Интеграция образовательного учреждения в сферу культуры: региональные аспекты

(Генова Н. М.)

("Культура: управление, экономика, право", 2008, N 4)

Текст документа

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СФЕРУ КУЛЬТУРЫ:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Н. М. ГЕНОВА

Генова Н. М., профессор, кандидат философских наук, декан факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Мы вступили в XXI в. и надеемся видеть его веком человеческих развитых способностей, высокого качества жизни.

Перемены во всех сферах социальной, экономической и особенно культурной жизни в значительной степени связаны с развитием образования, так как образование является культурной составляющей, которая определяет условия развития личности.

Омский государственный университет стремится на деле обеспечить опережающее развитие образования, учитывая и улучшая социокультурную ситуацию в Омском регионе и России в целом.

Свою миссию ОмГУ видит в расширении образовательного пространства, удовлетворении потребностей граждан в получении образования, обеспечении рынка труда конкурентоспособными специалистами, интеграции с регионами российского Севера, Казахстаном и Средней Азией, формировании благоприятного образа Сибири как территории передовых технологий и высокой нравственной культуры.

Реализуя свою миссию, университет предполагает создать образовательную, исследовательскую и инновационную среду, позволяющую готовить выпускников, ориентированных на профессиональное развитие, гражданские ценности, социальную ответственность.

Стратегическая цель университета - стать центром инновационного образования, коммуникации и информации, продуцирования знания и развития научного и культурного потенциала региона.

Стратегия развития университета предполагает разработку и реализацию программ по приоритетным направлениям деятельности:

- развитие фундаментальных и прикладных исследований как основы для получения новых знаний, сохранения и развития научно-педагогических школ, подготовки конкурентоспособных специалистов;

- формирование системы непрерывного открытого образования на основе информационных и коммуникационных технологий;

- активное взаимодействие с ведущими научными, образовательными, технологическими и культурными центрами в России и за рубежом;

- обеспечение международного признания качества образования;

- интеграция в точки роста экономики региона; разработка и координация деятельности по реализации крупных проектов социально-экономического и культурного развития города Омска и региона.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского - это полифункциональный, научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительский комплекс, осуществляющий на основе перспективных научных проектов профессиональную подготовку кадров по широкому перечню направлений, обеспечивающих инновационное развитие экономики и культуры страны и региона.

Тенденция открытия факультетов культуры и искусств в классических университетах носит, безусловно, прогрессивный характер. Активизируется духовно-нравственная сторона жизни студентов, повышаются их общегуманитарная подготовка и уровень культуры, открывается возможность выхода на новый уровень образования: бакалавриат и магистратуру.

По инициативе факультета и при поддержке Федерального агентства по образованию (Минобразования России) с 2002 г. ведется работа по изучению опыта такой деятельности и выработке соответствующих рекомендаций, поскольку в структуре классических университетов проблемы взаимодействия подобных подразделений носят типичный характер и решение их имеет большое значение, хотя в каждом регионе существует своя специфика. В традиционных всероссийских конференциях в Омске "Художественное образование: современность и перспективы" уже приняли участие доктор культурологии, профессор Высшего театрального училища им. Щукина Е. Я. Александрова (Москва), доктор искусствоведения, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Н. И. Ефимова (Москва), ученые университетов Сибири и др. Подобная деятельность помогает выявить особенности художественного образования в системе вузов Федерального агентства по образованию, определить приоритеты в его развитии.

Главная цель факультета культуры и искусств в области качества - подготовка высокообразованных специалистов для научно-педагогической и социокультурной деятельности, управления культурой в соответствии с ожиданиями потребителей образовательных услуг, с государственными образовательными стандартами и достижениями науки.

Эта цель соответствует главной задаче российской образовательной политики, концепции модернизации российского образования, миссии и стратегическим приоритетам развития ОмГУ.

Политика ОмГУ в области качества будет направлена на достижение этой цели путем решения следующих задач:

- непрерывное изучение и прогнозирование требований потребителей и заинтересованных сторон к качеству образования;

- постоянное совершенствование образовательного и научно-исследовательского процессов, процессов управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, измерения, анализа и улучшения;

- улучшение качества образования путем:

интеграции учебного процесса с наукой и производством;

использования новых образовательных технологий;

улучшения учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса;

совершенствования воспитательной работы;

- обеспечение высокой квалификации и мотивации профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала как главного ресурса университета посредством создания и реализации системы персональной оценки труда каждого работающего;

- развитие партнерских отношений с поставщиками - учреждениями среднего общего и профессионального образования;

- обеспечение качества контингента абитуриентов и обучающихся студентов посредством совершенствования довузовской подготовки, входного отбора и создания положительной мотивации студентов к обучению;

- постоянная оценка собственных возможностей и достигнутых результатов по удовлетворению требований потребителей и заинтересованных сторон;

- ориентация на достижение российских и международных лидеров в области высшего профессионального образования.

