Информационный подход к обучению латинскому языку в юридическом вузе

(Овчинский А. С., Лысак Е. А.) ("Юридическое образование и наука", 2009, N 1) Текст документа

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

А. С. ОВЧИНСКИЙ, Е. А. ЛЫСАК

Овчинский А. С., доктор технических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России.

Лысак Е. А., преподаватель кафедры иностранных языков Московской государственной юридической Академии.

Латынь на протяжении многих веков была и остается предметом, необходимым каждому образованному человеку, в том числе юристу, ибо она прямо участвует в формировании профессионального мышления и овладении базовыми юридическими понятиями, восходящими к римскому праву. Своевременное успешное овладение языком права - латинским языком - стимулирует интерес к широкому кругу дисциплин, активизирует мыслительную деятельность, позволяет глубже вникнуть в изучаемый материал, прикоснуться к истокам. Современные реалии требуют нового подхода к изучению данной дисциплины, учитывающего последние научные данные о сущности информации, ее реактивных качествах, т. е. механизмах возникновения; ее ресурсных свойствах, т. е. способах накопления и передачи; ее фоновых проявлениях, т. е. процессах отражения и воздействия <1>. -------------------------------- <1> Овчинский А. С., Чеботарева С. О. Матрица преступности. М.: НОРМА, 2006.

То, что рождается в сознании человека, возникает в результате обработки и анализа данных, сведений, сигналов, наконец, лежит в основе реакций на события и сообщения о них, составляет реактивную информацию. Эта реактивная информация может оцениваться как мера активности отражения воздействий, которые испытывают объекты живой природы, или как мера адекватности восприятия явлений и событий окружающего мира. Наличие реакций является неотъемлемым атрибутом всех без исключения объектов живой природы. Для адекватной реакции необходимо не просто распознать оказываемое воздействие, а интерпретировать его с целью защиты и самосохранения, извлечения возможной пользы. Здесь-то и рождается информация в ходе целевой интерпретации тех воздействий и взаимодействий, которые сопутствуют жизни на всех ее уровнях. В отличие от реактивной информация, которая кодируется и фиксируется на различных носителях, обозначена как ресурсная. Заметим, что именно ресурсная информация накапливается по мере эволюции живых систем. Она содержится в генетических кодах, в структурах и строении органов и тканей, в программах обменных процессов. В понимании механизмов возникновения, накопления, передачи биологической ресурсной информации видится разгадка жизни во всем ее разнообразии. В социальной жизни информация, возникая как интерпретация происходящих событий, полученных сообщений, приобретенных знаний, может фиксироваться на определенных носителях, переходя в ресурсное состояние. Социальная ресурсная информация начинает "жить" своей жизнью. Она может приобретать ценность, подлежать защите, составлять предмет обмена, торговли, охраны. Наконец, информация, которая не вызывает непосредственно реакций, не фиксируется на тех или иных носителях, не накапливается и не передается, но между тем отражает многообразие мира в доступных для восприятия формах, обозначена как фоновая. Посредством фоновой информации мы получаем случайные, неосознанные впечатления. Фоновая информация включает тончайшие механизмы адаптации объектов живой природы к изменяющимся условиям обитания. Социальная фоновая информация играет огромную роль в жизни, деятельности, мотивационных устремлениях отдельных людей, сообществ, народов. С помощью органов чувств - зрения и слуха мозг человека может фиксировать то, что не контролируется сознанием. На этом свойстве психики основаны технологии скрытого тестирования, кодирования и зомбирования. При этом фоновая информация может использоваться непосредственно как инструмент воздействий, которые могут поражать, вызывать психические реакции и запрограммированные действия, иметь лечебный эффект или наносить вред здоровью вплоть до летального исхода. Понятия "реактивность", "ресурсность" и "фоновость" связывают информационные процессы и взаимодействия с широким кругом явлений нашей жизни. Если речь идет о латинском языке, то этот "мертвый" язык, который уже не применяется для межличностного общения, является фундаментальным научно-культурным ресурсом современной цивилизации. Понятия, запечатленные в латинском языке, содержат истоки современных знаний в самых разнообразных областях - медицине, лингвистике и, естественно, в юриспруденции. Стратегической задачей является сохранение, овладение и передача следующим поколениям латинского языка как необходимой ресурсной базы (в данном случае для понимания и развития традиционных и новых отраслей права). Фундаментальным ресурсом развития юридических наук является и римское право, которое также изучается в ведущих учебных заведениях мира уже на протяжении веков. Ius est ars boni et aequi - "Право - искусство добра и справедливости" - так знаменитая латинская фраза отражает главенство закона в миропонимании древних римлян. Право, законность, справедливость были для латинян неотъемлемыми чертами блага, добра, здоровья народа, его благосостояния, существования и укрепления государства. Несложно представить, что именно преклонение перед законом составляло психологический фон социальной жизни граждан одного из величайших государственных образований в истории. Iustitia - fundamentum regni - "правосудие - основа государства", dura lex, sed lex - "суров закон, но это закон", legis virtus haec est: imperare, vetare, permittere, punire - "сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать", ignorantia iuris neminem excusat - "неведение закона никого не извиняет; нельзя отговариваться незнанием закона" - яркость и выразительность латинского языка в этих и других многочисленных фразах и словосочетаниях сыграли немалую роль в развитии правовой культуры в странах средневековой Европы, были тем информационным фоном, на котором формировалось мировоззрение сначала европейцев, а потом и жителей Нового Света и многочисленных колоний. Словесная речь, пословицы и поговорки, с одной стороны, раскрывают мировоззрение народа, с другой же стороны, являются тем информационным фоном, который ненавязчиво, не вызывая видимых реакций, однако вполне определенно и действенно влияет на формирование основных понятий о добре и зле, о должном и недолжном, о запретном и разрешенном, в данном случае формирует отношение к правовому регулированию различных сторон жизни, к существующим законам и их исполнению. В этом свете при обучении латинскому языку должен быть использован именно этот фоновый потенциал "мертвого" языка, под влиянием которого веками формировалась и совершенствовалась мировая правовая культура. Таким образом, мы обозначили ресурсное значение и фоновый потенциал, которые должны быть задействованы в обучении латинскому языку. Сам же учебный процесс, лекции, семинары, практические занятия могут рассматриваться как информационные воздействия и взаимодействия преподавателя и студента. Несложно представить, что эффективность обучения определяется глубиной, объемностью и адекватностью реакций студентов на то, что они слышат от преподавателя, на то, что они видят на занятиях, на то, что они извлекают из учебно-методических материалов. Именно в ходе реакций на увиденное, услышанное, прочитанное происходит индивидуальная интерпретация полученных сведений, "мертвые" знания, запертые в манускриптах, оживают и овладевают сознанием новых поколений, вызывая мысли и образы, рождая новую информацию. На что же реагирует сознание человека, изучающего латинский язык? Каждый язык классифицирует, систематизирует, наконец, концептуализирует окружающий мир по-своему, сообразно накопленному опыту, сложившимися традициями и определенными принципами. Основы национальной культуры, отраженные в языке, можно представить в виде совокупности некоторых лингвокультурных структур или концептов <2>. В данном случае речь идет о лингвокультурных концептах, относящихся к праву, государству, закону. Эти концепты, уходящие корнями в латынь, имеют свои аналоги в европейских языках. Им же соответствуют и определенные конструкции русского языка. Для нас важно то, что тот или иной концепт, выраженный как отдельным словом, так и устойчивом словосочетанием, представляет собой некоторый языковый блок, который может сыграть роль побудительного сигнала, "спускового крючка", вызывающего реакцию в сознании обучающегося <3>. -------------------------------- <2> Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОСИС, 2004. <3> Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.

