В России всегда было две беды... Сегодня - это юристы и экономисты

(Камышанский В. П.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

В РОССИИ ВСЕГДА БЫЛО ДВЕ БЕДЫ... СЕГОДНЯ - ЭТО ЮРИСТЫ И ЭКОНОМИСТЫ

В. П. КАМЫШАНСКИЙ

Камышанский В. П., заведующий кафедрой гражданского права ФГОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет", профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук.

В последние месяцы в рамках проходившей предвыборной кампании Президента Российской Федерации очень настойчиво звучала озабоченность из уст высокопоставленных деятелей о том, что в России стало очень много юристов и экономистов. Оставим за кадром проблему с так называемым перепроизводством экономистов для представителей экономической науки и образования. Будем считать, что рыночную экономику мы уже построили и нам уже не нужны экономисты. Противники подготовки юристов в существующих масштабах видят выход в том, чтобы сокращать вузы, осуществляющие подготовку юристов <1>. Под удар в первую очередь могут попасть так называемые непрофильные государственные вузы, например технические, технологические, аграрные университеты, и негосударственные образовательные учреждения. -------------------------------- <1> По некоторым сведениям, подготовку юристов осуществляют более тысячи вузов России.

Из числа доводов такой озабоченности можно выделить два, наиболее часто звучащие. Во-первых, нам юристов больше не надо, потому что их уже слишком много. Вторая причина заключается в том, что, дескать, нам сейчас нужны инженеры, прорабы, строители, технологи и т. п. С учетом демографических последствий так называемой перестройки в последние годы количество выпускников школ резко сократилось, что приводит к недобору абитуриентов на некоторые из указанных специальностей. Такую озабоченность можно понять и разделить. Действительно, в вопросах подготовки специалистов, в том числе и в сфере высшего профессионального образования, должны присутствовать внятная государственная политика. Однако она не должна строиться по принципу "запрещать" и "не пущать" с использованием исключительно административных рычагов, направленных на количественное сокращение юридических вузов. Если относительно борьбы с коррупцией мы считаем, что чапаевская атака с шашкой наголо не поможет и "нужно создавать систему, при которой воровать у государства будет опасно и невыгодно" <2>, то почему применительно к юридическому образованию мы считаем возможным допускать такой упрощенный подход? -------------------------------- <2> Медведев Д. А. Итоги. ru. 2008. 20 февраля. N 8.

