Наглядность в обучении административному праву

(Бельский К. С.)

("Административное и муниципальное право", 2008, N 8)

Текст документа

НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

К. С. БЕЛЬСКИЙ

Бельский Константин Степанович, доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия.

Как мне думается, есть два фактора в каждом высшем учебном заведении, действие которых оставляет сильный отпечаток в сознании и памяти студентов, оказывает на них постоянное воспитывающее воздействие на протяжении всех лет учебы, а возможно, и до конца жизни: 1) качество читаемых преподавателями лекций; 2) внутренний вид здания со всеми аудиториями и залами, в которых они пребывают 5 - 6 лет.

О лекциях в этой небольшой статье говорить не буду, т. к. это тема отдельного разговора. Воздержусь от рассуждений о втором факторе в его широком понимании и остановлюсь только на таком его элементе, как кабинет по изучаемой юридической дисциплине.

К сожалению, в практике и теории вузовского образования приходится встречаться с нигилистическим или упрощенным пониманием роли средств наглядности, с мнением, что студентам необязательно иметь перед глазами схемы, картины и портреты ученых, что подобные средства годны только для средней школы. Такой подход в теории опирается на известное мнение К. Д. Ушинского, считавшего, что чем старше возраст человека, тем реже нужно прибегать к наглядному обучению. С этим положением замечательного педагога можно согласиться частично. Психология молодого человека, сидящего на студенческой скамье, имеет в плане педагогики те же черты, которые характеризуют психологию школьника. Взрослые учащиеся любят картину, схему, другие изобразительные средства не меньше, чем их любят учащиеся дети.

Поэтому вполне правомерно говорить о переносе наиболее фундаментальных дидактических принципов и средств средней школы в педагогику высшей. С этой точки зрения неразрывность наглядно-образовательного и словесно-понятийного мышления должна быть методом обучения как школьного учителя, так и вузовского преподавателя. Поэтому вполне оправданно в процессе изучения какой-либо отрасли права, воспитания у студентов вкуса к ней использование кабинета по данной отрасли. В средней школе, как правило, имеется кабинет русского языка и литературы, кабинет истории, кабинет физики, химии и т. д. Думаю, что такой же учебный эффект дадут кабинеты в высшем учебном заведении по изучаемым дисциплинам.

Кабинет административного права впервые в нашей стране был создан известным ученым-административистом царского и советского времени М. Д. Загряцковым (1872 - 1958) в 1911 г. в Московском университете, но с приходом в 1917 г. к власти большевиков был закрыт.

Попытка создания кабинета административного права предпринята в МГЮА. Строительство этого кабинета было начато с 1994 г. В кабинете были размещены портреты выдающихся ученых-полицеистов и административистов XVIII - XX столетий. В основном это портреты отечественных ученых: Н. В. Пешкова, И. А. Андреевского, В. В. Ивановского, А. И. Елистратова, С. С. Студеникина, Г. И. Петрова и др. Есть несколько портретов ученых-административистов зарубежных стран. Например, имеется портрет известного немецкого ученого-полицеиста Р. Моля (1795 - 1879), изобретателя понятия "правовое государство" (Staatsrecht), предложившего его в своей работе "Полиция в системе правового государства" в 1832 г.

Каждый портрет ученого-административиста имеет краткую аннотацию, в которой указываются даты жизни, место, где работал ученый, основные труды, главная научная идея. Я полагаю, что студенты (как, впрочем, и преподаватели) должны не только знать изучаемую дисциплину, ее историю, но и знать в лицо тех, кто эту научную дисциплину создавал своими монографиями и статьями. Существует, как мне кажется, мистическая связь между творцами дисциплины и самой дисциплиной. Зная в лицо первых, их биографию, глубже и лучше познаешь данную науку, данную отрасль права.

В Башкирском университете (г. Уфа) работал в 50 - 70 годах профессор-математик, который, прежде чем объяснять ту или иную теорему, показывал студентам портрет ученого-математика, открывшего эту теорему, кратко рассказывал его жизнь. И этот дидактический прием давал свой учебный эффект.

В кабинете административного права должен присутствовать набор схем по наиболее трудным разделам учебного материала. Какими будут эти схемы - переносными или стационарными, - этот вопрос пока не решен. Возможно, что это будет альбом схем крупного формата. Несомненно одно: при строительстве кабинета административного права нельзя игнорировать данный аспект. Схемы помогают быстрее усваивать материал учебника. Студенты особенно любят схемы при подготовке к экзамену. Невыразительный и порою заумный язык, монотонность в изложении, отсутствие примеров, расплывчатость в объяснении трудных понятий, обильное наличие того, что называют водой приводит к трудностям при усвоении материала учебников. В период экзаменационной сессии схемы играют как бы роль пожарного спасательного средства. О схемах как инструменте познания административно-правовых явлений можно сказать то же самое, что Лейбниц сказал о роли знаков в процессе познания: при их использовании "удивительным образом сокращается работа мышления".

Кабинет административного права призван выполнять различные функции в познании учебного материала. В кабинете может функционировать небольшая библиотека, которая постоянно пополняется. Говоря о библиотеке кабинета административного права, который был создан мной, следует сказать, что в каталоге данной библиотеки можно было встретить названия редких книг. Например, учебник административного (полицейского) права профессора В. В. Ивановского, изданный в 1911 г., учебник болгарских административистов П. Стайнова и А. Ангелова, переведенный на русский язык и вышедший в нашей стране в 1960 году. Редкую работу (издана в 1000 экземпляров) омского ученого-административиста Ю. П. Соловья "Правовое регулирование деятельности милиции" 1993 г. издания, в которой автор поднимает вопросы полицейского права.

С 1995 г. в помещении кабинета проходят заседания кружка административного права, на которых с докладами выступают как студенты академии, так и приглашаемые практические работники, а также ученые-административисты. Так, в рамках 1997/98 учебного года на заседаниях кружка с докладами и сообщениями выступили: бывший руководитель ГАИ СССР (70 - 80 годы) В. В. Лукьянов, видный ученый-административист профессор Б. П. Курашвили, президент Технобанка Г. А. Тосунян. На заседаниях кружка административного права возникает особая атмосфера диалога между докладчиком и присутствующими. Очень часто первому по ходу выступления приходится отвечать на вопросы вторых. Нередко завязываются дискуссии по обсуждаемым проблемам. Безусловно, что подобному научному настрою на заседаниях кружка способствует обстановка, создаваемая интерьером кабинета: широкий и длинный во всю комнату стол, покрытый зеленым сукном, за которым сидят студенты и докладчик, картина И. Репина "Заседание Государственного совета", лица выдающихся ученых-административистов трех последних столетий, молча, но одобрительно наблюдающих за дискуссиями и спорами присутствующих.

Название документа