О правовом механизме социального предпринимательства в свете реализации идей А. Г. Быкова о социальном характере предпринимательской деятельности

(Гришина Я. С.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 3) Текст документа

О ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ А. Г. БЫКОВА О СОЦИАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я. С. ГРИШИНА

Гришина Я. С., доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

Одним из важнейших методологических выводов, сделанных выдающимся российским ученым А. Г. Быковым, имеющим значение для построения правовой модели социального предпринимательства в России, является тезис о социальном предназначении предпринимательства <1>, являющийся научно-теоретической основой формирования механизма социального предпринимательства. -------------------------------- <1> Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 61.

Отмечается, что особенностью социально-предпринимательской деятельности является то, что она представляет собой сферу взаимодействия частных и публичных интересов, в связи с чем ее регулирование осуществляется с использованием публично-правовых и частноправовых средств, что обусловливается процессом конвергенции частного и публичного права. Данная идея нашла отражение в трудах различных ученых. "Юридическая сущность конвергенции частного и публичного права, - подчеркивал Н. М. Коршунов, - характеризует ее как специфическое инструментально-нормативное догматическое правовое явление, обеспечивающее упорядочивание общественных отношений посредством сочетания частноправовых и публично-правовых методов их регулирования" <2>. -------------------------------- <2> См.: Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма; ИНФРА, 2011. С. 47.

По справедливому мнению Е. П. Губина, в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности частноправовые и публично-правовые средства непрерывно взаимодействуют, причем публично-правовые средства, как правило, предшествуют применению частноправовых и обеспечивают их реализацию <3>. -------------------------------- <3> Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2006. С. 173.

На наш взгляд, данная точка зрения справедлива в отношении эволюции процесса обеспечения удовлетворения социально-имущественных потребностей, выражающегося в конвергенции частного и публичного права, которое должно опосредоваться оптимальным соотношением частных и публичных интересов государства и гражданского общества. Взаимодействие частного и публичного права должно определяться конституционным положением о том, что человек, его интересы, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, что прямо вытекает из конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством <4>. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения А. Г. Быкова о том, что социальное государство не только имеет право, но и обязано возложить на предпринимательскую деятельность социальные функции и решение социальных задач <5>. -------------------------------- <4> См.: Яковлев В. Ф. О правовой системе современной России // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. К 80-летию С. С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 20 - 21. <5> См.: Быков А. Г. Указ. соч. С. 61.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в современных условиях государственная модель социальной защиты не способна ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства и социальными имущественными потребностями граждан. В этой связи поиск альтернативы государственной модели с учетом положительного правового опыта зарубежных стран видится весьма перспективным. В настоящее время в развитых странах Америки и Европы достаточно популярной является идеология социального предпринимательства, под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем с использованием инновационных методов и технологий. Осознание того, что ни один из секторов экономики (бизнес, государство, некоммерческий сектор) не способны в одиночку справиться с социальными проблемами, на первый план выходит понимание необходимости поиска путей оптимального межсекторного взаимодействия, однако с использованием предпринимательских средств, позволяющих интегрировать социальный и экономический эффект. В США в 2011 г. объявлено о формировании "четвертого сектора экономики", на базе которого с использованием инноваций социального предпринимательства будут решаться социальные проблемы, что позволяет сделать вывод о том, что данное социальное явление следует рассматривать как продолжение социальной политики. Несмотря на то, что в России еще не существует достаточно четкого представления о социальном предпринимательстве, идея об использовании инноваций и предпринимательского подхода при формировании правовой модели обеспечения имущественных потребностей граждан, еще ранее пророчески высказанная А. Г. Быковым, сегодня может быть весьма интересной и востребованной. В связи с этим, на наш взгляд, формирование правового механизма социального предпринимательства следует проводить в развитие идей А. Г. Быкова, считающего, что стержнем предпринимательского права является научно-правовая категория "механизм предпринимательской деятельности", под которым исследователь понимает "совокупность мер, способов, форм, средств, инструментов организации и непосредственного осуществления предпринимательской деятельности, включая создание необходимых материальных, финансовых и иных предпосылок и условий для занятия предпринимательской деятельностью, формирования субъектов предпринимательства, определение их статуса, саму организацию предпринимательской деятельности по производству товара и его реализации на рынке, выполнению работ, оказанию услуг и т. п., применение различных мер регулирования предпринимательской деятельности, ее координации, учета, контроля и надзора, мер поощрения и санкций за ее ненадлежащее осуществление" <6>. -------------------------------- <6> Быков А. Г. Указ. соч. С. 71.

