Некоторые методы и особенности организации самостоятельной работы студентов туристского вуза при изучении правовых дисциплин

(Егоров В. Е.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В. Е. ЕГОРОВ

Егоров В. Е., заведующий кафедрой туризма и гостеприимства Псковского филиала РМАТ, юрист, кандидат педагогических наук.

Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки специалистов в сфере туризма, отвечающих современным требованиям. Главным условием этого является активная самостоятельная познавательная деятельность студентов. Именно в процессе самостоятельного труда наиболее успешно осуществляется изучение, осмысление и запоминание учебного материала. Знания, полученные на лекциях, семинарах, практических занятиях, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы. Вот почему государственным образовательным стандартом учебное время студента стало делиться на две равные части: 50% - аудиторные занятия и 50% - самостоятельная работа. Таким образом, самостоятельная работа студента (СРС) стала планируемой учебной и научной работой, которая должна выполняться по заданию преподавателя и под его методическим и научным руководством. Однако изучение опыта самостоятельной работы в туристских вузах свидетельствует о том, что при ее организации и проведении студенты сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Некоторые студенты не всегда эффективно работают на лекциях, не умеют быстро подобрать необходимую литературу для реферата, курсовой работы, найти нужную книгу в библиотеке. При чтении учебной литературы, особенно по правовым дисциплинам, не всем студентам удается выделить и понять главное, существенное в тексте, сделать самостоятельные выводы, определить свое отношение к требованиям норм права и к прочитанному. По мнению многих исследователей (В. Сенашенко, Н. Жалнина, В. А. Солоницин, Г. А. Шабанов и др.), высшая школа России - вузы, преподаватели, студенты - оказались не готовыми к освоению таких объемов самостоятельной работы. Объясняется это тем, что в целом организация и обеспечение учебного процесса остаются без изменений, а предложенный объем СРС требует, прежде всего, коренных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки нетрадиционных видов занятости профессорско-преподавательского состава вуза, введения новых нормативов и включения их в расчет учебной нагрузки. Для легитимации статуса СРС должны произойти качественные изменения и в методическом, и в информационном обеспечении учебного процесса <1>. -------------------------------- <1> Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. N 7. С. 103.

Как известно, в российской педагогике важнейшей, стержневой, или системообразующей дидактической, идеей, рожденной К. Д. Ушинским, была идея о том, что обучение представляет собой органическое сочетание деятельности преподавания и активной самостоятельной деятельности учения. На основе этой идеи еще во второй половине XIX в. и была сформирована в качестве приоритетной задача построения учебного процесса, в рамках которого бы "дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал" <2>. Такая задача остается и по сей день, ведь высшее образование XXI в. как никогда означает сотрудничество обучающегося и обучающего, когда одни хотят учиться, а другие помогают им в этом. -------------------------------- <2> Ушинский К. Д. Организация первоначального обучения. Собр. соч.: в 10 т. Т. 6. М.-Л., 1949. С. 256.

Умело организованная самостоятельная работа во время обучения в вузе способствует воспитанию у студентов привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании. Следовательно, перед студентами стоит задача научиться эффективно учиться. Самостоятельная работа, по мнению В. Сенашенко и Н. Жалниной, это активные формы и методы обучения, это единство учебно-воспитательной и научно-производственной работы, это сотрудничество студента с преподавателем" <3>. Такое утверждение как никогда подходит к формам и методам СРС туристского вуза при изучении правовых дисциплин. -------------------------------- <3> Сенашенко В., Жалнина Н. Указ. соч. С. 103.

По мнению ряда ученых, обучение праву будущих специалистов сегодня уже не может носить отвлеченный, теоретический характер. "В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательства и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние юридического образования нельзя признать удовлетворительным", - подчеркивает Л. В. Туманова <4>. Поэтому большинство ученых-правоведов высказываются в пользу усиления практической, прикладной направленности правовой подготовки. -------------------------------- <4> Туманова Л. В. Сделать образование практическим // Российская юстиция. 1999. N 5. С. 54.

Одним из дидактических методов, успешно внедряемых в правовую подготовку на современном этапе, по нашему мнению, может быть решение казусов (метод конкретных ситуаций). Большой интерес представляют рекомендации, которые давал по этому поводу профессор З. М. Черниловский (1914 - 1995), известный специалист по истории права и римскому праву. Изучение права, по Черниловскому, требует немалых умственных усилий. В этой связи он рекомендовал снабдить весь учебный курс казусами (задачами), при решении которых студент вырабатывает юридическое мировоззрение, т. е. способность видеть тот или иной факт (случай) сквозь призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, соответствии или противоречии его духу, его цели и даже такому критерию действительности права, каким является критерий нравственный. "Казусы (задачи) - для тренировки ума" <5>. -------------------------------- <5> Черниловский З. М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 1997. С. 9 - 10.

