Когда обучение конституционному праву несет для студента свет: рассуждения о предмете, задачах и методологии преподавания этой учебной дисциплины

(Васильева С. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 23) Текст документа

КОГДА ОБУЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ НЕСЕТ ДЛЯ СТУДЕНТА СВЕТ: РАССУЖДЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ, ЗАДАЧАХ И МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С. В. ВАСИЛЬЕВА

Васильева С. В., доцент кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета - Высшей школы экономики, кандидат юридических наук.

В статье затрагиваются проблемы преподавания конституционного права как отрасли права и учебной дисциплины. Даются некоторые рекомендации преподавателям и студентам. Для поддержания хороших знаний конституционного права у студентов-выпускников независимо от специализации предлагается использовать ряд методологических приемов. The paper concerns the issue of teaching the constitutional law as a branch of law and as a scholar discipline. It gives several recommendations both for teachers and for students. A number of methodological tricks are suggested which aim to keep constitutional-law attainments of graduating students at a high level <*>. -------------------------------- <*> Vasileva S. V. What makes the constitutional law teaching useful for a student: reflections on the subject, tasks and methodology of teaching the instructional discipline.

Большим специалистом в области конституционного права, конечно, можно стать только с опытом, профессиональным и жизненным. Полученные в студенческие годы знания этой и других правовых дисциплин должны осмыслиться, выстроиться в систему, апробироваться. От студента-выпускника по специальности "Юриспруденция" не ждут, что он большой специалист в области конституционного права. Однако все-таки надо иметь хорошие представления о существе предмета и метода соответствующей отрасли права, содержании ее институтов и практике их правоприменения. На протяжении всего обучения студенты сталкиваются с целым рядом отраслей права и учебных дисциплин юридического профиля. Выпускники, имеющие интерес к публично-правовым сферам знаний, на выходе из учебного заведения чуть лучше и осознаннее представляют себе конституционно-правовой материал. Молодые юристы, тяготеющие к частноправовым отраслям, могут подзабыть публично-правовые категории. Вместе с тем всем выпускникам независимо от их отраслевой специализации предстоит сталкиваться в работе с конституционным правом. Как бы далеко от конституционно-правовой тематики ни практиковали юристы частноправового профиля, они будут решать вопросы обеспечения конституционных прав и свобод граждан, взаимодействия с системами гражданского общества и государственной власти. Поэтому, во-первых, хорошие знания конституционного права должны быть у всех студентов-юристов независимо от специализации. Для осуществления этой задачи необходимо развивать у слушателей интерес к конституционно-правовой материи, который поддерживался бы как на последних курсах, так и после окончания учебного заведения. У каждого преподавателя имеются свои методологические секреты привлечения интереса студентов к учебной дисциплине. Для заведующих кафедрами актуальными являются также приглашение в учебное заведение преподавателей с "именем", имеющих связь с практикой, обновление учебного плана оригинальными спецкурсами, организация студкружков и т. д. Однако и с содержательной точки зрения конституционному праву как отрасли права нужно продолжать модернизировать свои предмет и метод. В связи с этим, во-вторых, преподавание конституционного права должно строиться согласно общеправовым тенденциям переплетения частноправовых и публично-правовых начал в юриспруденции и развития межотраслевых институтов. Речь идет не о смещении акцентов на диспозитивные методы регулирования, экономические составляющие и интересы частных лиц. Речь идет об освежении предмета и метода конституционного права новыми явлениями, уже подмеченными в литературе и на практике, - управление по результатам оценки политик, лоббизм, саморегулирование, государственно-частные партнерства, аутсорсинг, конституционализация отраслевого законодательства и др. Специалистам, выступающим против расширения предмета конституционного права как отрасли и учебной дисциплины, можно возразить так. Без содержательного развития конституционное право не только не заслужит интереса у студентов, но и утратит свою значимость в правовой системе. Новые и спорные с точки зрения отраслевой принадлежности правовые институты, о которых, в частности, шла речь, требуют осмысления конституционным правом, иначе они могут оказаться недостаточно познанными. Не стоит оставлять рассмотрение смежных с другими отраслями правовых явлений только на откуп спецкурсов. Включение их в учебные курсы общего и (или) российского конституционного права позволило бы донести соответствующие знания до всех студентов независимо от специализации. В теории конституционного права вполне можно было бы попытаться осмыслить институты социального и экономического развития России и вновь зародившиеся формы взаимодействия институтов гражданского общества и государства через призму общих подходов. На основе каких критериев можно оценивать публично-властные решения и результаты их реализации? Как проводить мониторинг институциональных реформ власти? Как государство должно относиться к социальному саморегулированию как проявлению