Высказывания древнеримских мыслителей, политиков, юристов, основополагающие термины римского права, латинские крылатые выражения могут быть представлены в виде определенных правовых концептов. Эти лингвокультурные блоки "мертвого" языка являются существенной частью языковой картины мира, необходимой для формирования мышления современного юриста. Сопоставление правовых концептосфер в латинском и русском языках направлено на стимулирование мыслительных реакций обучающихся и в результате на овладение латинскими юридическими выражениями, их аналогами в русском языке, расширение общего лингвокультурного кругозора, усвоение юридической терминологии, знакомство с наследием мыслителей Древнего Рима. Как же связать в единый методический комплекс, построить эффективную систему обучения юристов латинскому языку на основе рассмотренных понятий? Оказывается, что уже разработаны теоретические основы и успешно применяются на практике разнообразные тактические приемы информационных воздействий, основанные именно на ресурсных, фоновых и реактивных проявлениях информации <4>. -------------------------------- <4> Овчинский А. С. Информационные воздействия и организованная преступность. М.: ИНФРА-М, 2007.

Очень схематично суть технологий воздействия и управления социальными процессами состоит в том, что на первом этапе ресурсная информация (сведения, данные, знания) переводятся в фоновое состояние. Именно потоки фоновой информации, которые на нас обрушиваются, могут постепенно и ненавязчиво овладевать сознанием и формировать требуемые потенциалы социально-психологической энергии. На втором этапе заданием нужных ключей интерпретации фоновая информация, овладевая сознанием, переводится в реактивное состояние, вызывает мысли, желания, стремления. Наконец, заданием уже ключей актуализации вызывается разрядка накопленных энергий, которая приводит к действиям, поступкам отдельных людей, а может быть, и к многочисленным митингам, демонстрациям, погромам. Применительно к изучению латыни огромные ресурсные пласты "мертвого" языка могут быть приоткрыты и силами искусства (исторические, художественные и учебные фильмы, передачи, насыщенные латинскими высказываниями) и непосредственно лингвокультурными концептами, основное назначение которых на этом этапе состоит в пробуждении интереса к предмету и ненавязчивом овладении сознанием обучающихся. Процесс обучения должен сопровождаться таким информационным фоном, который формировал бы основные элементы жизненной позиции будущего профессионального юриста, его отношение не только к закону, праву, справедливости, истине, свободе, обязанностям, но и к правам человека, борьбе с преступностью, безопасности общества, защите государства на основе глубинных исторических корней. Для этого требуются определенные ключи интерпретации научных и культурно-исторических ресурсных знаний. Создание необходимого фона повысит эффективность применения разнообразных методик обучения, включающих строгий отбор лексического и грамматического материала (с учетом дефицита времени), использование крылатых выражений (цитат древних авторов, пословиц) для закрепления грамматических конструкций, обращение к взаимосвязанным оригинальным текстам для приобретения навыка быстрого понимания. Центральный момент предполагаемого подхода заключается в сигнально-информационном воздействии на уже подготовленное сознание обучающегося, таком воздействии, которое вызывает познавательные реакции, мотивацию и стимулирование креативного мышления и творческого подхода к овладению и последующему использованию не столько получаемых знаний, сколько своих мыслей, озарений, открытий, сопровождающих приобщение к культурным историческим корням юриспруденции.

Название документа