Развитие отечественного юридического образования в системе мировой интеграции

(Мацкевич И. М.) ("Юридическое образование и наука", 2009, N 1) Текст документа

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

И. М. МАЦКЕВИЧ

Мацкевич И. М., доктор юридический наук, профессор, проректор по научной работе Московской государственной юридической академии.

Одной из главных, как правильно говорится, конституционных функций современного российского государства является функция образования. Вопрос о высшем образовании вообще и о юридическом образовании в особенности - это тема политических и идеологических споров. "Высшее образование - система подготовки высококвалифицированных специалистов, нужных для поддержания необходимого уровня экономики, политики, культуры, всей общественной жизни". Важно понимать, что высшее образование - это высокоразвитая способность к дальнейшему и непрерывному образованию общества и страны <1>. -------------------------------- <1> Порус В. Н. Высшее образование должно возвышать человека // Вестник Российского философского общества. 2008. N 2. С. 43.

Например, в Южной Корее практически у 100% населения - высшее образование. Молодежь учится в высших учебных заведениях, и это не мешает стране динамично развиваться. Не принижая уровень специалистов до, извините, сантехников, а повышая уровень сантехнического оборудования до современного компьютера и тем самым заставляя работников соответствующих служб постоянно повышать свои навыки и образование, корейское общество добилось действительно выдающихся результатов не только в области научно-технического прогресса, но, что важнее, в культурных и социальных сферах. В стране нет преступности (во всяком случае, в привычном для нас понимании), никто нигде не вымогает так называемых чаевых. Корейцы образованны, начитанны, в курсе всех событий, происходящих в мире. Сказанное не означает, что в Южной Корее все проблемы решены, но главное, что достигнуто, - повышение уровня жизни благодаря повсеместному высшему образованию. Разумеется, высшие учебные заведения в Корее разные, но правительство в разной степени стремится помочь каждому. Очевидно, образовательная реформа в нашей стране затянулась. Между тем общий уровень инвестиций в образование должен составлять от 4 до 6% валового внутреннего продукта. До этого уровня, несмотря на реформу, нам еще далеко. Особенно следует иметь в виду, что любая реформа, которая длится долго, затягивается, объективно превращается в свою противоположность, т. е. контрреформу <2>. -------------------------------- <2> Сорина Г. В. Модернизационные процессы в управлении образованием // Вестник российского философского общества. 2008. N 2. С. 54 - 55.

С момента возникновения первых источников писаного права появились и люди, которые стали не только его толкователями, но и стали обучать, как учить других людей толковать правовые нормы. Таким образом, одновременно с появлением права стала складываться и система обучения праву, т. е. система юридического образования. Как известно, в настоящее время доминируют две самые большие системы права - романская, или континентальная, и англосаксонская. Соответственно им сложились и две параллельные школы обучения права. При этом надо сказать, что в последние 10 - 15 лет началось сближение между этими школами обучения, что, в свою очередь, связано с процессами объединения Европы и глобализации в целом всего мира. Следовательно, такое постепенное объединение означает и, по крайней мере, серьезное взаимопроникновение систем права в целом. Не случайно одна за другой создаются международные уголовные, третейские и другие судебные инстанции, роль и значение которых весьма разнообразны, но тем не менее само их появление весьма симптоматично и значимо. Мировые процессы глобализации привели к совершенно новым требованиям их правового закрепления. "Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др." <3>. Процессы глобализации столь же противоречивы и разноплановы, как и сама жизнь. "Процесс глобализации, ведущей тенденцией которого является интеграция мирового сообщества в единое целое, одновременно включает механизмы локальной культурной, национальной дезинтеграции (распадения, исчезновения), которые могут оказать разрушающее влияние на личность, вплоть до полной потери идентичности последней с собственной культурой" <4>. -------------------------------- <3> Глобалистика: Международный энциклопедический словарь / Главные редакторы и составители И. И. Мазур и А. Н. Чумаков. Москва - Санкт-Петербург - Нью-Йорк, 2006. С. 163 - 164. <4> Сорина Г. В. Указ. соч. С. 51.