Как нам представляется, опираясь на принцип экономической заинтересованности, власть обязана прежде всего сделать внятные шаги, направленные на повышение престижности профессии инженера, конструктора, прораба, агронома, зоотехника. Это можно осуществить через повышенную стипендию, гарантированное трудоустройство после окончания учебы, решение жилищного вопроса для молодых специалистов и т. д. Справедливости ради следует отметить, что в не меньшей степени в этом нуждаются и профессии учителя, преподавателя, ученого. Сегодня к месту будет напомнить, что в советский период заработная плата доктора наук, профессора, заведующего кафедрой приравнивалась к заработной плате первого секретаря обкома КПСС (550 руб.), а заработная плата кандидата юридических наук - к заработной плате первого секретаря райкома КПСС (320 руб.). В настоящее время по сравнению с оплатой труда даже не губернатора и не главы районной администрации, а чиновника среднего пошиба в различного рода администрациях оплата труда ученого-педагога просто оскорбительно низка. Сегодня без особого учета фактического состояния уровня подготовки юристов и качества обучения предпринимаются попытки, прежде всего по формальным признакам, признавать приоритет в подготовке юристов за так называемыми классическими университетами по сравнению с так называемыми непрофильными вузами. Как нам представляется, деление государственных университетов на классические и прочие контрпродуктивно. Как известно, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125 университет как вид высшего учебного заведения, по сравнению с другими видами высших учебных заведений, "реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования ПО ШИРОКОМУ СПЕКТРУ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (выделено мной. - В. К.). Как следует из нормы закона, подготовка юристов в любом университете не является исключением. Совершенно очевидно, что из самого понятия университета как вида и организационно-правовой формы высшего учебного заведения следует, что он по определению не может быть профильным. Нельзя забывать о том, что в свое время целый ряд таких "классических" университетов возникли на базе педагогических институтов путем их преобразования в университет. К числу таких университетов относится, к примеру, и Кубанский государственный университет. Что касается исторически сложившихся, авторитетных и известных своими хорошими традициями, которые складывались десятилетиями, центров подготовки высококвалифицированных юристов, то многие из них переживают также не лучшие времена. В некоторых из них нарушилась преемственность поколений. Старая профессура в силу целого ряда причин не смогла своевременно подготовить себе достойную смену, и эти вузы испытывают острую нехватку в квалифицированных кадрах из числа профессорско-преподавательского состава. Об этих причинах следует сказать отдельно. Во-первых, это связано с ослаблением интереса молодежи к вузовской науке в силу недостойной оплаты труда работников вузов. Во-вторых, ужесточение требований к качеству диссертационных исследований коснулось не в последнюю очередь преподавателей вузов. Это приводило к тому, что докторские диссертации преподавателей вузов, прошедшие защиту, в последующем не утверждались Высшей аттестационной комиссией Минобразования России. В то же время уместно напомнить, что многочисленные депутаты Государственной Думы, губернаторы и прочие крупные чиновники без особых проблем в период осуществления своих полномочий успешно защищали кандидатские и докторские диссертации. В-третьих, обвальное сокращение количества диссертационных советов с 15 ноября 2007 г. привело к тому, что подготовленные в многочисленных аспирантурах диссертации негде будет защищать. С одной стороны, государство санкционирует занятие научными исследованиями путем открытия аспирантур в вузах. С другой - ликвидируя диссертационные советы, лишает возможности аспирантов и соискателей защищать подготовленные ими диссертационные исследования. В итоге граждане, затратив немалые деньги (от 100 до 300 тыс. рублей) за обучение в аспирантуре и тем самым проинвестировав созданное государством государственное образовательное учреждение личными накоплениями, лишается тем же государством права на защиту подготовленных ими диссертационных исследований. В этой проблеме есть и еще один аспект. Государственные мужи озабочены тем, что народ стремится получить юридическое и экономическое образование. Однако не следует забывать, что граждане России получают это образование в подавляющем своем большинстве за свои деньги, а не за счет средств государственного бюджета. Это их право получать то образование, которое им нравится и необходимо с их точки зрения. В конце концов, повышение уровня правовой культуры и юридической грамотности населения за их собственный счет достойно поддержки со стороны государства, а не осуждения. Если уж говорить о проблемах юридического образования, достойных внимания со стороны государства, то это проблема его качества и содержания. С этой целью назрела необходимость возрождения эффективно действующего института повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на базе ведущих юридических центров России. Не только восстановить стажировки преподавателей на базе вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Омска, других городов, но и направлять их в известные своими успехами университеты стран Западной Европы. Нуждается в пересмотре языковая подготовка будущих юристов. Это касается не только студентов, но и преподавателей. Решение этой проблемы возможно, например, в рамках полугодичных стажировок в вузах России. После проведения основательной языковой подготовки уже можно направлять преподавателей в зарубежные вузы для стажировки. Этот творческий процесс повышения квалификации преподавательского состава требует немалых бюджетных средств. Именно об этом сейчас пора подумать Министерству образования России, если оно действительно озабочено проблемой качества юридического образования. Стремление Министерства образования РФ к интеграции российской и западноевропейской систем образования, повышению его качества можно только приветствовать. Однако убежден, что одним только введением бакалавриата и магистратуры на смену подготовки юристов-специалистов с пятилетним сроком обучения этой проблемы не решить. В настоящее время даже неискушенному в вопросах подготовки юридических кадров очевидно, что выпускники вузов с дипломом бакалавра никому не нужны. Им отказывают в приеме на работу в судах, прокуратуре, милиции, адвокатуре. Однако уже с 2009 г. нам предлагают поставить на поток подготовку юристов-бакалавров вместо юристов-специалистов. Вместо кавалерийских набегов на целые структуры сложившейся системы образования необходимо выстраивать экономически обоснованную и финансово обеспеченную взвешенную политику государства в сфере юридического образования. В противном случае мы можем в административном порядке добиться резкого сокращения количества юристов из числа выпускников вузов и одновременно развалить существующую систему юридического образования. Борьба за абитуриента и бюджетные места по специальности "Юриспруденция" должна быть построена таким образом, чтобы они на конкурсной основе доставались наиболее достойным вузам. Это потребует от руководителей вузов серьезно заняться так называемой селекционной работой, предполагающей повышение качества профессорско-преподавательского состава, в том числе и путем приглашения на постоянную работу известных своими достижениями ученых и преподавателей. Нельзя забывать и об одном из законов диалектики: переход количественных изменений в качественные. Именно действие этого объективно существующего закона со всей очевидностью просматривается в системе становления и развития юридического образования и науки в России. Массовая подготовка юристов 90-х годов прошлого века в сельских домах культуры, школах, детских садиках и даже гостиничных номерах без какого-либо методического обеспечения уже в прошлом. В настоящее время наличие учебно-методических комплексов по каждой преподаваемой дисциплине стало объективной реальностью и обязательной предпосылкой допуска преподавателя к работе в аудитории. Появились десятки и даже сотни очень интересных научных работ, учебных пособий, посвященных актуальным проблемам правового регулирования новых рыночных отношений. Авторами этих работ далеко не всегда являются выпускники МГУ, МГЮА, Санкт-Петербургского университета и иных столичных вузов. Это говорит о том, что в научный творческий процесс оптимизации правового регулирования новых рыночных отношений были реально вовлечены регионы России. Такая ситуация была бы невозможна, если бы юристов по-прежнему готовили полтора-два десятка государственных классических университетов. В условиях хронического недофинансирования государственных образовательных учреждений, имевшего место особенно в девяностых годах прошлого века, именно юридические и экономические факультеты в так называемых непрофильных вузах кормили эти государственные вузы за счет оплаты обучения студентами. Это способствовало сохранению профессорско-преподавательских коллективов, научных школ, которые, как известно, не могут возникать в одночасье, а формируются десятилетиями. Об этом следовало бы помнить тем чиновникам, которые в последнее время рьяно взялись призывать к сокращению масштабов юридического образования в России сугубо административными методами. Его величество рубль (экономический интерес) все расставит на свои места. Если гражданами России юридическое образование не будет в дальнейшем востребовано, все вполне может разрешиться без какого-либо вмешательства извне в рамках борьбы за обеспечение качества обучения на основе здоровой конкуренции между вузами.

Название документа