"Право, - писал выдающийся русский правовед и философ И. А. Ильин (1883 - 1954), - говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам: оно утверждает и отрицает, оно формирует и требует - для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное требование... Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов" <6>. -------------------------------- <6> Ильин И. А. О сущности правосознания: Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 83 - 84.

Смысл решения казусов - усвоить привычку соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни. Речь идет о том, чтобы ознакомить студента с законодательным материалом. Профессор должен приучить студента, писал Л. И. Петражицкий, всякое юридическое положение, взятое из лекций, уметь обосновывать законодательными источниками. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении в каждом бытовом отношении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т. е. поставить юридический диагноз, в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю <7>. -------------------------------- <7> Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909.

Решение казусов, т. е. задач с конкретными ситуациями, "развивает способность к анализу нерафинированных задач и умение их формулировать самостоятельно. Сталкиваясь с задачей, студент, прежде всего, должен определить, в чем она состоит, уточнить свою позицию, выяснить, что следует решить и есть ли в этом необходимость" <8>. -------------------------------- <8> Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 4-е изд., с изм. и доп. СПб.: Свет, 2000. С. 583.

Сегодня решение казусов, т. е. применение дидактического метода конкретных ситуаций, находит достойное применение в педагогической практике вузовских специалистов-правоведов. Так, по утверждению профессора Ю. М. Ткачевского, в МГУ им. М. В. Ломоносова требуют от студентов письменного решения казусов. Причем желательно, пишет Ю. М. Ткачевский, чтобы хотя бы одно решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на руководящее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Письменное решение казусов служит одним из доказательств самостоятельной работы студента <9>. -------------------------------- <9> Ткачевский Ю. М. Размышления о методике проведения семинарских занятий по уголовному праву // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2000. N 1. С. 43 - 54.

Определенный интерес у студентов и преподавателей в самостоятельном решении казусов, по нашему мнению, может вызвать разработанная и представленная нами логическая схема их анализа. Применяя ее, можно определить: во-первых, существует ли в данной ситуации нарушение норм права; во-вторых, каким образом осуществляется защита нарушенного права (если такое нарушение есть); в-третьих, какие действия должна предпринять сторона, чье право нарушено, для его защиты; в-четвертых, к какой категории процессуальных действий относится разрешение данного спора; в-пятых, определить сторону, по инициативе которой будет разрешаться спор, и ответчика; в-шестых, определить инстанцию, куда будет направлено исковое заявление; в-седьмых, определить этапы рассмотрения спора; в-восьмых, определить, кто и где выносит решение по делу; в-девятых, определить, возможно ли обжалование судебного решения; в-десятых, определить, как должно исполняться судебное решение. Таким образом, предложенная логическая схема действительно может оказать существенную помощь студентам в решении казусов. Количество пунктов в приведенной схеме можно увеличить, учитывая более объемные конкретные ситуации, затрагивающие отдельные отрасли и институты права. В рамках метода конкретных ситуаций студент работает с предлагаемым материалом, сборником с развернутыми описаниями реальных, а не схематизированных ситуаций. Есть основания полагать, что текст каждого казуса (задачи) может быть достаточно объемным. При этом требуется произвести развернутый анализ - выделить симптомы, проблемы, важную информацию и решить, что нужно уточнить дополнительно. В описаниях ситуаций представляется целесообразным использовать форму диалога - так оживляется подача ряда важных проблем, которые в другой форме выглядели бы менее интересно. Ситуации желательно представлять таким образом, чтобы студент мог самостоятельно определить, что "дано" и что "требуется доказать". Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в описанных обстоятельствах. На этом базируется заключительная дискуссия, в которой сравниваются различные варианты решения. Обсуждение вариантов решения одного и того же казуса существенно углубляет опыт студентов: каждый может ознакомиться с их разнообразием, выслушать и взвесить множество оценок, дополнений и изменений. Это в известной степени способствует приобретению жизненного опыта и правового воспитания каждого из них. В практике преподавания таких дисциплин, как "Трудовое право" и "Хозяйственное право", нами выявлено, что метод анализа конкретных ситуаций (решения казусов) стимулирует обращение студентов к источникам права, консультациям и усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы. Указанный метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний, тактику отдельных приемов в правовой практике. Заметим, однако, что его цель не сводится к простому закреплению теоретических знаний. Решение казусов должно развивать у студентов инициативу, аналитические способности, способствовать правильному использованию имеющихся в их распоряжении конкретных норм права, информации и формированию умения аргументированно обосновывать свои решения. Главная задача этого метода, по мнению профессора Р. М. Грановской, развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения <10>. -------------------------------- <10> Грановская Р. М. Указ. соч. С. 586.

