Кордон непонимания

(Семенов М.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 30)

Текст документа

КОРДОН НЕПОНИМАНИЯ

М. СЕМЕНОВ

Михаил Семенов, юрист.

Настоящая статья написана автором под впечатлением событий, свидетелем и участником которых он стал, возвращаясь из поездки на Украину в прошлом году. Именно эти события и побудили его разобраться в проблемах, возникающих при пересечении россиянами Государственной границы. Тема, однако, оказалась настолько обширной, что пришлось сосредоточиться лишь на некоторых моментах, освещение которых, по нашему мнению, представляет для читателей наибольший интерес. В этой статье речь пойдет о трудностях, с которыми придется столкнуться гражданам, отправляющимся на Украину поездом.

Если вы не знаете требований закона или особенностей правоприменительной практики таможенных органов, то при пересечении Госграницы у вас могут возникнуть проблемы. Есть определенные ограничения, налагаемые на перемещение через границу любой валюты, драгоценных металлов, ювелирных изделий и прочих вещей, включенных в перечень товаров, подлежащих письменному декларированию.

Большинство читателей, возможно, также слышали и о серьезных ограничениях при транспортировании лекарственных препаратов (в том числе широко известных и традиционно используемых), в состав которых могут входить компоненты, ныне относимые законами к числу наркотических, психотропных, ядовитых или сильнодействующих. Перечни таких компонентов (подверженные постоянным изменениям) приведены в специальных законодательных актах, устанавливающих правила перевозки препаратов, содержащих такие компоненты.

Есть еще Федеральный закон от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии", где дана классификация всех видов оружия и введено понятие "оружие самообороны", которое имеют многие граждане. На хранение и использование такого оружия в России получать разрешение не требуется, тем не менее ответить на вопрос о праве на его вывоз за пределы России и выдать разрешение на вывоз в случае необходимости могут только представители МВД.

Культурные ценности

Однако настоящая статья посвящена в основном вопросам ввоза-вывоза так называемых культурных ценностей. Порядок их ввоза-вывоза, помимо Таможенного кодекса РФ, регламентируется Федеральным законом от 15.04.93 N 4804-1 "О ввозе и вывозе культурных ценностей". В ст. 7 этого Закона приведен довольно обширный перечень предметов, требующих разрешения при вывозе из России. Например, семейный фотоальбом, содержащий снимки более чем 50-летней давности, можно вывезти лишь с разрешения экспертов Россвязьохранкультуры после того, как они констатируют отсутствие на снимках исторически значимых персонажей. Но какой эксперт мог бы с уверенностью подтвердить или опровергнуть наличие на них того или иного исторически значимого персонажа? Это значит, что заключение эксперта почти всегда является в значительной степени произвольным. Если исторических личностей на снимке обнаружено не будет, заявителю бесплатно выдадут справку о том, что данная фотография не подпадает под действие Закона N 4804-1. Иначе она будет направлена на платную экспертизу, которая и установит возможность выдачи разрешения на ее вывоз или временный вывоз за пределы Российской Федерации. Аналогично решается вопрос и о вывозе других предметов, включенных в ограничительный список Закона N 4804-1.

До недавнего времени существовал еще один ограничительный список (в виде приложения N 1 к Приказу министра культуры РФ от 07.08.2001 N 844 "Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей..."), который на самом деле не столько уточнял некоторые позиции списка Закона N 4804-1, сколько его расширял. В списке появился еще один предмет, подпадающий под ограничение на вывоз, - "ценные бумаги, созданные более 50 лет назад", что, на наш взгляд, абсолютно недопустимо.

Поскольку в настоящее время Приказ от 07.08.2001 N 844 в связи с реорганизацией Министерства культуры отменен, а вместе с ним отменено и действие приложения N 1, но в стадии согласования находится новый "уточняющий" список, также включающий "ценные бумаги, созданные более 50 лет назад" в число предметов коллекционирования, мы полагаем, что именно сейчас должен быть поставлен вопрос о неправомерности отнесения ценных бумаг к предметам коллекционирования. Основная функция ценных бумаг состоит в свидетельствовании определенных финансовых обязательствах и не утрачивается ими ни через 50, ни через 150 лет, если срок их действия не оговорен. Отнесение же ценных бумаг к числу предметов коллекционирования резко ограничивает права владельца на их использование по прямому назначению и обязывает его обратиться к чиновникам Россвязьохранкультуры за разрешением на вывоз своих финансовых документов, а значит, посвятить чиновников в свои сугубо личные дела, что является грубым нарушением положений статьи 23 Конституции РФ, не говоря уже о том, что в условиях нынешней криминализации российского общества разглашение подобной информации может угрожать здоровью и жизни владельца.

Почему российские законодательные акты, касающиеся перемещения культурных ценностей, существенно жестче аналогичных актов Евросоюза?

Опыт Европы

В Евросоюзе при наложении ограничений на перемещение культурных ценностей принимаются во внимание 2 параметра: давность изготовления предмета и его реальная рыночная стоимость. Российские же чиновники исключили из рассмотрения фактор цены, чем значительно усложнили жизнь россиянам, но создали для себя максимально комфортные условия: во-первых, это привлечение дополнительных доходов при оформлении разрешительных документов на вывоз всех старинных вещей (что не может не радовать начальство) и, во-вторых, отсутствие к ним каких-либо претензий со стороны того же начальства, поскольку авторы законопроектов действовали по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть".

В документах Евросоюза имеется четкое определение предмета коллекционирования. Один из его признаков заключается в следующем: "Коллекционными предметами... являются предметы... не использующиеся по своему оригинальному (т. е. прямому. - Автор) назначению...". Именно этот признак предопределил невозможность отнесения ценных бумаг к числу предметов коллекционирования в странах Евросоюза.

