О частной методике преподавания студентам изменений в административном законодательстве
(Дикажев М. М.) ("Финансовое право", 2009, N 2) Текст документаО ЧАСТНОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ ИЗМЕНЕНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
М. М. ДИКАЖЕВ
Дикажев М. М., зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Института экономики и правоведения (г. Назрань), доцент, доктор юридических наук.
Статья освещает вопросы усовершенствования методики преподавания административного права, с учетом постоянного процесса совершенствования норм материального права. Автор предлагает разработку и внедрение специальных форм методических материалов, позволяющих при изучении административного права эффективно отслеживать изменения в действующем законодательстве, рассматривая развитие отрасли административного права в динамике. Административное законодательство, центральное место в котором занимает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, постоянно претерпевает изменения и дополнения. Такая практика имела место как до принятия действующего нового КоАП, так и продолжается в настоящее время. Напомним, что ранее действовавший КоАП получил принципиальные и качественные изменения принятием в июне 2001 г. по сути нового Административного кодекса. Вместе с тем после вступления в силу ныне действующего КоАП (с 01.01.2002, а отдельных статей с 01.07.2002) в него внесено немало изменений и дополнений. За шесть лет его действия принято 92 федеральных закона, которыми внесено свыше 1,5 тыс. изменений и дополнений; только в 2007 г. принято 20 законов, повлекших более 900 дополнений и изменений. Остановимся на одном примере. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" затронул 59 статей, касающихся безопасности дорожного движения. В законную силу поправки вступают в три этапа: - с 11.08.2007 - 29 изменений; - с 01.01.2008 - 20 поправок; - остальные вступили в силу с 01.07.2008 <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета от 31 июля 2007 г. N 164.
При этом если первые две группы изменений касаются ужесточения санкций за нарушения Правил дорожного движения, вплоть до административного ареста, то все последние изменения в той или иной степени касаются применения автоматических фиксаторов нарушений таких Правил. Для нас с вами все это новшество, и, безусловно, об этом надо знать. Специальные камеры будут регистрировать факт нарушения (запрещенный обгон, превышение допустимой скорости движения), по номеру автомобиля будут определять его собственника. Штраф при этом будет накладываться в автоматическом режиме, хозяин автомашины по почте получает квитанцию и фото, сделанное камерой. Если автовладелец добровольно не заплатит штраф в установленные сроки, то взысканием займутся судебные приставы. Изменения в Кодексе касаются и многих других составов административных правонарушений, например вопросов миграции, правил торговли, охоты и рыболовства, других. Вместе с тем в практической деятельности следует ожидать дальнейшего распространения нарушений органами административной юрисдикции, обусловленных нестабильностью законодательства, затрудняющей практическую реализацию норм Кодекса об административных правонарушениях. Такая ситуация может негативно отразиться на правах и законных интересах широкого круга лиц, на стабильности практики применения норм Кодекса. В связи с этим в процессе преподавания учебных дисциплин "Административное право России", "Административная деятельность" становится актуальным для студентов своевременно узнавать об этих изменениях, научить их самостоятельной работе с ними с целью выработать и закрепить умения и навыки такой работы. Разумеется, на занятиях со студентами рассматриваются и другие источники административного права. Актуальность такой практики необходимо подчеркнуть и в связи с перспективой введения закрепленного в Конституции России административного судопроизводства. Весьма важно иметь в виду, что процесс изменений в административном законодательстве, с одной стороны, обуславливает повышение требований к изучению административного права, с другой - дополнительно усложняет задачу изучения административного права как науки и отрасли российского права. Основная причина в том, что остаются неизвестными ни сроки, ни конечные варианты этих изменений. Для студентов-юристов, а в последующем и для профессионалов-практиков такой подход будет иметь двоякое значение. Так, в профессиональном плане правоприменителям об изменениях в действующем законодательстве необходимо знать, постоянно их отслеживать и руководствоваться ими на практике. В этих целях используются возможности Интернета, программы "КонсультантПлюс", а также официальные печатные источники, какими являются "Российская газета", журнал "Собрание законодательства Российской Федерации" <2>. Есть еще масса печатных источников различных издательств, но любой юрист должен знать, что содержание их текстов следует сверять с официальными из-за возможных неточностей и ошибок, только после этого пользоваться ими для разрешения конкретных ситуаций. -------------------------------- <2> См.: Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2005. С. 45.