Необходимо четко понимать, что глобализация уже идет, и остановить ее не удастся никому, что бы там ни говорили. Но это не означает, что локальные традиции будут исчезать по мере развития этого процесса. Это вопрос здоровой конкуренции. В ней выиграет тот, кто лучше, естественней и быстрее сумеет приспособиться к ней и ответить на вызовы времени <5>. Добавим, что вопрос сохранения традиций - это вопрос уровня развития общества, который входит в общемировой процесс глобализации. В большей степени сказанное относится к праву. "Право в отличие от других социальных наук обладает явно выраженным национально-государственным характером, т. е. является нормативным выражением истории, традиций, психологии и культуры каждой нации" <6>. -------------------------------- <5> Порус В. Н. Указ. соч. С. 48. <6> Левитан К. М. Юридическая педагогика. М.: Норма, 2007. С. 155.

Получилось так, что не только отдельные хозяйствующие субъекты разных стран должны договариваться о понятных и неизменных правилах игры, но и лидеры государств вынуждены вырабатывать одинаковые правовые подходы. И это складывающаяся мировая тенденция. К чему приводят игра по своим правилам и наплевательское отношение к правилам, которые действуют в том или ином регионе, показали события в Южной Осетии. К сожалению, уважение к чужим правилам и нормам поведения - это процесс, который в настоящее время только складывается. Не насаждение собственных правил, а разумная конвергенция всех существующих разноплановых и разнополярных норм должны доминировать при принятии любых решений, особенно связанных с юриспруденцией и, тем более, с международным правом. Современные изменения в понимании права, а главное - споры в вопросах его применения сопоставимы по своим масштабам с изменениями, которые претерпело, казалось, вечное римское право с внедрением в массовое сознание новых христианских начал: "Детальное нормирование, которое осуществлял старый закон, касалось только внешней стороны человеческого существования и в общем не допускало проникновения человеческого знания в суть и цели предписываемых ему ритуалов и образцов: закон оставался непознаваемым и, несмотря на свою внешнюю и застывшую форму, трансцендентным по отношению к человеку... Новый христианский закон при всем своем глобализме и всеохватности проникал в душу каждого отдельного индивида и становился имманентным его натуре, это был поистине внутренний закон" <7>. -------------------------------- <7> Исаев И. А. Топос и номос. М.: Норма, 2007. С. 393.

Следовательно, в самое ближайшее время с особой остротой встанет вопрос о подготовке юристов, которые смогут работать не только в той стране, где они обучались. Болонские протоколы - только начало такой международной кропотливой работы, причем они касаются единой европейской образовательной системы в целом. Впрочем, взаимопроникновение образовательных систем - процесс отнюдь не однолинейный. Интеграция - процесс позитивный, но может быть реально осуществлен лишь при относительном равенстве систем, причем равенстве не только в образовании, но и в экономике, управлении и пр. Болонский процесс - это типичный пример технологического решения проблемы, в основе которого лежит идеология того, что абсолютно все проблемы можно решить технически, легко и просто, т. е. путем некой рецептуры, без понимания сущности реформируемого процесса, будь то экономика, политика, образование или медицина. Такие управленческие технологии хороши до тех пор, пока они нечто решают в тактическом (сиюминутном) плане. При переходе к стратегическим решениям с необходимостью возникает вопрос об истине не только как соответствии действительности, но как понимании сущности самого процесса, самого объекта, на который воздействуют в данном случае Болонские процессы. Всемирная декларация о высшем образовании United National Educational Scientific ЮНЕСКО (Париж, 5 - 9 января 1998 г.) провозгласила следующие принципы деятельности вузов, направленные на взаимопроникновение различных образовательных систем: - следует заниматься подготовкой высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан и обеспечивать возможность получать высшее образование и обучение на протяжении всей жизни; - особое внимание следует уделять продвижению знаний путем проведения научных исследований. О зоне европейского высшего образования сказано в совместном заявлении европейских министров образования 19 июня 1999 г. Как представляется, в рассматриваемом заявлении сформулирован главный тезис, под которым смело можно подписываться в том числе и нашей стране, - принятие системы легко понимаемых и сопоставимых дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий, в том числе через внедрение приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования в целом. Что касается юридического образования, то совершенно очевидно, что по этому крайне важному вопросу необходимо готовить отдельную международную конвенцию. Между прочим, в ст. 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15 июля 2008 г.) <8> говорится об интеграции системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования <9>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <9> Левитан К. М. Указ. соч. С. 148.