Оценим теперь некоторые положения Закона N 4804-1 с точки зрения соблюдения требований Таможенного кодекса РФ. Пункт 1 ст. 6 Кодекса гласит: "Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности...", а в п. 5 этой же статьи сказано: "Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела...". Это означает недопустимость применения в законах формулировок, подобных имеющимся в ст. 7 Закона N 4804-1: "...и другие предметы коллекционирования", "другие движимые предметы" и т. п. Никто не в состоянии уследить за интересами коллекционеров и с точностью определить, что еще сегодня люди начали коллекционировать, а в ситуации, когда фактор стоимости предмета коллекционирования во внимание не принимается, вышеупомянутые формулировки открывают широкую дорогу чиновничьему произволу и коррупции.

Вызывает серьезные сомнения и правомерность некоторых положений, содержащихся в ст. 56 этого Закона, которые вывоз культурных ценностей с нарушением таможенных правил и требований Закона N 4804-1 квалифицируют как контрабанду. Между тем главным признаком контрабанды является стремление скрыть от представителей таможни запрещенные к провозу предметы как при заполнении таможенной декларации (при условии, что декларант был надлежащим образом информирован), так и при проведении таможенного досмотра.

Гражданин обязан письменно задекларировать все предметы, подлежащие такому декларированию в соответствии с законом. Исполнить эту обязанность нетрудно, если вы проходите таможенный контроль в аэропорту, где пассажир получает бланки деклараций и все необходимые разъяснения сотрудников таможни. Однако все значительно сложнее, если вы отправляетесь за границу поездом.

Ежегодно выезжая на Украину, автор не припомнит ни одного случая за последние 10 лет, когда бы проводники, исправно раздающие бланки иммиграционных карт, предложили бы пассажирам и бланки таможенных деклараций. При выяснении причин такого положения оказалось, что у проводников подобных бланков просто нет (а если кто-то из них эти бланки имеет, то исключительно по собственной инициативе) и их распространение не входит в обязанности проводника. Как нам объяснили, бланки деклараций есть у таможенников, которые и могут предложить пассажиру их заполнить. Такую ситуацию вряд ли можно считать нормальной, так как заполнение декларации должно происходить заблаговременно, в спокойной обстановке во избежание ошибок и упущений, которые впоследствии могут быть вменены в вину декларанту.

Итак, добывший и заполнивший декларацию пассажир ожидает встречи с представителем таможни, имея на руках заполненные бланки таможенных деклараций, но... не тут-то было. Таможенник в вагон не является, и пассажир следует дальше, оставаясь с декларацией, не принятой таможней, что может стать для него причиной больших проблем при пересечении границы на обратном пути. Неявка же таможенника предопределена положениями ст. 358 Таможенного кодекса РФ, провозглашающей принцип выборочности таможенного контроля, что вполне оправдано в условиях железнодорожных перевозок, ввиду ограниченности штата таможни, в сочетании с большим количеством пассажиров, одновременно находящихся в зоне действия таможни.

Далее поезд прибывает на территорию Украины. Но и здесь таможенники, как правило, в вагон не являются, лишая таким образом пассажиров возможности письменно задекларировать ввоз в страну некоторых видов товаров, без чего их обратный вывоз будет квалифицироваться как нарушение украинских законов. Замечено, что украинские таможенники любят досматривать россиян, следующих с Украины в Россию, почти наверняка зная об отсутствии у них деклараций, принятых украинской таможней при въезде в страну.

Выводы и предложения

1. Россиянин, собирающийся выехать из России, во избежание проблем на границе должен сделать выбор: ехать ли ему вообще, брать ли ему с собой лишь самое необходимое или потратить время и деньги на сбор справок и разрешений. Можно, конечно, наплевать на все правила и надеяться на то, что таможенник не придет, а если и придет, то с ним удастся "договориться".

2. Таможенные органы России должны шире пропагандировать таможенные правила в максимально доступной для юридически неподкованных граждан форме.

3. Правовой хаос на российско-украинских сухопутных таможенных переходах может быть в значительной степени устранен, если:

обязать проводников поездов иметь бланки таможенных деклараций для раздачи пассажирам, заинтересованным в их заполнении, и информировать начальника поезда о желающих оформить таможенные декларации;

обязать начальников поездов полученную от проводников информацию сообщать руководителям пунктов таможенного контроля;

в случае неявки в вагон представителей таможни обязать начальников поездов выдавать пассажирам справки о невозможности оформления ими таможенных деклараций при выезде из России (въезде на Украину) по не зависящим от них причинам. Данные справки считать "охранными грамотами" от таможенного досмотра на пути обратного следования. Вопрос стоит так: либо таможня есть, либо ее нет. Все промежуточные ситуации ущемляют права граждан.

4. Обязать всех представителей таможенных органов иметь на груди визитки с указанием фамилии, имени, отчества инспектора, наименования подразделения, где он служит.

Вместо послесловия

Как стало известно автору после написания статьи, 27.05.2008 Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде". В нем даются разъяснения по вопросам правоприменения, возникающим в ходе рассмотрения уголовных дел о контрабанде. И хотя содержание Постановления непосредственно не связано с рассматриваемой здесь темой, все же было бы неверно не упомянуть о нем вовсе, тем более что некоторые его положения подчеркивают верность наших оценок и рекомендаций. В частности, в п. 1 сказано: "...ответственность по статье 188 УК РФ наступает лишь в случаях, когда незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или с недостоверным декларированием". В п. 8 Постановления дается разъяснение понятия "сокрытие товаров от таможенного контроля", а в п. 10 уточняется смысл определений "недекларирование" и "недостоверное декларирование".

Название документа