Школьная студия примирения: сделано молодыми. Как быть, если технология новая, а система - не очень?

(Пахомова С. Ю., Саркисова Е. Ф.)

("Вопросы ювенальной юстиции", 2008, N 5)

Текст документа

ШКОЛЬНАЯ СТУДИЯ ПРИМИРЕНИЯ: СДЕЛАНО МОЛОДЫМИ. КАК БЫТЬ,

ЕСЛИ ТЕХНОЛОГИЯ НОВАЯ, А СИСТЕМА - НЕ ОЧЕНЬ?

С. Ю. ПАХОМОВА, Е. Ф. САРКИСОВА

Пахомова С. Ю., г. Ростов-на-Дону.

Саркисова Е. Ф., г. Ростов-на-Дону.

Сегодня можно сказать, что медиация - явление широко известное в узких кругах. Казалось бы, новая технология мирного разрешения споров, когда независимый переговорщик помогает сторонам прийти к компромиссу, выгодна всем. В уголовных делах она помогает преступнику раскаяться, а потерпевшему успокоиться, в экономических спорах - снижает финансовые и временные издержки, в бытовых конфликтах работает на благополучие местного сообщества. Все хорошо, но вот только широкой практики медиации у нас в стране нет. Этот факт и аналитики, и юристы, и сами медиаторы объясняют либо отсутствием закона, либо особенностями отечественного менталитета. Однако все признают, что закон о медиации должен лишь подтвердить, что государство в целом "за", а своеобразная терпимость русского человека - общеизвестна. Так что же тогда мешает развитию посредничества в России? Как всегда, энтузиасты-оптимисты считают, что глобальные проблемы решаются конкретными действиями в конкретных ситуациях (так сказать, точечное воздействие - лучше всего).

Молодежное общественное объединение "Поколение LEX" в течение пяти лет занимается продвижением примирительных процедур на Юге России. Новое поколение юристов решило, что лучше поднимать общественное сознание не "сверху", дожидаясь реакции отдельных ведомств и центральных СМИ, а "снизу" - через работу на местном уровне и вещание "сарафанного радио". И начались проекты.

В 2008 г. был реализован проект по развитию медиации в школах. "Школьная студия примирения - новая практика диалога" - так называлась программа по созданию экспериментальных площадок в четырех школах г. Ростова-на-Дону (МОУ СОШ N 18, 77, 52, 22). Данный проект был реализован при поддержке Молодежной программы LINX (фонд "Прожект Хармони инк.") и Ростовского союза детских и молодежных организаций. Активную роль сыграл Отдел по делам молодежи Администрации г. Ростова-на-Дону. Руководитель отдела М. Г. Чупров считает, что медиация может быть не только правовым новшеством, но и одной из современных технологий работы с молодежью. Отдел по делам молодежи Администрации г. Ростова-на-Дону оказался одной из самых открытых к диалогу и межсекторному взаимодействию государственных структур города.

В роли медиаторов выступали представители общественного объединения "Поколение LEX" и Психологической службы Южного федерального университета. Разрешаемые конфликты - это сложные ситуации между самими школьниками 9 - 11-х классов (иногда и младше), а также разногласия с учителями. Как выяснилось, в школьных конфликтах на самом деле очень сложно найти нейтральную сторону, которая была бы независима и от учителя, и от ученика. При этом приобрести доверие подростков и одновременно завоевать авторитет у учителей мало кто может. Поэтому молодые юристы и психологи в ходе программы организовали серию тренингов со школьниками, провели консультации, наладили сотрудничество с администрациями школ. Работать с подростками помогали студенты-волонтеры, которые и нужную информацию могли растолковать, и реальную проблему выяснить.

С точки зрения анализа перспектив такой работы интересно основное мероприятие, которое было проведено в рамках проекта - интерактивная игра "Мирное разрешение конфликтов в школе: поколения в контакте", которая прошла в апреле на базе Ростовского филиала Российской академии правосудия.

В конечном итоге обсуждался базовый вопрос: как работать с "новой" молодежью? С тем поколением подростков, которому уже не навяжешь единую и общеобязательную идеологию, но и на "доброе и вечное" тоже не всегда замотивируешь... Обсуждение конфликтов в школе, в которое включились учителя и сами подростки, а также психологи и лидеры общественных организаций, неизбежно привело к затрагиванию более глубоких проблем. Как говорится, скоро сказка сказывается...

