К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи

(Магомедов Д. Б.) ("Российский следователь", 2008, N 10) Текст документа

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Д. Б. МАГОМЕДОВ

В криминологических исследованиях особое внимание обращается преимущественно на негативные социальные факторы, выступающие в качестве причин и условий преступности. Г. А. Аванесов и У. С. Джекебаев <1> справедливо указывали на необходимость исследования влияния на совершение преступлений и иных правонарушений не только негативно-криминогенных, но и противостоящих преступности позитивных явлений, процессов, факторов, получивших наименование антикриминогенных. Криминогенными признаются факторы, которые порождают, оживляют, укрепляют или поддерживают в общественном сознании антисоциальные взгляды, тенденции, лежащие в основе антисоциального поведения, либо непосредственно вызывают или облегчают совершение конкретного преступления. Антикриминогенными считаются, напротив, факторы, способствующие укреплению и развитию высокой общественной сознательности либо сдерживающие проявление антисоциального поведения, препятствующие совершению преступлений. Научно-практическая значимость такого подхода к проблеме состоит в том, что он существенно расширяет фронт борьбы с преступностью среди молодежи, ориентирует не только на устранение различных недостатков, но и на всемерное использование позитивных возможностей формирования личности с правомерным поведением. -------------------------------- <1> См.: Аванесов Г. А. Криминология, прогностика, управление. Горький, 1975. С. 65; Джекебаев У. С. О социально-психологических аспектах преступного поведения. Алма-Ата, 1971. С. 77.

Личность молодого человека складывается под влиянием той среды, которая постоянно его окружает: семья, учебный или рабочий коллектив, круг друзей и знакомых, характер связей и отношений. Интенсивность отрицательного их воздействия значительно возрастает в связи с неправильной организацией социально-педагогических условий и отрицательной психологической атмосферой в сфере окружения молодого человека. Профилактику преступлений среди молодежи как социальное явление следует рассматривать в аспекте создания социально-педагогических условий и факторов, способствующих предупреждению негативных проявлений. На современном этапе возникает настоятельная необходимость воспитания каждого молодого человека культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Это возможно только при создании соответствующих социально-педагогических условий и благоприятной социально-психологической атмосферы в институтах воспитания. По мнению Л. И. Мищика и Ю. А. Гапона <2>, осуществить эффективное воспитание невозможно без социальных и педагогических условий, которые либо существуют, либо их необходимо еще формировать. По мнению ученых, первое - это гуманная позиция воспитателя в воспитательном процессе; второе - создание социально-педагогических комплексов; третье - условия для закрепления и развития творческой деятельности воспитанника. -------------------------------- <2> См.: Мищик Л. И., Гапон Ю. А. О социально-педагогической концепции воспитания. М., 1991. С. 103.

Под социально-педагогическими факторами профилактики преступлений среди молодежи следует понимать социальную защиту. Социальная защита представляет собой деятельность по адресной социальной и экономической поддержке, оказанию материальной, медицинской и психологической помощи, созданию наиболее благоприятных условий развития каждого растущего человека, способствованию социальному становлению его личности. В первую очередь "это защита молодого человека от неблагоприятных влияний морально упречных социальных отношений, существующих неизбежно в той или иной степени выраженности вокруг молодежи, последствия которых трудно поддаются прогнозированию" <3>, а также: 1) повышение благосостояния семьи, ее ответственности за воспитание детей; 2) благоустройство образовательных учреждений; 3) нравственное содержание деятельности средств массовой информации; 4) создание сети социально-педагогических комплексов; 5) улучшение структуры образовательных учреждений, содержания и методики подготовки кадров для системы образования; 6) повышение правовой социализации молодежи; 7) новые подходы к организации трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи; 8) активизация молодежного самоуправления. -------------------------------- <3> Зиядова Д. З. Роль социальной защиты в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Махачкала, 2002. С. 45.

