Национал-большевизм Н. В. Устрялова и борьба в партии большевиков в 1925 - 1927 гг

(Козлов А. В.) ("История государства и права", 2008, N 21) Текст документа

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ Н. В. УСТРЯЛОВА И БОРЬБА В ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ В 1925 - 1927 ГГ.

А. В. КОЗЛОВ

Козлов А. В., аспирант кафедры новейшей отечественной истории МПГУ.

Статья описывает взгляды Н. В. Устрялова и резонанс, который вызывали его идеи в среде большевиков. The article describes the views of N. V. Ustrjalov and the reaction of the bolshevik party on his ideas <*>. -------------------------------- <*> Kozlov A. V. National-bolshevism interpretation by N. V. Ustrjalov and the strife inside the bolshevik party in 1925 - 1927.

В 1925 - 1927 гг. левая оппозиция в большевистской партии все более явственно пыталась ставить вопрос об опасности перерождения большевизма, или, иными словами, об угрозе наступления термидора <1> революции в России. На неизбежность подобного хода развития событий указывал большевикам талантливый публицист и яркий представитель сменовеховства <2> Николай Васильевич Устрялов, оказавшийся после разгрома сил Колчака в Харбине. Большевики обратили внимание на его работы еще на заре нэповской эпохи <3>. В период борьбы с внутрипартийной оппозицией в 1925 - 1927 гг. идеи Устрялова приобрели в глазах партийных лидеров особую актуальность. -------------------------------- <1> 11-й месяц французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 г. по 1 января 1806 г. 9-го термидора была ликвидирована якобинская диктатура. <2> Общественно-политическое течение в среде русской эмиграции, которое призывало к примирению и сотрудничеству с большевистской властью. Манифестом движения стал сборник статей "Смена вех", вышедший в 1921 г. в Праге, авторами которого были Ю. В. Ключников, Н. В. Устрялов, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин и Ю. Н. Потехин. <3> Уже в первой половине 20-х годов взгляды Устрялова и сменовеховцев привлекли к себе внимание и побудили к отклику В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского, А. С. Бубнова, Е. М. Ярославского, Ю. М. Стеклова, Н. Л. Мещерякова и других большевиков.

Свои взгляды в письме к П. Б. Струве Устрялов охарактеризовал как национал-большевистские <4>. Главной целью он считал восстановление экономической мощи страны и ее международного авторитета. Переход большевиков к нэпу был в его глазах тем шагом, который свидетельствовал о перерождении революционной власти: на практике отказываясь от утопических устремлений, она вставала на путь служения национальным интересам и делу возрождения государства. "Сохраняя старые цели, - писал Устрялов о большевистской власти, - внешне не отступаясь от "лозунгов социалистической революции", твердо удерживая за собой политическую диктатуру, она начинает принимать меры, необходимые для хозяйственного возрождения страны, не считаясь с тем, что эти меры - "буржуазной природы" <5>. Устрялов указывал и на те социальные слои, которые были заинтересованы в нэпе и его последовательном проведении и углублении. Это были, по его мнению, "спецы", "нарождающаяся буржуазия" и крестьянство <6>. Устрялов считал своей задачей содействие консолидации этих групп и формирование их идеологии. Он был убежден, что вслед за уступками большевиков в экономике неизбежно последуют соответствующие подвижки в правовой и политической сферах, а в самой партии радикалы уступят место умеренным. -------------------------------- <4> Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг. М., 1999. С. 174. <5> Устрялов Н. В. Национал-большевизм. М., 2003. С. 139. <6> Hoover Institution Archives (далее сокращенно - HIA) N. Ustrialov Box 1, Folder 9 - 12, p. 101. (Документы из коллекции Н. В. Устрялова, хранящиеся в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира при Стэнфордском университете (США, Калифорния)).