У Болонских процессов есть позитивные и негативные черты. Негативные: 1. Уровень абитуриентов, а значит, и качество отечественного высшего образования, очевидно, будут приноситься (и уже приносятся) в жертву стремлению механически поставить всех абитуриентов в равные условия <10>. -------------------------------- <10> Лукин В. П. Права человека и модернизация российского образования: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2006. С. 19.

2. Нет ясных критериев "рыночной цены" специалиста. Убытки страны от "утечки мозгов" подсчитать трудно, но, скорее всего, правы те, кто называет головокружительные суммы порядка триллиона долларов США за истекшие 10 - 15 лет <11>. -------------------------------- <11> Порус В. Н. Указ. соч. С. 44 - 45.

Позитивные: 1. Признание отечественных дипломов о высшем образовании в европейских странах значительно облегчит молодым специалистам поиск работы за рубежом, повысит их конкурентоспособность на международном рынке труда <12>. -------------------------------- <12> Лукин В. П. Указ. соч. С. 27.

2. К позитивным моментам можно отнести и накопленный в зарубежных вузах опыт соотношения в образовательном процессе теоретических и практических знаний, что особенно важно для юристов. Среди прочего наши преподаватели обоснованно говорят: "В российских вузах существует своего рода фетишизация экзаменов, количество которых в несколько раз превышает число экзаменов в зарубежных университетах, где доминирует более гибкая многоступенчатая система оценивания (промежуточные и итоговые тесты, письменные творческие работы, например составление комментированного проекта договора, письменные аудиторные и домашние зачетные работы, подготовка письменной или устной речи для выступления в учебном судебном процессе)" <13>. -------------------------------- <13> Левитан К. М. Указ. соч. С. 158.

