Понятие культурных ценностей и критерии отнесения предмета к культурным ценностям в науке уголовного права

(Русанов Г. А.) ("Российская юстиция", 2008, N 4) Текст документа

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДМЕТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Г. А. РУСАНОВ

Русанов Г. А., аспирант отдела уголовного права Российской академии правосудия.

Термин "культурная ценность" используется в УК РФ, в частности в ч. 2 ст. 188 УК РФ, которая устанавливает ответственность за контрабанду культурных ценностей. Представляется, что в этой связи необходимо более подробно изучить те наработки, которые были сделаны по данному направлению, в том числе и в иных науках. В культурологии понятие "культурная ценность" дается в широком и узком аспектах. В широком аспекте под культурной ценностью понимается "система жизненно важных для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей, на основе которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности" <1>. Для правовых наук более применим узкий аспект данного понятия, то есть "совокупность культурных достижений, представленных наиболее значимыми произведениями искусства, литературы, теориями, нормами права и морали, научными и техническими открытиями, изобретениями, архитектурными сооружениями и т. п., отмеченными их высокой ролью в жизни общества" <2>. -------------------------------- <1> Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 223. <2> Там же. С. 223.

Словарь Ожегова дает следующее определение понятия "культура": "совокупность достижений человечества в производительном, общественном и умственном отношении" <3>. Термин "ценность" обозначает "важность" или "значение" какого-либо предмета <4>. Таким образом, термин "культурная ценность" означает предмет, имеющий особую важность и показывающий достижения человечества в производительном, умственном или общественном отношении. -------------------------------- <3> С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1973. С. 283. <4> Там же. С. 802.

В философии под ценностью понимается "то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением" <5>. Философия как наука, руководствующаяся в большей степени чувственным восприятием, относит определения "ценности" к внутреннему пониманию человека, что нельзя принять в полной мере для целей уголовного законодательства, так как вполне возможно, что то, что будет являться ценностью для одного человека, совсем не обязательно будет являться таковою для другого. -------------------------------- <5> Философский энциклопедический словарь. М., 2006. С. 507.

В юридической науке не раз предпринимались попытки дать общее понятие культурных ценностей. Наиболее развернутое исследование в данном направлении провел М. М. Богуславский. Исследовав международные акты, определяющие перечень предметов, относящихся к культурным ценностям, он определил основные критерии их выделения: - ценности должны являться результатом творческой деятельности человека; - должны иметь определенное историческое, художественное или научное значение; - ценности в большинстве категорий должны быть созданы более чем 50 (100) лет назад, то есть установлен временной критерий; - стоимостной критерий (который является весьма условным) <6>. -------------------------------- <6> Богуславский М. М. Судьба культурных ценностей. М., 2006. С. 42.

Данные критерии были выведены по итогам изучения международных нормативно-правовых актов как наиболее общие положения, применяемые их составителями при определении примерного перечня культурных ценностей. Но возникает вопрос: применимы ли данные критерии к любому предмету, относящемуся к культурной ценности? Представляется, что предмет, относящийся к культурным ценностям, всегда соответствует лишь одному критерию, то есть имеет определенное историческое, художественное и научное значение, причем это значение должно определяться определенными "масштабами". То есть для признания рисунка или картины культурной ценностью необходимо, чтобы она имела свое историческое или культурное значение не только как предмет особой важности для какой-либо отдельной семьи, к примеру, а для достаточно большого числа людей. Представляется, что конкретная вещь, чтобы быть признанной в качестве культурной ценности, должна нести свое историческое, художественное или научное значение в мировом масштабе, масштабе одного государства или административного субъекта внутри региона. Таким образом, первым критерием (признаком), по которому конкретный предмет может быть отнесен к числу культурных ценностей, является его историческое, художественное или научное значение для конкретного государства, административной единицы данного государства или в мировом масштабе. Еще одним критерием для отнесения того или иного предмета к культурным ценностям является то, что этот предмет в той или иной мере должен быть результатом творческой деятельности человека. Под творческой деятельностью или творчеством в философии понимают "деятельность, порождающую новые ценности, идеалы. С точки зрения философии каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать" <7>. Таким образом, предмет, который мы можем отнести к культурным ценностям, должен быть результатом такой созидательной деятельности человека, которая в результате придает ему определенные качества, не свойственные иным предметам того же порядка. Но возникает вопрос, применим ли данный критерий ко всем предметам, относимым к культурным ценностям. Безусловно, он применим по отношению к произведениям искусства. А если мы берем какие-то определенные предметы, связанные с историческими событиями, например, ручку, которой был подписан очень важный международный договор, сыгравший огромное значение в жизни страны? Представляется, что исходя из философского понятия творчества, вряд ли такой предмет является результатом творческой деятельности человека, но при этом большинство международных договоров относит данные предметы к культурным ценностям. Таким образом, критерий, согласно которому культурная ценность должна быть результатом творческой деятельности человека, можно признать факультативным, так как он срабатывает лишь для определенной группы предметов. -------------------------------- <7> Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. С. 849.

Выше говорилось также еще о двух критериях, по которым предмет можно отнести к культурным ценностям: временной критерий и стоимостной критерий. Об условности второго пишет в своей работе М. М. Богуславский: "этот критерий весьма сомнителен: как показывает практика, материальная ценность (продажная цена) постоянно меняется" <8>. В данном случае трудно не согласиться с автором, и применение данного критерия для отнесения того или иного предмета к культурным ценностям представляется весьма ошибочным. -------------------------------- <8> Богуславский М. М. Указ. соч. С. 42.

Весьма условным представляется и временной критерий. Безусловно, для определенного рода предметов, прежде всего, имеющих историческое значение, фактор времени играет немаловажную роль, но при этом для большинства культурных ценностей он является второстепенным. В некоторых международных актах данный критерий представлен, но относим он прежде всего к тем вещам, которые по своим признакам через определенный промежуток времени приобретают свое культурное значение и именно тем, что эти вещи сохранились в течение данного промежутка времени, и определяется их культурное и историческое значение. Примером таких предметов может служить старинная мебель, несущая в себе с точки зрения истории какие-либо признаки предыдущей эпохи, на основании которых данную эпоху можно познать. Сроки в нормативный актах установлены различные, наиболее типичным является столетний срок. Иногда встречаются и иные, например, пятьдесят лет. Таким образом, представляется, что можно предложить следующие критерии, по которым конкретный предмет может быть отнесен к культурным ценностям. Среди них можно выделить один основной критерий и два факультативных (свойственных только определенным группам предметов). Единственным основным критерием является историческое, художественное или научное значение предмета в мировом масштабе, масштабе одного государства или административного субъекта внутри государства. В качестве дополнительных критериев можно выделить следующие: - культурная ценность должна быть результатом творческой деятельности человека; - предмет, относимый к культурным ценностям, должен быть создан за определенный срок до того. Таким образом, подводя итог сказанному относительно понятия культурных ценностей, используя при этом как законодательное их понимание, так и выработанное специалистами в области русского языка, представляется, что можно дать следующее определение понятию культурная ценность: это предмет, представляющий достижения человечества в производительном, общественном и умственном отношении, имеющий определенное художественное, историческое или научное значение и (или), созданный достаточно давно во временном отношении, чем определяется его редкость или исторический и научный интерес к нему.

Название документа