Советская государственная доктрина подготовки учительских кадров для сельских школ в 1927 - 1932 гг

(Журавлев А. М.) ("История государства и права", 2008, N 20) Текст документа

СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ В 1927 - 1932 ГГ.

А. М. ЖУРАВЛЕВ

Журавлев А. М., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РХБЗ.

Курс советского режима на коллективизацию сельского хозяйства, на усиление темпов культурного строительства объективно выдвигал задачу укрепления кадрового состава учительства, которому отводилась важнейшая роль в борьбе за социалистическое реформирование деревни. Количественный и качественный состав учительских кадров на селе не отвечал возрастающим требованиям колхозного строительства, форсированным темпам политики культурной революции в деревне: к 1927 г. 20% учителей начальных школ РСФСР не имели даже среднего образования; насчитывалось всего 195 педтехникумов, не считая высших курсов, 9 пединститутов и 9 факультетов университетов <1>. Не соответствовал стандартам того времени и классовый показатель - пролетарское ядро в составе сельского учительства страны равнялось только 5,2% <2>. -------------------------------- <1> Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 - 1941 гг. М., 1980. С. 191; За педагогические кадры. 1932. N 4 - 5. С. 19 - 21. <2> Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. М., 1930. С. 18; Кадры просвещения. М.: Профиздат, 1936. Т. 2. Ч. 2. С. 24 - 27.

Верхневолжский регион имел в указанный период лишь один педагогический вуз в г. Ярославле, ежегодный выпуск которого к концу 1920-х годов составлял менее 140 специалистов. Лучше обстояло дело здесь с сетью средних педагогических учебных заведений: в регионе работало 14 педтехникумов с общим контингентом студентов 2464 человека <3>. Тем не менее учительских кадров для сельских школ явно не хватало, дефицит особенно обострился в связи с переходом в 1930 г. к всеобщему обязательному начальному обучению. Только в РСФСР потребовалось дополнительно 50000 учителей для сельских школ <4>. На январском (1930 г.) пленуме Ивановского областного комитета ВКП(б) (далее - ОК ВКП(б)) констатировалось, что наличный состав педагогических учебных заведений может удовлетворить менее 20% потребности школ области в педкадрах. Наиболее остро дефицит кадров проявлялся в рабочих сельских школах, особенно отдаленных от областного центра районов <5>. -------------------------------- <3> Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. 427. Оп. 1. Д. 3. Л. 75; Ивановская промышленная область: Материалы к районированию. Ив.-Вознесенск, 1929. С. 140 - 141. <4> Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 1603. Л. 18. <5> Государственный архив Новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). Ф. 327. Оп. 1. Д. 14. Л. 261.

В плане перехода к начальному всеобучу и в условиях начавшейся коллективизации деревни особое внимание обоснованно уделялось руководством страны укреплению педагогических учебных заведений. 8 октября 1927 г. ЦК ВКП(б) принял развернутое Постановление "О подготовке преподавателей для педагогических учебных заведений", в котором определялась широкая программа улучшения работы педвузов и педтехникумов, укрепления их учебно-материальной базы, кадрового потенциала, совершенствования системы приема и др. Было рекомендовано Наркомпросу установить для педагогических вузов "относительно больший процент стипендий по сравнению с вузами других специальностей". В марте - апреле 1929 г. вышли еще два специальных Постановления ЦК правящей партии "О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей" и "Об укомплектовании педагогических вузов" - в условиях коллективизации деревни и обострения политической обстановки настойчиво выдвигается задача укрепления бедняцко-батрацкого ядра в среде будущих учителей, недопущения в педагогические вузы и техникумы "элементов, связанных с кулацко-эксплуататорским хозяйством" <6>. В тесной связи с актуальным культурным и колхозным строительством рассматриваются вопросы подготовки учительских кадров на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б) в выступлениях А. В. Луначарского, А. С. Бубнова, А. И. Криницкого и др. <7> -------------------------------- <6> Постановление ЦК ВКП(б) от 8 октября 1927 г. "О подготовке преподавателей для педагогических учебных заведений" // Известия ЦК ВКП(б). 1927. 8 октября; Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. "О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей" // Известия ЦК ВКП(б). 1929. 31 марта; Постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля 1929 г. "Об укомплектовании педагогических вузов" // Известия ЦК ВКП(б). 1929. 14 мая. <7> Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 2. Д. 441. Л. 86 - 89; Д. 375. Л. 56 - 62.

