Механизм финансирования учреждений культуры Российской Федерации

(Комарова Л. В.) ("Финансовое право", 2008, N 6) Текст документа

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. В. КОМАРОВА

Комарова Л. В., доцент кафедры государственного и административного права Краснодарского государственного университета культуры и искусств, кандидат юридических наук.

При подготовке учреждениями и организациями заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования <1>. -------------------------------- <1> См.: Врублевская М. В. Бюджетная система Российской Федерации. 3-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2004. С. 838.

В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий. В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ. Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступающие из других источников, не уменьшают величину бюджетных ассигнований. Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры - не просто расходы государства, а особый вид доходов учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности. Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической базой, расширили круг услуг, предоставляемых за плату, стали проводить более гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих доходах достигла в среднем 25%. Вместе с тем хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях были получены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг платными, что привело к значительному сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий для сельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов деятельности. Организации культуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однако очень часто их ценовая политика направлена главным образом на укрепление собственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние на доступность культурных услуг для широких слоев населения. Одним из важных альтернативных источников финансирования культуры являются средства меценатов и спонсоров. Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсора и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования своего имиджа. Одними из дополнительных источников привлечения средств в культуру могут служить разгосударствление и приватизация ряда объектов культуры. При соблюдении определенных условий приватизация может принести культуре значительную пользу, так как, во-первых, в эту сферу поступят дополнительные ресурсы и, во-вторых, государство сможет высвободить собственные средства и направить их на содержание организаций культуры <2>. -------------------------------- <2> См.: Там же.

Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2006 г. является его формирование в условиях начатого в 2005 г. реформирования бюджетного процесса РФ. Сущностью проводимых реформ является смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности его участников. Правительству РФ предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений, в том числе и учреждений культуры. При этом ставится задача в максимально возможной степени исключить избыточные, второстепенные федеральные расходы и соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти и осуществлять их за счет региональных и местных бюджетов, а также частного сектора экономики. Ввиду ограниченности бюджетных средств не обеспеченные источниками финансирования расходные обязательства отменяются. На формирование расходной части федерального бюджета 2006 г. оказали влияние такие факторы, как: - относительное снижение уровня доходов федерального бюджета в валовом продукте в результате налоговой реформы и реального сокращения налоговой нагрузки на экономику; - оптимизация бюджетных расходов с учетом разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; - проведение реформы системы федеральных органов исполнительной власти; - изменение системы предоставления социальных льгот. Необходимо отметить, что проект федерального бюджета на 2006 г. формировался по новой бюджетной классификации расходов Российской Федерации. В соответствии с новой функциональной классификацией расходы бюджета РФ, расходы на культуру, на кинематографию и СМИ (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательство) объединены в одном разделе - 08 "Культура, кинематография и средства массовой информации". В данном разделе будут отражаться расходы: - на предоставление услуг в этих сферах; - на содержание учреждений культуры; - на управление объектами, предназначенными для культурных целей; - на организацию, проведение и (или) поддержку культурных мероприятий; - на государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио - и телевизионного вещания, издательского дела; - на предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью. Кроме того, в данный раздел включены расходы на: - руководство, управление и поддержку сфер культуры, кинематографии, средств массовой информации; - разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль за осуществлением и др. Необходимо отметить, что на объем и структуру расходов на культуру не оказали влияние мероприятия проводимой в настоящее время реформы по разграничению расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> См.: Корнеева В. П. Финансирование культуры из федерального бюджета в 2005 году // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. N 12. С. 7 - 12.

В завершение статьи целесообразно сказать, что с 2005 г. Правительство РФ начало реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений. Что касается учреждений культуры, то государство планирует некоторые функции федеральных органов исполнительной власти осуществлять за счет региональных и местных бюджетов, а также частного сектора экономики. В данном блоке учтено то, что формирование бюджета на 2006 г. сформировалось по новой бюджетной классификации расходов. В соответствии с новой функциональной классификацией расходы бюджета РФ, расходы на культуру, на кинематографию и СМИ (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательство) объединили в одном разделе, и, как следствие, расходы на культуру, кинематографию в 2006 г. увеличились по сравнению с 2005 г. в номинальном выражении на 33,9%, в реальном выражении (с учетом инфляции) - на 21,9%.

Название документа Вопрос: Имеют ли право выпускники СВУ и кадетских училищ поступать в высшие военные учебные заведения, не относящиеся к Минобороны России, например ФСБ, ПВ ФСБ, ФСО? ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 6) Текст документа

Вопрос: Имеют ли право выпускники СВУ и кадетских училищ поступать в высшие военные учебные заведения, не относящиеся к Минобороны России, например ФСБ, ПВ ФСБ, ФСО?

Ответ: В соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 696, распределение и направление выпускников училищ осуществляются преимущественно в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища, с учетом потребности в военных кадрах, их деловых, индивидуальных психологических качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовки, состояния здоровья, дисциплинированности и желания выпускников. Выпускники училищ направляются в военные образовательные учреждения в установленной для обучающихся форме одежды. Выпускники училищ зачисляются в военные образовательные учреждения в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училища и военные образовательные учреждения. Выпускники училищ, не изъявившие желания учиться в военных образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища и эти учреждения, а также не отвечающие требованиям профессионального отбора, не выдержавшие конкурсных вступительных экзаменов в военные образовательные учреждения или не прошедшие по конкурсу в эти учреждения, не зачисленные в них вследствие недисциплинированности, направляются к месту жительства родителей (лиц, их заменяющих), а документы на них направляются в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства для постановки на воинский учет. Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается им на руки. Поступление указанных лиц в военные образовательные учреждения в последующие годы осуществляется на общих основаниях (п. п. 44 - 46 названного Положения).

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

Название документа