Образование - важнейший социально значимый фактор и большая динамическая сила, "оказывающая благотворное влияние на становление личности, развитие ее идейных и нравственных устоев, формирование морально-нравственного и научного мировоззрения, общего сознания, высокого культурного уровня человека" <4>. "Образование - это огромное и мощное профилактическое средство, позволяющее преодолевать возникновение и развитие неправомерного поведения молодежи" <5>. Совершенно справедливо исследователи <6>, разрабатывающие вопросы профилактики преступности, рассматривают повышение образовательного уровня населения как мощный антикриминогенный фактор. Образование дает возможность человеку реализовать свои личностные качества - раскрыть способности в общественной работе, досуге, организовать с социально-нравственных позиций семейную жизнь, завоевать доверие и уважение коллектива, утвердить себя в обществе, наконец, получить материальное обеспечение жизнедеятельности и т. п. Следует также отметить, что ученые, разрабатывающие проблемы этики, констатируют наличие прямой зависимости между повышением образования и утверждением норм социальной нравственности, расценивая знания как предпосылку моральности <7>. Как правильно отмечает И. В. Крупина <8>, наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является уровень образования, соответствующий требованию общества и его развитию. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека, использования современных технологий в воспитании и обучении. -------------------------------- <4> Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 18. <5> Зиядова Д. З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект. М., 2005. С. 188. <6> См.: Астемиров З. А. Профилактика преступлений: Учеб. пособие. Махачкала, 1985; Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1986; Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. М., 2001; Герасимов С. И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001; Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003; Боков А. В. Организация борьбы с преступностью / Под ред. проф. Г. А. Аванесова. М., 2003; Литвинов А. Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике: Научно-практическое пособие. М., 2003; Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Зиядова Д. З. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект. М., 2005; Иванова А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006. <7> Тундиков Ю. Н. Наука, образование, нравственность. М., 1980. С. 35. <8> См.: Крупина И. В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. С. 3.

В процессе получения систематического образования формируются основные жизненные позиции личности, мировоззренческие установки, практически-действенное отношение к обществу, к нормам права, к доминирующим в обществе формам поведения. Само по себе образование не может дать рецепт нравственного поведения человека на каждый случай. Оно внедряет относительно устойчивый и в то же время гибкий способ поведения, закрепляет в сознании принципы адекватного реагирования на требования, существующие в обществе, что помогает человеку соизмерять поведение с собственными личными убеждениями и конкретной социальной ситуацией, выбирать приемлемую линию поведения. Форма, структура поведения - это не каталог заученных предписаний, приобретенный личностью в процессе воспитательного воздействия и индивидуального опыта, а "внутренне воспринятый и реализуемый индивидом способ поведения. Это и есть главный результат воспитания, результат сформировавшегося мировоззрения" <9>. -------------------------------- <9> Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 22.

Воспитание, как и образование, - сила, способная сформулировать и дать обществу полноценную личность. "Эффективность воспитательного воздействия достигается целенаправленным, систематическим и квалифицированным руководством этим процессом. Такой подход резко повышает эффективность процесса воспитания" <10>. Помимо нравственно-психологических качеств, на изменение которых рассчитано воспитание, подросток должен приобрести социальные качества личности: знания, профессиональное умение, трудовые навыки, привычки и потребности в культурных формах досуга, опыт нормального социального общения. В социологии этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из главных средств социализации. -------------------------------- <10> Иванова А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006. С. 12.

Социализация подрастающего поколения - это формирование и постоянное расширение системы социально положительных связей, раскрытие перед личностью новых возможностей для вхождения в адекватную и позитивную жизнедеятельность общества. Применение к подростку мер правового воздействия не должно прерывать процесс социализации личности несовершеннолетнего. Процесс этот необходимо продолжать и в этих условиях, предоставив для этого соответствующие материальные и другие необходимые условия <11>. Беря за основу отмеченные С. А. Беличевой <12> признаки, можно выделить следующие элементы социализации: 1) наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; 2) степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности; 3) уровень развитости знаний, навыков, умений, разнообразие и глубина полезных интересов; 4) адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми; 5) способность уважать нормы коллективной жизни; 6) способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников; 7) самокритичность, наличие навыков самоанализа; 8) внимательность, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию; 9) волевые качества - способность самостоятельно принимать решения и способность преодолевать при этом возникающие трудности; 10) усвоенная культура поведения. Как справедливо отмечает Е. Б. Кургузкина, достигнуть правильной социализации можно с помощью силы общественного мнения, которым должны поощряться достойные и осуждаться аморальные поступки. -------------------------------- <11> См.: Зиядова Д. З. Проблемы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних. Махачкала, 2000. С. 49. <12> См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С. 45.