На основе партийных директив перестраивалась работа государственных органов по руководству подготовкой кадров учительства. В августе - октябре 1929 г. Наркомпрос РСФСР направил в вузы циркуляры, требуя от ректоров при планировании контингента студентов строго учитывать потребности регионов в специалистах. В мае 1929 г. состоялось Всесоюзное ректорское совещание по проблемам составления вузами научно обоснованных пятилетних планов подготовки специалистов в тесной связи с задачами социально-экономического и культурного развития регионов <8>. Так, план Ярославского пединститута намечал увеличение за пятилетку контингента студентов более чем в два раза: с 685 до 1392 человек. В вузе функционировали три отделения: общественно-экономическое, физико-техническое, русского языка и литературы. За каждым педтехникумом закреплялась определенная территория, куда отправлялись специалисты по государственному распределению <9>. 22 июля 1930 г. бюро Ивановского ОК ВКП(б) приняло развернутое Постановление "О подготовке кадров в области". В соответствии с ним в области открывалось 7 новых педтехникумов, прием в них увеличивался с 974 учащихся в 1929/1930 учебном году до 2555 в следующем наборе. Удваивался набор в Ярославский пединститут, ставился вопрос об открытии педагогического вуза в г. Иваново. В ноябре этого же года на заседании секретариата обкома партии, а затем на декабрьском Пленуме была подчеркнута необходимость открытия педвуза в Костроме <10>. Правда, в отношении г. Костромы это решение не было реализовано. Сказалась, несомненно, потеря Костромой к этому времени статуса областного центра. В Иваново же дополнительно к имеющемуся университету был открыт и пединститут. Позднее открылся педвуз во Владимире. -------------------------------- <8> Революция ректорского совещания. 13 - 18 мая 1929 г. М.-Л., 1929. С. 3 - 15; Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 2257. Оп. 5. Д. 238. Л. 2 - 8. <9> ГАЯО. Ф. 2257. Оп. 5. Д. 238. Л. 2 - 8; Д. 235. Л. 55. <10> ГАИО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 24. Л. 87; Д. 12. Л. 163.

Результаты целенаправленных усилий властных структур, трудовых коллективов учебных заведений, общественности по обеспечению форсированных темпов подготовки новых учительских кадров были достаточно впечатляющими. С 1927 по 1932 г. количество педвузов в РСФСР выросло с 18 до 62, а контингент студентов в них увеличился с 16097 до 40398 человек. Число педтехникумов за этот период выросло с 251 до 564, а количество учащихся в них - с 41400 до 143000 человек <11>. Серьезные достижения в развитии сети педагогических учебных заведений произошли в Верхнем Поволжье, где количество педвузов возросло в три раза, число педтехникумов увеличилось с 14 до 23 <12>. Некоторое отставание в темпах развития сети педагогических учебных заведений Верхневолжского региона по сравнению с общероссийскими показателями связано с различием стартовых данных системы образования в Центральном промышленном регионе и отсталых национальных окраин, где приходилось нередко начинать с нуля многие вопросы подготовки кадров специалистов. Темп культурного строительства там был наиболее интенсивным и результативным: количество педвузов в них выросло за указанный период в 7 раз, а количество педтехникумов - более чем в 2 раза <13>. -------------------------------- <11> См.: Коммунистическое просвещение. 1932. N 11. С. 63; Бюллетень НКП РСФСР. 1933. N 11. С. 7; Материалы к отчету ОК ВКП(б) 4-й партконференции ИПО. Москва-Иваново, 1934. С. 110; Ивановская промышленная область. Материалы к районированию. Вып. 1. 1930. С. 14; ГАИО. Ф. 2. Оп. 11. Д. 5. Л. 155. <12> ГАИО. Ф. 327. Оп. 1. Д. 12. Л. 163. <13> См.: Коммунистическое просвещение. 1932. N 11. С. 63; За педагогические кадры. 1932. N 4 - 5. С. 90.

