Управление образованием: административные вопросы аттестации руководителей образовательных учреждений России

(Грудцына Л. Ю.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 11) Текст документа

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

Л. Ю. ГРУДЦЫНА

Грудцына Людмила Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая лабораторией образовательного законодательства Института научной информации и мониторинга Российской академии образования.

Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. Установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения по типу (образовательное учреждение среднего профессионального образования) осуществляется аккредитационным органом на основании заключения по его аттестации, устанавливающего соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: образовательное право, образовательное учреждение, высшее юридическое образование, лицензирование, аккредитация, аттестация, научно-педагогические кадры, управление персоналом, преподаватель.

Management of Education: Administrative Aspects of Qualification of the Heads at Educational Intuitions L. Yu. Grudtsyna

Tendencies of economic growth and active participation of Russia in dynamic global processes require the country to drastically raise its competitive ability in the world arena and to raise its production and consumption standards. This, in turn, brings the task to raise the effciency and the quality of education up to a new level where it would fully meet the existing requirements. Establishment (or confrmation) of a legal status of an educational institution (such as "educational institution of intermediate vocational education") is carried out by an accreditation authority based on results of a qualification control revealing how well the level and quality of training of graduates fulfill the requirements of the state educational standard.

Key words: educational law, educational institution, higher legal education, licensing, accreditation, qualification, academic and teaching staff, staff management, lecturer.

Управление выступает предметом изучения многих наук. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени (выступает как системное явление) <1>. Системный подход ориентирует эксперта на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей и функций организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями), но и внешние организации (заказчики и потребители, вышестоящие организации) <2>. -------------------------------- <1> См.: Андреева А. В. Формирование готовности преподавателей средних специальных учебных заведений к экспериментальной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. С. 62. <2> См.: Аттестация руководителей образовательных учреждений в системе "Образовательное учреждение - руководитель - коллектив". Серия "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". М., 2005. С. 7.

С социологической точки зрения управление представляет иерархически упорядоченную систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий и прочего. Поэтому основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности руководителя, знание им мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией <3>. -------------------------------- <3> См.: Московское образование в документах. Выпуск 11. Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве" / Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр "Школьная книга", 2007. С. 31 - 32.

Отсюда возникает необходимость серьезной работы по подбору будущих управленцев, поскольку соответствие кандидатов некоторым требованиям (например, умение лидировать, способность мыслить нестандартно или стратегически) лишь в небольшой степени есть результат их обучения, а в остальном является либо врожденными свойствами личности либо приобретенными в раннем детстве <4>. -------------------------------- <4> См.: Лисов В. И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений столицы: Научное издание. М., 2004. С. 25.

Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и в будущем. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие качеств у подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее. Это самым серьезным образом относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и руководителя <5>. При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность руководителя используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость; уровень знаний; организаторские способности; способность к руководству системой управления; способность поддерживать передовое, инновационное; морально-этические черты характера. Не следует забывать и о хорошем здоровье, стаже работы, опрятности и аккуратности внешнего вида, и т. д. <6>. -------------------------------- <5> См.: Долгов А. В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 95. <6> См.: Щепотин А. Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 69.

Применительно к аттестации руководителей образовательных учреждений можно предложить следующее определение аттестации: "Комплексная периодическая проверка (один раз в пять лет) уровня компетентности, деловых, моральных и личностных качеств работников руководящих должностей в целях рационального использования их труда, повышения деловой квалификации и управленческой компетенции, а также рационализации подбора и расстановки кадров". Вопрос о моральных качествах руководителя образовательного учреждения поднимается принципиально: совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка несовместимо с продолжением данной работы и по мысли законодателей, в этом случае трудовой договор может быть расторгнут <7>. -------------------------------- <7> См.: Аттестация руководителей образовательных учреждений в системе "Образовательное учреждение - руководитель - коллектив". Серия "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". М.: Центр "Школьная книга", 2005. С. 8 - 9.

