевые слова: Леонид Юрьевич Бугров; юридический факультет; индивидуальность.

Life for people

G. M. Bilykh

Bilykh G. M., Perm State National Research University.

The separate episodes of Professor L. Y. Bugrov's life are described, in different periods of formation and artistic maturity. Special attention is paid to his sensitiveness, active and honest participation in bringing up the students and cultivating love for the theater arts and creativity at the very beginning of his work at the department; to his active social position, commitment to principles, ideal business reputation, good internal organization and responsible attitude to his labor.

It is noted that Leonid Yurievich is best characterized by his closest colleagues at the department, his numerous students and the followers of his scientific activities.

Leonid Yurievich did not strive for adapting himself to "follow the crowd". Honestly and fairly, he evaluated the events and processes in the country with no regard to the political and social conditions. He never was a dissident, and being a patriot he objectively found every positive feature of the Soviet period.

The urgency of the issues researched by Leonid Yurievich, his authority and deep knowledge of the labor law, perfect speaker's skills provided for a high demand for his lectures.

For many years, Leonid Yurievich gave lectures in the "Znaniye" society. They were always interesting and wanted, and read not only in Perm but other cities.

Key words: Leonid Yurievich Burgov, Juridicalc Department, individuality.

Жизнь человека можно рассматривать через призму биологического, философского, социального и других подходов. Не все из них позволяют определить особенности конкретного человека как личности.

Только в обществе других людей индивид может развиваться как личность, проявляя или не проявляя свои индивидуальные свойства, которые могут фиксироваться в сознании других людей. Это могут быть интересы, потребности, отношение к труду, общественной деятельности, поведение в коллективе, в быту и т. п. Индивидуальность проявляется в конкретных деяниях, фиксируется, иногда систематизируется окружающими, коллегами, в зависимости от степени их способности, готовности, желания и наблюдения. Его ученые труды могут быть восстановлены, отданы как дань уважения тому, кто, к сожалению, ушел безвозвратно.

Чаще всего промежуточные оценки формируются на уровне индивидуального сознания в ходе общения, после исчерпания темы, могут быть субъективными, пристрастными, далекими от объективного анализа, т. е. в зависимости от степени достижения цели. Все разрозненные впечатления о достойном человеке складываются в своеобразную мозаику уже после общения с ним, что позволяет выразить запоздалое признание его достоинств.

Лучше всего Леонида Юрьевича могут охарактеризовать его ближайшие коллеги по кафедре, многочисленные ученики, последователи научной деятельности. Именно они имели возможность постоянного межличностного общения и могли сформировать свое мнение о Леониде Юрьевиче как об ученом, преподавателе, наставнике. Полагаем, их оценки можно считать наиболее объективными.

Мы же, остальные коллеги по факультету, не претендуя на эмоциональную близость, дружбу, всестороннее знание достоинств, имеем возможность акцентировать внимание на отдельных жизненных ситуациях с его участием, в различные периоды жизни, характеризующих безвременно ушедшего профессора. Следует отметить, что он и сам умел видеть, ценить лучшее в людях. Примером тому являлось его удивительно трогательное, уважительное отношение к трудам и памяти первого на факультете послевоенного профессора, исключительно эрудированного и проницательного интеллигента А. А. Ушакова, когда Леонид Юрьевич, неоднократно обращая внимание на недостаточную оценку трудов ученого, предлагал ученому совету факультета увековечить его память, назвав именем Александра Александровича одну из аудиторий.

В 60 - 80-е гг. XX в. ПГНИУ (тогда еще ПГУ) было незыблемое требование руководства университета, и факультета соответственно, активного участия преподавателей не только в учебном, научном процессах, но и общественной деятельности, которая, если и поощрялась, то только морально, без какого-либо материального стимулирования. Однако преподаватели в своем большинстве сознательно и ответственно относились к ней, как серьезному поручению, направленному на совершенствование воспитательного процесса, оказание помощи в формировании разносторонне развитой личности будущих специалистов, патриотическое воспитание, профессиональное ориентирование. Среди прочих форм участия в общественной работе было распространено кураторство над учебными группами, курсами, общежитиями, ведение научных кружков студентов по отдельным дисциплинам.

Мне, как и другим преподавателям, была предоставлена честь участия в организации и проведении встреч студентов юридического факультета с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, практическими работниками, представителями творческой интеллигенции.

Студенты общежития N 9, где проживали будущие юристы, (угол ул. Белинского и Комсомольского проспекта в г. Перми), достаточно охотно приходили на такие встречи, но особый интерес у них вызывали встречи с представителями искусства. Неоценимую помощь, поддержку оказывал Л. Ю. Бугров, в то время молодой преподаватель кафедры трудового права юридического факультета ПГУ. Будучи большим поклонником и знатоком оперного искусства, балета, Леонид Юрьевич уже ранее публиковал статьи по данной тематике в центральной печати, например в "Советской культуре". Прочитав ее, я был поражен глубиной познаний, что и высказал ему при нашей встрече. В ответ он скромно заявил о заслуге одной из ведущих балерин Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, назвав ее фамилию. В последующем Леонид Юрьевич приглашал и ее на встречу со студентами, как и других актеров, деятелей искусства, причем непременно присутствуя при этом лично, а, нередко, дополняя, детализируя, комментируя.

