Нужна ли философия современному юристу?

(Афанасьева О. В.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 3) Текст документа

НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОМУ ЮРИСТУ?

О. В. АФАНАСЬЕВА

Афанасьева О. В., исполняющий обязанности заведующего кафедрой философии МГЮА, профессор, доктор социологических наук.

В наше время все чаще и настойчивее звучат голоса в пользу подготовки специалистов узкого профиля, профессионалов, а значит, обучать студентов необходимо прежде всего "делу", тому, чем им потом предстоит заниматься, а все остальное лишь отвлекает их от приобретения профессиональных знаний. Утилитарный, приземленный, узкопрофессиональный подход к обучению специалистов основан, очевидно, на прогрессирующем разделении труда в науке и производстве, на стремлении к "цеховой учености", которая согласуется с многовековой практикой в области материальной деятельности: не может сапоги тачать пирожник, а пироги печь сапожник. Этот подход основан также на убеждении, что нельзя объять необъятное, что времена универсализма прошли, что универсальность - чуть ли не аномальное явление в развитии общества. Необходимы профессионалы, специалисты (еще лучше бакалавры и магистры): будущих юристов необходимо обучать юридическим наукам (физиков - физике, биологов - биологии и т. п.), а философию, литературу, историю искусства и этику пусть изучают будущие философы, филологи, искусствоведы, педагоги. Нападки на философию обострились, как известно, в начале 90-х годов XX в. - за близость философии, точнее марксистской философии, к советской идеологии. Хотя философия и в советское время не ограничивалась только обоснованием построения "самого справедливого общественного строя". Либерально-демократическим реформаторам казалось, что достаточно провозгласить деидеологизацию общества, приоритет общечеловеческих ценностей и объявить курс от тоталитаризма к демократии, от плановой экономики к рыночной, как начнется преображение и обновление государства и общества. Однако быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Деидеологизированное общество приобрело синдром накопительства и потребительства, распалось на супербогатых и супербедных, а распространившийся агрессивно-депрессивный синдром унес миллионы жизней, подрывая само государство (если не будет граждан, то зачем государство?) <1>. -------------------------------- <1> См.: Гундаров И. А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001.

Пришедшие на волне перестройки к власти лидеры понимали, что без понятной и доступной массам идеи невозможно добиться стабильности в обществе и сплотить людей на новые свершения во имя процветания современного капитализма в России. Начался поиск национальной идеи, который пока ничем не завершился, ибо "когда всплывают деньги, правда тонет" (В. Даль) <2>. Не нужна философия, потому что всплыли деньги. -------------------------------- <2> Об опыте создания идеологической платформы "Единой России" пишет С. А. Шаракшанэ: за хорошие гонорары были приглашены пять (!) независимых друг от друга аналитических центров, состоящих из серьезных специалистов, и они должны были разработать пять независимых вариантов идеологии партии. Шестой центр - идеологическое руководство партии, которое пыталось все наработки синтезировать. См.: Шаракшанэ С. А. О причинах невостребованности философии в современной российской политике // Вестник РФО. 2008. N 1.

Начался новый раунд атаки на философию: то философии нет в России, то она вообще никому не нужна, то философия - удел одиночек, сумасшедших и прочее. Этот тур нападок на философию мощных "внеакадемических" кругов закончился введением для аспирантов вместо курса философии курса "История и философия науки". Но если тенденция к узкой специализации студентов и аспирантов сохранится, то скоро юристы будут изучать не философию науки, а лишь философию права, биологи - философию биологии, химики - философию химии, финансисты - философию финансов и т. д. Конечно, профессионализация важна, необходима. Нельзя быть профессионалом во многих областях. Однако так ли уж не нужна философия молодому специалисту - будущему теоретику или практику?! Этот вопрос о значении философии в системе высшего образования (на уровне бакалавров, специалистов, магистров) - не праздный, а сугубо практический, даже глобальный, ибо он решается на уровне личности, общества, государства, человечества. Чтобы убедиться в этом, вспомним, что такое философия, что она изучает и выполняет ли она в наше время свои основные функции: мировоззренческую, познавательную, методологическую, ценностно-ориентирующую, интегративную, критическую и др. Прежде всего отметим, что философия испокон веков понималась как любовь к мудрости, познанию мира и человека в мире, как особая осмысленная забота человека о самом себе, своем предназначении, о смысле и ценности своей жизни и т. п. Бытие человека проходит между пониманием конечности и бесконечности мира, материального и идеального, взаимосвязи тела, души и духа, между борением сил Эроса и Танатоса, жизни и смерти, между созиданием и разрушением. Каждый день и каждый час человек в своей жизни стоит перед необходимостью выбора: сказать - не сказать, солгать - не солгать, выступить - отмолчаться, любить или ненавидеть, прощать - не прощать, примириться или воевать, быть на стороне света, добра и жизни либо на стороне тьмы, зла и смерти. Разве современному обществу, молодым специалистам сейчас не нужны любовь, мудрость, понимание смысла жизни, целесообразного выбора своего пути в жизни? <3>. -------------------------------- <3> Кстати, студенты МГЮА (конечно, наиболее образованные и социально зрелые) отвечают: "Нужна", активно изучая философию во время занятий и во внеучебное время, участвуя в работе конференций по философии (см., например: Материалы межвузовской конференции "Русская философия и современность". М.: МГЮА, 2006; "Философия как фактор духовно-нравственного развития человека: история и современность", декабрь 2007 г.), философского кружка по актуальным проблемам философии и этики, Российского философского общества, на последнем заседании которого в Институте философии (апрель 2008 г.) студенты приняли участие в обсуждении доклада "Философия сетевых коммуникаций и формирование гражданского общества".