Внешний аудит предполагает использование достаточно эффективных методов, а также квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов-экспертов. Важнейшими условиями являются обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий. Если анонимность достигается через специальное анкетирование или тестирование, то обоснованность подбора состава экспертов состоит в их тщательной предварительной оценке, а также в методически грамотном и целенаправленном формировании количественного и качественного состава <8>. -------------------------------- <8> См.: Среднее специальное образование. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. В 2-х частях. Ч. 2 / Сост. А. А. Богданов, Т. И. Ветрова, Е. Я. Малахова, Т. П. Митиль; под ред. А. А. Богданова, А. И. Фурсенко. М.: Высшая школа, 1983. С. 6 - 7.

Например, главные требования к эксперту - его компетентность в сфере управления, нравственность, глубокие знания и признанное умение решать специальные задачи в соответствии с определенными функциями. Традиционное требование к формированию группы экспертов состоит в их способности провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности оцениваемого работника <9>. -------------------------------- <9> См.: Алексеев Н. Г., Павлов И. С., Скворчевский К. А., Швецов В. В., Шенберг М. В. Взаимодействие городской инфраструктуры, рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения. М., 2002. С. 78.

Аттестационная комиссия работает с аттестационными материалами: характеристиками-представлениями на руководящих работников, аттестационными приказами и листами, другими возможными документами, характеризующими деловые и иные качества работника. При составлении характеристики-представления на руководящего работника следует руководствоваться периодом его работы, предшествующим аттестации. Характеристика-представление должна отражать деловые, личностные, моральные и иные качества работника, которые предусмотрены централизованными или локальными документами об аттестации. Следует особо выделить показатели оценочного свойства: - уровень исполнения должностных обязанностей; - уровень исполнения приказов; - трудовая и творческая активность <10>. -------------------------------- <10> См.: Аттестация руководителей образовательных учреждений в системе "Образовательное учреждение - руководитель - коллектив". Серия "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". М.: Центр "Школьная книга", 2005. С. 11.

Заполнение такой характеристики-представления невозможно без участия работника, что повышает его защищенность, с одной стороны, и ответственность руководителя за достоверность, объективность информации - с другой. В нормативных актах содержится норма, определяющая двухнедельный срок ознакомления работника с отзывом на него. Представляется разумность этого правила, позволяющего работнику подготовиться с возможными возражениями к заседанию комиссии. Таким образом, эффективность аттестации напрямую зависит от качества проведения подготовительной работы, которая включает в себя формирование аттестационных документов и анализ деятельности аттестуемого работника в межаттестационный период <11>. -------------------------------- <11> См.: Московское образование в документах. Выпуск 4. Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве" / Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр "Школьная книга", 2004. С. 9.

Аттестация проводится, как правило, в присутствии работника. Обновленное Положение об аттестации должно предусмотреть тот факт, что работник обязан участвовать в подготовке аттестационных материалов и при необходимости (разногласии точек зрения экспертов на результативность профессиональной деятельности аттестуемого, несогласии самого аттестуемого с экспертным заключением и т. п.) точно по графику являться на заседание аттестационной комиссии. Возможно, отнюдь не лишним будет фиксирование нормы такого содержания <12>. -------------------------------- <12> См.: Алексеев Н. Г., Павлов И. С., Скворчевский К. А., Швецов В. В., Шенберг М. В. Взаимодействие городской инфраструктуры, рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения. М., 2002. С. 78.