В период внутрипартийной борьбы 1925 - 1927 гг. Устрялов всецело поддерживал линию Сталина - Бухарина, выступающих, как он полагал, за последовательное проведение нэпа. Кроме того, ему импонировал лозунг построения "социализма в одной стране", который свидетельствовал об отходе большевиков не только на практике, но уже отчасти и в теории от курса на немедленную мировую революцию и ориентировал на укрепление прежде всего своей страны. Идеи Устрялова вызвали большой резонанс в среде большевиков. Конечно, пафос национального возрождения, присущий Николаю Васильевичу, был для них неприемлем. Однако концепция буржуазного перерождения весьма встревожила умы большевистских идеологов. Этому способствовало и появление летом 1925 г. нового сборника статей харбинского мыслителя "Под знаком революции", в котором его автор продолжал развивать идеи национал-большевизма и констатировать процесс его перерождения. Лидер оппозиционеров Г. Е. Зиновьев изложил свои взгляды в книге "Ленинизм" и в статье "Философия эпохи". В первой работе Устрялову было посвящено всего несколько страниц, во второй - он был уже главным героем. Одну из частей "Философии эпохи" Зиновьев сплошь наполняет цитатами Устрялова, в которых речь велась о вызревании в условиях нэпа новых социальных сил и перерождении большевизма. Зиновьев снабжает эти мысли Устрялова самыми минимальными комментариями. Более или менее надлежащий отпор чуждым большевизму идеям имел место уже в другой части статьи. Однако главный акцент делался вовсе не на критике национал-большевизма. Зиновьеву требовалось направить острие цитат на позицию партийного большинства. Открыто выступать с критикой и обвинять партию в перерождении он не мог. В той же статье Зиновьев высказал мысль, что неплохо было бы переиздать книгу Устрялова и сделать обязательным ее изучение в "партшколах и других учебных заведениях". Лидер оппозиционеров рассчитывал, что "вещания врагов" пойдут большевикам лишь на пользу, ибо в них открыто будет продемонстрировано то, чего партии следует опасаться <7>. Более откровенно высказывался другой оппозиционер - секретарь Ленинградского губкома П. А. Залуцкий: "Умные сменовеховцы, вроде Устрялова, лучше, чем наши "вожди" и "теоретики", учитывают обстановку. Они видят слабость наших верхов и, оказывая давление на госаппарат и некоторые слои в партии, помогают им, толкая революцию к Термидору" <8>. -------------------------------- <7> Зиновьев Г. Философия эпохи. М.-Л., 1925. С. 29. <8> Цит. по: XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б) 18 - 31 декабря 1925 г.: Стенографический отчет. М.-Л., 1926. С. 358.

Опубликованной в "Правде" статье Зиновьева, вызвавшей недовольство партийной верхушки, требовалось противопоставить позицию большинства, в том числе и по вопросу устряловской концепции перерождения, аргументы которой, по сути, взяла на вооружение оппозиция. В конце октября Политбюро приняло решение запретить переиздание книги Устрялова <9>. В преддверии съезда вышла работа под названием "Цезаризм под маской революции", посвященная взглядам Николая Васильевича, ее автором был Н. И. Бухарин. Ему необходимо было показать, что все разговоры о перерождении большевизма лишены оснований. Партийный теоретик указывал, что, несмотря на уступки крестьянству, сделанные партией, она все же оставляет за собой "мощные командные экономические высоты, которые все более ведут и будут вести всю экономику страны в целом" <10>, а "рост госхозяйства есть рост социализма" <11>. Бухарин стремился продемонстрировать, что интерпретация советской действительности харбинским мыслителем по сути неверна. -------------------------------- <9> РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 526, л. 5. <10> Бухарин Н. Цезаризм под маской революции. М., 1925. С. 35. <11> Там же. С. 18 - 19.

Бухарин оказался в весьма неудобном положении. Еще 17 апреля 1925 г. на Московской губернской конференции он заявил: "В общем и целом всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство" <12>. Для Устрялова это был еще один достаточно яркий аргумент того, что процесс перерождения идет полным ходом. Лозунг был с радостью им подхвачен и одобрен. Свои настроения он выразил в статье "Обогащайтесь", напечатанной сначала отдельно, а потом включенной в сборник "Под знаком революции". А вот Бухарину осенью 1925 г. приходилось уже оправдываться и признавать, что его призыв к крестьянству был ошибочным <13>. -------------------------------- <12> Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 136. <13> Бухарин Н. Цезаризм под маской революции. С. 35.

Летом 1925 г., когда у Устрялова возникла идея переиздать свой сборник непосредственно в Советской России, его приятель сменовеховец Ю. В. Ключников в письме высказал ряд соображений против этого шага, считая, что власть тем самым "получит оправдание в своей подозрительности в отношении беспартийной массы в СССР и лишний аргумент в пользу того, что без бдительного ГПУ с ней каши не сваришь" <14>. Предостережения Ключникова вскоре подтвердились, хотя главную роль сыграла вовсе не книга Устрялова. -------------------------------- <14> HIA N. Ustrialov, Box 1, Folder 9 - 12, p. 116.

Обстоятельства закрытия внутрироссийского журнала беспартийной интеллигенции "Новая Россия" весной 1926 г. лишний раз свидетельствовали о том, что Устрялов и его взгляды стали раздражающим фактором для большевиков. Так, в записке Г. Г. Ягоды от 5 мая 1926 г., направленной в ЦК, предлагалось журнал закрыть, при этом особо обращалось внимание на готовящуюся к печати вторую часть статьи Устрялова "У окна вагона", где ее автор, как полагал зампред ОГПУ, "дает ряд руководящих директив своим единомышленникам". Журнал тем самым в глазах Ягоды приобретал "устряловскую ориентацию". Помимо того, опасения ОГПУ вызвали активность беспартийной интеллигенции вокруг редакции журнала, а также содержание статьи его главного редактора И. Г. Лежнева. Эти факты в их совокупности и стали поводом к закрытию "Новой России" <15>. -------------------------------- <15> Политическая история русской эмиграции... С. 219 - 222.

