Политико-правовые учения эпохи античной классики (V - IV вв. до н. э.): Аристотель

(Луковская Д. И.) ("История государства и права", 2008, N 16) Текст документа

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ АНТИЧНОЙ КЛАССИКИ (V - IV ВВ. ДО Н. Э.): АРИСТОТЕЛЬ

Д. И. ЛУКОВСКАЯ

Луковская Д. И., профессор, доктор юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.

Политико-правовое учение Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.) завершает и подытоживает развитие политико-правовых идей в эпоху античной классики. Как и его учитель Платон, Аристотель ориентируется в своей политической и правовой философии на античный полис как сообщество свободных граждан, идею свободы как свободы для граждан, т. е. коллективной свободы, придает большое значение воспитанию у них гражданских добродетелей, классификации форм государства и построению идеального государства - по аналогии с полисом небольшого по территории и количеству населения и т. п. Он возвеличивает, как и Платон, разум и полагает, что только разум может познать истину. Вместе с тем, обращаясь к опыту, практике, Аристотель критикует и переосмысливает многие существенные аспекты философии Платона, в том числе и в области государства и права. По месту рождения в небольшом городке Стагира во Фракии Аристотеля нередко называют в литературе Стагиритом. Сын придворного македонского врача, он рано лишился родителей. Изучая под руководством опекуна естественные науки, Аристотель готовился к занятиям в платоновской Академии. Семнадцатилетним он прибыл в Афины, но Платон в это время отправился в свое второе сицилийское путешествие, так что слушать лекции Платона ему удалось только через три года, правда, успев за это время основательно изучить современную ему и более раннюю греческую философию. Впоследствии Аристотель не только учился, но и преподавал в Академии Платона. После смерти учителя он покинул Афины, путешествовал, был на острове Лесбосе, в Малой Азии. Позже по приглашению Филиппа Македонского, отца 13-летнего Александра, будущего великого полководца, Аристотель стал его воспитателем и наставником. Вернувшись в Афины, он основал свою философскую школу - Ликей (Лицей). Так называлась гимназия в предместье Афин, около храма Аполлона Ликейского, которому она была посвящена. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. Аристотель, как в прошлом его воспитатель, подвергся гонениям и перебрался на остров Эвбея, где вскоре скончался. Покидая Афины, Аристотель иронически заметил, что поступает так, не желая, чтобы афиняне вновь, как это произошло с Сократом, согрешили против философии. Сохранилось не более 25 из многочисленных трудов Аристотеля, причем опубликованы они были спустя столетия после его смерти. Ни одно из них, судя по всему, не было специально предназначено для обнародования. Проблемам политической философии и философии права посвящены прежде всего аристотелевская "Политика", а также "Этика" ("Никомахова этика") и "Риторика" <1>. В отличие от произведений Платона это не диалоги. Кроме того, это вообще, скорее всего, лекционные курсы, комментарии, записанные учениками философа. Помимо названных трудов определенное значение для понимания и реконструкции политико-правового учения Аристотеля имеет "Афинская полития", посвященная политическим институтам Афин в их исторической эволюции. -------------------------------- <1> См.: Аристотель: Соч. в 4 т. М., 1975 - 1983; Он же. Риторика. СПб., 1894.

Говоря о собственно философских основах политико-правового учения Аристотеля, следует прежде всего подчеркнуть его расхождения с Платоном в понимании идей (эйдосов) материальных вещей. Как и Платон, Аристотель различает идею (в существующих переводах - форму) вещи и вещь как таковую. Однако в отличие от Платона он категорически возражает против самостоятельного существования идей (форм) в качестве образцов материальных вещей: "Говорить же, что они образцы и что все остальное им причастно, - значит пустословить и говорить поэтическими иносказаниями" <2>. Вообще следует "считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?" <3>. -------------------------------- <2> Аристотель. Метафизика. I, 9, 991 a 20. Соч. в 4 т. М., 1975 - 1983. <3> Там же. I, 9, 991 b 20.

