Проблемы гражданско-правовой охраны произведений народного творчества в Российской Федерации

(Цыбанова А. С.) ("Российский судья", 2008, N 12) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. С. ЦЫБАНОВА

Цыбанова А. С., аспирант кафедры гражданского права и процесса РГТЭУ.

Изучение российского законодательства, имеющего отношение к народному творчеству, приводит автора к выводу о том, что в современный период развития российского законодательства отсутствуют совершенные, экономически эффективные правовые механизмы, способные защитить произведения народного творчества от расхищения, непорядочного использования, плагиата. Согласно энциклопедическому словарю "народное творчество" - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, результатом которой являются поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество определяется как источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Понятие "народное творчество" включает широкий круг объектов. В Типовых положениях для национальных законодательств по охране выражений фольклора против незаконного использования и других противоправных действий (далее - Типовые положения) <1> определяется термин "выражения фольклора" в согласии с выводами Комитета правительственных экспертов по охране народного творчества (этот комитет собирался в Париже в феврале 1982 г.). Согласно Типовым положениям под выражениями народного творчества понимают работы, включающие характерные элементы традиционного культурного наследия, разрабатываемого и поддерживаемого сообществом страны или отдельными лицами, отражающими традиционные художественные представления сообщества. Типовые положения приводят перечень наиболее типичных видов народного творчества. Они подразделяются на четыре группы, каждая из которых должна содержать определенные элементы, в совокупности составляющие традиционное культурное наследие. -------------------------------- <1> Типовые положения для национальных законодательств по охране выражений народного творчества (фольклора) против незаконного использования и других противоправных действий приняты ВОИС-ЮНЕСКО в 1982 г. Введение в интеллектуальную собственность: Комментарий / ВОИС. Женева, 1998. 400 с.

Так, к первой группе отнесены народные сказания, народная поэзия и загадки, ко второй - народные песни и инструментальная музыка, к третьей - народные танцы, драматургия и художественные формы обрядов и, наконец, к четвертой группе - рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, мозаика, работа по дереву и металлу, ювелирные и плетеные изделия, вышивка, ткани, ковры, национальные костюмы, музыкальные инструменты и архитектурные формы. Первые три типа произведений не обязательно должны быть воплощены в материальной форме. Это означает, что текст необязательно должен быть записан словами, музыка - в виде нот, а движения тела, например танцы, - в виде хореографических записей. "Осязаемые" же произведения должны быть выражены в каких-то материалах, таких как камень, золото, дерево и т. д. Проблема правовой охраны народного творчества широко обсуждается на международном уровне, постепенно становясь предметом дискуссий, касающихся интеллектуальной собственности. В настоящее время глобализация привела к коммерциализации произведений народного творчества в мировых масштабах, и произведения народного творчества приобретают все большую экономическую, научную и коммерческую ценность для широкого круга заинтересованных сторон, поскольку расширились формы использования этого культурного наследия, а технологическая революция привела к более широким возможностям фиксации и распространения культурных традиций народов. Но сами владельцы не получают никакой выгоды от использования народного творчества. Коренные народы озабочены тем, что неуправомоченные торговые предприятия пользуются их словами, названиями, образцами, символами и другими различительными обозначениями. Этнические общности часто жалуются, что зачастую используются ложные и вводящие в заблуждение наименования относительно аутентичности происхождения товаров. Подавляющее большинство наименований мест происхождения в Российской Федерации связано с товарами, возникновение и производство которых отражают историю и культуру народов, населяющих нашу страну. В наши дни многие люди считают, что стоит покупать товары, имеющие этническую направленность. Ремесленные изделия и произведения искусства коренных народов, выполненные вне контекста традиционных общин, могут подорвать рынок. Последствия этой формы недобросовестной конкуренции могут быть самыми серьезными, поскольку потребитель, полагаясь на некорректную информацию, может серьезно пострадать в материальном и моральном отношении. В результате таких злоупотреблений особые свойства товаров могут утрачиваться. Такая продукция отходит на задний план, теряется на рынке. В России такой процесс произошел с тверской художественной вышивкой, курскими, орловскими, тамбовскими игрушками и может произойти и с другими товарами. Произведения народного творчества являются серьезной проблемой для нынешней системы интеллектуальной собственности. Зарубежные страны используют различные меры в отношении охраны произведений народного творчества. Так, в соответствии с Боливийским законом об авторском праве 1992 г. произведения, относящиеся к общественному достоянию (помимо произведений фольклора и традиционной культуры, к этой категории также относятся произведения, авторы которых отказались от своих прав; произведения умерших авторов, не оставивших наследников или иных правопреемников; произведения, срок охраны которых истек; национальные государственные гимны; торжественные песни и песни, одобренные государственными и частными организациями, а также некоторые другие), могут использоваться свободно в любой форме и любым способом, однако пользователи обязаны уплачивать государству установленный сбор в размере от 10 до 50% тех сумм, которые выплачивались бы автору или его правопреемнику, если бы это произведение охранялось нормами авторского права. Собранные средства направляются исключительно на развитие и распространение культурных ценностей страны. В Австралии согласно Закону о товарных знаках 1995 г. сообщества коренных народностей могут документально зафиксировать местные слова, символы и элементы <2>. -------------------------------- <2> Кемал Пури. Охрана проявлений культуры коренных народов Австралии и Океании // Бюллетень по авторскому праву. Том XXXIII. N 2. 2000.