Философия - особая форма познания человеком мира, удовлетворяющая потребность человека в едином постижении природы, общества и духа, поиске начала начал, причины причин... Философия удовлетворяет потребность человека в целостном охвате закономерностей мироздания, в едином постижении природы, общества и человека. Поиск ответов на вечные вопросы заложен в самой природе человека. Быть может, это главный результат эволюции человека. Другие живые существа не философствуют. Это - чисто человеческая привилегия. За время своего существования философия прошла огромный исторический путь: возникали, развивались, сменяли друг друга школы и направления, расширялись и уточнялись области философского освоения действительности, углублялось понимание человеком самого себя и окружающего мира, развивались способы познания действительности. Однако во всех учениях есть нечто общее: философия - особый способ осмысления человеком мира и самого себя. Философское знание выражается в предельно широких понятиях-категориях: бытие, материя, сознание, пространство, время, общее - особенное - единичное, причина - следствие и др.; во всеобщих, универсальных законах мира, точнее трех миров: природного, социального и духовного, взятых в совокупности и в отдельности. В рамках философии исследуется природа познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, особенности существования в системе культуры и коммуникаций. Однако в процессе обучения студенты часто забывают об общности и целостности мира, ибо им предлагают как можно раньше определиться со специализацией, т. е. тем сегментом профессиональной деятельности, которым они ограничат всю свою дальнейшую жизнь. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по "полочкам" и "ящичкам" раскладываются "предметы", "дисциплины", последовательно изучаемые на различных курсах. Студент привыкает к делению на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, начисто забывая, что сама-то природа (как естественная, так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о нашем делении на "удельные княжества". Природа живет по законам единого и гармоничного целого, к реализации которых стремится и человеческое общество, и отдельная личность. Но можно ли без философии осмыслить эту целостность мира? Философия как наука о предельном знании занимает особое место в структуре современной науки и культуры. Наряду с дифференциацией наук существует противоположная тенденция - интеграция, в соответствии с которой членение научного знания по ведомственно-дисциплинарному принципу не оправдывает себя. На его место приходит проблемный принцип членения научных исследований, при котором для решения проблемы привлекается целый комплекс дисциплин и направлений исследований. И в этом комплексе дисциплин философия занимает главенствующее место. Во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку: хаос (еще Эпикур задавался вопросом, откуда взялся хаос), космос, ноосфера... Философия всегда актуальна. Философские проблемы буквально окружают нас. Достаточно открыть утреннюю газету, чтобы убедиться в этом. Во-вторых, потому, что помогает решать частнонаучные проблемы. В науке, естествознании есть решенные проблемы, к которым ученые не возвращаются. Есть проблемы долгосрочные (проблема тканевой совместимости, злокачественных опухолей, новых источников энергии и др.), которые будут разрешены окончательно со временем. Если же частнонаучная проблема не решается, то она переводится на философский уровень. Возникают философские проблемы частной науки - это такие теоретические частнонаучные проблемы, решение которых требует философской интерпретации. Как вспоминал один из создателей науки XX в. - геохимии - и учения о биосфере В. И. Вернадский, он впервые на лекциях Д. И. Менделеева осмысливал химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания жизни Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания <4>. -------------------------------- <4> См.: Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 20.

