Вехи юриспруденции во времени и истории

(Кристина де Лайакар-Ривкин)

("Законодательство и экономика", 2008, N 11)

Текст документа

ВЕХИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ВО ВРЕМЕНИ И ИСТОРИИ

КРИСТИНА ДЕ ЛАЙАКАР-РИВКИН

В этой рубрике еще не появлялись рецензии иностранных авторов на книги российских ученых, написанные на иностранном языке. В этом смысле отзыв доктора философии Кристины де Лайакар-Ривкин на книгу П. Д. Баренбойма "Библейские корни разделения властей" (на английском языке) является своеобразным дебютом. И согласитесь, что для российских юристов, традиционно (в общей массе) не владеющих иностранными языками, дебют примечательный.

В наше время узкой специализации и связанной с этим рутины хорошо иметь возможность в буквальном смысле освежить голову ветром из предшествующих тысячелетий. Такую редкую возможность предоставляет изданная на английском языке книга Петра Баренбойма "Библейские корни разделения властей" (Barenboim Peter. Biblical Roots of Separation of Powers. Moscow: Letniy Sad, 2005).

Этой книге предшествовали несколько книг на русском языке, среди которых можно выделить "3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера" (2-е издание. Москва, 2003).

Автора можно назвать "человеком Ренессанса" за его разносторонность: кроме заметных разработок в области права и конституционной экономики он занимается и исследованием искусства эпохи Возрождения. В каталоге крупнейшей библиотеки мира - Библиотеки Конгресса США - 20 книг Петра Баренбойма на русском языке.

Петр Баренбойм нашел в Ветхом Завете, в первую очередь в "Книге Судей" и книге "Исход", весомые подтверждения зарождения концепции разделения властей в давние библейские времена. Поставленный в таком аспекте вопрос становится не теологическим, а чисто правовым и историческим: самые завзятые атеисты не оспаривают бесспорный факт, что тексты Ветхого Завета насчитывают тысячи лет, а значит, имеют огромный исследовательский интерес независимо от подлинности описанных событий, тем более что они считались источником знания и мудрости задолго до наступления Новой эры.

В своей книге Баренбойм постоянно обращается к образу судьи и пророка Самуила, ограничившего власть первого царя Израиля Саула текстом, который автор рецензируемой книги называет первой известной писаной конституцией. При этом Самуил использовал и сформулированные до него Десять Заповедей, и другие предписания пророка и судьи Моисея, действовавшего согласно библейской истории примерно на два столетия раньше. Кроме того, Моисей по совету своего тестя делегировал судебные функции не по принципу старшинства и знатности происхождения, а по способностям, что для того времени было по-настоящему революционным подходом. В итоге появлению первого царя в Израиле предшествовал почти двухсотлетний период, когда наиболее важными лидерами для всех библейских племен были судьи, описанный в книге Ветхого Завета, которая так и называется - "Книга Судей".

По мнению Баренбойма, человек библейских времен, предающий себя в руки правосудия и признающий решения суда, рассматривает суд как место, где творится божественная справедливость, а не рассмотрение спорного вопроса представителем государства. Эта идея и предопределила древние основы концепции независимости суда, позднее ставшая основой доктрины разделения властей. Поэтому божественность суда как бы затеняет многотысячелетние претензии монархической власти на божественное происхождение.

Знакомый с идеями Ветхого Завета древнегреческий философ Платон в своей книге "Республика" (переведенной на русский язык под названием "Государство") считал наилучшими правителями философов старше пятидесяти лет. Баренбойм цитирует нобелевского лауреата Иосифа Бродского: лучшие редко становятся руководителями. Мне пришла в голову мысль, что в знаменитую русскую тройку, описанную Гоголем, запряжены исполнительная, законодательная и судебная власти и поэтому важно направление, "куда тройка мчится". Россия ведь не проходила исторические периоды, аналогичные западному Возрождению (XV - XVI вв.) или Просвещению (XVIII в.), поэтому священность царской власти или последующее "выражение воли" КПСС - естественный результат этого. Баренбойм видит частичным решением повышение интереса к библейским и другим утопическим идеям привлечения к правлению лучших людей, которые не концентрируются на своих личных интересах.

Преимущество следовало бы отдать честным правителям-философам, преданным не только защите общих интересов всех людей, но и защите прав и свобод каждого отдельного гражданина.

В связи с этим интересна мысль Баренбойма о влиянии Библии на содержание Конституции США. В то же время специалисты считают, что идеи этой конституции повлияли за последние двести лет на развитие современного конституционализма, а значит, и на содержание принятой 15 лет назад Конституции России.

Автор не избежал некоторой эклектичности, что вполне объяснимо для работы такой энциклопедической широты. Важным достоинством рецензируемой книги является следующее: она заставляет читателя размышлять, а это - самая высокая оценка любой исследовательской работы.

Название документа