Портфолио в сфере юридического образования

(Комарова В. В.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 3) Текст документа

ПОРТФОЛИО В СФЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

В. В. КОМАРОВА

Комарова Валентина Викторовна, профессор кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина" (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

В статье исследуется принцип непрерывности и преемственности образования на всех уровнях. Необходимость внедрения новых форм обучения вызвана взаимосвязью двух сторон учебного процесса - образовательных технологий и методов оценки степени сформированности компетенций; требований соответствия оценочных средств путям и способам выработки компетенций в юридическом образовании. Высказаны авторская позиция и предложения по внедрению портфолио в систему юридического образования.

Ключевые слова: инновации в юридическом образовании, понятие и виды портфолио в образовательном процессе, преемственность образования, взаимосвязь методов преподавания и оценки.

In the article the principle of continuity of education at all levels. The need for new forms of learning caused by interconnection of the two sides of the educational process-educational technologies and methods for assessment of formation competencies, compliance requirements and ways of assessment tools methods for developing competency in legal education. Speak out author's position and proposals to introduce a system of portfolio legal education.

Key words: innovation in legal education, the concept and types of portfolios in educational process, the continuity of education, and the relationship assessment methods.

Реформа юридического образования, получившая новый виток со вступлением России в Болонский процесс, имеет и другой аспект: началом и основой правовых преобразований В. Д. Зорькин называет реформу юридического образования <1>. -------------------------------- <1> Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М.: Норма; Инфра-М, 2011. С. 581.

Нельзя не согласиться с Н. С. Бондарем во мнении о том, что профессия юриста - явление глубоко национальное, по своей природе консервативное <2>. Безусловно, юридизация национальной жизни и международно-правовая глобализация оказывают влияние на содержание юридического образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий. -------------------------------- <2> Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. Ростов-на-Дону: ПРОФПРЕСС, 2013. С. 8 - 41.

Сегодня в российской образовательной практике растет понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности студентов в рамках выбранной юридической специализации, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания вуза <3>. -------------------------------- <3> Комарова В. В. Юридическое образование сегодня // Образование и право. 2010. N 3(7).

ФГОС третьего поколения в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. В классической отечественной триаде ЗУНов - знаний, умений и навыков - основное внимание уделяется знаниям, тогда как умения и навыки нередко играют вспомогательную роль. Соответственным образом строятся и традиционные формы контроля, которые в основном проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций. Традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника. Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС-3 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно в процессе оценки будущих студентов и выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом постепенно традиционные средства целесообразно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике. Необходимо осознать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства). Сегодня формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло. По мнению автора, выполнить поставленные цели и задачи вполне может использование метода портфолио. В трудах современных авторов раскрыты цели и сущность портфолио, представлены их типы, модели и способы их оценивания. Раскрывая специфику метода портфолио и различных его моделей, авторы определяют достоинства портфолио как популярной и востребованной педагогической технологии, лежащей в русле Болонского процесса, - создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы Европейский языковой портфолио. В отношении российской правовой действительности образования вообще и юридического образования в частности автор считает необходимым акцентировать внимание на правовом регулировании отношений в сфере образования, в сфере использования портфолио. Законодательно закреплены принципы непрерывности и преемственности образования на всех уровнях, принцип единства образовательного пространства. Рассмотрим использование метода портфолио в реализации принципа единства образовательного пространства. Этот принцип закреплен в ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" <4> как принцип государственной политики в области образования; в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" <5> как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования на территории Российской Федерации. -------------------------------- <4> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 2012. N 47. Ст. 6396. <5> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2013) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598; 2013. N 19. Ст. 2326.

С точки зрения автора, предполагается сквозное единство основных средств обучения и форм контроля на всех уровнях образования (общего, профессионального и дополнительного обучения). Рассмотрим в этом ракурсе использование метода портфолио. Он звучит в нескольких подзаконных актах, но, к сожалению, адресованных не всем видам образования и даже не всем уровням образования в рамках одного вида. Так, формирование портфолио, среди прочего, названо Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" <6> в качестве обязательного элемента основной образовательной программы основного общего образования (начальное и среднее образование не названы). Это исходя из теоретических основ - образовательный метод портфолио. -------------------------------- <6> Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.

В утвержденной Президентом РФ 3 апреля 2012 г. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов <7> в качестве базового принципа названы наравне с прочими непрерывность и преемственность на всех уровнях образования. -------------------------------- <7> Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012) // Администратор образования. 2012. N 11.

Одним из основных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов согласно упомянутой Концепции являются развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих учет результатов интеллектуальных, творческих состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам. Аналогичные нормы, касающиеся использования метода портфолио, мы видим и в актах субъектов Федерации <8>. -------------------------------- <8> Постановление правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2012 г. N 748 "О Программе реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012 - 2015 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

Это уже иной вид портфолио - портфолио достижений, который рекомендован для использования при переходе с одного вида образования на другой (с общего образования на профессиональное). Использование этого метода оценки образовательных достижений на уровнях общего образования, а затем профессионального этим актом нормативно и централизованно не закреплено. Но в распоряжении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г., утверждающем представленную Минобрнауки России государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы <9>, мы видим планируемую поддержку развития форм и содержания оценки качества образовательных достижений выпускников среднего профессионального и высшего образования. -------------------------------- <9> Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2012. N 48. Ст. 6735.