Реальные успехи в развитии сети педагогических учебных заведений не могли решить полностью проблему нехватки учительских кадров, особенно для сельских школ. Выпускники новых вузов и техникумов могли фактически пополнить ряды учительства лишь через 3 - 4 года после окончания своей учебы. Для увеличения же объема вузовского строительства и пропускной способности уже созданных учебных заведений государство не имело соответствующих материальных, интеллектуальных ресурсов. Возникающие в те годы в атмосфере кадровой гонки сомнительные идеи о сокращении сроков обучения студентов, введении их непрерывной производственной практики не имели перспектив качественной подготовки специалистов. Прогнозы Наркомпроса РСФСР на 1931 г. были чрезвычайно тревожными. В начальные школы республики надо было направить дополнительно около 70 тысяч педагогов. Эта потребность лишь на 38,8% покрывалась за счет выпускников педтехникумов (10,8%) и окончивших школы с педуклоном (28%) <14>. Необходимо было использовать иные, экстренные формы подготовки педагогических кадров. Одной из таких форм стала сеть краткосрочных курсов, которая с учетом опыта 1920-х годов стала интенсивно формироваться по всей стране в период осуществления начального всеобуча. В Постановлении ЦК ВКП(б) от 21 февраля 1931 г. "О ходе всеобщего начального обучения" подчеркивалось, что в сложившейся острой ситуации дефицита учительских кадров главным каналом пополнения рядов учительства должна стать система краткосрочной подготовки педкадров <15>. Окончившие курсы направлялись в основном на работу в сельские школы. К 1932 г. они составляли среди учителей начальных школ на селе 32,3% против 8,5% в городских школах. Удельный вес лиц, окончивших курсы, среди пришедших на работу в сельские школы составил в 1931/1932 учебном году по РСФСР не менее 70%, а в ряде районов Верхнего Поволжья он доходил до 80% <16>. При всех недостатках и административных методах проведения мобилизации городских педагогов на работу в сельских школах подобная практика перемещения кадров давала, несомненно, и позитивные результаты. Помимо непосредственного комплектования кадрами сельских школ мобилизация способствовала укреплению связей городского и сельского отрядов учительской интеллигенции, обмену опытом педагогической работы, развитию взаимосвязей индустриальных центров с российской глубинкой. -------------------------------- <14> ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 160 3. Л. 17 - 18. <15> Постановление Центрального комитета ВКП(б) от 21 февраля 1931 г. "О ходе всеобщего начального обучения" // Правда. 1931. 3 марта. <16> Кадры просвещения. С. 134 - 140; ГАИО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 52. Л. 18.

Заслуживает и сегодня внимания опыт укрепления связей различных отрядов специалистов на селе, в частности привлечение к преподавательской работе агрономов, зоотехников, ветеринаров в качестве совместителей. Почти треть преподавателей школ колхозной молодежи в 1931 г. составляли агрономические работники. В них направлялись многие выпускники сельскохозяйственных техникумов. В качестве чрезвычайной меры комплектования педкадрами сельских школ можно рассматривать решение о направлении на педагогическую работу служащих государственных, хозяйственных учреждений с организацией для них краткосрочных курсов переподготовки. 1 октября 1931 г. было принято специальное Постановление ВЦИК и СНК СССР "О льготах работникам просвещения, направленным на работу в деревню по Постановлению Цекпроса". Эти льготы отдельным решением распространялись и на мобилизованных на учительскую работу служащих советских хозяйственных учреждений. В 1931 г. их было направлено в школы Московской области 400 человек, Ленинградской - 325 человек, Ивановской - 125 человек и др. <17> Предпринимаемые государственными, партийными, общественными институтами усилия по обеспечению сельских школ кадрами давали результаты. При всей чрезвычайности и противоречивости различных форм комплектования школьных педколлективов они, каждая по-своему, вносили определенный вклад в решение проблемы дефицита учительских кадров как важнейшего условия культурного строительства в колхозной деревне. Начиная с 1930 г. 75% выпускников педвузов направлялись на работу в сельские школы. В 1930/1931 учебном году все выпускники педагогических техникумов и школ с педуклоном были направлены в сельские школы страны <18>. -------------------------------- <17> ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 1603. Л. 180 - 181. <18> Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / Институт теории и истории педагогики; АПН РСФСР. М.: Учпедгиз, 1948. С. 279.

Количество сельских учителей за период с 1927 г. по 1932 г. выросло вдвое и составило к 1933 г. в целом по стране 451461 человек, в том числе по РСФСР - 282124 человека, в Верхнем Поволжье - 13100 человек <19>. Именно в рассматриваемый период был достигнут перелом в решении кадровой проблемы, обеспечивший устойчивое и динамичное развитие советской школы на селе. Удельный вес учителей, пришедших в школы в период с 1922 по 1932 г., составил в среде педагогов начальных школ страны к 1933 г. 69,5% против 38,8% в городе, а в составе учителей-предметников он равнялся соответственно 57,3% и 28,7% <20>. -------------------------------- <19> См.: Культурное строительство в СССР, 1917 - 1927: разработки единой государственной политики в области культуры: Док. и материалы / АН СССР, Ин-т истории СССР и др. / Сост. Т. Ю. Красовицкая и др., отв. ред. А. П. Ненароков. М.: Наука, 1989. С. 37, 40; ГАИО. Ф. 1. Д. 27. Л. 32, 55. <20> См.: Кадры просвещения. С. 76 - 79, 154; Культурное строительство в СССР. С. 40 - 41.

