Административная реформа и государственная регистрация юридических лиц

(Филипенко Е. Д.) ("Современное право", 2008, N 4) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Е. Д. ФИЛИПЕНКО

Филипенко Е. Д., аспирант ВГНА Минфина России.

Новшества административной реформы применительно к государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связаны лишь с преобразованием регистрирующего органа. Не изменилась процедура государственной регистрации, а именно: сроки госрегистрации, порядок представления документов и принятия решения. Государственная регистрация юридических лиц - феномен, имеющий глубокие исторические корни во всем мире. В цивилизованных странах издавна сложилась и достаточно успешно функционирует система мер по осуществлению регистрации, существует разветвленная сеть регистрирующих органов. Организация деятельности этих органов в зарубежных странах базируется на общих принципах, выработанных международным опытом, но в зависимости от специфики государственного устройства и управления, национальных традиций строится по-разному. В большинстве стран государственную регистрацию всех юридических, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляют органы юстиции или же суды. Причем часто это - непременное условие их деятельности. В Германии, например, согласно Германскому гражданскому уложению (параграфы 21, 22, 51) такими правами обладают только суды. По такому же пути пошли Франция (Декрет от 30 мая 1984 г.) и Польша (Закон от 20 августа 1997 г.). В России регистрация введена в XVII веке для осуществления полицейско-фискальных целей. Государственная регистрация, возникнув как обязательная процедура для придания статуса юридического лица лишь некоторым субъектам имущественных отношений, к настоящему времени стала обязательной для возникновения любого юридического лица, независимо от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных особенностей. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права, который обладает признаками, определенными нормами права, законного статуса юридического лица, в его легализации, т. е. регистрация является правоустанавливающим фактом. Определение государственной регистрации дано в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Таково легальное определение рассматриваемого понятия. Кратко определяет это понятие также известный специалист в области государственной регистрации юридических лиц Т. В. Закупень - как акт регистрирующего органа, в соответствии с которым организация приобретает статус юридического лица либо утрачивает его <1>. -------------------------------- <1> См.: Закупень Т. В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Науч.-практ. пособие. М., 2001. С. 11.

Государственная регистрация, таким образом, это инструмент легализации юридического лица, правоустанавливающий факт, позволяющий государству регулировать порядок возникновения юридических лиц. Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели, иными словами - нельзя допустить в гражданский оборот организации с заведомыми "пороками цели создания". Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть "фильтрация" субъектов, желающих приобрести статус юридического лица. И. В. Зыкова, исходя из анализа действующих нормативных актов, называет основные цели государственной регистрации: 1) государственный контроль ведения хозяйственной деятельности; 2) получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; 3) предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота <1>. -------------------------------- <1> См.: Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1.

Российское гражданское законодательство не отличается стабильностью в регулировании вопросов, связанных с регистрацией юридических лиц. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 51 ГК РФ (Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ) юридическое лицо подлежало государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. На практике, однако, субъекты Российской Федерации были вынуждены решать проблемы регистрации юридических лиц самостоятельно. Вплоть до принятия Закона N 129-ФЗ в некоторых субъектах Российской Федерации регистрацию юридических лиц от имени государства осуществляли специально созданные для этих целей регистрационные палаты или, что еще хуже, муниципальные органы власти, которые согласно Конституции РФ по своему статусу органами государственной власти не являются. Естественно, в такой ситуации каждый регистратор, исходя из своих интересов, в большинстве случаев местнических, не основанных на законе, требовал от юридических лиц дополнительных согласований, без которых их регистрация была невозможна. Кроме того, в каждом субъекте были сформированы свои реестры и соответствующие информационные базы данных, которые содержали разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах. Продолжительное время указанные реестры велись без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля. Именно из-за отсутствия единых правил государственной регистрации юридических лиц и единого государственного реестра было практически невозможно проверить организации, зарегистрированные в другом регионе. Раскрывая "пагубные особенности" действовавших ранее нормативных актов, А. Молотников говорит о том, что довольно часто возникали конфликты по поводу сроков регистрации коммерческих организаций. Помимо этого, властные структуры могли произвольно отказать в регистрации компании, ссылаясь на то, что какие-то положения ее устава не соответствуют требованиям действующего законодательства. В некоторых городах было практически невозможно самостоятельно, в короткий срок и с первого раза зарегистрировать организацию или изменения, вносимые в ее учредительные документы. Сотрудники муниципалитета, занимающиеся регистрацией, вежливо советовали предпринимателям воспользоваться услугами некоей фирмы (недешевыми, к слову сказать), которая без проблем оформит и подаст на регистрацию все необходимые документы. При этом они стыдливо умалчивали о том, что владельцами этих фирм являются близкие к городским чиновникам лица <1>. -------------------------------- <1> См.: Молотников А. Проблемные вопросы закона // Юрист. 2004. N 8.