Сущность вещи, ее идея, форма не могут, по Аристотелю, существовать вне самой вещи. Иначе говоря, сущность вещи - это всегда ее определенная оформленность. Сама по себе материя, пока она не оформлена, есть только бытие в возможности (потенциальное бытие), которую актуализирует, превращает в действительность реализация в ней формы. Платоновская идея блага как таковая не обладает реальным бытием, пока она не осуществится в реальных действиях и поступках людей. Соотношение материи и формы (идеи) раскрывается Аристотелем в движении, динамике в соответствии с заданной в идее целью, программой становления материальных вещей. Однако, будучи все же учеником Платона, Аристотель ищет такую причину и такую цель (целевую причину) движения материальных вещей, которая находится вне мира вещей. В конечном счете всем вещам придает движение "чистая" форма - божественный ум-перводвигатель. Одновременно он и цель мира, и всего мирового процесса. Бог Аристотеля - это "как бы идеальный, величайший и совершеннейший философ, созерцающий свое познание и свое мышление чистый теоретик. Его стихия - умозрение" <4>. Из этого помимо прочего следует, что, по Платону, познание мира ориентировано на идею блага, а потому наука не свободна от этических норм, тогда как в аристотелевском понимании созерцающаяся наука выше этики. Однако это относится именно к теоретическому познанию. Аристотель различает теоретические науки и практические науки. К теоретическим наукам относится метафизика - "первая философия", исследующая первоначала и причины всех вещей. Практические науки - этика и политика. Их цель - не только теоретическое знание, но и его практическое осуществление. В практической деятельности, в мире политики, государства и права, этика играет, по Аристотелю, главенствующую роль. Поэтому политика, или наука о государстве, - это наука о высшем благе людей, и ей подчинены цели других практических наук <5>. -------------------------------- <4> Асмус В. Метафизика Аристотеля // Аристотель: Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 26. <5> См.: Аристотель. Никомахова этика. I, 1, 1094 a - b. Соч. в 4 т. М., 1975 - 1983.

Учению о государстве Аристотель предпосылает анализ добродетелей, различая добродетели интеллектуальные (дианоэтические) и нравственные (этические). Это позволяет впервые выделить этику в качестве самостоятельной науки и преодолеть тем самым сократовско-платоновское отождествление знания и добродетели. Этические добродетели (мужество, умеренность, скромность и др.), определяющие практическую деятельность человека, коренятся в его воле, характере и совершенствуются в процессе воспитания как вырабатывания своего рода "привычек" к добродетельному поведению. Аристотелевская этика неразрывно связана с политикой и учением о праве как особой добродетели - справедливости (полисной справедливости). Как политическая справедливость, право признается философом принципом собственно политических (в отличие от деспотии), т. е. государственных, форм. Право - это норма политического общения людей. Правовое учение Аристотеля изложено главным образом в "Никомаховой этике". Понимание им права как политической справедливости означает, что оно существует только в полисе, где граждане подчиняются одному и тому же закону. Не может быть права во взаимоотношениях господина и раба, отца и детей. Нет права и там, где правит тиран с неограниченной властью, нарушающий принцип "равенства по справедливости" <6>. -------------------------------- <6> Там же. V. 10, 1134 b.