Форсированные темпы формирования кадров, чрезвычайные и экстренные меры по комплектованию педагогических коллективов школ существенно осложняли проблему качества подготовки специалистов. Причем эта проблема касалась не только выпускников системы краткосрочных курсов, но и студентов педагогических вузов и техникумов. Недостаточной была учебно-материальная база многих из них. Материалы информационных отчетов руководства педагогических вузов и техникумов, их переписки с государственными и партийными инстанциями, акты обследования работы учебных заведений пестрят бесконечными просьбами, жалобами на нехватку аудиторного фонда, мест в студенческих общежитиях, отсутствие средств на капитальный и текущий ремонт зданий учебных корпусов и многие хозяйственно-технические нужды <21>. По сведениям Ивановского областного отдела народного образования, учебно-материальная база большинства педтехникумов, особенно отдаленных районов, накануне нового 1930/1931 учебного года нуждалась в существенном укреплении. Руководство Костромского педагогического техникума жаловалось на нехватку 6 учебных аудиторий и просило разрешения на использование школьных помещений. В Ростовском педтехникуме из нуждающихся в общежитии 200 студентов были обеспечены жильем только 110 человек. Угличский техникум просил передать ему здание школы 2-й ступени, без чего трудно было организовать учебный процесс и т. д. <22>. -------------------------------- <21> Государственный архив Костромской области (ГАКО). Ф. Р-1233. Оп. 1. Д. 4. Л. 59, 81, 98; Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 46. Л. 24. <22> Там же. Ф. Р-1233. Оп. 1. Д. 4. Л. 58 - 59.

Вопросы качества подготовки учительских кадров не были исключены из поля зрения государственных и партийных органов страны. Вряд ли можно согласиться с бытующим еще мнением в новейшей историографии о сознательной запрограммированности подготовки "образованцев" в советских вузах и техникумах 1920 - 1930-х годов, лишенных якобы культурного кругозора, традиционной интеллигентности. К данной проблеме, на наш взгляд, необходимо подходить диалектически и с учетом конкретной исторической реальности. В исследуемый период на первый план выдвигалась задача количественного роста специалистов, что не могло не сказаться на их качественной подготовке. Свое негативное воздействие на качественную сторону формирования советской интеллигенции оказывали жесткие классовые подходы и принципы партийно-государственной политики, отсутствие опыта массовой подготовки кадров. Однако указанные деформации не отменяют реальные достижения советский высшей и средней специальной школы, в том числе и педагогические. По мере решения неотложных задач количественного роста специалистов все более усиливалось внимание к вопросам качества их подготовки. В Постановлениях ЦК ВКП(б) от 8 марта 1929 г. "О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей", от 12 апреля 1929 г. "Об укомплектовании педагогических вузов", от 5 августа 1929 г. "О руководящих кадрах народного образования" определялись конкретные направления повышения качества подготовки специалистов: укрепление учебно-материальной базы заведений, подбор преподавательских кадров, расширение аспирантуры, создание подготовительных курсов для абитуриентов, совершенствование учебных программ преподавания педагогических, социально-экономических дисциплин и др. <23> Постановлением СНК РСФСР от 16 марта 1930 г. научно-педагогические кадры высшей школы обеспечивались пенсиями за выслугу лет <24>, что, несомненно, стимулировало их труд и заинтересованность в своей работе. В центре внимания партийно-государственных органов были вопросы укрепления вузов и техникумов научно-педагогическими кадрами высокой квалификации. В декабре 1930 г. и июле 1931 г. Ивановский ОК ВКП(б) дважды обстоятельно анализировал ситуацию с кадрами вузовских преподавателей, вопросы расширения аспирантуры, направления в нее ежегодно 10% лучших выпускников вузов <25>. Во исполнение принятых решений при Ярославском пединституте была открыта аспирантура, в которой к 1932 г. обучались 40 человек. Велась систематическая работа по повышению квалификации преподавателей <26>. В 1931 г. в педвузах РСФСР обучалось около тысячи аспирантов, планировалось увеличить их число в следующей пятилетке до 3500 человек. -------------------------------- <23> См.: Известия ЦК ВКП(б). 1929. 31 марта, 14 мая; Справочник партийного работника. Вып. 7. Ч. 2. М., 1930. С. 256 - 265. <24> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (1917 - 1938). 1930. N 16. Ст. 200. <25> ГАИО. Ф. 110. Оп. 1. Д. 42. Л. 4; Ф. 327. Оп. 3. Д. 6. Л. 52. <26> ГАЯО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 132. Л. 1.

