Рецензия на монографию С. Н. Кожевникова "политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты"

(Кузнецов А. П.) ("Юридический мир", 2008, N 2) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. Н. КОЖЕВНИКОВА "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ" <*>

А. П. КУЗНЕЦОВ

Кузнецов А. П., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Сергей Никитич Кожевников известен в России и за рубежом как ученый-правовед, специалист в области теории государства и права. С. Н. Кожевников опубликовал более ста научных работ, является соавтором двенадцати учебников и учебных пособий. В их числе учебно-методическое пособие по курсу "Общая теория права" и учебники (курсы лекций): Законность в условиях реформирования в России. Н. Новгород, 2001; Реализация права, юридическое толкование, законность. Н. Новгород, 2005; Правомерное поведение, правоприменение, юридическая ответственность. Н. Новгород, 2006; Актуальные проблемы теории государства. Ч. 1, 2. Н. Новгород, 2004; Проблемы теории права. Н. Новгород, 2004; Теория права. Курс лекций. Ч. 1, 2. Н. Новгород, 2006; Государство и право. Основные определения по правоведению и политологии. Н. Новгород, 2006. В 2007 г. вышел очередной фундаментальный научный труд "Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты", подготовленный С. Н. Кожевниковым. Представленная монография является логическим продолжением ранее изданных работ и посвящена рассмотрению этапов развития политической системы российского общества, ее политическим и государственно-правовым основам, особенностям структурных элементов (государства, политические партии, общественно-политические движения). Автор рассмотрел особенности политико-правового статуса личности, ее активности в политической сфере, взаимоотношения с формирующимся правовым государством, институтами российской демократии, местным самоуправлением, средствами массовой информации, религиозными объединениями. В монографии уделено внимание особенностям политического и правового сознания личности, культуре ее поведения, иным факторам, влияющим на политическую жизнь, на совершенствование политической системы России. Автор в доступной и сжатой форме изложил материал, который может представлять интерес для лиц, непосредственно осуществляющих свою деятельность в области политико-правовых отношений - в структурах законодательных органов, политических партий, общественных движений и др. Монографическая работа С. Н. Кожевникова - редкое по сегодняшним дням исследование, поскольку научный интерес к этой проблеме в последние годы заметно снизился. Публикации этого плана в основном имели место в 70 - 80-е годы прошлого столетия. Парадоксально то, что, несмотря на особую актуальность данной проблемы в нынешний период, она давно не была предметом серьезного научного анализа. По-видимому, это может объясняться своеобразным переходным периодом в поступательном движении России, радикальными изменениями в политической и иных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем в отдельных учебниках по теории государства и права были сохранены главы, посвященные понятию, структуре и особенностям политической системы. В целом можно сказать, что в рецензируемой монографии политическая система России снова стала предметом серьезного научного анализа. В чем заключается значимость рецензируемой работы? 1. Прежде всего в ней видится гражданская позиция автора, основанная на стремлении вызвать (возродить) научный интерес к названной проблеме, интерес, основанный на новых политико-правовых реалиях, изменениях, происшедших в России в последние годы. Действительно, пришло время сказать новое слово по поводу эволюции политической системы РФ, обратить внимание на ее модернизацию, раскрыть государственно-правовые, политические аспекты этой системы. 2. Видно, что работа написана не только знающим, но и увлеченным человеком. В ней прослеживается желание автора высказаться по самым спорным, неоднозначно оцениваемым в обществе вопросам. Таким, например, как взаимоотношения церкви и государства в современной России (с. 103 - 115), проблема выстраивания "вертикали власти" и "сильного" Российского государства (с. 54 - 55, 77 - 79), обосновываемая концепция "управляемой демократии" (с. 172 - 173), и др. 3. Авторский подход к исследованию возвращает читателя к уяснению многих ключевых категорий, отображающих предмет познания. Имеются в виду такие категории, как "политическая организация общества", "политическая система общества", "политика", "политическая деятельность", "политическая власть", "государственная власть", "личность в политической системе", и др. Это дополняет уже имеющиеся суждения относительно содержания названных понятий, усиливает теоретический потенциал работы. 