Таким образом, установление нового порядка регистрации юридических лиц стало насущной потребностью прежде всего отечественных предпринимателей, в попытках учредить новую фирму теряющих и время, и деньги. Правительству РФ удалось не только разработать, но и провести через Государственную Думу Закон N 129-ФЗ, коренным образом меняющий всю систему государственной регистрации. Статья 2 вышеназванного Закона относит определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию, к компетенции Правительства РФ. В Постановлении Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 319) этим органом названо Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России). Пунктом 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС России, являясь правопреемником МНС России, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Логика составителей Постановления N 319 сводилась, очевидно, к тому, чтобы в руках Министерства РФ по налогам и сборам (ныне Федеральная налоговая служба) наряду с его фискальными функциями оказались и функции государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Такое сочетание функций, если следовать данной логике, конечно же, преследовало в конечном счете цель повышения эффективности работы по взысканию налогов. При этом другой федеральный орган исполнительной власти с характерным наименованием - Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), - находящийся в ведении Министерства юстиции РФ, к ФНС России никакого отношения не имеет. В соответствии с Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1315, Росрегистрация принимает решения: о государственной регистрации общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; о государственной регистрации религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ также организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Как видно, по существу Минюст России выполняет те же функции, что и налоговые органы, правда, в отношении других лиц. Принципиальное отличие в регистрационных действиях по процедурным (процессуальным) вопросам у налоговых органов и органов юстиции найти невозможно. Разница состоит только в категориях юридических лиц. Данные полномочия Росрегистрации коррелируют со ст. 10 Закона N 129-ФЗ, согласно которой другими федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. В развитие указанного нормативного акта был издан весьма пространный (с множеством приложений и таблиц) Приказ МНС России и Минюста России от 30.09.2003 N БГ-3-09/512/243 об утверждении Порядка взаимодействия этих Министерств по представлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Практически все сведения должны представляться органам юстиции, без чего нельзя обойтись в их работе. Эти документы "родились" в результате того, что необходимо было преодолеть разногласия между органами юстиции и налоговыми органами в вопросе ведения ими двух реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вернемся к целям государственной регистрации, а именно к государственному контролю ведения хозяйственной деятельности, и обозначим основные проблемы, возникающие в этой области. Ранее роль государства в данной области сводилась к проверке учредительных документов организации на соответствие законодательству положений, содержащихся в них, во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, представившее документы в регистрирующий орган (статьи 12, 14, 17, 21 Закона N 129-ФЗ). Существенным нововведением является положение о нотариальном удостоверении подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). В соответствии с п. 12 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" в заявлении заявитель подтверждает, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства, что содержащиеся в документах сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок учреждения юридического лица, что в определенных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Аналогичное положение предусмотрено, например, британским законодательством, однако там это вызвано спецификой процедуры регистрации, максимально упрощенной и основанной на доверии. Так, в частности, не проверяются форма и содержание представленных на регистрацию документов. Гарантией добросовестности заявителей является другое - регистратор регулярно проводит выборочные проверки документов зарегистрированных юридических лиц, а при выявленном несоответствии в отношении юридического лица начинается процедура исключения из Единого реестра. Поскольку учредители расформированной компании не вправе учреждать другие компании, к подготовке документов в Англии относятся очень ответственно <1>. -------------------------------- <1> См.: Регистрация компаний в Великобритании // Companies House. Great Britain.