В-третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих вечных вопросов. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаются исходя из уровня развития общества и науки, а также в зависимости от мировоззрения и способностей самих философов. Хотя в целом решения должны быть научными, т. е. доказываться, опираться на научные достижения своего времени и быть обязательными для каждого разумного человека. Сегодня наиболее острые и сложные проблемы, требующие своего разрешения, находятся на стыке наук: развитие глобального энергетического кризиса; разрешение экологического кризиса и обострение проблемы ресурсов, глобального изменения климата; рост народонаселения и интенсивное освоение новых регионов и наукоемких технологий производства; снижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления; социальные проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, гиборгизации (замены естественных органов человека искусственными); освоение планет Солнечной системы и использование космических технологий в земных условиях; развитие и совершенствование искусственного интеллекта, широкое его применение во всех системах производства и жизнеобеспечения людей и др. При исследовании проблем управления обществом, природно-промышленным комплексом и человеком переплетаются самым неожиданным образом такие науки и направления, как технология и эстетика, социология и физиология, биология и приборостроение, физика и психология, лингвистика и математика и др. Новые проблемы, возникающие в естественных и социально-гуманитарных науках, свидетельствуют о развитии новых форм жизнедеятельности человека, общества и государства, порождают новые типы правоотношений между ними и соответственно новые виды правонарушений и преступлений. Но может ли современный юрист разобраться в этих проблемах без философского их осмысления? Философия дает образцы методов познания, используемые на самом высоком теоретическом уровне, методы умозрительного синтезирования, тем самым выполняя методологическую функцию. Конечно, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. Для того чтобы решать философские проблемы науки, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. В философии вырабатываются всеобщие методы познания окружающей действительности, систематизируются общенаучные и частные методы познания. Незнание современными специалистами, аспирантами и докторантами хорошо разработанных в философии методов познания (например, диалектики, системного метода) заставляет их изобретать новые методы (типа триалектики, которая якобы заменяет "дуалистическое" учение диалектики на троичную триалектику <5>). -------------------------------- <5> Триалектика - наука о началах бытия и творения Жизни в согласии с Символом Святой Троицы и геометрофизическим обоснованием принципов триединства. См.: Академия тринитаризма // http://www. trinitas. ru/rus/004/a0407001.php.

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации? Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста, профессионала, способствует развитию его творческих возможностей - способность человека к обобщениям самого высокого порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление. Для любого творческого процесса и решения сложных задач необходимы воображение, интуиция, гибкость мышления, фантазия. Если посмотреть биографии ученых, которые внесли существенный вклад в науку, то все они (будь то физики, химики, биологи, юристы) увлекались философией (некоторые становились профессионалами и в философии, например такие юристы, как И. Ильин, П. Сорокин и другие). Именно философия развивает и воспитывает такие драгоценные для исследователя качества, как целостное восприятие действительности, ассоциативное, гибкое, объемное (а не линейное) мышление, которые служат надежной гарантией против рассудочного окостенения и "склероза" мысли" <6>. Философия помогает формировать культуру мышления, искусство принятия решений на основе внутреннего убеждения, которые так необходимы любому специалисту, особенно юристу <7>. Ученый, специалист, оторванный от культуры и философии, не способен рождать новые идеи. -------------------------------- <6> Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22. <7> О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Надо ли лишать молодого специалиста таких обобщающих и развивающих знаний, какие дает философия? Философия культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует ценностной ориентации человека, поиску своего места в жизни, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни, а значит, учит жить. Аксиологическая функция философии особенно усиливается в переломные периоды истории государства и общества. Русский юрист П. И. Новгородцев отмечал: функции философии состоят в разработке общественного идеала, который и может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. В январе этого года в Москве в Общественной палате РФ прошел второй Гражданский форум "Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке". На его пленарном заседании будущий президент России Дмитрий Медведев отметил, что Правительством РФ готовится программа долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., одним из главных направлений которой являются социальные отрасли, и прежде всего сам гражданин. Правительство РФ будет добиваться, чтобы вся социальная деятельность и экономическая работа государства были направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. Именно человек должен стать не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства. Но эту задачу нельзя решить без философского мышления, философского взгляда на мир, государство, общество и человека. Невозможно разрабатывать продуктивные стратегические, социокультурные проекты развития государств и народов, не понимая их места и роли в истории человечества. Это важно и для юристов, работа которых связана с социальными отношениями между людьми, деятельностью институтов социализации и социального контроля. Для юриста крайне важно знать объективные закономерности, действующие в обществе и в отношениях между людьми; понимать место права в системе средств социального регулирования, уяснить действительную роль права в жизни современного общества, оценить его возможности, условия и границы применимости; понять связь различных теорий девиантного поведения (и преступности) с общими социологическими закономерностями и категориями (которые действуют везде - в школе, парламенте, тюрьме) и т. д. Будущие юристы должны иметь представление о генетической социальной природе человека (в том числе преступника), о роли сознательного и бессознательного в деятельности и поступках человека, природе и сущности социальных общностей (народов, наций) и государства, о нравах преступной среды и многое, многое другое. Жизнь показывает, что юристы, ориентированные на сиюминутные интересы и прагматизм, не способны создавать хорошие законы. Ярким примером непродуманного законотворчества является новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Не успел он вступить в силу, как были внесены отдельные изменения и дополнения, а часть приложений к нему изложены в новой редакции. А ведь большинство специалистов предупреждали, что проект УПК не доработан. Но если студенту с натяжкой можно выставить удовлетворительную оценку, то жить по "троечным законам" людям невозможно. Изучение философии помогает преодолеть синдром "юридического идеализма", при котором первой реакцией на любую возникшую социальную проблему становится намерение принять новый закон <8>. К сожалению, подобный синдром весьма распространен в наших коридорах власти, среди депутатского корпуса. -------------------------------- <8> См.: Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2001. С. 5.