На игре подростки, например, отметили, что школьная атмосфера зачастую может быть переполнена конфликтами, в том числе с учителями. В качестве первых претензий, которые озвучили школьники, были несправедливость педагогов, их недостаточная мобильность, отсутствие общего языка между учителями и школьниками. Однако, по общему мнению, эти школьные неприятности относятся скорее к разряду сложностей, чем к списку острых проблем в жизни современного подростка. Конечно, ситуация в школе бывает довольно напряженная. Но для того, чтобы общее недовольство выливалось в конкретные конфликты, ученики должны хотеть (и как хотеть!) отстаивать свои интересы. Работа группы школьников показала, что большинство выбирает другой путь - существовать в абсолютно запараллеленных со школой мирах. Выглядит это очень обыденно и спокойно: учителя "читают урок", а "ученики" играют в телефон, общаются по "аське", относясь к учебному процессу, как к вынужденной необходимости. В общем, есть интерес - есть конфликт, нет интереса - нет конфликта. Поэтому можно сказать, что современная школьная молодежь предельно "толерантна", а конфликты с учителями возникают либо у активистов (в плохом или хорошем смысле), либо у тех, кому что-то нужно в этом классно-урочном школьном мире. У остальных - общее "житейское" недовольство или тотальный "пофигизм".

На игре работала и группа школьных психологов. По идее, при постоянном взаимодействии со школьниками и наличии авторитета (ведь о психологах в школах часто знают не многие) они могли бы разрешать большинство возникающих конфликтов. Но в реальности у школьного психолога работы "вагон и маленькая тележка", начиная со сбора бесконечных отчетов и заканчивая индивидуальными консультациями для детей, учителей, родителей. При этом он зачастую до конца "не вписан" в школьную систему: учителя не всегда доверяют, дети не всегда знают, администрация не всегда выполняет рекомендации. Поэтому уповать на помощь психологов в развитии медиации тоже особо не приходится. Интересно, что институт школьных психологов, который существует уже около 10 лет, до сих пор полностью не укоренился в системе российской школы, в то время как от примирительных процедур ждут "молниеносной" эффективности и интеграции.

В свою очередь учителя говорили о низком авторитете педагога в глазах самих школьников, потребительском отношении к учителю. Новое поколение подростков 12 - 17 лет сформировано обществом потребления и привычно относит школу к сфере услуг. Учитель в этой ситуации должен приложить все усилия, чтобы клиент был доволен. При этом в школьном образовании, даже по мнению педагогов, чересчур доминирует оценочная система получения ребенком знаний. Единственным и непоколебимым критерием определения уровня ребенка как ученика по-прежнему остается успеваемость, выраженная в оценках. В этот процесс оказываются втянутыми и родители. Доходит до абсурда. Причиной серьезного конфликта может стать минимальная разница в отметках: "Почему три, а не четыре?" Как следствие - давление родителей и на ребенка, и на конкретного учителя. Это закономерно. Когда оценочная система становится самоцелью, такие конфликты неизбежны. Если бы перед школой стояла реальная задача - обеспечить развитие ребенка, воспитать в нем чувство ответственности, умение строить отношения с людьми, то и проблемы были бы другие...

В целом группа учителей пришла к мнению, что сегодня разрыв во взаимоотношениях педагогов и школьников весьма значительный. Он обусловлен множеством факторов, не исключая поколенческие особенности, скованность учителей системой школы и др. Однако может ли новый для образовательной системы институт медиации разрешить все эти противоречия? Только он - вряд ли. Но тогда кто? Или что? И главное - когда?

В интерактивной игре приняли участие и представители тех общественных объединений, которые работают с молодежью как в школах, так и за их пределами. И здесь вопрос: насколько общественные организации или, например, детские лагеря станут "лакунами", где подростки могут получить те личностные качества и социальные навыки, которые недополучают в школе? При явной маргинальности и неукорененности общественного сектора в жизни людей деятельность активистов-волонтеров иногда напоминает те же формальные уроки учителей - не так консервативно, но по-прежнему "мимо реальности". Ведь даже общественники со всем "арсеналом" интерактивности и молодежного задора зачастую "палят" ценностями гражданского лидерства почти вхолостую. Медиация в русле общественных программ выступает элементом несуществующей в России системы неформального образования (которое на Западе работает с людьми на полную мощность). С этой точки зрения примирение в школах должно помочь подросткам "социализироваться" и получить базу созидательных ценностей - хотя бы через умение находить общий язык. Тем более что примеры успешной работы медиатора в школах сегодня уже есть.

Один из случаев - это конфликт между ученицей-восьмиклассницей и классным руководителем, который едва ли не закончился "двойкой" в году. Конечно, разобраться, кто прав, кто виноват - всегда сложно. Но это и не задача медиатора. Здесь главное - помочь сторонам самим понять свои ошибки и прийти к примирению. В итоге девочка и учитель смогли договориться. Это образец незаметной, но успешной работы медиатора. К сожалению, такие примеры можно привести не всегда.

Сегодня проект уже почти завершился. Но общее движение, быть может, только началось. В итоге появилось еще одно мнение. Энтузиасты-пессимисты (есть и такой вид активности) считают, что, как это ни скучно, но с наскока ничего не делается и нужны грамотные пошаговые программы. Только так можно внедрить новое в сложной социальной среде. В школах она сложная, на Юге России - тем более. Но ведь и на Западе институт примирения формировался минимум 20 лет. А у нас?

Название документа