Планируется создание федеральной системы мониторинга индивидуальных образовательных достижений (электронное портфолио), которая в том числе позволит осуществлять исследования образовательных траекторий, учитывать слабо формализуемые образовательные достижения (включая участие обучающихся в социально значимой деятельности), создавать информационную базу для выбора образовательных услуг обучающимися и их семьями. Акцентируем внимание на усеченной, с точки зрения автора, позиции Правительства РФ в использовании только одного вида портфолио (электронного) и только как способа показать индивидуальные образовательные достижения выпускников профессионального образования. Но, с другой стороны, этим же актом Правительством РФ внедряется еще один вид портфолио - образовательный. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 28) образовательные организации свободны в определении образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Несмотря на актуальность использования технологии "портфолио" в вузе, в настоящее время можно констатировать факт, что наиболее полно разработана и апробирована эта тема в системе общего и среднего образования. Особенно много информации можно найти о практическом опыте создания и использования портфолио в связи с введением предпрофильной подготовки учащихся. Уже разработаны и действуют нормативные документы от российского и регионального до внутришкольного уровня управления <10>. -------------------------------- <10> Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск, 2007. С. 4.

Немногие вузы используют метод портфолио <11>. Один из примеров такого использования - замена традиционных экзаменов в магистратуру на собеседование и (или) конкурс документов (портфолио) <12>. -------------------------------- <11> Отметим, что еще в 2007 г. Общественная палата рекомендовала Министерству образования и науки Российской Федерации при разработке порядка конкурсного отбора в вузы для обучения по программам магистратуры предусмотреть возможность использования различных форм конкурсных испытаний (в том числе портфолио) и право вуза определять, какие испытания (сочетание различных форм испытаний) будут проходить абитуриенты в зависимости от избранной специальности (направления) подготовки и базового образования. Предложенный подход мог бы способствовать как повышению качества отбора претендентов на обучение по программам магистратуры, так и увеличению экспорта образовательных услуг // письмо Общественной палаты РФ от 19 июня 2007 г. N ОП-2/784 "Заключение по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <12> На некоторые магистерские программы в ФГ АОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (г. Москва), ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" (г. Санкт-Петербург), ФГ АОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" (г. Красноярск) можно поступить только на основании конкурса документов (портфолио). Гаврилов Е. О магистратуре и "вечных" студентах // ЭЖ-Юрист. 2012. N 27. С. 9.

Существует достаточно широкий круг направлений и способов использования портфолио. В юридическом образовании портфолио целесообразно использовать не только как показатель индивидуальных образовательных достижений, но и как способ обучения, контроля. Портфолио в юридическом вузе может быть использовано со спецификой по видам практико-результативной деятельности: образовательная и профессиональная. Возможно использование портфолио достижений; портфолио личностного развития; презентационного портфолио; портфолио карьерного продвижения студента; портфолио студента дополнительной специализации; портфолио по оценке результатов образовательного процесса в системе бакалавриата и магистратуры. Можно использовать типы портфолио по этапам обучения: модульные, семестровые, курсовые, портфолио проекта. При этом целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте и электронный вариант портфолио. С целью выработать у молодых юристов навыки работы в коллективе целесообразно использовать коллективные портфолио. Суть использования портфолио как технологии и как пакета документов - обеспечить эффективное взаимодействие студентов с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями до и после окончания высшего учебного заведения. Безусловно, использование метода портфолио в юридическом образовании подготовит выпускников к тому, что в практической жизни они используются как при поступлении на работу (портфолио карьерных продвижений студента и портфолио образовательных достижений), так и при аттестации (портфолио профессиональных достижений). Навыки использования метода портфолио в процессе обучения пригодятся выпускникам в практической деятельности, при подтверждении своего профессионального уровня, так как метод портфолио используется, например, при оценке эффективности деятельности муниципального служащего <13>. -------------------------------- <13> Постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 14 июля 2010 г. N 1250 "О формировании в администрации муниципального района "Корткеросский" единой системы оценки эффективности деятельности муниципального служащего" (вместе с Положением о портфолио муниципального служащего) // СПС "КонсультантПлюс".

Использование метода портфолио во внутренней деятельности образовательных организации не предел. Метод портфолио, по мнению автора, может быть использован и во взаимоотношениях между образовательными организациями. Например, в механизмах общественно-профессиональной оценки результатов профессионального образования, в планируемых региональных центрах сертификации профессиональных квалификаций. Все это будет способствовать выходу молодых специалистов и вузов на лучший международный уровень, увеличению экспорта образовательных услуг. В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения, как в России, так и за рубежом, внедряются новые средства обучения, так или иначе связанные с электронными и информационными технологиями. Однако в российском законодательстве на пути создания электронных информационных фондов портфолио, внутривузовских и открытых для работодателей, не устранены следующие правовые барьеры: - не закреплены определение портфолио и его виды на различных этапах обучения; - не сформировано и не закреплено понятие электронных информационных фондов портфолио; - не урегулирован, с одной стороны, интерес к портфолио общества и государства, с другой стороны, частный интерес обучающихся и работодателей; - не регламентирован вопрос удаленного доступа к ресурсам, содержащим портфолио; - не имеется универсальных программно-аппаратных решений для обеспечения существования и доступа работодателей к электронным ресурсам вузов, содержащих портфолио образовательных достижений обучающихся и портфолио карьерного роста студента, и некоторые другие трудности.

Название документа