Именно в решениях по делам, рассматриваемым в Федеральном суде Австралии, можно усмотреть форму признания судебной системой законов обычного права, существующих у аборигенов, в отношении унаследованных от предков орнаментов <3>. В 1989 г. Джон Булун Булун, художник-абориген, который обнаружил, что футболки были напечатаны производителем футболок, где была воспроизведена одна из картин художника, известная под названием "у источника", подал иск на производителя футболок. Согласно судебному решению компания и два магазина, которые продавали футболки, вывели их из продажи. Позже 14 других художников-аборигенов приняли претензии в отношении одной и той же компании. -------------------------------- <3> Foster v. Mountford (1976), 29 FLR 233.

Ни четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации <4>, ни иные нормативно-правовые акты не относят произведения народного творчества к объектам интеллектуальной собственности. На данном этапе развития общества назрела необходимость правовой охраны народного творчества через эффективные правовые механизмы сохранения и защиты фольклора как одного из разновидностей объектов интеллектуальной собственности. -------------------------------- <4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Основы законодательства о культуре от 9 сентября 1992 г. <5> и Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <6> хотя и предусматривают определенную степень защиты фольклора, но не содержат положений об обеспечении всеобъемлющей правовой охраны народного творчества. -------------------------------- <5> Основы законодательства РФ о культуре от 9 сентября 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. <6> Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

В данный момент получается, что отдельные элементы народного творчества имеют правовую сторону в рамках различных нормативных актов, а народное творчество с его универсальной обобщенностью российским законодательством не охраняется. Изучение российского законодательства, имеющего отношение к народному творчеству, показывает, что отсутствуют совершенные, экономически эффективные правовые структуры, способные защитить произведения народного творчества от расхищения, непорядочного использования, плагиата. Первоначально охрана произведений народного творчества предполагалась авторским правом, но опыт зарубежных стран показал узость авторского права в контексте правовой охраны произведений народного творчества. Следует указать веские причины, почему невозможно охранять произведения народного творчества законодательством об авторском праве. Первая причина - это проблема авторства. Все существующие в мире модели авторского права не признают культурологические соображения, т. е. не признают тот факт, что создателями и собственниками культурного наследия и связанных с ними прав наряду с индивидами могут выступать целые этносы, народы, нации: важен только конкретный адресный автор или правообладатель. Часто то, что воспринимается как отдельно взятое произведение (например, ремесленное изделие), в действительности является элементом целого комплекса верований и знаний, которым наделены коллективы людей, общины, народы. Следует согласиться с А. П. Сергеевым: "В произведениях народного творчества автора невозможно индивидуализировать. Полагаю, это наиболее актуально для некоторых стран Азии и Африки. Для развитых европейских стран это не характерно. Кроме того, произведения народного творчества не "вписываются" в объекты авторского права" <7>. -------------------------------- <7> Сергеев А. П. Проблемы интеллектуальной собственности в гражданском праве России // Материалы международной научно-теоретической конференции. М.: ИМПЭ, 26 марта 1999 г.

