О некоторых теоретических и практических проблемах пострегистрационного этапа создания юридического лица (на примере Республики Таджикистан)

(Панютин С. А.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 4) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ПОСТРЕГИСТРАЦИОННОГО ЭТАПА СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

С. А. ПАНЮТИН

Панютин С. А., аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.

Процедура создания юридического лица состоит из трех последовательных взаимодополняющих этапов: подготовительного, регистрационного и пострегистрационного, каждый из которых имеет особое назначение. На наш взгляд, подготовительный этап представляет собой комплекс систематизированных мероприятий, которые выполняют учредители по сбору необходимых документов для представления их в регистрирующий орган. В число основных мероприятий этого этапа входит: составление протокола о создании организации, выборы ее исполнительного органа, заключение учредительного договора, утверждение устава, получение документа о месте нахождения создаваемого юридического лица, а в предусмотренных законодательством случаях и открытие временного счета, внесение минимального уставного капитала. Под регистрационным этапом необходимо понимать совокупность действий уполномоченного государственного органа, направленных на закрепление юридического факта создания юридического лица. На этом этапе регистрирующий орган изучает учредительные документы, определяет их соответствие действующему законодательству Республики Таджикистан и вносит запись в государственный реестр. Пострегистрационный этап представляет собой последовательные действия учредителей (или иных надлежащим образом уполномоченных лиц), направленные на постановку юридического лица на учет, получение различных кодов, разрешения на изготовление печати, открытие расчетного счета и т. д., т. е. действия, необходимые организации для начала полноценной работы. Важно заметить, что в соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан пострегистрационный этап состоит из прохождения семи различных государственных органов. Действующее законодательство Республики Таджикистан проводит разграничение между государственной регистрацией организации и ее регистрацией в качестве хозяйствующего субъекта, что, безусловно, осложняет дело. В настоящей статье мы остановимся более подробно на рассмотрении некоторых теоретических и практических проблем, присущих пострегистрационному этапу. В своих работах А. В. Венедиктов очень корректно отмечал, что "признавая... организацию юридическим лицом, то есть субъектом гражданского права... закон учитывает юридическую личность... организаций и в других областях правоотношений" <1>. Несмотря на то что юридическое лицо получило свой правовой статус с момента прохождения процедуры государственной регистрации, оно не может полноценно вступать в гражданские правоотношения до тех пор, пока не пройдет соответствующий учет в других государственных органах. Говоря о других государственных органах, некоторые цивилисты <2> подразумевают контролирующие органы, для которых важное значение имеет факт постановки юридического лица на учет в качестве хозяйствующего субъекта. Важно обратить внимание, что в литературе так же, как и на законодательном уровне, отсутствует само понятие пострегистрационного этапа. На практике учредители или иные надлежащим образом уполномоченные лица проходят названный этап посредством обращения в следующие государственные органы: -------------------------------- <1> Венедиктов А. В. О субъектах социалистических правоотношений // Советское государство и право. 1955. N 6. С. 23. <2> См.: Илюшина А. А., Новиков И. В., Сальников Д. Ю. Государственная регистрация юридических лиц. М., 2003. С. 8.

- Государственный комитет статистики при Правительстве Республики Таджикистан (или его подразделения на местах); - Министерство внутренних дел Республики Таджикистан (или его структурные подразделения на местах); - Налоговый комитет при Правительстве Республики Таджикистан (или его структурные подразделения на местах); - органы нотариата; - банковские организации. Практически в каждом из названных органов представители юридического лица <3> сталкиваются с большим количеством самых различных затруднений. Рассмотрим их более подробно. -------------------------------- <3> Прохождение пострегистрационного этапа возможно исполнительным директором юридического лица, учредителем или иным уполномоченным надлежащим образом лицом.

Прохождение государственной регистрации в Государственном комитете статистики. В целях обеспечения надежной и достоверной информации обо всех действующих на территории Республики Таджикистан юридических лицах, а также для прогнозирования социально-экономических процессов вся информация о созданных юридических лицах вносится в Таджикский регистр предприятий <4>. Указанный регистр ведет Государственный комитет статистики при Правительстве Республики Таджикистан и его структурные подразделения на местах. -------------------------------- <4> Постановление Кабинета Министров Республики Таджикистан от 30 декабря 1991 г. N 387 (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 4 февраля 2002 г.) "О создании регистра предприятий Республики Таджикистан" // Центральный банк правовой информации Республики Таджикистан "Адлия". Версия 6.0.