С другой стороны, правоотношения, возникающие в сфере действия норм административного права, имеют самое непосредственное значение в повседневной жизни для каждого человека и гражданина. На практике часто возникают в той или иной мере вопросы в сфере миграции, выезда за границу, по экологическим проблемам, по соблюдению пожарной безопасности и во многих других. Юридические знания в этих областях жизнедеятельности человека, бесспорно, необходимы каждому для принятия правильного решения в возникшей конкретной ситуации без дополнительной посторонней юридической помощи. Исходя из этого, мы должны нацеливать студентов на отстаивание своих прав в современном российском обществе в любой ситуации, на изучение конкретной ситуации своих близких, права которых могут нарушаться чиновниками. Как мы знаем, для изучения нового материала на учебных занятиях преподавателями используются различные методики и рекомендации. Студентам для прочного усвоения знаний, обучения навыкам приобретения новых знаний при преподавании учебных дисциплин "Административное право России" и "Административная деятельность" мы рекомендуем разрабатывать самостоятельные таблицы, в которых был бы предусмотрен учет всех изменений. При этом в таблицы вносятся претерпевшие изменения статьи (или их части), рядом с ними помещаются сами изменения. Следует иметь в виду, что изменения могут касаться как санкций за административные проступки, так и органа или должностного лица, рассматривающего дело о правонарушении, поэтому и им также выделяются отдельные столбцы. По сравнению с практикой внесения изменений непосредственно в сам Кодекс, когда при этом делаются записи в соответствующие статьи и тем самым загромождается текст, предлагаемая нами методика исключает вышеперечисленные недостатки. Для исключения случаев, что имевшие место изменения будут забыты, рекомендуем в самом Кодексе делать символические пометки, что имеет место изменение, а само содержание такого изменения или дополнения вносить в разработанную таблицу. По нашему мнению, такой подход оправдан и с методической точки зрения. Правоприменителю, при наличии на рабочем месте компьютера, представляется целесообразным иметь такую таблицу в электронном варианте наряду с бумажным носителем. Рассматриваемая методика преподавателями института также опробована в отдельных структурных подразделениях МВД Республики Ингушетия, в частности на занятиях по повышению квалификации сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения и участковых уполномоченных милиции, проводимых в учебном центре Министерства. Названные категории сотрудников наиболее часто применяют на практике статьи Кодекса об административных правонарушениях, и ими чаще всего допускаются нарушения законности. По имеющимся отзывам такие занятия вызывают живой интерес со стороны слушателей. По их общему признанию, они позволяют поднять уровень теоретических знаний, обеспечить то содержание, которое необходимо для адаптации к профессиональной деятельности и последующего развития мастерства, и тем самым применять более грамотно в конкретных ситуациях нормы административного законодательства. Предлагаемая нами практика, безусловно, применима к тем отраслям российского законодательства, которые часто подвергаются изменениям, имеющим систематический и многочисленный характер. По сравнению с административным, налоговым, уголовно-процессуальным законодательством, такие как конституционное, семейное и другие, намного меньше дополняются и изменяются. Соответственно, в таких случаях можно обойтись без таблицы. Бесспорно, при преподавании названных дисциплин могут быть использованы и другие методики. Таким образом, изменения в административном законодательстве являются одним из неоспоримых доказательств их правовой ценности, необходимости высокого уровня знаний о них, и прежде всего для юристов. На проходившем в январе 2007 г. под эгидой Общественной палаты II Общероссийском гражданском форуме Д. А. Медведев в своем выступлении подчеркнул, что "Россия, без преувеличения, - это страна правового нигилизма. Таким уровнем пренебрежения к праву не может "похвастаться" ни одна европейская страна..." <3>. Как мы знаем, такое положение имеет место во всех сферах, в том числе в действующем законодательстве, государственном строительстве и в слабом гражданском обществе. -------------------------------- <3> Российская газета. 2008. N 12. С. 2.
При таком подходе представляется, что профессорско-преподавательскому составу вузов в решении вопросов качественного обучения студентов-юристов, формирования у них высокого уровня правовой культуры и правосознания, бесспорно необходимых профессионально подготовленным специалистам-практикам, следует использовать любые положительные методики.
Название документа