В структуре права как политической справедливости Аристотель выделяет уравнивающую и распределяющую, естественную и условную справедливость. Следует подчеркнуть, что все эти виды (формы) права, включая естественное право, являются именно политическими, т. е. могут иметь место только в полисе. При этом уравнивающая и распределяющая справедливость конкретизируют применимость права лишь к "соизмеримым" людям, т. е. находящимся в тех или иных пропорциональных отношениях между собой. Пропорциональность - это мера, "середина", а потому "право состоит в пропорциональности". Уравнивающая справедливость основана на арифметической пропорциональности, "среднеарифметическом" равенстве. Она применяется в сфере обмена продуктами труда и услугами, различных гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и др. В этих случаях не принимаются во внимание моральные различия между людьми и, судя по всему, по Аристотелю, вообще любые, включая социальный статус, фактические различия. Например, в случае причинения вреда "закон учитывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными". Причиненный ущерб восстанавливает судья. Он ищет в отличие от философа не истину, а справедливость, точнее, "уравнивает по справедливости" <7>. Распределяющая справедливость в отличие от уравнивающей означает распределение общих благ не поровну, а по достоинству, пропорционально вкладу каждого участника правового общения. Она основана на геометрическом равенстве, при котором учитывается неравенство людей по их заслугам, общественному влиянию, способностям. Поэтому и распределение благ (почестей, власти, денег) может быть как равным, так и неравным. Это зависит от понимания достоинства в разных формах государства. Достоинством "не все называют одно и то же, но сторонники демократии - свободу, сторонники олигархии - богатство, иные - благородное происхождение, а сторонники аристократии - добродетель". Понятно, почему распределяющая справедливость вызывает борьбу и жалобы в суд: они бывают всякий раз, когда неравные доли имеют и получают равные люди или, наоборот, неравные люди - равные доли <8>. -------------------------------- <7> Там же. V. 7, 1132 a. <8> См.: Там же. V. 6.

Право (политическая справедливость) охватывает, по Аристотелю, естественное и условное ("узаконенное") право. Естественное право везде имеет одинаковое значение и не зависит от его признания или непризнания людьми. Условное право устанавливается людьми. Одно "существует от природы, другое - не от природы" <9>. Источники условного права - законы, общие соглашения и обычаи. Вместе с тем оба вида права изменчивы. Условные человеческие установления, подобно мерам для вина и хлеба, не везде одинаковы. Это обусловлено различием государственных устройств, хотя повсюду одно из них является лучшим по природе. Только в идеальном государстве нет расхождения между естественным и условным (человеческим) правом. В реально существующих формах государства такое расхождение всегда имеет место, но все же в рамках права как политической справедливости. В противном случае, например, когда властвование осуществляется вопреки праву (в тиранических правлениях), сама власть утрачивает политический характер. -------------------------------- <9> Там же. V. 10.

Политические (государственные) формы общественной жизни в той или иной мере следуют принципам права как политической справедливости. Это означает, по Аристотелю, господство в них закона, а не людей. Человек может уделить себе больше благ и меньше зол и сделаться тираном. Закон же - это "уравновешенный разум", т. е. в его основе лежит право как политическая справедливость, а она предполагает пропорциональное равенство. Законодатель, стремясь приспособить законы к существующим формам правления, должен в то же время с большой осторожностью изменять законы, ибо перемена в законах может дестабилизировать существующий политический порядок. Как и Платон, Аристотель рассматривает закон как общую и абстрактную норму. Однако в отличие от Платона он не усматривает в этом несовершенство закона, предлагая при решении частных случаев ориентироваться не на "букву", а на смысл закона, его толкование в духе закона. Здесь Аристотель обращается к понятию "правды" как особого вида справедливости, позволяющей применять общие положения закона к отдельным частным случаям <10>. -------------------------------- <10> Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947. С. 96 - 97.