4. Успешно рассматривать современную политическую систему России можно при условии осмысления всего того, что содержалось в трудах предыдущих исследователей по данной проблеме. Как видно, С. Н. Кожевников изучил по теме большой объем не только юридической, но и смежных наук (история, политология и др.). В результате исследование получилось комплексным, что позволило рассмотреть политическую систему России во взаимосвязи с другими социальными явлениями - политической и правовой деятельностью, правовой политикой, политическим и правовым сознанием, политической и правовой культурой и др. (с. 23 - 24, 220 - 231, 240 - 260). 5. В процессе исследования автор оперировал временным пространством значительной протяженности. Он проследил эволюционный путь становления и развития политической системы в стране, обратил внимание на предпосылки ее формирования после октября 1917 г. (с. 50 - 51), раскрыл особенности политической системы советского периода (с. 52 - 53), отметил качественные показатели политической системы современной России (с. 54 - 58). 6. Достойно внимания то, что С. Н. Кожевников расширяет пределы познания политической системы, включает в содержание работы разделы, имеющие косвенное к ней отношение. В этой связи назовем главу 4 "Процесс демократизации, местное самоуправление и СМИ в политической системе России". Это подтверждает и глава 5 "Значение неинституционных факторов в политической системе общества". Думается, что такой подход оправдан, автор предлагает новое видение проблем политической системы. Он побуждает не замыкаться на анализе понятия политической системы, ее структурных элементов и их взаимоотношений, а вводит в круг исследования то, что также играет существенную роль в политической жизни страны. Очевидно, новая постановка ряда оригинальных вопросов обогащает содержание работы, подчеркивает то, что она не повторяет исследования прошлых лет, выполнена с учетом нового теоретического горизонта. 7. Автор объективен, он обстоятельно раскрывает не только положительные, но и отрицательные стороны, свойственные политической системе современной России. В числе первых, в частности, названы укрепление ее демократических и правовых начал: свободные выборы как способ формирования верховной и региональной власти, политический плюрализм, наличие многопартийности, существование оппозиции и др. Тенденцию "со знаком минус" подтверждают: изменение стиля политического управления, постепенно "перетекающего" в русло так называемой управляемой демократии, последовательная реализация идеи "выстраивания вертикали власти", изменение порядка формирования губернаторского корпуса и др. 8. В правоведении и политологии, вероятно, не было понятий "личность", "структура личности" в той трактовке, которая представлена в главе 3 "Личность в политической системе России". В данном контексте анализируется философско-социологическое понятие "личность", свойственные ей возможности раскрываются в аспекте политико-правового отражения существующих реалий (с. 116 - 124). Автор принципиально дополняет и корректирует теоретические обобщения, относящиеся к характеристике личности, представляя соответствующую аналитическую конструкцию содержания личности (сознание, воля, способность предвидеть последствия своих действий и отвечать за содеянное). Здесь же раскрываются особенности политико-правового статуса личности в РФ, даны пояснения термина "права и свободы личности", раскрывающего ее созидательный потенциал, уделено внимание основным тенденциям развития правового статуса личности в нашем обществе (с. 138 - 139). 9. В разделе книги "Роль СМИ в системе политических отношений" утверждается, что массовые коммуникации - необходимое звено политической системы РФ. Учреждения СМИ рассматриваются как сложная система, важнейшей функцией которой является информационная. Она включает передачу сведений, имеющих общественную значимость (о деятельности парламента, правительства, партий и др.). С. Н. Кожевников обстоятельно анализирует Закон о СМИ, статьи которого предопределяют рамки свободы этих учреждений. Автор в то же время говорит о необходимости ее упорядочивания в смысле оптимального соотношения с интересами общества, государства. Соответствующая аргументация представляется убедительной (с. 206 - 209). 10. Интересна и содержательна та часть монографии, в которой раскрываются нормативные основы политической системы России. Примечательно то, что в работах советского периода по данной теме влияние правового воздействия на политическую систему, на политические отношения не было исследовано. С. Н. Кожевников в этом аспекте использует метод структурно-функционального анализа, что способствует определению особенностей и роли социальных норм в политической системе России. Автор определяет параметры правового воздействия на субъектов политической системы, раскрывает соответствующую диспозитивность, проявляемую в широкой возможности выбора наиболее целесообразного варианта поведения в системе политико-правовых отношений. В этой связи в работе обращается внимание на содержание законодательных актов, отличающихся политическим содержанием ("Об общественных объединениях", "О политических партиях" и др.) (с. 216 - 217). В данном контексте рассмотрены особенности политических норм, норм морали, политических обычаев и традиций, раскрыто их регулятивное воздействие на политические отношения (с. 217 - 219). 