Обратим внимание, что Закон Республики Таджикистан "О государственной регистрации юридического лица" в статье 15 закрепляет обязанность регистрирующего органа (которым в соответствии с законодательством Республики Таджикистан является Министерство юстиции и его структурные подразделения) предоставить сведения о проведенной регистрации в орган государственной статистики. Практически же названная норма закона остается мертвой, т. е. не выполняется. Обычно регистрирующие органы обязывают учредителей организации самостоятельно обращаться в государственные органы статистики и передавать им "уведомление со стороны регистрирующего органа" о том, что была произведена государственная регистрация юридического лица. Основная цель, с которой представитель юридического лица обращается в органы статистики, в соответствии с действующим законодательством, заключается, во-первых, в постановке на учет в специальном регистре, во-вторых, в получении регистрационной карточки, а также в получении общереспубликанского кода юридического лица. Для постановки на учет в регистре и для получения республиканского кода представитель юридического лица должен представить следующие документы: заявление в письменной форме; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копию учредительных документов; письмо-извещение о регистрации юридического лица, выданное регистрационным органом. С момента представления документов органы статистики в течение трех дней заносят информацию в специализированный регистр и присваивают юридическому лицу общереспубликанский код. За присвоение кода органы статистики взимают плату в размере двукратной минимальной оплаты труда <5>. Многие предприниматели отмечают, что они столкнулись с существенным затруднением: присвоение общереспубликанского кода осуществляется в областном центре, а выдача регистрационной карточки происходит по месту расположения юридического лица, т. е. районными или городскими органами статистики. Насколько законна такая ситуация? Обратим внимание на пункт 8 Положения о регистре предприятий, учреждений и организаций Республики Таджикистан, которым должны руководствоваться отделы статистики в непосредственной работе и в котором ясно предусмотрено, что "орган, ведущий учет предприятий, проверяет правильность представленных ему данных, КОДИРУЕТ ИХ ПО РЕСПУБЛИКАНСКОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ КЛАССИФИКАТОРАМ, ВНОСИТ КОДЫ В РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОЧКУ" (выделено мною. - С. П.). В связи с этим усматривается, что заполнение регистрационной карточки представляет собой прямую обязанность того органа, который проводит присвоение кодов. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Республики Таджикистан "О внесении изменений в Положение о регистре предприятий, учреждений и организаций Республики Таджикистан" от 4 февраля 2002 г. N 43.

После прохождения регистрации в государственных органах статистики представители юридического лица длительное время обращались в местный исполнительный орган государственной власти (Хукумат), который производил проверку эскизов печатей и выдавал письмо-ходатайство, адресованное в отдел разрешительной системы органов внутренних дел с просьбой произвести выдачу разрешения на изготовление печати. Для получения названного письма-ходатайства представители юридического лица должны представить: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копию учредительных документов; два экземпляра эскиза печатей; скоросшиватель. После получения документов местный исполнительный орган государственной власти изучал представленные документы и только после этого принимал соответствующее решение. Прохождение указанной процедуры в среднем занимало от двух до семи рабочих дней. Как показал юридический анализ, названное требование было неправомерным. В законодательстве ряда постсоветских государств (например, Российской Федерации, Республик Молдова, Узбекистан, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан) содержатся более упрощенные процедуры выдачи разрешения на изготовление печати. Отметим, что описанная ситуация существовала в Таджикистане до 2006 г., так как в 2006 г. по многочисленным обращениям предпринимателей и бизнес-ассоциаций в органы исполнительной власти на местах, а также в правоохранительные органы процедура выдачи разрешения на изготовление печатей была существенным образом изменена. Для юридического лица печать является обязательным атрибутом для заключения договоров, ведения деловой корреспонденции и т. п. В печати должно быть отражено полное наименование юридического лица на государственном языке с обязательным указанием организационно-правовой формы юридического лица, а также изображение (символ, фирменный знак) организации, которое оформляется в установленном законом порядке. С момента получения разрешения на изготовление печати представитель юридического лица в течение одного месяца должен обратиться в штемпельно-граверное предприятие, представив следующие документы: разрешение милиции с утвержденными оттисками печатей (и штампов); образец эскиза печати. Срок изготовления печати и стоимость услуг штемпельно-граверного предприятия определяются последним самостоятельно и обычно зависят от материала, используемого для изготовления печати, сложности изготавливаемого рисунка и иных критериев. После изготовления печати юридическое лицо должно пройти регистрацию в налоговом органе. Как справедливо указывает В. А. Захаров, "гражданская правоспособность является основой для налоговой правоспособности юридических лиц" <6>. Налоговые органы присваивают юридическим лицам идентификационный номер налогоплательщика. С момента присвоения ИНН налогоплательщик в обязательном порядке должен указывать его в налоговой декларации, счетах-фактурах, переписке с налоговыми органами и в документах первичной (строгой) отчетности. Важно заметить, что в соответствии со статьей 9 Закона Республики Таджикистан "О государственной регистрации юридического лица" регистрирующий орган в десятидневный срок со дня государственной регистрации уведомляет налоговые органы по месту нахождения юридического лица о произведенном действии. В практике названная норма не находит своего применения, так как происходит переложение обязательств по информированию со стороны регистрирующего органа на представителей юридического лица. Налогоплательщик для регистрации и присвоения идентификационного номера обязан представить в налоговые органы следующие документы: две копии заявления-карты постановки на учет налогоплательщика; копию учредительных документов; копию информационного письма о присвоении кода ОКПО и классификационного признака; другие документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица - налогоплательщика <7>. -------------------------------- <6> Захаров В. А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М., 2002. С. 39. <7> Инструкция о порядке присвоения номеров налогоплательщиков, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 апреля 1999 г. N 141 (п. п. 13 - 15) // Центральный банк правовой информации Республики Таджикистан "Адлия". Версия 6.0.