В процессе социализации личности молодого человека особое место принадлежит правильной профессиональной ориентации. Как показывают данные педагогической науки, выбор профессии происходит под влиянием воспитательных воздействий, сложившихся внешних условий и внутренней позиции, т. е. психологической установки молодого человека. Уже в подростковом возрасте складываются внутренние личностные предпосылки для профессионального самоопределения. При умелом учете возможностей и способностей старших подростков, научно организованном внешнем воздействии процесс формирования профессиональной направленности может стать управляемым. Исследования многих ученых-педагогов показали, что у значительной части детей именно в подростковом возрасте оформляются задатки и дарования, закладываются основы профессиональных интересов. В то же время выбор трудового профессионального пути должен быть сознательным и самостоятельным. Сознательным выбор будет только тогда, когда учитываются, принимаются во внимание такие важные факторы, как потребность конкретного экономического района, государства в кадрах; соответствие личных интересов, склонностей, способностей, здоровья требованиям избираемой профессии; наличие опыта практической деятельности в конкретной области труда; объективные условия труда. Самостоятельность в выборе подразумевает проявление максимума независимости, собственной инициативы. По результатам проведенного нами исследования можно отметить, что молодые люди избирают профессию по моде, по желанию и возможностям родителей, а не по своей профессиональной склонности и пригодности, что в дальнейшем может формировать их негативное отношение к избранной профессии, порождает трудности с адаптацией в сфере трудовой деятельности. В заключение следует подчеркнуть, что учет социально-педагогических и психологических аспектов значим на разных стадиях и этапах борьбы с преступностью среди молодежи: 1) в период ранней профилактики, когда констатируется нахождение учащихся в криминогенной среде, но их поведение еще не нарушает установленных норм; 2) в предпреступной стадии, когда налицо влияние криминогенной среды и деморализация личности, но проступки пока остаются проступками и не носят преступного характера; 3) в период реагирования на совершенные преступления на стадии изобличения и привлечения виновных, обстоятельств, способствующих правонарушениям и преступлениям, реализации мер, принятых к виновным в связи с совершенным преступлением; 4) в период оздоровления среды и устранения других криминогенных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; 5) в постпенитенциарный период, когда решаются вопросы ресоциализации отбывших наказание подростков, обеспечения их включения в нормальную жизнь, в здоровую социальную среду и предупреждения рецидива. Как правильно отмечает А. И. Долгова <13>, при такой структуре решаются три аспекта профилактики преступлений среди молодежи: оздоровление среды, коррекция личности, оптимизация взаимодействия личности и среды. -------------------------------- <13> См.: Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 78.

Правовые аспекты профилактики преступлений среди молодежи

Правовая социализация молодежи является частью криминологической профилактики. Поскольку одной из целей правовой социализации является формирование у людей правосознания, адекватного извечным моральным и нравственным ценностям человеческого общества, по мнению Э. И. Петрова <14>, значение правового воспитания в системе мер криминологической профилактики невозможно переоценить. В ходе правовой социализации индивида созревает его правосознание, отражая и переводя во внутренний мир характерные признаки объективной реальности. При этом формируется система устойчивых внутренних связей, в которой моделируется определенный и стойкий стиль общественного поведения, формируется убежденность, уверенность в правоте позитивных воззрений. О необходимости введения правовой социализации в образовательных учреждениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе <15>. -------------------------------- <14> См.: Петров Э. И. Правовое воспитание как часть криминологической профилактики // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 119. <15> См.: Долгова А. И. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970. С. 79 - 90; Ефремова Г. Х. Некоторые вопросы правового воспитания школьников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970. С. 45 - 53; Сибиряков С. Л., Шеховцова Н. А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. М., 1998. С. 46 - 47.

Правовая социализация - процесс непрерывный, он практически идет на протяжении всей жизни человека. В правовой социализации молодежи особо существенна роль образовательных учреждений. Формирование у учащихся способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правовой социализации, т. е. без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права. Как отмечает А. В. Симоненко <16>, формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляется в результате сложного взаимодействия социальных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества. -------------------------------- <16> См.: Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 33.