В этой связи необходимо сказать несколько слов о существовавшей советской школе юридического образования. Как представляется, после распада Советского Союза критика советской системы образования в целом и юридического образования в частности была во многом несправедливой. Нисколько не замалчивая ее недостатки, все же приходится признать, что она обладала целым рядом достоинств, среди которых можно, например, назвать: 1) элитарность в самом лучшем значении этого слова; 2) системность; 3) многофункциональность. Кроме того, советская школа юридического образования, как это ни парадоксально звучит, впитала в себя лучшие традиции русской дореволюционной школы. Дело обстояло таким образом, что, на словах отрицая старые дореволюционные подходы, на практике многие выдающиеся советские юристы строили свои научные концепции именно на взглядах и концепциях старых ученых, у которых они сами постигали азы юридической науки. И это неудивительно, если учесть, что значительная часть советской профессуры непосредственно вышла из так называемой царской юридической школы: М. Н. Гернет, А. Ф. Кони и многие другие. При этом лучшие преподаватели того времени, включая названных выше, стояли на передовых прогрессивных позициях. Не следует забывать, что и первый руководитель советского государства В. И. Ульянов (Ленин), отношение к которому может быть разным, но исключительную образованность этого человека нельзя ставить под сомнение, по своему образованию был юристом. Важно подчеркнуть, что сложившаяся советская образовательная юридическая школа была на ведущих позициях в мировой системе юридического образования. Главным и весьма значимым ее недостатком была самоизоляция, что обусловливалось, к сожалению, только политическими соображениями. Но эта самоизоляция привела к тяжелым последствиям, которые до сих пор не изжиты: незнание из первоисточников основных концептуальных положений зарубежных теоретиков права, отсутствие с ними прямой дискуссии, незнание особенностей зарубежной юридической лексики и соответственно неумение писать и выступать на иностранных языках по юридическим проблемам. Кстати, прямым следствием этого стало неумение отечественных юристов вести дела в зарубежных судах, причем не только в судах общей юрисдикции, но и в спортивных и третейских судах. Примеров тому великое множество, назовем в том числе скандальное дело Натальи Захаровой, связанное с отказом французского ювенального суда вернуть дочь матери, являющейся российской гражданкой, хотя на рассмотрении суда были материалы, из которых явственно вытекало, что отец девочки - человек не с вполне здоровой психикой, и сама дочка неоднократно и вполне определенно высказывала пожелание жить с мамой. В этой логической цепочке стоит и дело российских фигуристов Елены Бережной и Антона Сихарулидзе, которые не стали абсолютными олимпийскими чемпионами в соревнованиях спортивных пар на Зимней олимпиаде 2002 г. в американском городке Soft Lake City только из-за политически ангажированного решения Международной федерации фигурного катания. Представители Федерации, ссылаясь на данные ФБР (преданные, между прочим, огласке спустя несколько месяцев после окончания Олимпиады), сделали вывод, что российской паре подсуживали судьи. В результате, как известно, параллельными чемпионами была объявлена канадская пара - Джейми Сали и Давид Пелетье. Возможно, в этой истории все выглядело бы более или менее прилично, если бы не то обстоятельство, что, как стало известно позже, ФБР располагало сведениями и о якобы сговоре судей в пользу французской пары - фигуристов Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера, выступавших на этой же Олимпиаде в танцах на льду. Но почему-то никто не стал оспаривать завоеванное ими первое место. Завоеванное, между прочим, по праву, как и нашими фигуристами. Такая избирательность действий толкователей и применителей правовых правил, норм и предписаний вызывает сожаление. Кстати, международные спортивные функционеры в последнее время взяли за правило бороться с российскими спортсменами не на спортивных аренах, а в залах спортивных третейских судов. С таким положением дел надо бороться и перестать находиться в роли боксерской груши, получающей постоянные и безответные удары. Доказательством того, что советская система юридического образования была качественной, является то, что ее в значительной степени восприняли несколько стран, которые сегодня развиваются весьма успешно. Речь прежде всего о Китае. Утверждения критиков советской школы об отсутствии в ней приоритета прав человека по меньшей мере спорны, а часто просто беспочвенны. Разумеется, были и существенные перегибы именно в этой области, но говорить о том, что советские правовые нормы недостаточно защищали права человека, - как минимум необъективно. Разница заключалась только в немыслимой идеологизации как советского права в целом, так и юридического образования в частности. Впрочем, и данный тезис при ближайшем рассмотрении не выглядит совершенно безукоризненно. Это примерно то же самое, как то, что российские подсудимые находятся в зале суда за решеткой (в московских судах сделаны специальные помещения из твердой прозрачной пластмассы), а в американских судах подсудимые находятся на открытых отведенных для них местах. Правда, вокруг этих отведенных мест пропущен электрический ток, и американские подсудимые даже при малейшем прикосновении к перилам получают чувствительный разряд, поэтому, так же как и подсудимые, находящиеся в российских судах, не могут самостоятельно покинуть предназначенное им место. Внешне вроде бы американские суды выглядят более привлекательно, но суть одна и та же. Кстати, сказанное можно подтвердить следующим примером. Писатель В. Н. Войнович вспоминал в автобиографической повести "Иванькиада", что, когда он стал неудобен власти, его постарались лишить принадлежащего ему жилья. В этом повествовании есть один важный фрагмент, который хотелось бы привести в полном объеме. Дело происходит в прокуратуре одного из районов Москвы, на приеме у помощника прокурора. "Маленькая комната. В углу пятилитровая банка огурцов. За столом крупная женщина. Не прерывая телефонного разговора, она кивает на стул у окна. Сажусь. Невольно вслушиваюсь. С кем-то она начинает договариваться насчет наступающего праздника. Разговор сугубо деловой. Праздник на носу, первого гости, а еще ничего не готово, в Елисеевском выбросили осетрину и печень трески... Что? Торт? Какой там торт? За ним надо стоять с утра... Это кому делать нечего... Ну да, муж... На одну зарплату разве сейчас проживешь... ...