На XIV съезде партии, проведенном в конце 1925 г., произошло решающее столкновение между большинством Политбюро и "новой оппозицией". Зиновьеву в основном пришлось оборонять свои взгляды от критических нападок. Сталин же, выступая с политическим отчетом ЦК, отверг наличие термидорианской угрозы. "Если я все-таки заговорил о сменовеховцах, - разъяснял свою позицию генеральный секретарь, - то это для того, чтобы в двух словах ответить всем тем, которые рассчитывают на перерождение нашей партии и нашего ЦК. Устрялов - автор этой идеологии. Он служит у нас на транспорте. Говорят, что он хорошо служит. Я думаю, что ежели он хорошо служит, то пусть мечтает о перерождении нашей партии. Мечтать у нас не запрещено. Пусть себе мечтает на здоровье. Но пусть он знает, что, мечтая о перерождении, он должен вместе с тем возить воду на нашу большевистскую мельницу. Иначе ему плохо будет" <16>. Через год на VII расширенном пленуме ИККИ Сталин вновь вернулся к теме взглядов Устрялова. В своем выступлении он стремился показать, что похвалы сменовеховца в адрес сталинской фракции вовсе не означают того, что партия действительно вступила на путь перерождения <17>. И на то у Сталина были основания. Как пишет С. А. Павлюченков, уже в 1926 г. "правящее большинство на деле приняло к исполнению и практически реализовало все основные пожелания оппозиции" <18>. -------------------------------- <16> Сталин И. В. Соч. Т. 7. М., 1947. С. 341 - 342. <17> Там же. Т. 9. С. 69 - 74. <18> Павлюченков С. А. "Орден меченосцев": партия и власть после революции. 1917 - 1929 гг. М., 2008. С. 385.

Летом 1926 г. сложилась "объединенная оппозиция". В выступлениях ее лидеров, а также документах то и дело мелькало имя Устрялова. О его взглядах упоминается в известной идейной декларации оппозиционеров - "Письме 83-х", написанном в мае 1927 г. <19>. В своей программе "Под знамя Ленина", вышедшей в июне того же года, "устряловщиной" "пугала" партию группа "Демократического централизма" Т. В. Сапронова и В. М. Смирнова, в которой среди всего прочего говорилось и о том, что харбинский публицист поддерживает борьбу партии с оппозицией <20>. Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев и другие оппозиционеры всецело разделяли основные устряловские выводы, сделанные на основе анализа политической ситуации. Эволюция большевизма в направлении, указанном Устряловым, по мнению Троцкого, уже шла, он характеризует этот процесс как "незаметное медленное сползание" <21>. -------------------------------- <19> Коммунистическая оппозиция в СССР. 1923 - 1927. Т. 3. М., 1990. С. 68. <20> Там же. С. 182, 209. <21> Там же. Т. 2. С. 86.

В августе 1927 г. оппозиция обратилась к объединенному пленуму ЦК и ЦКК с заявлением, где утверждалось, что "элементы Термидора в стране налицо, и они безнаказанно просовывают свою голову в партию". Там же пояснялось: "Когда злейший враг коммунизма Устрялов настойчиво требует от Сталина полного разгрома оппозиции, то это ясный и недвусмысленный язык Термидора" <22>. Устрялов был уверен в неизбежности термидора. Троцкий продолжал надеяться, что пролетариат сможет преодолеть негативные тенденции к перерождению, правда, все же не исключал и термидор как возможную будущую альтернативу <23>. Вскоре левая оппозиция была разгромлена, а Сталин, предпринимая "социалистическое наступление", раз и навсегда тем самым решил покончить с возможными опасностями буржуазного перерождения, которые в той или иной степени таил в себе нэп. -------------------------------- <22> Там же. Т. 4. С. 49. <23> Там же. С. 16.

Тактика национал-большевизма в период нэпа предполагала содействие перерождению большевизма и идейной консолидации тех социальных слоев, которые были заинтересованы в расширении экономических свобод. Объективно же публицистика Устрялова стала раздражающим фактором для большевиков, и эффект от тактики национал-большевизма был скорее противоположным, чем ожидал сам Николай Васильевич. В конечном итоге он сыграл на пользу именно тому ходу событий, который выразился в расправе с оппозиционерами как внутри партии, так и вне ее, в укреплении сталинской власти и форсированной хозяйственной модернизации страны. Большевики свернули нэп, тем самым расчет Устрялова на буржуазное перерождение не оправдался. Однако национал-большевизм при этом не потерял своего смысла. Национальные и патриотические мотивы все отчетливее стали проявляться в советской действительности, страна возрождалась, наращивая внутреннюю мощь и завоевывая международный авторитет. Жесткие меры сталинизма Устрялов рассматривал как временные и рассчитывал на дальнейшую эволюцию режима. В своих философских изысканиях он отводил важную роль идее свободы <24>, а в культуре будущего, по его мнению, непременно должны будут найти себе место "музыка целей, патетика социального мира и цветение свобод духа" <25>. -------------------------------- <24> ГАРФ. Ф. 5911. Оп. 1. Д. 78. Л. 37. <25> Устрялов Н. В. Наше время. Шанхай, 1934. С. 26.

Название документа