Некоторые вопросы создания негосударственного высшего учебного заведения

(Петрова Н. П.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 3) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ <*>

Н. П. ПЕТРОВА

Петрова Наталья Петровна, заведующая кафедрой гражданского права Сергиево-Посадского гуманитарного института, старший преподаватель.

В статье рассматриваются вопросы регистрации негосударственного образовательного учреждения, получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, процессы аккредитации учебного заведения.

Ключевые слова: негосударственное высшее учебное заведение, легитимация высшего учебного заведения, лицензирование, аккредитация.

Issues of registration of non-state institute of education, obtaining of the license to conduct educational activities, accreditation processes of institute of education are considered in article.

Key words: non-state institute of higher educational, legitimation of a institute of higher educational, licensing, accreditation.

Негосударственная школа в России имеет достаточно продолжительную историю и прошла сложный путь своего развития, по-разному взаимодействуя с государством на различных этапах его становления. Появление первых неправительственных высших учебных заведений стало возможным в начале XIX в., когда потребности России в дипломированных специалистах в полной мере государственными школами не удовлетворялись <1>. -------------------------------- <1> Зернов В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях. М., 1999.

Негосударственный сектор современной российской высшей школы, как бы к нему ни относились в различных слоях общества, государства, занял прочное, обеспеченное правовым фундаментом место. Сложилось определенное социально-правовое явление, именуемое негосударственной системой высшего образования, ядро которой составляют негосударственные высшие учебные заведения, имеющие свои специфические особенности возникновения, функционирования и управления. Возникновение негосударственных образовательных учреждений в целом и учреждений высшего профессионального образования в частности основывается фактически на четырех положениях Конституции Российской Федерации: о праве личности на образование (ч. 1 ст. 43); о праве каждого использовать свое имущество и свои способности для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью (ч. 1 ст. 34); о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о признании, гарантировании и защите государством основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 2) <2>. На основе этих положений в Законе Российской Федерации "Об образовании" <3> и в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <4> сформирована правовая база создания и функционирования негосударственных вузов. -------------------------------- <2> Российская газета. 1993. N 237. 25 декабря (с изм. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). <3> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 3120. <4> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1254.

Основанием для легитимации высшего учебного заведения является его регистрация в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании". Регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 19.05.2010) <5>. Поскольку учреждение - это некоммерческая организация, то собственник создает ее исключительно ради управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 19.05.2010)) <6>. Учредителями образовательного учреждения могут выступать помимо органов государственной власти и местного самоуправления отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения, общественные и религиозные организации, а также граждане РФ и иностранные граждане. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431. <6> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Рассматривая регистрацию негосударственного образовательного учреждения, можно отметить следующее. Поскольку собственник создает образовательное учреждение по своей инициативе, ему не имеют права отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (ст. 33 Закона Российской Федерации "Об образовании"). В соответствии со ст. ст. 46 и 47 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Если доход от платной образовательной или иной предусмотренной уставом вуза деятельности не инвестируется непосредственно в образовательное учреждение или на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, то в своей предпринимательской деятельности такое учреждение приравнивается к предприятию, и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательства. Особенностью создания образовательного учреждения является некоторый разрыв во времени между его появлением как субъекта права и возникновением права на образовательную деятельность. Если права у юридического лица возникают с момента регистрации, то права на образовательную деятельность - с момента выдачи ему соответствующей лицензии. Получение лицензии означает признание за претендентом права ведения образовательной деятельности независимо от организационно-правовой формы. Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 <7>, установлены следующие требования к учебным заведениям: -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1661.

1. Ведение лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательного учреждения в соответствии с Законом РФ "Об образовании". Согласно п. 6 ст. 12 Закона об образовании статус образовательного учреждения включает тип, вид и категорию образовательного учреждения, определяемую в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Негосударственные высшие учебные заведения на этапе регистрации используют в наименовании учебного заведения статус "университет", "академия", хотя начальный период их развития и структура подготовки предопределяют их статус не выше института. Принципиальными отличиями университета и академии от института являются: наличие образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантуры, докторантуры); реализация программ дополнительного профессионального образования на базе высшего образования; наличие фундаментальных и прикладных научных исследований; активная научно-методическая деятельность. 2. Наличие у соискателя лицензии учебно-методической документации, предусмотренной п. п. 6, 6.1 и 8 ст. 9 Закона РФ "Об образовании", а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Как показывает практика, во многих негосударственных вузах недостаточное количество учебной, учебно-методической литературы или она вовсе отсутствует, нет библиотек и других средств обеспечения образовательного процесса. Выполнение установленных по этим критериям требований, на наш взгляд, должно соблюдаться при проведении лицензирования с участием уполномоченных представителей учебно-методического объединения. 3. Наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых отвечают установленным требованиям. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса прежде всего изложены в Государственном стандарте по конкретным специальностям. Так, в п. 6.2 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 "Юриспруденция" закреплено, что вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели, имеющие базовое юридическое образование и/или ученую степень кандидата (доктора) юридических наук. При этом иметь ученую степень (звание) должны не менее 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин. Доля штатных преподавателей и/или штатных совместителей по общепрофессиональным дисциплинам должна быть не менее 30%. Приказом Министерства образования РФ от 8 ноября 2000 г. применительно к процедуре аккредитации вуза были детализированы требования к количественному составу штатных преподавателей в зависимости от периода существования вузов <8>. -------------------------------- <8> Приказ Министерства образования РФ от 8 ноября 2000 г. N 3207 "О внесении дополнений в Перечень показателей государственной аккредитации, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 29 июня 2000 года N 1965, и использовании в наименовании образовательного учреждения слова "Международный" // Официальные документы в образовании. 2000. N 24. С. 92 - 93.

