Попытка введения специализации на юридических факультетах российских университетов во второй половине XIX века

(Ильина Т. Н.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 3) Текст документа

ПОПЫТКА ВВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА <*>

Т. Н. ИЛЬИНА

Ильина Татьяна Николаевна, ассистент кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета.

В статье рассматривается опыт юридических факультетов Петербургского и Казанского университетов по введению специализации учебных планов в середине XIX в. Автор подробно анализирует причины, содержание специализации, а также факторы, повлиявшие на неудачу подобного нововведения.

Ключевые слова: юридическое образование, специализация, государственное (административное) отделение, юридическое отделение.

This article is considered to the experience of faculties of law of the Petersburg and Kazan universities on introduction of specialization of curricula in the middle of a XIX-th century. The author in detail analyzes the reasons, specialization its subject-matter, and also the factors which have led to failure of this innovation.

Key words: law education, curricula specialization at law faculties, public (administrative) specialization, legal office.

На сегодняшний день полемика относительно качества и содержания юридического образования в нашей стране получила новый импульс в связи с возросшим интересом государства к данному вопросу и переходом к двухуровневой системе высшего образования. Среди проблем, стоящих перед юридическим образованием, в том числе называют недостаточную теоретическую и практическую подготовку к конкретной профессиональной деятельности. В современной России объем правового регулирования общественных отношений постоянно увеличивается и усложняется, поэтому подготовить специалиста, одинаково хорошо разбирающегося во всех отраслях права, становится невозможно. Одним из вариантов разрешения данной ситуации является специализация учебных планов, которая будет способствовать формированию системы подготовки юридических кадров в соответствии с уровнем современного научного знания и практическими задачами. Грамотная реализация специализации учебных планов также позволит максимально приблизить обучение студентов к будущей профессиональной деятельности выпускника. Подобная проблема возникала перед отечественной высшей школой в середине XIX в., когда подготовка юристов строилась на основе фундаментальной модели образования, определенной университетским уставом 1863 г. Реформаторы системы образования конца 50-х - начала 60-х годов XIX в. решили отказаться от строго прагматичного варианта обучения предыдущей эпохи, заключающегося в наличии жесткой профессионализации в подготовке юридических кадров, отвечающей потребностям государства и общества. По мнению законодателя, основными целями юридического образования должны были стать формирование и передача систематизированного научного знания, а также усиление значения гуманитарной ориентации в процессе обучения студентов. Фундаментальная концепция определялась ценностью знания как такового, без учета его практического применения и прикладной значимости. Это выразилось в увеличении количества историко-теоретических и общегуманитарных дисциплин, преподаваемых студентам-юристам <1>. -------------------------------- <1> Более 60% учебного заведения составляли кафедры не отраслевого характера (см.: Захаров В. В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Курск, 2006. С. 82).

Сознательно урезая количество специальных курсов, законодатель стремился получить на выходе юриста-теоретика, который будет гораздо больше адаптирован к потенциальным переменам в правовой сфере, чем юрист-практик. В эпоху реформ и динамичного развития права многофункциональная подготовка юристов была более оправданной для государства. Однако существенным недостатком теоретического уклона юридического образования стала слабая профессиональная ориентация, так как правовая действительность требовала специалиста, обладающего конкретными практическими навыками. Эту проблему юридические факультеты попытались решить, внедрив специализацию своих учебных планов. Законодательно такое разделение было предусмотрено университетским уставом 1863 г. <2>. Этот эксперимент окажется неудачным. Но, на наш взгляд, важно рассмотреть и проанализировать варианты введения специализации на юридических факультетах, предложенные во второй половине XIX в., с тем, чтобы учесть опыт предшественников и на уровне современного знания сформулировать вариант специализации учебных планов на юридических факультетах, принимая во внимание современные реалии. -------------------------------- <2> См.: Общий устав императорских российских университетов от 18 июня 1863 года // ПСЗ-II. Т. XXXVIII. N 39752. § 7.