В своем учении о государстве Аристотель исходит из представления об эллинском полисе как высшей, по сравнению с догосударственными (и внегосударственными), форме общения между людьми. Только в полисе, убежден он, в отношениях свободных и равных граждан реализуется природа человека как существа политического. Однако к гражданскому, политическому общению способны по своей природе одни лишь эллины. Вне государства остаются варвары, ибо они еще не достигли уровня политического общения. Варваров по их нравственно-культурным качествам философ приравнивает к рабам. Аристотель различает "рабство по природе" и "рабство по закону". Состояние "рабства по природе" он считает справедливым и правомерным, а "рабство по закону" - только тогда справедливым и правомерным, когда оно соответствует природе людей, обращаемых в рабство, например в результате военных действий или охоты. Эллин может стать, таким образом, рабом, но по природе своей он им не является. Вообще же рабство Аристотель считает общественно необходимым, так как рабы нужны гражданам для удовлетворения их насущных потребностей. Происхождение государства Аристотель изображает как естественный процесс, критикуя учение софистов (например, Ликофрона) о государстве как результате добровольного соглашения людей. Естественный путь образования государства обусловлен природой человека как существа политического (полисного, общежительного). Человек по природе своей стремится к общению с себе подобными, и это приводит к возникновению сначала семьи, а затем союза семей - селения, а из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. Именно в государстве реализуется природа человека. Вне государства только боги и звери. Семья и селение - привычные общения людей на пути к образованию государства. Семейные отношения - это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, а также господином и рабом. Они носят естественный характер, т. е. соответствуют естественному праву, имеющему повсюду одинаковое значение. К таким институтам Аристотель относит и собственность. По своему генезису государство включает в свой состав первичные негражданские союзы - семью и селение. Исторически эти элементы, в том числе и сам человек, предшествуют ему. Однако природой государства как целого, полагает Аристотель, определяется природа его частей. Поэтому по своей идее, цели (не исторически, не в генезисе) государство предшествует всем другим формам человеческого общения, существует раньше самого индивида. Так живой организм, сформировавшись, доминирует над своими частями, отдельными органами. Главное же состоит, по Аристотелю, в том, что в государстве реализуется цель благой жизни и ею охватываются любые частные цели. Понимание Аристотелем государства как единого целого созвучно платоновскому. Вместе с тем Аристотель критикует своего учителя за стремление сделать государство "чрезмерно единым", предусмотрев в нем общность имущества, жен и детей. В полемике с Платоном он отстаивает "природное" (естественное) право гражданина на индивидуальную семью и собственность. Естественность семьи и собственности обусловливает их защиту государством. Гармония целого означает, по его мнению, не единообразие частей целого, а, наоборот, их разнообразие, специфику в рамках единого целого. Излишнее стремление к единству, убежден Аристотель, в конечном счете уничтожает государство. При абсолютном единстве "все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом" <11>. -------------------------------- <11> Аристотель. Политика. 1263. Соч. в 4 т. М., 1975 - 1983.

Необходимым условием благой жизни в государстве является его самодостаточность - автаркия. Благая самодостаточная жизнь - это и высшая цель государства, ради которой оно существует. В аристотелевском и вообще античном понимании государство-полис представляет собой такую общность людей, которая "достаточна" для самодовлеющего существования. Понятие автаркии раскрывается Аристотелем через идею меры, "золотой середины" в самых различных аспектах внутренней и внешней государственной жизни. Это понятие признается исторически первым в формировании в Новое время идеи государственного суверенитета <12>. Характерно, что Аристотель в своем проекте идеального государства (см. об этом ниже) предусматривал внутреннюю и внешнюю независимость государства как автаркического общественного образования. Однако в современной ему действительности зависимость от другого государства Аристотель не считал ущемлением автаркии. -------------------------------- <12> См.: Барциц И. Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд. Московского ун-та, 2000. С. 109 - 110.

Особое значение Аристотель придает формам государства. В философском аспекте форма вещи раскрывает, по Аристотелю, ее идею, сущность, жизненный принцип, источник развития. Применительно к государству это его внутреннее устройство, организация, структура, обозначаемые Аристотелем термином "полития". Полития - форма государства вообще, безотносительно к той или иной конкретной его форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что этим общим родовым для всех государственных форм термином Аристотель обозначает и наилучшую из выделяемых им правильных форм государства. В отличие от Платона Аристотель исходит из многосложности, "многосоставности" государства, необходимых, как он считает, для самого его существования: из соотношения в нем имущих и неимущих, различных профессиональных групп, людей добродетельных (хороших) и недобродетельных и др. Им выделяются, как уже известно, "первичные" элементы государства: индивид, семья, селение. Однако при характеристике формы государства Аристотель сосредоточивает внимание прежде всего на понятии гражданина, так как государство здесь предстает для него как совокупность граждан. Существуют, отмечает Аристотель, разногласия в употреблении этого понятия: "не все согласны считать гражданином одного и того же; тот, кто в демократии гражданин, в олигархии часто уже не гражданин" <13>. Но если попытаться дать общее ("безусловное") определение понятия гражданина, то следует, полагает Аристотель, считать гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании <14>. Гражданин, уточняет далее Аристотель, - это тот, кто обладает совокупностью гражданских прав, и прежде всего "кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими" <15>. Здесь уже подчеркивается такой элемент статуса гражданина, как его полномочия в качестве должностного лица. Разумеется, Аристотель, верный своей идее этических основ политической жизни, не обходит молчанием и вопрос об особых гражданских добродетелях, отличных от добродетелей просто "хорошего человека". -------------------------------- <13> Аристотель. Политика. 1275 a, 2. Соч. в 4 т. М., 1975 - 1983. <14> См.: Там же. 1275, 5. <15> Там же. 1278 b.