В аттестации и голосовании должно участвовать не менее 2/3 утвержденного состава аттестационной комиссии. Аттестация работника проходит на основе сообщения членам комиссии результатов аттестационного обследования, возможного опроса руководителя непосредственно на заседании комиссии. Проверка личностных качеств работника производится на основе отзыва, мнения непосредственного руководителя и других членов коллектива. Обсуждение деловых и личностных качеств работника должно проходить в обстановке объективности, требовательности и доброжелательности. Обсуждение результатов проверки деловых и иных качеств работника и голосование целесообразно проводить в его отсутствие. Аттестацию работников целесообразно завершить подведением итогов этого мероприятия. При этом особое внимание следует уделить недостаткам, выявленным в ходе подготовки и проведения аттестации, и выработке рекомендаций по их устранению <13>. -------------------------------- <13> См.: Аттестация руководителей образовательных учреждений в системе "Образовательное учреждение - руководитель - коллектив". Серия "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". М.: Центр "Школьная книга", 2005. С. 12.

Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. В то же время сохраняется множество негативных явлений и процессов, препятствующих выходу российского образования на уровень современных требований <14>. Противоречия сегодняшнего российского общества особенно ярко проявляются в Москве как в наиболее экономически мощном и динамично развивающемся субъекте Федерации. Социальное расслоение превращается здесь в резкую поляризацию общества. Намного выше в Москве скорость социально-экономических изменений. Все это порождает дополнительные социальные проблемы, которые должна учитывать в том числе и система образования Москвы. -------------------------------- <14> См.: Лисов В. И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений столицы. Научное издание. М.: Жизнь и мысль, 2004. С. 20.

За последние несколько лет в результате осуществления городских программ развития образования "Столичное образование-1" и "Столичное образование-2" <15>, городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование-3 и Столичное образование-4)" <16> московское образование из достаточно изолированной ведомственной системы превратилось в сферу межведомственного сотрудничества, в инструмент сильной социальной политики. Идея образования как механизма социального и культурного развития является отличительной особенностью московского образования на рубеже веков и позволяет ему играть значительную роль в гармонизации столичного социума, в улучшении качества жизни москвичей <17>. -------------------------------- <15> См.: Постановление правительства Москвы от 20 июля 1999 г. N 660 "О городской программе развития образования "Столичное образование-2". <16> См.: Постановление правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. N 1047-ПП "О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)". <17> См.: Долгов А. В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 95.

Открытость для партнерства, новаторства и индивидуализации развития; вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения; личностно-ориентированная направленность; нацеленность на гуманизацию - главные специфичные черты сегодняшнего образования в Москве. Вместе с тем далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех москвичей качественного образования, само качество образования резко отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления <18>. -------------------------------- <18> См.: Ерошин В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М., 1997. С. 2 - 3.

Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - доступность, качество, эффективность - позволяет обоснованно и целенаправленно строить программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при осуществлении модернизации московского образования <19>. -------------------------------- <19> См.: Среднее специальное образование. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. В 2-х частях. Ч. 2 / Сост. А. А. Богданов, Т. И. Ветрова, Е. Я. Малахова, Т. П. Митиль; под ред. А. А. Богданова, А. И. Фурсенко. М.: Высшая школа, 1983. С. 6 - 7.

При разработке московского регионального законодательства и иной нормативной правовой базы в области регулирования образовательной деятельности необходимо исходить из задачи органов власти г. Москвы как субъекта Федерации по обеспечению гарантированных Конституцией РФ прав граждан на образование, а также государственной политики и федерального законодательства в сфере образования. При этом целью совершенствования регионального правового регулирования должно быть законодательное установление правовых механизмов, позволяющих беспрепятственно обеспечить реализацию гражданами РФ, иными лицами, постоянно проживающими на территории РФ, конституционного права на доступное, бесплатное и качественное образование, по завершении которого каждый мог бы успешно адаптироваться в обществе и внести достойный вклад в развитие гражданского общества и Российского государства <20>. -------------------------------- <20> См.: Лисов В. И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений столицы. Научное издание. М.: Жизнь и мысль, 2004. С. 22.

Государственная аккредитация. Приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г. N 2574 на основании Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ <21>, Постановления Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" <22> и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации" <23> было утверждено Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). Данное Положение распространяется на образовательные учреждения, созданные и действующие в соответствии с российским законодательством в области образования, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования и заключение по аттестации (аттестационное заключение), выданное государственным органом, проводившим аттестацию. -------------------------------- <21> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <22> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. Ст. 1034. <23> См.: Собрание законодательства РФ. 2000. N 14. Ст. 1496.