гражданского общества? Не противоречит ли Конституции РФ привлечение представителей коммерческого и некоммерческого секторов к оказанию публичных услуг? Эти и другие вопросы требуют ответов конституционалистов. В ходе изучения курса по относительно новым темам, еще недостаточно исследованным в литературе и на практике, важно анализировать материалы, содержащиеся на сайтах уполномоченных органов публичной власти и научно-исследовательских центров. Особое внимание преподавателю стоит уделять посещению внешних и внутренних конференций, круглых столов и семинаров по этой тематике. Ничего нет плохого и в том, чтобы подогревать интерес студентов к конституционному праву путем смещения акцентов на актуальные в данный период времени темы. Поэтому, в-третьих, в содержании этой учебной дисциплины полезно было бы отражать идею прикладного характера, прагматизма конституционного права. Практическая значимость последнего, по-видимому, заключается не только в прямом действии конституционных норм, но и в возможной мобильности предмета одноименной учебной дисциплины. Усложнение общественной практики, глобализация в процессах управления заставляют модернизировать конституционно-правовой материал. В настоящее время актуализацию могли бы получить следующие темы: конституционно-правовой статус мигрантов, институционализация, права и свободы политической оппозиции, правовые формы протестных акций, правовые формы представительства частных интересов в органах публичной власти, конституционно-правовые основы ГАС "Выборы", голосование по почте, по Интернету и др. Изыскать учебные часы на названные злободневные проблемы можно за счет сокращения времени на изложение менее актуальных на сегодня вопросов - борьба субъектов РФ за суверенитет, внутридоговорный процесс в федеративном государстве и др. В-четвертых, преподнесение конституционно-правового материала слушателям необходимо организовать на основе принципа системности знаний. Только системный подход к методике преподавания этой учебной дисциплины позволит обеспечить хорошее усвоение содержания конституционного права всеми выпускниками независимо от специализации. Системность знаний обеспечивается по нескольким направлениям. Первое. При изложении конституционно-правового материала следует учитывать категории, которые преподавались или будут преподаваться студентам на всем протяжении получения ими юридического образования. Например, при изложении вопросов предмета и метода отрасли права, понятийного аппарата необходимо обращение к теории права и сравнительного правоведения. Уместны сравнения с институтами, изучаемыми в рамках конституционного права зарубежных стран. Студенты лучше усвоят специфику и содержание конституционного права, если увидят, как соотносятся конституционно-правовые категории со смежными им явлениями в муниципальном, административном, предпринимательском и других отраслях права и законодательства. Второе. Правовое регулирование вообще и конституционно-правовое регулирование в частности находятся в системе и зачастую предопределяются иными сферами общественной жизни, а следовательно, сферами знаний - политологией, экономикой, социологией, психологией и др. Поэтому в раскрытии содержания конституционно-правовых институтов и практики их реализации следует демонстрировать базис, истоки появления соответствующих законодательства и правоприменения. Например, с экономической точки зрения объяснимы правовые основы миграционных процессов, лоббистских отношений, бюджетного федерализма и т. д. Политологические и собственно политические акценты предопределяют содержание и практику системы сдержек и противовесов, отдельные моменты избирательного законодательства и статуса политических партий и т. д. Актуальным является осмысление конституционалистами правил профессиональной этики. В конституционно-правовой учебной литературе, к сожалению, уделяется мало внимания вопросам соответствия действий (бездействия) депутатов, должностных лиц исполнительной власти и партийных лидеров этике поведения в публичной политике. Третье. Материал усваивается лучше, если к нему периодически обращаются: в том же контексте или с учетом его дополнения, усложнения. На протяжении всего учебного курса конституционного права, как общего, так и особенного, важно разумно связывать темы между собой, возвращаться к пройденным категориям в новом ракурсе. Например, логичнее не копировать структуру Конституции РФ в содержании учебной дисциплины, а изучать конституционно-правовой статус Правительства РФ следом за конституционно-правовым статусом Президента РФ. Соединение этих тем при соответствующих пояснениях позволяет студентам увидеть формальные и реальные отношения Президента РФ и Правительства РФ и влияние этой "связки" на систему государственной власти. Развивать пройденный материал, дополняя и усложняя его новыми категориями, возможно в рамках таких вопросов, как федеративное устройство России и система государственной власти субъектов РФ. Проблема конституционно-правового статуса политических партий получает новое дыхание при рассмотрении вопросов организации и деятельности парламента. Прослеживается корреляция тематик функционирования федеральной и региональной систем сдержек и противовесов, дополнения и изменения Конституции РФ и законодательного процесса, разграничение и финансовые условия осуществления полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Кстати, в русле повторения пройденного материала очень полезно писать в конце каждого занятия тесты