Сижу, слушаю, думаю о своем. Конечно, такие люди ей уже позвонили. Они ей уже все сказали. Теперь начнется сказка про белого бычка. Она спросит, зачем я самовольно вселился. Я ей скажу, что не самовольно, что есть решение собрания, вот выписка из протокола. Ее, разумеется, выписка не интересует, ее интересует ордер. Нет ордера - выселяйтесь. Ей что. У нее вон праздник... Она думает, как бы чего достать... А тут... И ничего, естественно, не докажешь... Какая примитивная баба... Все они такие, все они одним миром мазаны... Я ей скажу: вы прокурор, вы должны следить за соблюдением законов, а вы... - Ну что? - положив трубку, она смотрит на меня с улыбкой, не предвещающей ничего хорошего. - Значит, въехали самовольно в чужую квартиру? - Да как вам сказать, - бормочу я, понимая заранее, что все объяснения лишни. - Не совсем в чужую и не совсем самовольно. Иронически улыбаясь, она кивает головой. Естественно, ничего другого она и не ожидала услышать. Еще не было здесь ни одного самовольщика, который не доказывал бы, что он прав. - Ну, рассказывайте, как было дело. Рассказываю, и вижу по ее глазам: ей это неинтересно. У нее свои заботы. Ей нужно решить практически. Если выселять, то сегодня. С завтрашнего дня начинаются праздники, милиции будет некогда возиться, и понятых не найдешь. Небось, нарочно рассчитал так под праздник. Праздник четыре дня. Четыре дня он будет жить в чужой квартире, четыре дня он будет нарушать закон. Нет, этого допустить нельзя, нужно принимать срочные меры, потому что в кулинарии напротив дают филе из чиновника... Тьфу! Черт, совсем задурил голову! Она поднимает невидящие глаза: - Какой чиновник? - У нас в кооперативе, - терпеливо объясняю я, - завелся один чиновник. - При чем здесь чиновник? Меня он совершенно не интересует. Еще бы! - Если вы хотите знать обстоятельства, вам нужно знать про чиновника. Дело в том, что он занимает важный пост в Государственном комитете и, пользуясь своим положением... - Я вам объясняю: меня совершенно не интересует чиновник. Я вас спрашиваю, вселились вы в квартиру шестьдесят шесть? - Вселился. - Ну вот. - Но не самовольно. - А вот здесь написано, что самовольно. - А там написано, что эту квартиру мне дало общее собрание? - Гм... - проглядывает еще раз письмо. - Нет, не написано. - В таком случае прошу вас ознакомиться с этим документом. Протягиваю ей бумажку. Помпрокурора читает. Выписка из протокола общего собрания. Слушали, постановили предоставить Войновичу... Круглая печать... - Мда... Это меняет дело. Одну минуточку. - Она придвигает к себе телефон, набирает номер. - Сергей Дмитриевич, тут к нам пришло письмо из кооператива "Московский писатель" о незаконном вселении. Да, знаете? Но товарищ представил выписку из протокола общего собрания. Что? Не было кворума? Так соберите кворум, а пока я дать санкцию на выселение не могу. Что? Письмо товарища Промыслова? Я все понимаю, но при всем уважении к товарищу Промыслову участвовать в нарушении закона никак не могу. Все, с этим делом покончено. С наступающим. Спасибо. - Она кладет трубку, поворачивается ко мне: - Ну вот, вы все слышали. У меня пока нет оснований для вашего выселения. Так что идите, воюйте дальше. Всего хорошего. Уф-ф-ф! Наконец-то сумерки рассеиваются. Наконец-то я нашел официальное лицо, которое не забыло, что существуют законы. Какая милая, какая обаятельная женщина! И как здорово она отбрила этого Бударина: "Все, с этим делом покончено". И никаких гвоздей. Участвовать в нарушении закона она не может. При всем уважении к товарищу Промыслову". Так "нарушались" права человека в Советском Союзе. Разумеется, приведенный пример свидетельствует не столько о силе советского права, сколько о гражданском мужестве конкретного правоприменителя. Причем имена недоброжелателей запомнились писателю очень хорошо, а вот фамилию безымянного помпрокурора он не вспомнил. К сожалению, так бывает часто. Между тем гражданское мужество человека, который не пошел на сделку с собственной совестью и выполнил свой служебный долг, требует самой высокой оценки. Это тем более весомо, что никем не ценится, поскольку вроде бы помпрокурора не сделала ничего особенного, только поступила в соответствии с законом. Но именно это и бывает сделать труднее всего. Так, по делу спекулянтов Рокотова и других председатель Мосгорсуда Л. А. Громов отказался применять к подсудимым обратную силу закона, на чем публично настаивал руководитель страны Н. С. Хрущев, и был изгнан с работы с позором. А генеральный прокурор Р. А. Руденко, тот самый Руденко, который поддерживал обвинение от имени Советского Союза на Нюрнбергском процессе и в мужестве которого никогда не было сомнений, согласился принести протест на заведомо справедливый и законный приговор. В результате Рокотов был расстрелян за преступление, в санкции которого в момент привлечения его к уголовной ответственности смертная казнь отсутствовала. Не будет преувеличением сказать, что обычный рядовой (как говорил Н. В. Гоголь - маленький) человек во времена Советского Союза чувствовал себя более защищенным с юридической точки зрения, чем сейчас. Каким же требованиям должен отвечать будущий юрист? Назовем его международным юристом (не в смысле его занятия международным правом, а в смысле его возможности работать в разных странах с разными правовыми системами). 1. Это должен быть всесторонне образованный человек с опытом юридической работы не менее трех лет в той системе права, в которой он проходил обучение. 2. Со знанием не менее трех-четырех иностранных языков с особенностями юридической лексики. 3. Психологически устойчивый и физически здоровый, поскольку его работа потребует частой смены места пребывания, стран с различным климатом и большой разницей в часовых поясах. 4. Современный юрист должен одинаково успешно решать чужие проблемы и ставить перед собой новые. Исходя из этого, можно определить особенности будущей системы юридического образования, которая в одинаковой степени будет и национальна, и наднациональна. Так, К. М. Левитан правильно говорит, что "высшее юридическое образование сегодня должно быть систематизировано и структурировано не только по уровню обучения, но и по отраслям права" <14>. -------------------------------- <14> Левитан К. М. Указ. соч. С. 152.