К середине XIX в. несколько российских университетов уже имели опыт специализации учебных планов. Речь идет прежде всего об отделении камеральных наук, которое осуществляло подготовку государственных служащих для различных сфер управления. Этим объяснялся широкий набор дисциплин, изучаемых на камеральной специализации. Наиболее последовательно такое разделение было реализовано Петербургским и Казанским университетами. Однако к середине XIX в. камеральные отделения показали свою несостоятельность и нуждались в реформировании. Во многом это было связано с отсутствием необходимого числа преподавателей <3>. Такие отделения сочетали в себе большое количество разноплановых предметов, что затрудняло их усвоение студентами и, как следствие, не обеспечивало надлежащей теоретической и практической подготовки <4>. -------------------------------- <3> См.: Емельянова И. А. Юридический факультет Казанского университета. 1805 - 1917 гг.: Очерки. Казань, 1998. С. 59. <4> См.: Яснопольский Н. П. Специализация учебных планов преподавания и занятий науками юридическими, государственными и экономическими в высших учебных заведениях России. Киев, 1907. С. 113.

Проекты преобразования камеральных отделений появились еще до введения в действие университетского устава 1863 г., который регламентировал специализацию. Так, в Казанском университете начиная с 1860 г. обсуждались проблемы камерального разряда и преобразования его в отделение государственных наук. При этом из камеральных предметов предлагалось вывести естественные и технические дисциплины <5>. Данный проект был одобрен советом университета и представлен Министру народного просвещения для обсуждения в главном управлении училищ. План был утвержден министерством с незначительными поправками после введения устава 1863 г. С 1865/1866 учебного года в Казанском университете на юридическом факультете действовали два отделения: наук государственных и наук юридических <6>. Предполагалось, что в рамках государственной специализации будет осуществляться подготовка чиновников, а юридическое отделение будет поставлять кадры для системы правосудия. -------------------------------- <5> См.: Там же. С. 133. <6> См.: О разделении юридического факультета Казанского университета на 2 разряда // Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. СПб., 1874. Т. 4. Стб. 15.

Согласно учебному плану был выделен ряд дисциплин, обязательных для обоих отделений. К ним относились: энциклопедия права, государственное право (зарубежное и русское), история русского права, история важнейших иностранных законодательств древних и новых, международное право, теория политической экономии, теория финансов. Все остальные предметы разделялись на две группы: специальные и дополнительные, преподаваемые в разном объеме для двух разрядов. Для государственного отделения основными являлись: политическая экономия, статистика, полицейское право, финансовое право, государственное право европейских держав, а дополнительными - гражданское право и процесс, уголовное право и процесс, каноническое право. Для разряда юридических наук группу основных дисциплин составляли: римское право и его история, гражданское право и процесс, уголовное право и процесс, каноническое право, история славянских законодательств, к дополнительным - полицейское право, финансовое право, государственное право европейских держав, статистика <7>. -------------------------------- <7> См.: Там же. Стб. 16.

Петербургский университет начал подготовку проектов специализации с 1857 г., а с 1863/1864 учебного года юридический факультет был разделен на два отделения: административное и юридическое <8>. Разница между учебными планами Казанского и Петербургского университетов состояла не только в названии отделений. Петербургский план не предусматривал общих для обоих разрядов предметов. Все дисциплины делились на главные и дополнительные, отличавшиеся количеством отведенных часов. Для административного отделения главными являлись энциклопедия права, государственное право, история русского права, международное право, финансовое право, полицейское право, торговое право и межевые законы, политическая экономия, статистика. Дополнительные предметы составляли гражданское право и процесс, уголовное право и процесс, история русского права, история славянских законодательств, история важнейших законодательств древних и новых. -------------------------------- <8> Журнал Министерства народного просвещения. 1864. N 11. С. 149.