Во-вторых, это проблема сроков охраны, и, как мы считаем, наиболее главная причина, по которой произведения народного творчества (фольклора) не могут получать авторско-правовую охрану. Действие авторского права ограничено во времени, но срок, составляющий 70 лет после смерти автора, не отвечает ситуации в силу того, что сама идея конечного срока обладания какими-либо правами на тот или иной объект согласуется с концепцией о бессрочности такого обладания произведениями народного творчества. Согласно ст. 1281 ГК РФ срок действия исключительного права на произведение ограничен и составляет семьдесят лет. Но не все объекты охраны интеллектуальной собственности сосредоточены непосредственно на новаторстве и творчестве, в частности нормы законодательства о различительных знаках, указаниях и обозначениях (часть четвертая ГК РФ предоставляет охрану товарным знакам, наименованиям места происхождения товара). Маловероятно, что новые международные нормы будут приняты быстро в этой области. Существуют две формы интеллектуальной собственности, которые могут быть адаптированы к произведениям народного творчества без каких-либо серьезных изменений, а именно нормы законодательства о наименованиях происхождения товара и товарных знаках. Примеры коллективных знаков и географических указаний показывают, что в некоторых случаях права могут быть предоставлены представителям от группы или сообщества. В тех случаях, когда речь идет о произведениях народного творчества коренных народов и общин Российской Федерации, следует руководствоваться Федеральным законом "О национально-культурной автономии" (далее - Закон "О национально-культурной автономии" <8>). Национально-культурные автономии определены Законом "О национально-культурной автономии" как формы национально-культурного самоопределения, представляющие собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ в ред. ФЗ от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О национально-культурной автономии" // Российская газета. 25.06.1996; Российская газета. 05.12.2007.

Для охраны тех произведений народного творчества, которые представляют собой имеющую экономическую ценность информацию, может быть использовано законодательство о недобросовестной конкуренции. Осуществление компетентными органами контроля за сохранением произведений народного творчества обеспечит ее использование заинтересованными лицами только на лицензионной основе с выплатой вознаграждения обладателям такой информации. В случае если результаты интеллектуальной деятельности, созданные одним человеком или группой лиц, используются без разрешения или без определенной компенсации, это считается недобросовестным использованием. А так как произведения народного творчества также являются результатами интеллектуальной деятельности, зачастую являются объектами недобросовестной конкуренции. Некоторые формы охраны, в частности средства судебной защиты от актов недобросовестной конкуренции и нарушения конфиденциальности информации, не требуют наличия каких-либо конкретных правообладателей. Согласно ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации <9>. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. ФЗ от 29.04.2008) // Российская газета. 2006. N 162. 27 июля.

Статьей 10-бис Парижской конвенции запрещена недобросовестная конкуренция в торговле, которая определяется как "все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента", а также "указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств пригодности к применению или количества товаров". Это положение можно применять к самым разнообразным спорам по поводу аутентичности продуктов, использующих образцы или произведения народного творчества коренных народов. Нормы законодательства о недобросовестной конкуренции позволяют обращаться в суд по поводу ложных или вводящих в заблуждение исков о том, что тот или иной продукт не является подлинно местным, либо произведен или одобрен конкретной традиционной общиной, либо иным образом ассоциируется с ней. Например, на компанию может быть наложен юридический запрет в отношении описания различных написанных от руки продуктов как сертифицированных подлинных и исконных произведений искусства, поскольку они не были написаны коренными жителями и не подверглись никакой процедуре сертификации. В этом аспекте данная доктрина могла бы играть все более важную роль в деле охраны произведений народного творчества. Доктрина является исключительно гибкой и позволит обеспечить охрану в случае недобросовестной эксплуатации, не ставя под угрозу классическую систему авторского права. Эти юридические системы можно использовать, по крайней мере, в некоторой части произведений народного творчества, с тем чтобы частично охватить вопросы охраны проявлений народного творчества.

Название документа