Соответственно, такая система, вероятнее всего, будет изменчива и внутренне противоречива. Но это не следует понимать как ее недостаток. Среди других здесь можно остановиться на следующих особенностях: 1) многофункциональность; 2) специализированность; 3) эрудированность. При этом парадокс в подготовке современного юриста заключается в том, что, с одной стороны, очевидна общая мировая востребованность в конкретном достаточно узком специалисте, например, в области таможенного права, но с другой стороны, такой специалист должен быть внутреннее готов к совершенствованию собственного уровня образования. Другими словами, юридическое образование будет одновременно и узконаправленно, и широко, разносторонне. Современное юридическое образование - образование, которое необходимо постоянно дополнять новыми знаниями. "Стратегия концепции перманентного юридического образования состоит в том, что приобретаемые в учебном заведении теоретические знания, умения и навыки составляют только фундамент профессионального образования, который в ходе практической работы на отрезке от окончания вуза до выхода на пенсию постоянно наращивается за счет системы повышения профессионального уровня и самообразования. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях информационного общества только такая концепция юридического образования практически состоятельна" <15>. -------------------------------- <15> Левитан К. М. Указ. соч. С. 150.

Не случайно, что многие руководители современных государств по своему образованию являются юристами. Более того, возьмем на себя смелость утверждать, что в самом ближайшем будущем ни один уважающий себя политик не сможет обойтись без юридической подготовки высшей квалификации. Отдельно следует еще раз сказать о Болонских процессах, поскольку их влияние на юридическое образование будет сказываться наиболее рельефно. "Действительно, глобализирующееся международное сообщество по некоторым транснациональным проблемам вынуждено искать и вырабатывать схожие и даже единые подходы к решению наиболее актуальных вопросов и принимать конвенции и другие международные документы. Это позволяет сблизить ту или иную правовую действительность. И хотя правовое единство в мире - чрезвычайно далекая перспектива, тем не менее этот процесс может оцениваться относительно позитивно" <16>. -------------------------------- <16> Лунев В. В. Эпоха глобализации и преступность. М.: Норма, 2007. С. 5.