Для разряда юридических наук главными считались энциклопедия права, государственное право, история русского права, международное право, римское право, история важнейших законодательств древних и новых, история славянских законодательств, гражданское право и процесс, уголовное право и процесс. К числу дополнительных относились финансовое право, полицейское право, церковное право, торговое право и межевые законы, политическая экономия, статистика <9>. -------------------------------- <9> Журнал Министерства народного просвещения. 1864. N 12. С. 181 - 184.

Остальные юридические факультеты российских университетов не воспользовались правом, предлагаемым уставом 1863 г., и не осуществили специализацию своих учебных планов, хотя были предприняты некоторые попытки <10>. -------------------------------- <10> Мы не останавливаемся на варианте специализации, предложенном Дерптским университетом, вследствие самобытности этого учебного заведения. Вплоть до его реформирования 1889 - 1893 гг. в Дерптском университете подготовка специалистов осуществлялась по двум направлениям: юридическому и дипломатическому (Высочайшее повеление, объявленное Министром народного просвещения, от 4 февраля 1889 г. "Об изменении в устройстве юридического факультета Дерптского университета" // ПСЗ-III. Т. 9. N 5755).

Несмотря на различия, имеющиеся в планах разделения юридических факультетов на разряды, все проекты предполагали осуществлять подготовку специалистов по двум направлениям: юридическому и государственному (административному). Рассмотрение планов специализации юридических факультетов показывает, что они преследовали двоякую цель: с одной стороны, преодолеть недостатки фундаментальной модели юридического образования, зафиксированной университетским уставом 1863 г., а с другой - отвечая запросам времени, сформировать кадровый резерв не только для органов правосудия, но и для системы управления. Для каждой специализации был определен свой набор дисциплин, тесно связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. Таким образом, сокращался объем времени на изучение второстепенных курсов. Но при этом университеты не пришли к единому мнению относительно сроков начала специализации. Петербургский и Казанский университеты осуществляли набор студентов сразу по отделениям. Такого же мнения придерживался Киевский университет <11>. Харьковский университет полагал, что специализация должна начинаться со второго курса, чтобы дать студентам возможность "осмотреться, сделать сознательный выбор того или иного разряда" <12>. Также открытым оставался вопрос о переводе обучающихся из одного университета в другой. Предполагая, что специализация юридических факультетов будет введена повсеместно, российские университеты предварительно приняли правила, согласно которым при переходе студентов сохраняются оценки только по второстепенным предметам <13>. -------------------------------- <11> Журнал Министерства народного просвещения. 1864. N 11. С. 148 - 153. <12> Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805 - 1905). Харьков, 1908. С. 102. <13> Журнал Министерства народного просвещения. 1868. N 1. С. 13.

В процессе реализации планов разделения юридических факультетов на отделения возникали и более существенные проблемы. Основной среди них являлась проблема дефицита профессорских кадров. Например, Казанский университет, вводя специализацию, тут же просил Министерство народного просвещения увеличить штат преподавателей <14>. Однако эта просьба не была удовлетворена. -------------------------------- <14> См.: Яснопольский Н. П. Указ. соч. С. 145.

В своем ежегодном отчете Министр просвещения указывал, что к 1871 г. (т. е. к восьмилетнему сроку внедрения специализации) многие кафедры остаются вакантными по несколько лет. В Петербургском университете долгое время были незамещенными кафедры римского права, международного и финансового <15>. В Казани не полностью укомплектованными оставались кафедры международного и уголовного права <16>. На специализации это отражалось в том, что курсы, которые для одного отделения считались основными, а для другого дополнительными, читались в одинаковом объеме на совместных лекциях. Или же предметы, предназначенные для ознакомления, вовсе исключались из учебных планов. Так, к началу 70-х годов XIX в. разница между юридическим и административным отделением в Казанском университете сводилась к тому, что на последнем не читалось римское право <17>. Тенденция к совмещению учебных планов различных разрядов проявлялась и в Петербургском университете: будущие юристы не слушали курса статистики, а административисты - римского права <18>. -------------------------------- <15> См.: Отчет Министра народного просвещения за 1871 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Март - апрель. С. 55. <16> См.: Там же. С. 67. <17> См.: Залесский В. Ф. Сводная таблица расположения лекций на юридическом факультете Казанского императорского университета за время с 14 февраля 1805 г. по 1 мая 1903 г. Казань, 1903. С. 97 - 123. <18> См.: Яснопольский Н. П. Указ. соч. С. 127.