Действительно, процесс выработки самостоятельного решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Студент должен сам выявить сущность конфликта, сформулировать задачу (казус) и уточнить значимые факты и нормы права, помогающие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, нормативно-правовые акты, ограничивающие решения, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных последствий каждого и, наконец, аргументированно обосновать лучший вариант решения. Таким образом, решение казусов дает возможность развивать юридическое мышление, оттачивать аргументацию, овладевать мастерством правовой критики. Вышеизложенное дает основания для вывода о том, что решение казусов как дидактический метод было известно педагогической науке с давних времен и не является нововведением. Этот метод был известен отечественной юриспруденции еще в середине XIX в. и в отдельные исторические периоды успешно применялся учеными-правоведами при подготовке юристов <11>. Иногда он незаслуженно забывался и через десятилетия вновь возвращался в педагогическую практику. В связи с этим уместно вспомнить слова В. Г. Белинского: "Новое, чтобы быть действительным, должно исторически развиваться из старого" <12>. Прав также С. И. Гессен, говоря о том, что "будущее, желающее прочно утвердить себя на месте настоящего, должно укрепить себя в прошлом..." <13>. -------------------------------- <11> Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX в.) // Государство и право. 2000. N 9. С. 87. <12> Белинский В. Г. О воспитании детей вообще и о детской книге // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1997. С. 294. <13> Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 379.

Из этого следует, что, прислушиваясь к наставлениям выдающихся мыслителей и педагогов и применяя старые, но еще актуальные и дающие реальный результат методы преподавания, каждый преподаватель и каждый студент могут надеяться на успех. Отметим также, что основополагающей для нашего исследования является концепция активных методик преподавания правовых дисциплин, составной частью которых и является рассмотренный нами метод конкретных ситуаций. Именно при решении казусов в процессе самостоятельной работы происходит смещение акцента в сторону активизации умственной деятельности студентов. Туризм как социально-экономическое явление требует надежного правового регулирования, т. е. создания благоприятных условий для его развития. Профессиональная деятельность специалиста в сфере туризма требует умения ориентироваться в многочисленных юридических источниках, относящихся к туристской индустрии, соотносить принимаемые решения с нормами права, понимать правовые связи в предпринимательских отношениях и тем самым обеспечивать эффективную деятельность туристской организации. Эффективная работа туристской организации зависит от ряда факторов, в том числе от правовой осведомленности ее руководителей и специалистов. Туристская деятельность, по мнению Н. И. Волошина, будучи в основном предпринимательской деятельностью, требует от работников этой сферы знаний основных правовых актов, регламентирующих многообразные отношения между туристами и туристскими организациями, прямо или косвенно участвующими в предоставлении услуг гражданам и не может осуществляться вне и помимо правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы туризма, туристской экономики в недавнем прошлом порождало нецивилизованное развитие туристского рынка <14>. -------------------------------- <14> Волошин Н. И. Правовые основы туристской деятельности: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2002. С. 6.

Таким образом, на первый план в профессиональной подготовке студентов туристского вуза на современном этапе выходит и правовое обучение. Однако преподавание правовых дисциплин имеет ряд особенностей, которые заметно отличают их от естественнонаучных и других гуманитарных дисциплин. Так, в отличие от них, занятия по правовым дисциплинам повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры студентов; воспитывают уважение к закону и правопорядку; способствуют обеспечению безопасности жизнедеятельности; расширяют их кругозор; формируют правосознание; порождают правомерное поведение. Задача преподавателя-правоведа при этом не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, например, является: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране и в отдельных регионах, правотворческая инициатива граждан на местном, муниципальном уровне и другое. Занятия по правовым дисциплинам характеризуются, по нашему мнению, большей конкретностью, чем другие. В ней не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов преподавателя. Характерными ее особенностями являются: глубина идейно-теоретического содержания и фактологическая точность; защита прав человека и гражданина; правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; доходчивость; логичность изложения. Каждое занятие по правовым дисциплинам характеризуется целенаправленным учебно-воспитательным воздействием на студентов. Главным средством воздействия при этом является организация учебного материала, состоящая в том числе из ряда нормативно-правовых актов и исследования юридических фактов, т. е. решения конкретных ситуаций. Из этого следует, что методы обучения праву могут и должны рассматриваться как способы организации самостоятельной работы студентов, учебного материала и взаимодействия преподавателя и студента, направленные на решение образовательных и воспитательных задач с учетом приведенных особенностей.

Название документа