Согласно п. 1.3 данного Положения целью аккредитации образовательного учреждения является установление (подтверждение) его государственного статуса по типу (образовательное учреждение среднего профессионального образования) и виду (техникум/училище/колледж) с установлением перечня профессиональных образовательных программ, по которым образовательное учреждение имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования (далее - аккредитованные программы). Основными принципами аккредитации являются ее государственный характер, добровольность и открытость. Аккредитация образовательных учреждений проводится государственными органами управления образованием: а) государственных образовательных учреждений федерального подчинения - федеральным (центральным) органом управления образованием и федеральными ведомственными органами управления образованием или по их доверенности государственными органами управления образования субъектов РФ; б) негосударственных образовательных учреждений - федеральным (центральным) органом управления образованием или по его доверенности государственными органами управления образования субъектов РФ <24>. -------------------------------- <24> См.: Алексеев Н. Г., Павлов И. С., Скворчевский К. А., Швецов В. В., Шенберг М. В. Взаимодействие городской инфраструктуры, рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения. М., 2002. С. 78.

Установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения по типу (образовательное учреждение среднего профессионального образования) осуществляется аккредитационным органом на основании заключения по его аттестации, устанавливающего соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта. Установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения по виду (техникум/училище/колледж) осуществляется аккредитационным органом на основании деятельности образовательного учреждения и в соответствии с критериями аккредитации для образовательных учреждений среднего профессионального образования различных видов. Основные показатели деятельности и критерии аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, устанавливает федеральный (центральный) орган управления образованием. Аккредитационный орган по согласованию с федеральным (центральным) органом управления образованием может устанавливать дополнительные показатели деятельности образовательного учреждения и критерии аккредитации. С целью обеспечения объективности критериальных значений основных показателей деятельности образовательных учреждений федеральный (центральный) орган управления образованием на основании данных, представляемых образовательными учреждениями, формирует центральный банк данных государственной аккредитации, включающий сведения о деятельности образовательных учреждений. Порядку аккредитации, принятию решения и оформлению свидетельства о государственной аккредитации посвящен п. 2 Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г. N 2574. Для проведения аккредитации руководитель образовательного учреждения направляет в аккредитационный орган заявление (приложение). К заявлению прилагаются копия аттестационного заключения, выписка из решения совета образовательного учреждения о подаче заявления на аккредитацию и сведения по показателям деятельности образовательного учреждения. Период рассмотрения принятых аккредитационным органом документов образовательного учреждения не должен превышать четырех месяцев с момента регистрации до принятия решения по аккредитации. Образовательное учреждение имеет право на отзыв заявления об аккредитации до принятия решения по аккредитации аккредитационным органом. Вопросы аккредитации рассматриваются аккредитационным органом коллегиально. Персональный состав лиц, участвующих в рассмотрении вопроса об аккредитации образовательного учреждения, устанавливается аккредитационным органом. В их число могут входить руководители образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе среднего профессионального образования (п. 2.3 Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г. N 2574). Решение об аккредитации образовательного учреждения утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого образовательному учреждению выдается свидетельство о государственной аккредитации. Образовательные учреждения аккредитуются на срок не более срока действия аттестации <25>. -------------------------------- <25> См.: Богачев Е. Н., Воронин А. А. Разработка многоуровневого прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе. М., 1993. С. 3.

Свидетельство является документом, подтверждающим государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным образовательным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования по аккредитованным образовательным программам. В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) образовательного учреждения и его полное наименование <26>. Наименование образовательного учреждения должно содержать указание на организационно-правовую форму, вид и профиль подготовки специалистов. Если в наименовании образовательного учреждения употребляется специальное название (например, "школа"), наряду с ним указывается вид образовательного учреждения. В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые образовательным учреждением, а также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам, наименования и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале. -------------------------------- <26> См.: Московское образование в документах. Выпуск 4. Серия "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве" / Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр "Школьная книга", 2004. С. 9 - 10.