Одной из основных проблем практически всех негосударственных вузов, созданных не на базе государственных образовательных учреждений, является ресурсное обеспечение процесса образования. Естественно, что на нынешнее количество вузов невозможно набрать квалифицированных преподавателей. На период проведения лицензирования многие негосударственные высшие учебные заведения временно приглашают на работу преподавателей с учеными степенями, набирают определенный процент преподавателей, работающих в вузе на полную ставку. Государственным органам, занимающимся вопросами лицензирования в системе образования, стоило бы обратить на указанные факты особое внимание. Возможно было бы установить требования к составу преподавателей в зависимости от стажа работы в конкретном вузе. 4. Соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса. 5. Соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся. 6. Соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 <9>. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3016.

Таким образом, уже на стадии лицензирования законодатель ставит вопрос о возможностях конкретного вуза к подготовке специалистов соответствующего профиля. Однако, как показывает практика, уже на этой стадии начинаются нарушения со стороны большинства негосударственных вузов (договоры аренды на несуществующие помещения, происходит заимствование кадров преподавателей у соседних вузов, копирование при составлении рабочих планов примерных учебных планов и т. д.). В вышеназванном положении не закреплено правило, согласно которому выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, выдаваемых только Министерством образования РФ, возможна только после согласования и предварительного заключения Учебно-методического объединения соответствующего профиля. Представляется, что обеспечение более согласованной деятельности Учебно-методического совета с Министерством образования РФ уже на этапе лицензирования, привлечение квалифицированных экспертов из числа рекомендованных УМО могут дать хорошие результаты, способствующие повышению качества образования. Контроль качества учебного процесса проверяется с помощью процессов аккредитации. В соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 (с изм. от 18.05.2009, 19.01.2010), создана система государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования. Влияние общественности на процесс аккредитации существенно возросло после того, как Министерство образования предоставило Ассоциации негосударственных вузов, Совету по общественной оценке вновь созданных учебных заведений, который функционирует при Ассоциации, право совещательного голоса на Аккредитационной коллегии <10>. -------------------------------- <10> Соглашение между Министерством образования РФ и Ассоциацией негосударственных высших учебных заведений России о сотрудничестве в области лицензирования и государственной аккредитации негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от 14 апреля 2003 г. N 4/1 // Бюллетень Министерства образования РФ. 2003. N 9.

Можно предположить, что процедуры профессиональной аккредитации будут развиваться и далее. В то же время, по нашему мнению, Рособрнадзор не должен передавать полномочия по контролю негосударственным организациям. Нормативно-правовому регулированию подлежит также разграничение компетенций между государственной и негосударственной системами оценивания и признания. Учитывая, что есть разные оценки со стороны различных групп, следует признать, что на сегодняшний день нет механизма для превращения их в процедуры, которые дают положительный результат. По существу, никакой государственной аккредитации в чистом виде нет, потому что все аккредитационные процедуры, которые возглавляет Рособрнадзор, обсуждаются на Аккредитационной коллегии, а потом уже выносится коллегиальное решение по поводу, например, статуса или неразрешительных действий и т. п. Думаем, что участие негосударственных структур в проведении аккредитации может выражаться в совместном обсуждении и отработке аккредитационных показателей и их критериальных значений. Предложения по этому поводу должны идти именно от тех, кто заинтересован давать качественное образование. Говоря об общественно-профессиональной аккредитации вузов в нашей стране, можно согласиться с мнением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науке Л. Н. Глебовой, что в настоящий момент общественно-профессиональную аккредитацию как таковую представить себе достаточно сложно <11>. Требуется четкое представление о том, что такое аккредитационная процедура с точки зрения, во-первых, общественного участия и, во-вторых, профессионального участия. В настоящее время имеются разные подходы к оценке качества образования: государственная аккредитация, требования со стороны работодателей, методы и процедуры, выработанные в академической среде, позиции родительского сообщества и разных публичных структур, которые так или иначе дают свою оценку качеству образования. Но эта общественная оценка с разных точек зрения является пока весьма неструктурированной. Необходимо разработать и сформировать механизм формулирования этой оценки с различных сторон с возможностью учета всех деталей. -------------------------------- <11> Глебова Л. Н. Что такое общественно-профессиональная аккредитация? // Высшее образование в России. 2009. N 2.

Название документа