Политика ОмГУ в области качества разработана на основе принципов менеджмента качества. Для реализации настоящей политики мы внедряем систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Руководство ОмГУ берет на себя обязательство постоянно повышать результативность системы менеджмента качества и несет ответственность за создание условий, необходимых для достижения целей. Политика реализуется на всех уровнях управления и подвергается ежегодному анализу, в случае необходимости - пересмотру.

Провинция, не скованная рамками традиций, мало обращающая внимание на запреты, - великолепный полигон для нововведений и реформаторских идей.

Проводимые в Омском регионе исследования готовности кадров сферы культуры к предстоящим изменениям в связи с введением в действие ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" показали прогрессивную динамику восприятия кадрами сферы культуры перемен и осознания собственной роли в их осуществлении (с 8 до 57% респондентов признали достаточный уровень собственной осведомленности). Одновременно была выявлена усиливающаяся потребность в получении знаний по разным аспектам реструктуризации деятельности учреждений культуры.

Характер учебного процесса по целому ряду художественно-творческих специальностей, особенно в системе заочного обучения, переживает ситуацию кризиса и требует немедленной реорганизации. Стандартная структура подготовки кадров на заочном обучении буксует, обострились противоречия между неэффективными способами организации учебного процесса и проявляющейся тенденцией к усложнению учебных программ. Географическая изолированность человека, низкий социальный статус, отсутствие возможности обучаться без отрыва от производственной деятельности не являются причинами, достаточно существенными и весомыми для отказа в получении высшего образования. Часть задач по оптимизации учебного процесса может быть решена за счет внедрения в учебный процесс формы дистанционного образования.

Внедрение формы дистанционного образования - процесс, безусловно, сложный и сопряженный с целым рядом проблем. Это связано прежде всего с техническим оснащением проекта: отсутствием разработанного и адаптированного к системе дистанционного обучения методического обеспечения, учебных программ курсов, самостоятельных заданий, дидактических материалов по разработке таких курсов в режиме ДО и отсутствием профессиональных кадров.

Практика обучения в ДО показывает, что целесообразно создавать центры в образовательных учреждениях, так как не все обозначенные проблемы могут быть решены непосредственно специалистами, занимающимися вопросами организации педагогического процесса.

Проект можно осуществлять путем создания лабораторий, в состав которых войдут преподаватели дисциплин блоков ГСЭ и ОПД, давшие согласие участвовать в проекте, технические работники, координаторы, кураторы курсов, представители кафедр, учреждений культуры.

Практика показывает, что этот подход к проектированию и созданию ДО рационален, так как позволяет использовать готовую продукцию всем участникам процесса ДО без дополнительной методической подготовки.

Культурно-досуговая сфера в Омском регионе интенсивно развивается. Вместе с этим набор абитуриентов осуществляется на основе социального заказа по дефицитным специальностям. В качестве спецкурса студентам читается дисциплина "Региональная культурная политика". Полученные знания позволяют студентам представить условия будущей трудовой деятельности, влияют на возможность их самореализации, построения профессиональной карьеры. Студенты имеют возможность проследить процесс культурного развития собственного региона, его проблемы. Переход на новые технологии обучения привел к необходимости пересмотра содержания отдельных учебных дисциплин и к изменению методики их преподавания. Этому способствует активное привлечение к учебному процессу ведущих деятелей культуры и искусств Омского региона, руководителей учреждений и системы управления. Среди них народные артисты РФ В. Алексеев, Г. Котов, заслуженный деятель искусств РФ Б. Торик, заслуженные артисты РФ И. Трусова, Т. Казакова, Н. Торопова, директора театров Б. Ротберг, В. Соколова, А. Юркова, директор Омской областной филармонии В. Евстратенко и многие другие, чей опыт и педагогический талант обеспечивают качественную подготовку студентов, будущих специалистов тех же учреждений, где трудятся их наставники. Им доверяются корректировка базовых курсов, разработка авторских спецкурсов, построение учебного процесса в соответствии с собственным пониманием гуманитарных оснований высшего профессионального образования, его ценностей, знания и смысла. В национальной доктрине развития российского образования, в частности, говорится: "В основе идеологии образования должны лежать не интересы отдельных партий и групп, а интересы России, ее культурные и нравственные ценности, традиции воспитания любви к своему Отечеству". Осуществление сказанного возможно только совместными усилиями.

Название документа