Правовые проблемы модернизации российского образовательного процесса

(Гребенникова И. Д.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И. Д. ГРЕБЕННИКОВА

Гребенникова И. Д., юрист ФЗАО "Газэнергопромбанк" в г. Белгороде.

В мае 2007 г. Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении два законопроекта, которые инициированы Министерством образования и науки РФ, корректирующие положения Закона об образовании и Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Полагаем, что следует остановиться на анализе каждого из них. Итак, рассмотрим законопроект об обязательном 11-классном среднем образовании. Согласно внесенным поправкам, граждане РФ должны обязательно пройти все три ступени общего образования - начальное, основное общее (9 классов) и среднее (полное) общее (11 классов). Сейчас в РФ обязательным является только основное общее образование. При этом увеличивается возраст с 15 до 18 лет, когда россиянин должен получить полное общее образование. Основной идеей данного законопроекта является создание условий для развития системы непрерывного образования, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей граждан, возникающих на протяжении всей жизни в связи с необходимостью адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также в связи с развитием индивидуальных способностей и интересов <1>. -------------------------------- <1> Концепция Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" // http://mon. gov. ru/dok/proj/3642/.

Введение обязательного 11-классного среднего образования даст школьникам отсрочку от армии до 20 лет. Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, комментируя принятие законопроекта, отметил, что принятие закона в трех чтениях повлечет изменения в Закон о призыве граждан на военную службу. "Если учащийся до исполнения ему 18 лет перешел на третью ступень образования (полное общее 11-классное образование), то закон дает ему право до 20 лет завершить это обучение, и на это время он освобождается от призыва" <2>. В армию гражданин будет призван после 11-го класса. -------------------------------- <2> См.: Законопроект двухуровневого образования: подробности // www. rbc. ru.

Среднее общее (полное) образование уже стало обязательным в Казахстане, Молдове, Азербайджане, Армении. В странах Евросоюза обучение достигает 13 лет. В Великобритании и США большинство школьников обучаются 12 лет. Хотелось бы напомнить, что Конституцией РФ гарантируется общедоступность, бесплатность и устанавливается обязательность только основного общего образования, т. е. 9-летнего обучения <3>. В то же время Закон "Об образовании" предусматривает общедоступность и бесплатность всех трех ступеней: начального, основного и среднего (полного) общего образования <4>. -------------------------------- <3> Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). <4> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Что дает возврат в отечественное образование "одиннадцатилетки"? Данная система обучения известна еще со времен СССР: в 1958 - 1964 гг. полное среднее образование получали все и в обязательном порядке. Отменил этот порядок Закон "Об образовании", принятый в 1992 г. <5>. -------------------------------- <5> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Заметим, однако, что для большинства рабочих специальностей не нужно полноценное одиннадцатилетнее образование. В Германии, например, где очень большие сроки обучения, есть школы, которые дают образование на базе восьми классов, а потом уже идет обучение различным рабочим специальностям, которые не требуют высшего образования. Не секрет, что в настоящее время в РФ существует дефицит именно лиц с рабочими специальностями. А предлагаемый законопроект приведет к их полному отсутствию. Возникает вопрос, зачем измученной, сегодня едва встающей с колен российской экономике нехватка профессионально подготовленных рабочих, простои на не так давно заработавших на современном оборудовании предприятиях и заводах? Поэтому нам видится, что новый подход к образовательному процессу, предложенный законодателем, грозит нам полной ликвидацией так называемых средних рабочих специальностей (сварщик, каменщик, токарь, кондитер, воспитатель, швея, медицинская сестра и многих других, не менее важных в обществе профессий, которым обучают в техникумах, колледжах и ПТУ). Целесообразно, на наш взгляд, задуматься о том, как сделать получение образования по рабочим специальностям более престижным и привлекательным для российской молодежи. Необходимо также обратить внимание на то, что воплощается в жизнь и новый законопроект, касающийся изменений в сфере высшего профессионального образования. При этом в настоящее время в Российской Федерации действует образовательная система, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы с элементами системы высшего образования советского времени. Новый законопроект предлагает "бакалавриат" и "магистратуру" или "специалитет" в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр" либо квалификация "специалист". Инициаторы законопроекта (Правительство РФ) полагают, что введение двухуровневой системы высшего образования позволит не только оптимизировать систему образования, но и сэкономить бюджетные средства. Хорошо это или плохо? Законодательная инициатива "позволит оптимизировать число специальностей" и сократить их с 120 направлений, по которым сегодня обучают бакалавров, до 60 - 100. По разным оценкам, получить образование в магистратуре смогут лишь от 30 до 50% бакалавров. А остальные? Количество направлений, по которым готовят специалистов, планируется сократить с 530 до 130 - 150 <6>. -------------------------------- <6> Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" // http://mon. gov. ru/dok/proj/3638/.

