Самообразование как фактор формирования и развития личности студента

(Янова Л. А.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Л. А. ЯНОВА

Янова Л. А., директор НОУ "Астраханский финансово-экономический колледж", кандидат экономических наук.

В настоящее время активизировался процесс информатизации общества, ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства, предъявляются высокие требования как к качеству труда специалистов, так и к их профессионализму, к наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Чтобы специалист соответствовал данному уровню, ему приходится постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Имеется немало различных способов повышения квалификации, из которых важную роль играет самообразование. Уже в студенческие годы необходимо заниматься самообразованием. Проблемы образования и самообразования в вузах на сегодняшний день стали все более актуальными. При подготовке специалиста высокой квалификации студенту необходимо дать определенные навыки обучения, помочь осмыслить, обобщить и систематизировать получаемую информацию. Поэтому одну из основных задач обучения можно определить как формирование личности, способной жить и трудиться в условиях информационного общества <1>. -------------------------------- <1> См.: Протасов В. И. Самоорганизация самообразования в сети на базе метода генетического консилиума // Психологический журнал. 2001. N 6. С. 6 - 18.

Цели самообразования во многом совпадают с целями обучения. Самообразование в условиях современного информационного общества предполагает, что каждый студент должен иметь понятие о существовании общедоступных источников информации, иметь возможность доступа к ним и уметь ими пользоваться, оценивать и обрабатывать имеющуюся информацию с различных точек зрения, анализировать и обрабатывать статистические данные, использовать их при решении стоящих перед ним задач. Сегодня студентам уже предлагаются такие формы, как работа с ключевыми направлениями: использование ресурсов сети Интернет, нанотехнологии, оптоэлектроника, информационные сети и др. А это, в свою очередь, формирует способность студента вести самостоятельный информационный поиск, умение конспектировать, составлять тезисы, распределять и организовывать свое время. При оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, а также носит избирательный характер <2>. -------------------------------- <2> См.: Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.

Самообразование направлено на достижение самоанализа и самоконтроля по отношению ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач в рамках заданного ранее преподавателем спектра задач. Самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с практическими ситуациями, введение задач, приближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач. При этом у студентов должен быть высокий уровень самосознания и мотивации. Мотивационный компонент связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания студента, его психологической готовности работать. Это достигается за счет формирования у студентов установки познавательного интереса с учетом психических процессов, свойств и состояний личности, сильной мотивации, повышенной активности. Формирование готовности студентов к самообразованию в существующей среде предполагает раскрытие качественных характеристик учебной деятельности, обеспечивающей достижение высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков и мотивов для обеспечения самостоятельной работы. Студенту необходимо не только научиться работать с теми дисциплинами, которые входят в программу обучения, но и самостоятельно осваивать практически любую дисциплину, работать с научной и методической, электронной и учебной литературой, излагать учебный материал, использовать приемы постановки вопроса, а также вариантов одного и того же вопроса, быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию, уметь контролировать и оценивать знания и т. д. Развитие самостоятельности в процессе обучения предполагает не только выполнение каких-либо учебных действий, но и способность выбирать цели, задачи и способы реализации. В способности выбора проявляется личность. Сама по себе эта способность не складывается. Нередки случаи, когда ребенок, хорошо учившийся в школе (в условиях высокорегламентируемой деятельности), не может найти себя в жизни или не может в полной мере реализовать свои способности. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутый результат, за результаты своего учебного труда. Таким образом, перед студентом ставится проблема, требующая самостоятельного поиска и активизации применения соответствующих знаний. А это, в свою очередь, требует более глубокого проникновения в изучаемый материал, применения других нестандартных методов. Обучение, соответственно, становится более интенсивным. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Студент, работая самостоятельно, стремится расширить свои теоретические знания, учится принимать правильные решения. Изменяется его уровень саморегуляции всей учебной деятельности - появляется самоорганизация целей учения, происходит перестройка мотивов учения в целом <3>. При самостоятельном освоении студентами учебной программы не следует забывать об обеспечении высокого качества образования, получаемого в институте. В этом случае происходит переход от наглядно-объяснительного метода, который обычно использует преподаватель, к поисково-исследовательскому, обращенному к способности студента перестраивать свои действия через осмысление учебной деятельности и формировать стремление к самообразованию. -------------------------------- <3> См.: Там же.

Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленно, шаг за шагом и, чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в практике. Уже с первых семестров у студента рождается стремление к самосовершенствованию, к непрерывному самообразованию. Безусловно, каждый студент проходит трудный путь - трудный потому, что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа. Но эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Подводя итоги, можно сказать, что постоянное самообразование способствует непрекращающемуся развитию личности, формированию новых познавательных потребностей и интересов, побуждает к творческой работе, открывает путь к наиболее значительному повышению социальной продуктивности учебного труда студента, продвигает студентов к самостоятельному поиску путей решения задачи, к большей инициативе, включая сферу контроля. Самообразование способствует процессу познания жизни и самого себя, формированию мировоззрения.

Название документа