Несомненно, благодаря таким встречам, студенты получали новую, интересную информацию, которая, с одной стороны, расширяла их кругозор, формируя потребность дальнейшего познания искусства, а с другой - ненавязчиво, без элементов нажима, прививала истинную любовь к искусству, формируя при этом чувство уважения и гордости за свой народ, страну, город, область, позволяя оценить великодушие людей. Например, мы узнали, что и в довоенные годы в Перми был свой балет, а последняя премьера ("Бахчисарайского фонтана" Б. Асафьева, поставленного Г. Язвинским) состоялась за три месяца до начала ВОВ, что у истоков современной школы Пермского балета стояли талантливые специалисты Ленинградской школы, вынужденные в годы военного лихолетья эвакуироваться на Урал. Именно ленинградцы при возвращении в родной город оставили в Перми один из своих классов хореографического училища, который превратился в балетную студию, училище, вырастив всемирно известных мастеров, солистов ведущих театров страны: Н. Павлову, Л. Кунакову, Г. Рагозину, О. Ченчикову, Г. Шляпину и др., а на сценах Перми танцевали прославленная на весь мир Г. Уланова, Н. Дудинская, С. Каплан.

Не менее удивительным для студентов оказывалось, что Леонид Юрьевич прекрасно знает историю театра. От него студенты узнали о появлении первого на пермской земле театра в Очере еще в 1807 г., где заводской поселок принадлежал графам Строгановым. Потом театры того времени создавались в Усолье, Ильинском, а в Перми первый театр был деревянным, построен только в 1846 г., но через 17 лет сгорел в результате одного из разрушительных пожаров. Современный же театр в Перми был открыт в 1879 г.

Благодаря усилиям Л. Ю. Бугрова, это была весьма привлекательная вариация вовлечения студентов в мир искусства, его истории, привития любви к малой Родине. Можно вспомнить и отметить еще некоторые эпизоды из жизни молодого преподавателя Л. Бугрова.

В 70-е г. студентов широко привлекали для участия в осенних полевых работах по уборке урожая. Чаще всего в страде, с длительным пребыванием в колхозах и совхозах, участвовали студенты младших курсов, но возглавляли эти группы всегда преподаватели. Работа в таком отряде, наряду с реальной помощью конкретному хозяйству, позволяла самим студентам в неформальной обстановке ближе познакомиться, создать коллектив, установить наиболее социально активных сокурсников, которые нередко оказывались в последующем лидерами и на профессиональном поприще. Леонид Юрьевич и Римма Степановна Алексеева, руководя одним из студенческих отрядов в Осинском районе Пермской области, организовали студенческую самодеятельность, сплотив коллектив и побудив, нацелив на творчество, самовыражение и самоутверждение. В итоге студенты в свободное от достаточно тяжелой для них физической работы успешно подготовили и провели мероприятие - дали концерт в местном клубе. Положительные отзывы дошли до факультета, где оценили по достоинству организаторские и творческие способности Л. Ю. Бугрова и впоследствии поручили возглавить работу студентов факультета по подготовке и участию в университетской студенческой театральной весне. С этим заданием он успешно справился. Факультет, благодаря усердию Л. Ю. Бугрова, оказался в числе лидеров. Но когда это превратилось в систему, то, вероятно, произошло что-то вроде того, о чем он в последующем говорил в своем интервью: "Могу что-то делать под нажимом: соберусь, себя настрою. Но знаю, что рано или поздно внутренней пружине надоест сжиматься и она может распрямиться, причем не ко времени и не к месту" [1, с. 13 - 14].

Естественно, что человек с огромным творческим потенциалом в науке не мог бесконечно заниматься вовлечением в лицедейство других, но под его началом художественная самодеятельность юридического факультета блистала на студенческих театральных фестивалях. Однако, уже отойдя от студенческой самодеятельности, он по-прежнему оставался преданным театралом, посещая премьеры, спектакли, проявляя к театральному искусству постоянный интерес, поражая незаурядными познаниями в данной сфере. Однажды, в конце 70-х гг., он, заходя на кафедру уголовного права и прокурорского надзора, увидел большой настенный календарь, на котором был изображен фрагмент танца из балетного спектакля и сразу обратил внимание, определив: "Леди Макбет...". Все остальные, кто видел тот календарь, не реагировали подобным образом...