Налоговые органы обязаны бесплатно обеспечить налогоплательщика заявлением-картой и оказать ему содействие в его заполнении. Заявление-карта является единственным документом, согласно которому осуществляют постановку на учет всех налогоплательщиков. Налоговые органы обязаны не позднее пяти дней после представления всех документов поставить налогоплательщика на учет. При установлении несоответствия заполненного заявления-карты учредительным или другим представленным документам оно возвращается налогоплательщику для доработки. При присвоении индивидуального номера налогоплательщику выдается один экземпляр удостоверения о присвоении индивидуального номера и информационное письмо (последнее представляется в банк или иное кредитное учреждение). После получения ИНН представителю юридического лица необходимо обратиться в Государственное агентство по социальному страхованию и пенсиям Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан для регистрации и постановки на учет в качестве плательщиков взносов ФСЗН в городских, районных отделах. Для прохождения регистрации и постановки на учет представляются следующие документы: заявление на имя руководителя агентства; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; информационное письмо областного органа статистики о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков; копии учредительных документов (при необходимости). Важно заметить, что агентство выдает специальный документ в форме справки, которая является одним из необходимых документов для банковских организаций при открытии расчетного счета юридического лица. После этого представители юридического лица должны обратиться в нотариальную контору для удостоверения подписи директора и главного бухгалтера юридического лица, а также оттиска печати на банковской карточке (необходимой для открытия расчетного счета). Для удостоверения подписи необходимо личное присутствие директора и главного бухгалтера. Нотариус истребует у перечисленных лиц: бланк банковской карточки; паспорта лиц, расписывающихся в карточке; оригиналы учредительных документов юридического лица; печать юридического лица; приказ о назначении или протокол об избрании должностного лица; квитанцию об оплате государственной пошлины. За совершение нотариальных действий взимается государственная пошлина в размере 5% от минимальной заработной платы <8>. -------------------------------- <8> Закон Республики Таджикистан "О государственной пошлине" от 28 февраля 2004 г. N 19 (с учетом изменений и дополнений по состоянию на 22 декабря 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 2.

После сбора всех необходимых документов завершающим шагом пострегистрационного этапа является открытие расчетного счета в банковской организации. Заметим, что при открытии расчетного счета в банк также представляются копии нотариально удостоверенных учредительных документов, которые представители юридического лица могут удостоверить в момент утверждения подписей и оттиска печати на банковской карточке. Срок, процедура и порядок оплаты услуг банка за открытие расчетного счета устанавливаются каждым банком самостоятельно. Обычно для открытия расчетного счета юридическое лицо представляет следующие документы: заявление на имя руководителя банка с просьбой об открытии расчетного счета; копию свидетельства о государственной регистрации; копию нотариально удостоверенных учредительных документов; карточку, удостоверенную нотариусом с образцами подписей и оттиском печати; извещение налоговых органов о регистрации юридического лица в качестве налогоплательщика; копию идентификационного номера налогоплательщика; письмо-обязательство об отсутствии депозитных счетов в других банках. При открытии счета заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. С момента открытия расчетного счета юридическое лицо может в полной мере совершать любые действия, предусмотренные его уставом. Из сказанного очевидно, что процедура пострегистрационного этапа создания юридического лица в Республике Таджикистан является запутанной и сложной. Заметим, что с законодательной стороны за рамками Закона Республики Таджикистан "О государственной регистрации юридического лица" остались такие принципиально важные вопросы, как регламентация конкретного правового статуса и системы подчиненности органов государственной регистрации, порядок их взаимодействия между собой и с другими органами, задействованными на этом этапе. В настоящее время процедура государственной регистрации юридического лица регулируется большим количеством различных нормативно-правовых актов, что создает затруднение не только в работе самих государственных органов, но и негативно отражается на учредителях (представителях) юридического лица. В связи с этим представляется необходимым проведение гармонизации и упорядочения нормативных правовых актов, регулирующих процедуру пострегистрации юридического лица.

------------------------------------------------------------------

Название документа