Важнейшая характеристика формы государства - это, по Аристотелю, организация государственной власти. В любом государстве, отмечает он, существуют три основных элемента государственной власти: законосовещательный, административный (система должностей) и судебный. Различаются и соответствующие органы государства. Но Аристотеля интересуют не столько функции этих органов и их разграничение, как в позднейшей теории разделения властей, сколько различное устройство каждого элемента государственной власти в разных формах государства <16>. -------------------------------- <16> См.: Там же. IV, 1297 b - 1298 a.

Определяющее значение имеет верховная власть в лице законосовещательного органа. Верховная власть находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. Следовательно, исходным критерием классификации форм государства является, по Аристотелю, число правящих. Хотя это исходный критерий, но не главный. Необходимо учесть в первую очередь цель государственного общения. К политической жизни, напоминает Аристотель, людей побуждает сознание общей пользы. Так что именно "общая польза" оказывается, в сочетании с количественным принципом, основным критерием классификации государственных форм. По этому критерию выделяются правильные и неправильные (отклоняющиеся от правильных) формы государства: "Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих - все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей" <17>. -------------------------------- <17> Там же. III, 1279 a, 7.

К правильным формам государства Аристотель относит монархию (царскую власть), аристократию и политию, к неправильным - тиранию, олигархию и демократию <18>. По сути, неправильные формы вообще не являются, по Аристотелю, политическими, во всяком случае, в той мере, в какой они отклоняются от политической справедливости - права. Ведь оно представляет собой норму политического общения людей. Однако как эмпирически наблюдаемые в реальной действительности это все же разновидности (и в этом смысле формы) государственного устройства. Следует учесть, что каждая из таких форм, в свою очередь, объединяет различные виды государственных устройств, в большей или меньшей степени отклоняющихся от правильных. Наихудшее из неправильных государственных устройств - тирания. Она, как прямо указывает Аристотель, - деспотическая, а значит, не собственно политическая форма правления. Из правильных форм наилучшая - полития. Применительно к этой форме государства Аристотель не случайно использует термин "полития" как общий родовой для всех государственных форм. Из неправильных форм к ней ближе всего умеренная цензовая демократия (одна из пяти разновидностей демократии). Но лучшие черты демократии соединяются, как бы смешиваются в политии с лучшими чертами олигархии. Иными словами, в политии смягчаются противоположности богатства и бедности. В таком государстве формируется средний класс, удовлетворяющий требованиям имущественного ценза, необходимого для управления государством, участия в деятельности судебных органов и т. п. -------------------------------- <18> Подробнее о разновидностях каждой из этих государственных форм см.: Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений: Учебник. СПб., 2007. С. 62 - 69.

Полития - средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, в правлении - средний класс. Встречается полития редко и у немногих <19>. Но из когда-либо реально существовавших такое устройство государства в наибольшей степени соответствует правовой идее пропорциональности, т. е. политической справедливости. Поэтому полития - наиболее устойчивая форма государства. -------------------------------- <19> См.: Там же. IV, 1295 b, 5.