Леониду Юрьевичу было чуждо стремление приспосабливаться, "быть как все". Например, до поступления в аспирантуру и после защиты диссертации, не стремился вступать в партию, хотя, как известно, в те годы партийная принадлежность могла сказаться на карьерном росте. Он же сознательно избегал притворства, приспособленчества, что свидетельствует о принципиальности, наличии собственной позиции, убеждений, взглядов. Он никогда не был диссидентом, а будучи патриотом, объективно оценивал и все положительное советского периода времени. К примеру, он в уже упоминавшемся интервью высказывал сожаление по поводу бездумной ликвидации комсомола как молодежной организации, а "особенно - пионерии", считая их очень полезными с точки зрения воспитательного воздействия, формирования личности [1, с. 32]. С этим нельзя не согласиться.

Он честно, беспристрастно оценивал явления, процессы в стране, безотносительно социально-политической обстановки. Так, сравнивая свободу труда в современном обществе России, откровенно отмечал личное неприятие существующего состояния, поскольку она "горчит", а тенденцию принижения труда в праве и правоприменительной практике рассматривал как "очень опасное" явление, равно как и "исключение человека труда из системы управления государством и экономикой" [1, с. 17, 19].

По сути, здесь можно констатировать четкую гражданскую позицию, принципиальность, отсутствие желания угодничать, быть обласканным властями, начальством. Имея собственную позицию, взгляды, убеждения, он способен был их отстаивать даже ценой создания конфликтной ситуации, обостряя отношения с оппонентами. Но его честность, интеллигентность не позволяли допускать участие в каких-либо интригах, а тем более затевать их, сочинять, тайком распространять слухи, порочащие других людей, как делают мелкие заурядные люди, стремящиеся самоутвердиться такой ценой, что, к сожалению, еще встречается в нашей действительности. Чужды ему были и такие качества, как зависть, озлобленность, месть. В этой связи можно процитировать еще одно высказывание Леонида Юрьевича: "И если ты честный человек, то и в самых трудных обстоятельствах будешь искать возможность заниматься нужным и полезным людям делом..." [1, с. 15].

Леониду Юрьевичу были присущи: высокая культура, требовательность к себе и другим, самодисциплина, бесконфликтность в быту, твердость в отстаивании собственных взглядов. Он принципиально не посещал встречи сокурсников, новогодние вечера на факультете и т. д., что свидетельствовало о понимании последствий, об умении ценить свое здоровье, стремлении сознательно избегать шумных тусовок, всевозможных торжеств, юбилейных встреч. Вероятно, сказывалась привычка ценить время и использовать его для созидательного труда.

Актуальность проблематики, которой занимался Леонид Юрьевич, его авторитет, глубокое знание трудового права, прекрасные ораторские способности определяли спрос на его лекции. Читал он их в самых разных аудиториях, начиная от студенческих и заканчивая лекциями для руководящих работников предприятий, учреждений, курсов и др. К нему нередко обращались с просьбой дать толкование норм трудового права или правоприменительной деятельности. Соглашаясь с предложением, делал все это добросовестно, обстоятельно с предварительным скрупулезным изучением тонкостей проблемы. Так было, например, когда Пермская краевая нотариальная палата в начале текущего столетия столкнулась с дилеммой оформления трудовых отношений нотариусов с их помощниками или заключения иных договоров. Был велик соблазн остановиться на варианте договоров гражданско-правового характера, поскольку такой подход освобождал нотариуса от необходимости соблюдения норм трудового права и не влек ряд других правовых последствий.

Откликаясь на просьбу, профессор попросил паузу для детального изучения проблемы, затем разработал и прочитал перед высокопрофессиональной аудиторией востребованную лекцию. Его выводы оказались убедительными, хотя и не совпадали с надеждами нотариального сообщества края, так как он доказал правильность заключения трудовых договоров с помощниками, что влечет целый ряд необходимых дополнительных действий для нотариусов, весьма далеких от основной работы, то есть нерациональную трату времени или расширение штата сотрудников. Несмотря на такой исход, завершение лекции сопровождалось дружными аплодисментами, свидетельствовавшими о признании аргументов лектора. Помнится, как сидевший рядом со мной нотариус с большим стажем, а в прошлом блестящая студентка, резюмировала: "Вот так должны читаться лекции!". Что может быть более ценным для лектора?

Многие годы Леонид Юрьевич читал лекции по линии общества "Знание". Они всегда были интересными и желанными, а читал он их не только в Перми. Высокий профессионализм, отличное владение материалом и аудиторией, широкая эрудиция, скромность, доброжелательное отношение к людям, существенным образом сказывались на формировании отношения людей к праву, культуре.

Хочется надеяться, что эти строки, как и другие воспоминания коллег, учеников, последователей, запечатлеют для потомков память о достойном человеке, жившем для других людей. Своей семьи, к сожалению, создать ему не удалось, несмотря на всю внешнюю привлекательность. Не сомневаюсь в его готовности подписаться под словами Юлиуса Фучика: "Люди, я любил вас...".

Библиографический список

1. Журавлев С. Ф. От мира сего. Встречи в университетском городке. Книга вторая. Пермь, 2011. 200 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Zhuravlev S. F. Ot mira sego. Vstrechi v universitetskom gorodke. Kniga vtoraja. Perm', 2011. 200 s.

Название документа