Таким образом, механизм социально-предпринимательской деятельности должен включать в себя не только деятельность социального предпринимателя по производству и реализации социального блага, но и деятельность государства, его органов по созданию необходимых предпосылок и условий осуществления социального предпринимательства, т. е. "по ее регулированию, экономическому стимулированию, контролю и надзору за осуществлением предпринимательской деятельности, применению санкций, обеспечению прав, свобод и интересов предпринимателей и по их защите" <7>. -------------------------------- <7> Там же. С. 71.

При этом, по мнению А. Г. Быкова, данный механизм должен включать в себя инфраструктуру предпринимательской деятельности, способствующей ее осуществлению, в лице банков, товарных и фондовых бирж, финансовых и страховых институтов, аудиторских, маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых, рекламных, юридических фирм и организаций, обеспечивающих информационными ресурсами. Несмотря на то, что, с точки зрения А. Г. Быкова, научно-правовая категория "механизм правового регулирования" детально разработана общей теорией права, тем не менее понятие "механизм правового регулирования предпринимательской деятельности" должно обладать спецификой, отличающей его от механизма гражданско-правового регулирования, на что, к сожалению, в научных исследованиях внимания не обращается <8>. Исследователь исходит из того, что предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая и раскрыть ее особенности можно только через экономические категории, характеризующие товарное производство и рыночную экономику. Поэтому речь должна идти не только о регулировании отношений в сфере предпринимательства, но и о регулировании деятельности как таковой независимо от того, выражается ли эта деятельность в соответствующих правоотношениях или нет. Этим, считает А. Г. Быков, "предпринимательское право коренным образом отличается от гражданского. Для последнего как права гражданского оборота характерно регулирование только отношений и только в сфере оборота. Создание объекта гражданских прав - обычно вне сферы гражданского оборота и гражданским правом не регулируется" <9>. По его мнению, гражданское право "по своей сути асоциально и политически индифферентно и не может быть иным. Оно просто регулирует имущественные и иные отношения, составляющие его предмет согласно ст. 2 ГК РФ, и не претендует на решение при этом каких-либо социальных и политических задач общества и государства" <10>. Следовательно, механизм гражданско-правового регулирования не сможет в полной мере обеспечить социально-имущественные потребности граждан и общества. -------------------------------- <8> См.: Бандорин А. Е. Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в России: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... к. ю.н. Саратов, 2011. С. 8 - 11. <9> Быков А. Г. Указ. соч. С. 69 - 70. <10> Там же. С. 61.

На наш взгляд, методологически значимым может быть признан вывод о том, что категория "механизм предпринимательской деятельности" должна строиться на основе разработки и включения в понятийный аппарат понятия "составляющие предпринимательской деятельности" как совокупности элементов, характеризующих ту или иную сторону предпринимательской деятельности, среди которых ученый выделял следующие виды: экономическая, социальная, экологическая и правовая. Под экономической составляющей им понималась совокупность элементов, характеризующая экономическую деятельность предпринимателя. Под социальной - совокупность элементов, обеспечивающих достижение в предпринимательской деятельности социальных результатов. Под экологической - охрана окружающей среды при осуществлении деятельности предпринимателя, а под правовой - совокупность элементов, характеризующих государственно-правовые меры по обеспечению нормального существования предпринимательской деятельности, по охране и защите прав, свобод и интересов в ее сфере <11>. В связи с этим структура механизма, как считает А. Г. Быков, должна строиться с учетом особенностей предмета предпринимательского права как самостоятельной отрасли права. -------------------------------- <11> Там же. С. 74 - 75.

Разделяя данные выводы А. Г. Быкова, считаем, что реализация его идей позволит сформировать эффективную правовую модель социального предпринимательства как механизма обеспечения социально-имущественных потребностей граждан.

Название документа