В итоге Петербургский университет признал попытку введения специализации юридических факультетов неудачной. "Для осуществления первоначального проекта... предполагалось читать более пространные курсы по главным для каждого разряда предметам. Для исполнения этого предложения следовало бы, по мнению факультета, иметь двойной состав преподавателей для следующих предметов: гражданское и уголовное право с соответствующими процессами и судоустройством, политическая экономия и статистика, полицейское, финансовое, торговое право. Однако соответственно этой потребности никакого увеличения личного состава не последовало, а потому первоначальный план, в сущности, никогда не был осуществлен" <19>. Важно отметить, что Московский университет изначально предупреждал, что в процессе введения специализации на юридических факультетах придется столкнуться с подобного рода трудностями. Поэтому в целом, одобряя выработанные проекты, не считал возможным их осуществление в ближайшее время <20>. -------------------------------- <19> Там же. <20> См.: Захаров В. В. Указ. соч. С. 88.

Кроме того, государственная специализация не была популярна среди студентов. Число обучающихся на этом отделении за все время существования разделения факультетов на разряды было незначительным. В первые годы нововведения в Петербургском университете юридическую специализацию выбрали 118 человек, государственную - 32 <21>. К 1870 г. на административном отделении юридического факультета Петербургского университета состояло 48 студентов, тогда как на юридической специализации числилось 792 человека. Такая же ситуация наблюдалась и в Казанском университете: 46 слушателей государственного отделения против 235 юридического <22>. Юридическая специальность оказалась востребованной, так как она давала более широкие перспективы для дальнейшей карьеры. -------------------------------- <21> См.: Извлечение из отчета по Императорскому С.-Петербургскому университету за 1863 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1864. Август. С. 423. <22> См.: Приложение к всеподданнейшему отчету Министра народного просвещения за 1870 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1872. Май. С. 6.

Еще одной причиной неудачи разделения юридических факультетов на отделения был несформированный механизм подготовки кадров в Российской империи. Изначальная идея о том, что выпускники юридического отделения будут поступать на службу в судебное ведомство, а административисты - на государственную службу, не оправдывалась. Потому что ни закон, ни практика не сделали различия между выпускниками различных специализаций. Диплом отделения государственных наук не служил препятствием при поступлении на судебную службу, и наоборот - окончившие курс юридических наук могли свободно занимать должности в системе управления. В итоге университетские профессора стали опасаться того, что в органы правосудия придут люди, не знающие основ юриспруденции, а на государственную службу попадут лица, незнакомые с экономикой и государственным устройством. Все названные причины привели в итоге к тому, что и Петербургский, и Казанский университеты стали ходатайствовать перед Министром народного просвещения о закрытии специализации. С 1878/1879 учебного года перестали действовать отделения на юридическом факультете в Казани, а с 1882/1883 учебного года отказался от специализации Петербургский университет <23>. -------------------------------- <23> См.: Яснопольский Н. П. Указ. соч. С. 126, 143.

Важно отметить, что идея разделения юридических факультетов на отделения продолжала существовать весь рассматриваемый период. Важность и необходимость такого деления высказывалась при разработке университетского устава 1884 г. и Временных правил об управлении высшими учебными заведениями 1905 г. <24>. Однако введение специализации как меры повышения профессионализации юридического образования больше не практиковалось. -------------------------------- <24> См.: Там же. С. 217 - 223.

Название документа