Свою теорию государственных форм Аристотель построил на изучении практики государственного управления в различных древнегреческих полисах. Вместе с тем, обеспокоенный кризисом самой полисной формы общественной жизни и наблюдая, как на его глазах создавалась держава Александра Македонского, он создал и проект идеального государства как идеального (наилучшего) полисного формообразования. Предназначено оно только для эллинов и должно во всем воплощать общеантичный идеал меры: по размеру территории (она должна быть не слишком большой и не слишком малой), по народонаселению (количество граждан должно быть достаточным и в то же время граждане должны знать друг друга), географическому положению (открытость морю) и др. Большое значение придается климату: на севере люди храбры, но у них наблюдается недостаток разума, тогда как на юге (азиатские народы), напротив, разумны, но не обладают храбростью. Соединяют же в себе оба качества эллины. В аристотелевском наилучшем государстве лишены гражданских прав рабы, а также ремесленники, земледельцы, т. е. все, кто занимается физическим трудом и обеспечивает досуг гражданам. Не относятся к числу граждан торговцы, матросы. Наделяются же статусом гражданина лица, занимающиеся поочередно и каждый последовательно на протяжении своей жизни военными, законосовещательными, судебными делами, а также отправлением жреческих функций. Из этого следует, что форма такого наилучшего политического устройства - демократия (не цензовая, как в политии). Здесь каждый, чтобы выполнять любую из функций государственного управления, должен обладать ранее отмеченной Аристотелем особой гражданской добродетелью, заключающейся "в способности прекрасно и властвовать, и подчиняться" <20>. В своем проекте идеального государства Аристотель стремится следовать политийному принципу "меры", "середины". Граждане такого государства должны избегать крайностей в нравах и поведении. Это люди, имеющие среднюю по размеру собственность. Следует держаться середины и в воспитании граждан и т. д. Философ надеется, что организация наилучшего государства дает возможность любому человеку благоденствовать и жить счастливо <21>. Это позиция, отличная от платоновской. Однако аристотелевское совершенное государство, как и государство Платона, фактически не оставляет человеку какой-либо реальной свободы выбора. Здесь строго регламентированы брачно-семейные отношения, деторождение, детализируется даже программа музыкального образования (например, из нее исключается обучение игре на флейте). Обратим внимание и на то, что Аристотель, мастерски анализируя достоинства и недостатки различных эмпирических форм государства, вместе с тем предлагает некий стерильный и раз и навсегда данный проект наилучшего государства. На глазах Аристотеля рождалась могучая монархия, созданная его учеником Александром Македонским. Старинный античный полис как самостоятельная форма политического общения уходил в прошлое. Аристотель не мог не видеть этого, но, кажется, не хотел с этим и мириться, а возможно, не исключал перспектив дальнейшего существования и даже процветания полиса в рамках македонской монархии. В любом случае аристотелевское наилучшее государство - не что иное, как идеализированный замкнутый миниатюрный античный полис с его коллективистским укладом жизни, всеобщим политическим участием, отождествлением индивидуальных и полисных ценностей. Впрочем, важнее всего для законодателя в таком государстве должно быть, по мнению Аристотеля, обеспечение мира и досуга для граждан. -------------------------------- <20> Там же. III, 1277 a 7. III, 1277 a 7. <21> См.: Там же. VII, 11, 3.

Аристотель, как и Платон, - мыслитель всемирно-исторического масштаба. В античной и позднейшей европейской традиции с интеллектуальным наследием Аристотеля связано развитие учения о праве в его соотношении с законом, о равенстве как правовой пропорциональности, об общем (высшем) благе как благе всех и каждого, об идеальном гражданине, о влиянии на государство географических и демографических факторов, о смешанной форме политии и др. Актуализированы в Новое и Новейшее время политико-социологические очерки Аристотеля о формах государства, неприятие им тирании как деспотического (неполитического) правления, жестко военизированных государственных устройств (типа Спарты и Крита) и т. п.

Название документа