В то же время тот факт, что образовательное пространство содержательно упрощается, ни у кого не вызывает сомнения. Переход на двухуровневую систему обучения в соответствии с Болонской декларацией - это прежде всего самостоятельный выбор вуза, не обусловленный какими-либо административными решениями. У нас такой переход осуществляется волевым решением, без учета не только мнения руководства конкретного вуза, но и профессорско-преподавательского состава. Удивительно, что важнейшие вопросы развития страны на долгие десятилетия, если не столетия, решаются несколькими людьми. Мнение преподавателей, студентов, абитуриентов, школьников и даже их родителей никого не интересует. Вопрос доступности образования, безусловно, важный вопрос, но этот вопрос не должен решаться в ущерб качеству высшего образования. Вместо того чтобы подумать и найти решение о правильном сочетании двух вышеуказанных разумных составляющих (доступность и качество), принимается самое простое, если не сказать примитивное, технологическое решение. При этом не учитываются ни традиции, ни национальные особенности, ни уровень оснащения школ, которые должны подготовить качественного абитуриента. Другими словами, мы идем на поводу у Болонских процессов, вместо того чтобы идти вместе с ними. Вряд ли кто станет отрицать, что уровень подготовки юристов в ФРГ хуже, чем у нас. Тем не менее германские высшие юридические учебные заведения отказались принимать двухзвенную систему подготовки юристов и сохранили специалитет. Судя по уровню подготовки абитуриентов (ответы на вопрос об Отечественной войне 1812 г., что Гитлер воевал с Суворовым, к сожалению, уже не вызывают смех в силу их распространенности), уравнительная реформа в школах дала ожидаемый, предсказуемый результат катастрофического снижения уровня знаний. Центральной идеей модернизации образования выступает отказ от принципа фундаментальности, характерного для классических университетов, ради прагматических установок, которые часто прикрываются внешне красивыми лозунгами о создании единой образовательной среды <17>. -------------------------------- <17> Сорина Г. В. Указ. соч. С. 55.

Если не изменить подходы в проведении такой же реформы и такими же методами, как это сделано в отношении других вузов, то, например, в юридических вузах такой же результат, о котором сказано выше, будет и здесь, причем уже через четыре года, потому что первые неграмотные абитуриенты зачислены сейчас, а компенсировать существующий у них образовательный вакуум за несколько лет невозможно. Или их надо всех отчислить. В рамках Болонского процесса студент - это школьник, подросток, которого в буквальном смысле необходимо за руку вести по образовательной системе <18>. -------------------------------- <18> Там же. С. 58.

Кроме того, возникают вопросы социального плана, которые никто даже не предполагал решать. Уравниловка при поступлении привела к тому, что абитуриенты, приезжающие на обучение в Москву, не могут жить в этом огромном и дорогом мегаполисе. У них нет средств к существованию, а никакой системы компенсационных выплат не существует. Таким образом, поспешное и необдуманное внедрение Болонских соглашений (которые, повторяем, носят в большей части рекомендательный характер) привело к тому, что вместо того, чтобы неуклонно поднимать уровень отечественно высшего образования, и прежде всего в регионах, мы его принижаем, а саму систему образования стремительно уничтожаем. Внешнее сходство с европейскими образовательными процессами - не самое важное и главное, чего следовало бы добиваться, тем более что в Европе продолжается критика форм и перспектив высшего образования. Не получится ли так, что когда в нашей стране пройдут спорные (и затратные!) преобразования, приближающие с формальной стороны российскую образовательную систему к нынешней европейской, там уже откажутся от нее в пользу более ориентированной на инновационное развитие, а значит, более разумной образовательной стратегии? Как утверждает целый ряд известнейших отечественных ученых, скорее всего, так и будет <19>. -------------------------------- <19> Порус В. Н. Указ. соч. С. 47.