Философия является не только основой любой профессиональной деятельности, в том числе юридической, но и играет важнейшую роль в социализации молодого специалиста. Социализация личности - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В условиях трансформации современного общества социализация молодого специалиста - это сложный и противоречивый процесс, включающий как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. При решающей роли личности в процессе социализации не меньшую роль играют и другие уровни социальной системы - группа, общность, институты, общество в целом. Поэтому социализация - процесс настолько же личностный, насколько групповой, внутриобщностный, институциональный и социетальный. Любой вуз (в том числе МГЮА), как часть социального института образования, является сознательно организованным и управляемым учреждением - формой совместной деятельности совокупности людей (преподавателей, студентов, административных руководителей, вспомогательного персонала), целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали. При целенаправленном воздействии на личность специалиста-юриста в процессе обучения в вузе все дисциплины в той или иной мере участвуют в процессе социализации. Но курс философии, учитывая ее мировоззренческую и ценностно-ориентирующую функции, играет решающую роль. Более того, сегодня курс философии заменяет множество других дисциплин, развивающих личность студента, повышающих уровень их общей культуры: физику, биологию, антропологию, психологию, педагогику, религиоведение, этнографию, этническую географию, демографию, этику, эстетику, геронтологию, танатологию (учение о смерти), космологию... Конечно, процесс социализации личности молодого специалиста реализуется через различные формы общения преподавателей со студентами: групповое - индивидуальное, формальное - неформальное, аудиторное - внеаудиторное, организованное в рамках учебой и внеучебной деятельности студентов и преподавателей и системы управления ими. Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т. д.), в каких формах протекает (кооперации, адаптации, конкуренции и т. п.). Вполне возможно, что в весьма пренебрежительном отношении к философии виновны сами преподаватели-философы, ибо среди философов нет единого мнения по поводу возможностей философии в становлении личности студента, существуют разные точки зрения на преподавание философии в вузе. Так, некоторые доктора философских наук считают, что философия - не наука, ее нельзя преподавать как науку, нельзя "дать студентам некую выверенную, конкретную сумму знаний и готовых решений", которую нужно выучить, освоить, овладеть... Философия - "штучный товар", она только ставит вопросы, а отвечать должен человек сам, опираясь на доступные ему знания, опыт, интуицию, верования и убеждения. Потому необходимо вводить авторские курсы преподавания философии, в которых лектор-автор передает свое понимание жизни ученику и на своем примере учит его осмысливать жизнь, "мудрствовать". Но, как говорил герменевтик Г.-Г. Гадамер, "философствование не начинается с нуля - ему необходимо возвращать язык философии... к высказыванию того, о чем идет речь" <9>. -------------------------------- <9> Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 15.