Если при аккредитации устанавливается, что статус образовательного учреждения отличается от указанного в его наименовании, образовательному учреждению направляется копия распорядительного документа аккредитационного органа об аккредитации, на основании которого образовательное учреждение вносит изменения в наименование и учредительные документы. В этом случае образовательному учреждению может выдаваться на срок не более шести месяцев свидетельство с указанием его прежнего наименования. Такое свидетельство дает образовательному учреждению на соответствующий срок все права образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию. Свидетельство на полный срок аккредитации выдается образовательному учреждению на основании заявления и учредительных документов с наименованием образовательного учреждения, приведенным в соответствие с установленным аккредитационным статусом <27>. -------------------------------- <27> См.: Александров А. Е., Лисов В. И., Потапов А. С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. М.: Центр "Школьная книга", 2004. С. 76.

Согласно Порядку комплексной оценки деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Минобразования России, и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), утвержденному Приказом Минобразования России от 20 ноября 2001 г. N 3734, при проведении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации допускается комплексная оценка деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), находящегося в ведении Минобразования России, и негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). Комплексная оценка предусматривает выдачу образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности, заключения об аттестации и свидетельства о государственной аккредитации на единый срок действия и обеспечивает сокращение времени принятия необходимых решений и объема делопроизводства, финансовых затрат образовательного учреждения на указанные процедуры <28>. -------------------------------- <28> См.: Богачев Е. Н., Воронин А. А. Разработка многоуровневого прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе. М., 1993. С. 3.

Подведем некоторые итоги. Государственная процедура лицензирования представляет собой защитный административно-правовой механизм обеспечения качества образования в средних специальных учебных заведениях, формируемого всеми участниками образовательного процесса и подтверждаемого государственными гарантиями. Государственная аттестация является формой государственно-общественного контроля за качеством образования в средних специальных учебных заведениях и их филиалах. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников, средних специальных учебных заведений требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации средних специальных учебных заведений и их филиалов являются положительные результаты итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Основными принципами аттестации являются: соблюдение российского законодательства в области образования, объективность, независимость, гласность. Государственная аккредитация является административно-правовой формой установления (подтверждения) государственного статуса образовательного учреждения по виду (техникум/училище/колледж) и осуществляется аккредитационным органом на основании деятельности образовательного учреждения и в соответствии с критериями аккредитации для образовательных учреждений среднего профессионального образования различных видов.

Библиографический список

1. Александров А. Е., Лисов В. И., Потапов А. С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы. М.: Центр "Школьная книга", 2004. 2. Алексеев Н. Г., Павлов И. С., Скворчевский К. А., Швецов В. В., Шенберг М. В. Взаимодействие городской инфраструктуры, рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения. М., 2002. 3. Андреева А. В. Формирование готовности преподавателей средних специальных учебных заведений к экспериментальной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 4. Аттестация руководителей образовательных учреждений в системе "Образовательное учреждение - руководитель - коллектив". Серия "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве". М.: Центр "Школьная книга", 2005. 5. Богачев Е. Н., Воронин А. А. Разработка многоуровневого прогноза установления новой системы отношений собственности в высшей школе. М.: НИИВО, 1993. 6. Долгов А. В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 7. Ерошин В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М.: ИУО РАО, 1997. 8. Лисов В. И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных учреждений столицы. Научное издание. М.: Жизнь и мысль, 2004. 9. Среднее специальное образование. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. В 2-х частях. Ч. 2 / Сост. А. А. Богданов, Т. И. Ветрова, Е. Я. Малахова, Т. П. Митиль; под ред. А. А. Богданова, А. И. Фурсенко. М.: Высшая школа, 1983. 10. Щепотин А. Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. М., 2002.

Название документа