Учитывая российские реалии, реформа породит множество негативных последствий, в частности падение качества образования и малодоступность магистерских программ для необеспеченных студентов. Зададимся вопросом, почему в так долго остававшийся консервативным российский образовательный процесс должны быть внесены изменения? Нужны ли отечественной системе образования такие реформы? Воплощая в жизнь инновации в образовании, примкнув к стандартам Болонской конвенции <7>, сможем ли мы достичь, на наш взгляд, главного - улучшить качество образования? -------------------------------- <7> Совместная Декларация европейских министров образования // http://iic. dgtu. donetsk. ua/russian/ovs/bologna. html.

Новые законодательные инициативы фактически официально регламентируют подготовку "неполноценных" специалистов, к тому же мы считаем, что введение двухуровневой системы образования неизбежно приведет к повышению платы за обучение, следовательно, магистратура будет исключительно платной, а молодые люди, имеющие право на одну отсрочку от армии для получения высшего образования, после получения звания бакалавра будут призваны на военную службу, не имея возможности поступить в магистратуру. Например, на экономическом факультете МГУ только треть бакалавров поступает в бесплатную магистратуру, остальные или поступают в платную, или так и остаются бакалаврами. Новый законопроект разделит и вузы, и студентов на классы "привилегированных" и "непривилегированных", а качество образовательных программ от этого только пострадает. В итоге такая система образования подготовит не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов, так как полноценное магистерское образование и специалитет станут доступными лишь для избранных. Мы полагаем, что принудительное разделение образования на два уровня и введение обязательного конкурсного экзамена в магистратуру послужит лишь укреплению и усилению социального расслоения общественности. А нужно ли внедрять сей имущественный ценз на получение полноценного высшего образования? Как показывает практика, студенты, обучающиеся по программе "бакалавр - магистр", испытывают большие неудобства. Во-первых, уже однажды поступившим студентам приходится после четырех лет обучения снова выдерживать не простую процедуру поступления в свой собственный вуз. К тому же зачастую студентам так и не удается понять, в чем же был смысл магистратуры? Усовершенствованную систему обучения и повышенное качество образовательных программ разглядеть за два года так и не удается. Итак, подведем итоги анализа предлагаемых законопроектов, связанных с внедрением новых подходов в отечественную систему образования. Если говорить о необходимости принятия нормы об обязательном 11-классном среднем образовании, то следует отметить, что, по нашему мнению, данное положение требует дополнительного обсуждения и проработки. Может быть, не стоит давно сложившуюся систему образования, одну из лучших в мире, так кардинально и существенно преобразовывать? Целесообразно, на наш взгляд, обеспечить хорошее профессиональное обучение, прежде всего тем, кто не хочет учиться дальше, после 9-го класса. В случае обязательного одиннадцатилетнего обучения появится вероятность того, что пострадает вся система средне-специального образования. Кто будет шить нам одежду, воспитывать наших детей, ухаживать за больными и строить дома? Что же касается законопроекта о введении двухуровневой системы высшего образования в России, то необходимо подчеркнуть вытекающие последствия данной модернизации. Европа, как инициатор Болонского процесса, отвела себе несколько десятилетий для создания единого образовательного пространства. Россия хочет пройти тот же тернистый путь "экстерном", достигнув колоссальных результатов к 2010 - 2012 гг. А сможет ли, позволят ли ресурсы? Ведь сегодня у нас очень много в стране приоритетных направлений и президентских программ, требующих немалых инвестиций. Да, несомненно, есть существенная разница между бюджетированием узкоспециализированной подготовки сроком пять лет и среднесрочным бюджетированием подготовки специалистов широкого профиля с горизонтом один-два года! Но тогда вузы будут выпускать специалистов широкого профиля - врачей, лечащих от всех болезней! К тому же многие страны, подписавшие Болонскую декларацию, унифицировать свои образовательные системы не спешат. Мы считаем, что данная инновация не совсем приемлема для складывавшегося столетиями российского образовательного процесса. Такого рода реформирование окончательно сломает отечественную систему образования, будут утрачены ее сущность и фундаментальность. По нашему мнению, в результате модернизации пострадает и качество образования. А какое оно может быть, когда мы начнем экономить на уровне и продолжительности подготовки специалистов? У многих вузов и так либо отсутствует, либо оставляет желать лучшего материально-техническая база, сформированная из оборудования и техники 70 - 80-х годов прошлого столетия. Говоря об острой необходимости улучшения качества российского образования или хотя бы о возможности сохранения имеющегося уровня, нельзя забывать о не менее важной проблеме - практически полное отсутствие основных образовательных стандартов. Мы полагаем, что в законопроекте обязательно следует предусмотреть создание, структуру функционирования и реализацию стандартов в системе высшего образования России, которые, как нам кажется, станут фундаментальной базой модернизированного образовательного процесса.

Название документа