Другие философы считают, что есть две философии - научная философия и созерцательная (как поток сознания любомудрствующего философа, ученого). Научная философия опирается, как мы говорили, на научные достижения той или иной эпохи, является плодом коллективного, многовекового труда ученых; она дает не готовые решения, а решения, которые опираются на достигнутый уровень знаний, на понимание вечных проблем каждым отдельным субъектом познания. Немецкий философ Э. Гуссерль призывал представителей миросозерцательной философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не "тормозить прогресс научной философии". Вспомним притчу о слепых, которых подвели к слону, и каждый из них, потрогав часть слона, сказал: слон - это змея (хвост), это столб (нога) и т. п. Философия - это сложное явление: это и любовь к мудрости, и наука, и искусство, и умонастроение, и образ жизни. Сложность феномена философии требует творческого подхода к ее преподаванию. Во-первых, рассмотрение специфики философских проблем и феномена "философская проблема науки" говорит о том, что философское знание по своему характеру неодинаково: имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих принципов, форм и методов познания, и прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам и совершенствование практической деятельности людей. Во-вторых, чтобы рассуждать не на уровне обыденного сознания, а на научно-философском, мыслить самостоятельно, аргументированно, творчески, необходимо по крайней мере подняться до философских обобщений, научиться применять категориальный аппарат философии (этому студентов надо учить). В-третьих, если философ-преподаватель может дать готовые решения на те или иные вечные проблемы, исходя из современных научных знаний, то надо их дать студенту (с учетом того, что истина всегда конкретна) - именно в этом задача образования. В-четвертых, не со всякими студентами можно "мудрствовать". Среди студентов есть достаточно начитанные, с хорошей речью, ориентированные на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью к самопознанию; есть поверхностно образованные любители "блеснуть" или поставить преподавателя в затруднительное положение репликой или вопросом; есть малообразованные, но стремящиеся к совершенствованию; есть неуверенные "молчуны", но обучаемые; есть и малообразованные циники, и студент-прагматик, конформист, и такие, которые пришли получить "корочку". Поэтому и преподавать философию следует по-разному. Для одних (большинства) - как учебную дисциплину, других привлекать к самостоятельной работе в кружках, на конференциях, для третьих вводить авторские, проблемные курсы. Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т. д. Но именно этому, как мы показали, учит философия. Значительное внимание обращается на способность человека изменять свои умения, что позволяет менять профессию или переходить от одной сферы деятельности к другой. Предполагается, что в "информационном обществе", "обществе знаний", в предполагаемом обществе "цивилизованного рынка" человек 3 - 4 раза меняет карьеру, 5 - 6 раз - виды профессиональной деятельности. Но если в течение одной жизни 3 - 4 раза получать базовое специальное образование, то на это уйдет треть активной жизни человека. Поэтому необходимо готовить специалиста достаточно широкого профиля (чтобы знал много об одном и немного обо всем), способного к самообразованию, самовоспитанию. Студенческие годы - важнейший этап жизни человека, специалиста, в которые он приобретает основополагающие знания, жизненные навыки и умения. Под общекультурным развитием личности студента в процессе его социализации понимается не просто знакомство с основами гуманитарных наук, культурой и искусством, а раскрытие человеческого содержания этих наук, их нравственно-эмоциональных аспектов, способствующих выработке потребности в широкой эрудиции, оригинальности мышления, знаниях из многих других отраслей науки и культуры. Итак, ценность философии при подготовке профессионалов-специалистов - не в ее непосредственной практической ценности. Она опосредована наукой и культурой эпохи. Но если установка на узкую специализацию будет продолжаться, то это значит, что в будущей России к власти могут прийти некомпетентные, малообразованные люди, но уверенные, что за деньги все можно купить и продать. Общество понесет в этом случае большие экономические, социально-психологические и нравственные потери. Сегодня, в эпоху небывалого преобладания материального над идеальным, потребительства над созиданием, должно быть усилено внимание к идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной составляющей личности специалиста. Национальную, объединяющую идею нельзя придумать, найти, экспортировать, навязать. Она складывается как резюме, итог, квинтэссенция исторического развития того или иного народа, общества. Как сказал И. Ильин, "возраст национальной идеи есть возраст самой России. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет назад от христианства: осуществлять свою национальную земную культуру, проникнутую духом любви и созерцания, свободы и предметности. Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием, - и в естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине. Рассудочная наука... бессильна подняться к созерцанию целого... Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма... России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прикрепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием..." <10>. -------------------------------- <10> Ильин И. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 - 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП "Рарог", 1992. С. 330 - 331.

Проблема образования молодежи - это проблема национальной безопасности страны в будущем. Необходимо готовить таких специалистов, которые бы не уезжали на Запад, а оставались в России, формируя новое поколение новой страны. России нужны люди с головами и сердцами, а значит, мудрые, ибо мудрость - не только работа ума, но и сердца. И важнейшую роль в становлении такого гражданина и профессионала играет философия.

Название документа