В соответствии с принципами классовой политики формирования интеллигенции особое внимание уделялось укреплению партийно-комсомольского ядра и рабоче-крестьянской прослойки в составе научно-педагогических кадров. За период с 1927 по 1932 г. удельный вес коммунистов и комсомольцев среди преподавателей педвузов РСФСР вырос с 13,3% до 26,2%, в педтехникумах - с 11,1% до 21,9%. Рабоче-крестьянское ядро в составе профессоров педвузов увеличилось за указанный период с 15,1% до 24,4% <27>. За это же время заработная плата вузовских преподавателей возросла в среднем в 2,5 раза. В последующие годы упорядочивается практика присуждения ученых степеней и званий, вводится штатно-окладная система оплаты труда <28>. -------------------------------- <27> См.: Народное просвещение РСФСР за 15 лет советской власти. М., 1932. С. 31; ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 3401. Л. 25. <28> Коммунистическое просвещение. 1933. N 4. С. 61; Бюллетень НКП РСФСР. 1937. N 22. С. 3.

В атмосфере политического противоборства, жестких классовых подходов к делу подбора и расстановки научно-педагогических кадров не удалось избежать грубых просчетов и деформаций. Идеологизированность вузовской жизни, занесение части независимых, беспартийных преподавателей в разряд "чуждых элементов", принудительные методы поголовного вовлечения работников вуза в систему политической учебы и "проработок" директивных материалов правящей партии существенно осложняли творческую работу профессорско-преподавательского состава. Имели место открытые выступления отдельных независимых преподавателей с критикой партийной линии, в том числе в поддержку оппозиционных фракций внутри ВКП(б). Серьезный резонанс в среде научной общественности Верхнего Поволжья вызвало дело преподавателя общественных дисциплин Ярославского пединститута Н. Соколова и ряда его коллег, обвиненных властными органами в антипартийной пропаганде троцкистской концепции о невозможности построения социализма в одной стране и др. В начале 1931/1932 учебного года дело рассматривалось на заседании Ивановского обкома партии с привычными по тем временам "оргвыводами" об увольнении с работы. Подобные поиски "инакомыслящих" продолжались и в последующие годы в Ярославском и других педвузах <29>. -------------------------------- <29> ГАИО. Ф. 110. Оп. 1. Д. 42. Л. 1; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 1132. Л. 7.

Одним из направлений достижения качества подготовки специалистов была работа по организации педагогического процесса в вузах и техникумах, его программного, учебно-методического обеспечения. Методом проб и ошибок шел в те годы поиск оптимальной модели и структуры педагогического образования в стране. Не было стабильных учебных планов и программ. В 1927 г. Наркомпрос направил в педвузы новые типовые учебные планы, в соответствии с которыми сохранялись определенные еще в 1924 г. два уклона подготовки специалистов: индустриальный и сельскохозяйственный. В конце 1920-х - начале 1930-х годов большинство педвузов были реорганизованы в агропедагогические или индустриально-педагогические институты с трехлетним сроком обучения. Агропединституты готовили учителей для школ колхозной молодежи, индустриально-педагогические - для фабрично-заводских училищ, школ-девятилеток. С целью укрепления связи обучения специалистов с их будущим производством перестраивалась аналогичным образом и система педагогических техникумов <30>. Основополагающее значение для всего последующего развития советской высшей и средней специальной школы имело Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах", на его основе вводились единые учебные планы и программы, упорядочивалось издание учебников и пособий, возрастала роль академических знаний, усиливался контроль над успеваемостью студентов. Были отброшены сомнительные, взятые "напрокат из американской практики" коллективные методы оценок знаний и др. <31> -------------------------------- <30> Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С. 187 - 192. <31> Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917 - 1973. М.: Политиздат, 1974. С. 420 - 426.

Обращаясь сегодня к опыту подготовки сельских учительских кадров в период коллективизации деревни, важно избегать предвзятого, одностороннего отношения к социальной, во многом экспериментальной, практике тех лет. Противоречивый характер партийно-государственного руководства подготовкой кадров интеллигенции в 1920 - 1930-е годы, грубые деформации классовой политики в деле культурного строительства не отменяют реальных достижений страны в борьбе за всеобщую грамотность населения, которые были бы невозможны без активной самоотверженной работы учительской интеллигенции.

Название документа