Таким образом, проанализировав положения Закона N 129-ФЗ, можно сделать вывод, что российский законодатель решил частично заимствовать этот порядок, а именно из процедуры государственной регистрации исключена предварительная правовая экспертиза документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации. Казалось бы, отмена такой трудоемкой и ответственной процедуры при осуществлении государственной регистрации должна упростить регистрацию и повысить ее эффективность. В действительности это не принесло ожидаемого результата. Проблема заключается в отсутствии квалифицированных кадров в налоговых органах. Дело в том, что налоговым органам работа по государственной регистрации юридических лиц не свойственна и сотрудники этих органов прямо говорят тем, кто обращается к ним с заявлениями о регистрации юридических лиц, о своей некомпетентности во многих правовых вопросах, содержащихся в уставах, учредительных договорах. Они не разбираются в правомочиях органов управления, решениях о различных видах реорганизации юридических лиц, их ликвидации, последствиях этих решений и т. п. Сложные вопросы, требующие профессиональных познаний во многих областях гражданского, трудового, земельного, административного и других отраслей права, остаются вне поля зрения чиновников налоговых инспекций, где зачастую нет дипломированных юристов. Такое положение дел сложилось в большинстве налоговых инспекций ФНС России. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации возможен лишь в двух случаях: непредставления определенных данным Законом документов или же при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Пункт 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что "регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц". То же оговорено в п. 3 данной статьи и для индивидуальных предпринимателей. Таким образом, вместо принципа дорегистрационной проверки документов, действовавшего ранее в России и применяемого большинством стран романо-германской правовой системы, действует принцип пострегистрационной проверки. Логика законодателя в данном случае непонятна: зачем регистрировать юридическое лицо, вносить данные о нем в государственный реестр для того, чтобы потом его ликвидировать и исключить из реестра? Разумнее было бы сохранить предварительную экспертизу представленных для государственной регистрации документов. Исходя из всего вышеизложенного, решение существующих проблем, связанных с государственной регистрацией, видится в совершенствовании действующего законодательства. В связи с этим представляется целесообразным внести определенные изменения в Закон N 129-ФЗ и соответствующие нормативные акты, полностью передав регистрационную функцию органам юстиции и предусмотрев обязанность регистрирующего органа проводить предварительную правовую экспертизу представленных для государственной регистрации учредительных документов на достоверность содержащихся в них сведений.

Название документа Вопрос: Какие существуют в законодательстве особенности при приватизации дач? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Какие существуют в законодательстве особенности при приватизации дач?

Ответ: Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости установлены статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон). Поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер и проводится на основании документов-оснований, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 17 Закона, для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке Вам необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность (представитель физического лица, кроме того, представляет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия действовать от его имени); 2) заявление о государственной регистрации права; 3) документ об уплате государственной пошлины; 4) декларацию об объекте недвижимого имущества (представляется в двух экземплярах подлинниках, заполняется на каждый объект, расположенный на земельном участке); 5) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости; 6) кадастровый план земельного участка. Представление кадастрового плана не требуется, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. При этом обращаем Ваше внимание, что пунктом 4 статьи 25.2 Закона установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30.10.2001) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства осуществляется также в случае, если кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе, если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное). Однако на основании пункта 3 статьи 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. При этом пункт 4 декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 N 232, должен содержать информацию о кадастровом номере земельного участка в соответствии с кадастровым планом земельного участка.

А. Р.Мкртумян Помощник руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по правовым вопросам

Название документа Вопрос: Каков порядок юридического оформления в собственность дачного участка? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Каков порядок юридического оформления в собственность дачного участка?

Ответ: Порядок предоставления садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям земельных участков в собственность установлен статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон). В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона (до 15.04.1998) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: - описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; - заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: - удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении. При этом статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ) установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов: - акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; - выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); - иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Закона о регистрации). Кроме того, необходимо представить кадастровый план соответствующего земельного участка (пункт 3 статьи 25.2 Закона о регистрации). Обращаем Ваше внимание, что Росрегистрация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации). Рассмотрение вопросов о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность в компетенцию Росрегистрации не входит. Для сведения сообщаем, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

А. Р.Мкртумян Помощник руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по правовым вопросам

Название документа