и на следующей встрече разбирать ошибки и спорные моменты. Преподнесение учебного материала на основе принципа системности способствует не только лучшему усвоению категорий, но и развивает творческое конституционно-правовое мышление, логику вообще и понимание методов анализа правовых институтов в частности. В-пятых, одной из задач преподавания конституционного права является привитие студентам навыков самостоятельности в освоении новелл законодательства. Для того чтобы поддерживать свою квалификацию, выпускнику придется постоянно следить за обновлением правового массива. Развитие Интернета и информационных правовых баз данных ("Консультант+", "Гарант" и др.) облегчает задачу обучения для студентов и преподавания для специалистов. Правовые источники в большинстве своем стали общедоступными, нет нужды специального воспроизведения их содержания на лекциях и семинарах. В связи с этим обоснованным является повышение требований к знанию студентами нормативных правовых актов. Однако наличие перед глазами слушателя соответствующей нормы еще не гарантирует ее правильного понимания. Важно ориентировать слушателей по литературе и правовой базе, но обязательно предлагать найти что-то самостоятельно. Экономия времени и сил студентов и недопустимость конкуренции их подготовки к другим предметам достигаются посредством реальных к выполнению домашних заданий, а также четкого описания заданий по письменным работам. Научить студента анализировать и толковать законы можно путем различных методологических приемов: написание конституционно-правовых заключений; подготовка проектов обращений в соответствующие органы, а также решений последних; поиск ответов на задачи со ссылками на конкретные статьи. Все эти преподавательские приемы позволят молодым юристам научиться самостоятельно осваивать новеллы законодательства. И не только законодательства. Теоретическая часть конституционного права также со временем подвергается модернизации. В огромном количестве литературы высказываются различные позиции на те или иные концептуальные проблемы. Студента нужно научить ориентироваться в подходах к теоретическим конструкциям конституционного права, правильно делать акценты, избирательно подходить к приобретению литературы и ознакомлению с ней. Методологических приемов в этом направлении также очень много: конкретные рекомендации о том, что читать в ходе курса; требование об ознакомлении с работами дореволюционных государствоведов и современных зарубежных авторов и т. д. Преподавателям важно поддерживать активность студентов на семинарских занятиях и рекомендовать им выступать на различных формах, не бояться высказывать свою точку зрения. Тренинги в ораторском искусстве также являются неотъемлемым элементом подготовки юриста-конституционалиста к практической работе. Можно выделить способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно. В связи с этим важно техническое оснащение учебной дисциплины оборудованием и специальной техникой. Так, для проведения игровых круглых столов, на которых студенты как представители различных стран планируют делиться опытом статики и динамики конституционно-правовых институтов, необходима аудитория в виде переговорной. В ней важно всем разместиться по кругу, чтобы общаться в режиме обмена опытом. Для проведения лекции общего содержания, в которой, например, приводятся классификации явлений и объектов, необходимо оборудование для проведения электронных презентаций. В-шестых, молодой юрист, усвоивший конституционное право, должен хорошо представлять себе практику реализации официальных норм, выявлять недостатки правоприменения, видеть теневые зоны, недоступные правовому регулированию. Преподавание конституционного права с целью подготовки юриста-практика отвечает общим тенденциям формирования спроса на юридическое образование и усложнения правоприменительной практики в России. Немаловажной является демонстрация отклонений конституционно-правовой практики от нормативной модели. Таким образом, студенты могут увидеть живое развитие права. Выпускнику важно овладеть знаниями результатов и процедур судопроизводства, деятельности различных органов публичной власти, включая международные правозащитные институты. В связи с этим преподаватель конституционного права должен насыщать занятия рассмотрением кейсов, делать акценты на действие процессуальных норм, находить возможность посещения студентами органов публичной власти, научно-практических конференций, круглых столов, интеллектуальных клубов и т. д. Конституционалистам важно учитывать тенденции технологического прагматизма в общественно-политической практике. Он характеризуется упрощением процессов управления в связи с новыми возможностями обработки информации, рационализацией парламентаризма в связи со смещением акцентов принятия решений в сторону исполнительной власти и т. д. Конституционное право не может не учитывать достижения социальной психологии, которые способствовали развитию политических технологий, направленных на манипулирование общественным сознанием. Задачи преподавания конституционного права обусловлены и общими объективными тенденциями в конъюнктуре системы образования, и специфическими условиями развития российских законодательства и правоприменения. Для каждого учебного заведения насущными проблемами, кроме того, являются большая конкуренция на рынке юридического образования, разработка методов привлечения в вуз студентов, связанная с отголосками спада рождаемости в прошлом.

Название документа