Одной из форм организации правовоспитательной работы является мероприятие "День правовых знаний". В эти заранее определенные дни во многие школы городов и районов Республики Дагестан приходят работники милиции, прокуратуры, суда, юридических консультаций, аспиранты и студенты юридических факультетов. Они выступают перед учащимися, педагогами, родителями с беседами на актуальные правовые темы, проводят индивидуальную воспитательную работу с "трудными" учащимися. Ю. Р. Базарова предлагает <17> под уголовно-правовым обучением учащихся общеобразовательных учреждений понимать вид социально-правовой практики, осуществляемой на системной основе специалистами с высшим юридическим образованием, заключающейся в разъяснении школьникам основных положений уголовного законодательства и имеющей целевую направленность на формирование у них убежденности в необходимости правомерного поведения. -------------------------------- <17> См.: Базарова Ю. Р. Превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся общеобразовательных учреждений: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 18.

В последние годы во многих школах городов Республики Дагестан проводят правовые олимпиады, викторины, КВНы, смотры-конкурсы организации правового обучения, в подготовке и проведении которых работники правоохранительных органов принимают самое активное участие. Как правильно отмечает Д. З. Зиядова <18>, важно, чтобы работники правоохранительных органов в своих выступлениях не увлекались рассказами о технике и приемах совершения правонарушений, а обращали внимание слушателей на последствия преступлений, на анализ причин, которые привели подростков на скамью подсудимых. Для большей убедительности групповые и индивидуальные беседы должны иллюстрироваться каждый раз новыми конкретными примерами правонарушений несовершеннолетних, подтверждающими принцип неотвратимости наказания для каждого, кто нарушает законы. "Уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних должно быть направлено на формирование системы уголовно-правовых знаний, представлений и убеждений в необходимости, справедливости уголовно-правовых предписаний, на создание в сознании каждого подростка внутренней устойчивой основы, с помощью которой он мог бы в будущем правильно ориентироваться в сфере уголовно-правовых отношений" <19>. При решении задач правовой социализации молодежи необходимо ориентировать их сознание на правильную оценку происходящих в обществе процессов, научить правильно понимать законы, воспринимать их как защиту своих интересов и умело ориентироваться в острых (проблемных, конфликтных) жизненных ситуациях, вовремя чувствовать опасность преступить грань закона. В этой связи одним из направлений правовой социализации является виктимологическая социализация. Его решение возможно и вполне реально за счет оказания консультативной помощи молодым людям по вопросам их самозащиты от преступных посягательств. -------------------------------- <18> См.: Зиядова Д. З. Теоретические и прикладные проблемы преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 34. <19> Стецура С. В. Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003. С. 6.

Особое внимание в правовой социализации молодежи следует уделить формированию толерантности у учащихся. "Под толерантностью понимается разумная готовность молодых людей к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценности, поведение. Реалии сегодняшнего дня требуют воспитания современного культурного человека, не только образованного, но и обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими" <20>. Содержание данного направления деятельности заключается в осуществлении целенаправленных мер по распространению среди молодежи знаний о приемах, способах защиты от различных преступлений. Это могут быть специальные программы, пособия, памятки о том, как обезопасить себя, свою семью, родных и близких, свое жилище, собственность от противоправных посягательств. Таким образом, важную роль в профилактике преступлений среди молодежи играет целевая правовая пропаганда. Как правильно предлагает Е. В. Кошелева <21>, это организация правовых киноклубов, кинолекториев для молодежи и семей, находящихся в социально опасном положении. -------------------------------- <20> Канунников А. Д. Взаимодействие педагогов, родителей и общественности в формировании толерантного сознания у детей, подростков и молодежи // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма. Рязань, 2005. С. 100. <21> См.: Кошелева Е. В. Криминологическое изучение влияния социально-негативных свойств семьи на преступность несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.

В заключение отметим, что важными условиями процесса правовой социализации признаются: целенаправленность, последовательность, систематичность соответствующих мероприятий; планирование и организационное обеспечение мер по правовой социализации; взаимодействие субъектов правовоспитательной деятельности; связь правовой социализации с нравственным воспитанием; должный профессиональный уровень как правовоспитательной деятельности, так и ее субъектов; учет особенностей объектов правовоспитательного воздействия.

Название документа