11. Структура монографии концептуально предопределена целями исследования и состоит из введения, 5 глав и заключения, расположенных в логической последовательности в соответствии с методологией исследования. Как видно, от главы к главе идет постепенное погружение в тему, расширяются пределы познания политической системы РФ. Логическим завершением работы является заключение, в котором в обобщающей форме содержатся положения, побуждающие к продолжению дискуссии по отдельным спорным аспектам теории политической системы Российской Федерации. Стоит отметить язык и стиль монографии. Несмотря на сложность и дискуссионность содержащихся в книге вопросов, она легко читается. С. Н. Кожевников пытался сделать монографию доступной не только для ученых-юристов и политологов, но и для широкого круга читателей. Сказанное не означает, что со всеми положениями данной работы можно полностью согласиться. Очевидно, некоторые из них носят дискуссионный характер, нуждаются в дополнении и вызывают определенные возражения. 1. Спорным, исходя из концептуальных основ исследования, представляется утверждение о необходимости четкого разграничения понятий "политическая система общества" и "политическая организация общества". Напомним, что в большинстве источников признается: политическая организация общества - это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений, осуществляющих политические функции. По-видимому, это и есть политическая система общества. Аргументы, приводимые в пользу этого вывода, представляются обоснованными. С этой точки зрения политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни (см.: Гаджиев К. С. Политология: Учебник. М., 2007. С. 216). 2. В рассуждении о необходимости формирования "сильного государства" в современной России автор упускает основополагающий принцип цивилизованного общества - принцип подчинения государственной власти праву. Современный развитый мир нашел, по-видимому, приемлемое решение названной проблемы - это путь создания правового государства. Государство становится правовым и сильным именно потому, что его деятельность, проводимая им политика подпадают под власть права, закона. К тому же современное представление о сильном государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: правовой порядок в государстве и защищенность личности государством. 3. В главе 4, посвященной процессу демократизации в современной России, уделено внимание постановке вопроса "о демократии по российскому образцу", "о суверенной демократии", "об управляемой демократии" (с. 172). Названные трактовки демократии, безусловно новые, привлекли внимание журналистов, обсуждаются в периодической печати. Обстоятельно освещая историческую динамику демократического процесса в стране, автор, однако, не высказал своего отношения со знаком "плюс" или со знаком "минус" к названным выше трактовкам демократии в России. Авторские соображения по этому поводу, соответствующие оценки были бы интересны для читателя, могли быть рассмотрены в качестве достоинства исследования. 4. Раздел о политических партиях как элементах политической системы России отличается описательным характером. Здесь нет главного вывода: именно сильные партии усиливают, а не ослабляют государство, политическую систему в целом. Имеется в виду то, что они укрепляют каналы обратной связи граждан и государственных или общественных структур. Партии призваны преобразовывать различные политические интересы граждан, социальных групп в определенный политический курс, в котором заинтересовано и общество, и государство. 5. Автор рецензируемой работы уделяет значительное внимание процессу демократизации в России, не делая специального акцента на сопряженности демократии с законностью и правопорядком. Здесь существенно то, что законность в демократической политической системе обладает иным смыслом, нежели в тоталитарной. Это не только строгое и неукоснительное исполнение любых норм, но и полная, гарантированная реализация гражданами предоставленных прав и свобод. К тому же необходимо учитывать то, что беззаконие можно творить и с помощью самих неправовых законов. С этой точки зрения законность в демократическом обществе предполагает наличие демократического законодательства, последовательно реализуемого в обществе. Думается, подобное суждение автора логически бы завершило раздел о демократии в современной России. В целом отметим следующее: монографическое исследование С. Н. Кожевникова "Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты" - весьма удачная новаторская работа, отличающаяся новизной и содержательностью. Книга написана с учетом основных достижений ученых-юристов и политологов и может быть использована для оценки и прогнозирования развития политических процессов в Российской Федерации, а также рекомендована для прочтения тем, кто интересуется проблемами становления и совершенствования политической системы Российской Федерации.

Название документа