В. М. Филиппов, будучи министром образования, на международной конференции в Санкт-Петербурге в декабре 2002 г. заявил: "Я прошу прощения у коллег из Совета Европы, из ЮНЕСКО, но я должен откровенно сказать: я считаю, что от вступления России в Болонский процесс вузы в большой степени потеряют. Но и стоять в стороне от этого процесса мы тоже не можем" <20>. -------------------------------- <20> Сорина Г. В. Указ. соч. С. 57.

Происходит отток молодых российских специалистов в другие страны, на подготовку которых затрачены огромные суммы и использованы уникальные образовательные технологии, которые также вместе с ними оказываются за рубежом. Взамен мы не получаем ничего. Как правильно отмечает В. Н. Порус, "лицо вуза должно во многом определяться именно тем, какими программами и какими специалистами направляется его собственный, возможно, уникальный образовательный процесс" <21>. -------------------------------- <21> Порус В. Н. Указ. соч. С. 48.

К сожалению, за завесой красивых слов и концепций реализуется наиболее простой тип интеграции, не синтезирующий лучшие особенности интегрируемых систем, а подавляющий другие. Это агрессивный тип интеграции, который можно обозначить термином "интеграция-захват". Процессы модернизации образования, и прежде всего университетского образования, которые сегодня происходят в Европе, и особенно их реализация в России по многим параметрам являются примером такого типа "интеграции-захвата", а ведь образование является важнейшим системообразующим фактором, цементирующим культуру. Хуже того, налицо процесс экономизации образования, хотя понятно, что высокий уровень экономики образования является важнейшим условием экономического роста. Появился даже термин "когнитивный капитализм", связанный с когнитивной экономикой, а общество определяется как общество, основанное на знании. На сегодняшний день три ведущие страны в области образования имеют бюджетное финансирование выше 80% - Германия, Франция, Великобритания <22>. Характерно, что среди них нет США, где с каждым годом растет число абсолютно безграмотных граждан, которые не умеют читать и писать. -------------------------------- <22> Сорина Г. В. Указ. соч. С. 52 - 53.

В заключение хотелось бы привести некоторые положения концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. Около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28% общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью приводит к тому, что содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство. Низкий уровень официальной заработной платы и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту объема теневых финансовых потоков в системе образования. Можно смело подписываться под этими положениями. Смущает только, что уже наступил 2009 г., а из того, что предложено (предложено правильно и своевременно), мало что выполнено. Скорее наоборот. Последнее. В другой концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сказано, что: 1) возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, потребует формирования современного мышления у молодого человека; 2) дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением; 3) необходимы информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования. Создается впечатление, что мы постепенно возвращаемся к лозунговым призывам, вместо того чтобы последовательно, методично и, если хотите, монотонно делать работу и отвечать за результат. В свое время вдоль черноземных полей Тамбовской области были выстроены плакаты с характерными призывами: "Даешь!", "Выполним решения съезда досрочно и более чем досрочно!" и т. п. Можно было подумать, что картошка, вдохновленная такими призывами, сама себя вырастит, соберет и уложит в мешки. Людям будет и делать ничего не надо. Кстати, индивидуальное сопровождение детей с асоциальными чертами характера - это утопия, и зачем в концепцию закладывать заведомо утопические задачи, непонятно. Для начала давайте начнем строить дома, метро, улицы с тем, чтобы по ним могли передвигаться люди с ограниченными физическими возможностями. Единственная Олимпиада, вслед за которой не проводились Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями (по-простому говоря, инвалидов), это была Московская олимпиада 1980 г., поскольку у нас для этого в городе ничего не было приспособлено. Прискорбно констатировать, что ничего с тех пор не изменилось. Для того чтобы изменить ситуацию и развернуть ее в правильном направлении, как справедливо говорит Сорина, "государство, вкладывая деньги в науку, должно осознавать степень риска и идти на это" <23>. -------------------------------- <23> Сорина Г. В. Указ. соч. С. 56.

Название документа