Развитие законодательства о духовных образовательных заведениях: российский и зарубежный опыт

(Семашко А. Г.) ("История государства и права", 2008, N 5) Текст документа

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДУХОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А. Г. СЕМАШКО

Семашко А. Г., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Российского государственного социального университета.

Мировой зарубежный опыт показывает, что высшее теологическое образование является классической составляющей государственной системы образования в большинстве стран. Подробно и обстоятельно исследован данный опыт отечественным юристом, профессором И. В. Понкиным <1>. Действительно, практически во всех крупных университетах Европы и США специальность или направление подготовки "теология" представлена кафедрой или факультетом, которые осуществляют образовательную и исследовательскую деятельность. Так обстоит дело в Оксфордском и Кембриджском университетах (Великобритания); Йельском и Гарвардском университетах (США); Берлинском университете (Германия); университетах Страсбурга и Тулузы (Франция), а также во многих других. Зарубежный опыт правового регулирования теологического образования в зарубежных государственных университетах свидетельствует, что система теологического образования является областью партнерства государства и традиционной конфессии: государство финансирует теологические образовательные программы, а контроль за содержанием образования и кадровым обеспечением учебного процесса относится к компетенции культурообразующей религии. -------------------------------- <1> Понкин И. В. Теологическое образование в государственном университете. М., 2004; Понкин И. В. Теологический факультет государственного университета. М., 2006; Понкин И. В. Перспективы развития теологического образования в России: Сб. материалов. М., 2007.

С сожалением приходится констатировать, что ситуация в России в сфере высшего религиозного образования (в духовных учебных заведениях и в государственной системе образования) далека от общепринятой в мире практики. Проблемы исходят от несовершенства российского законодательства в данной области. В ноябре 2007 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Закону "Об образовании", устанавливающие для духовных учебных заведений возможность получить государственную аккредитацию. В настоящий момент в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются с целью подготовки служителей и религиозного персонала, а также подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают лицензию на право ведения образовательной деятельности, что не включает право духовных образовательных учреждений реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов и не дает возможности указанным образовательным учреждениям получать государственную аккредитацию. Особого внимания заслуживает в настоящий момент статус выпускников духовных образовательных учреждений. Парадоксальным является, на наш взгляд, тот факт, что окончивший учреждение профессионального религиозного образования в соответствии с формальной точкой зрения имеет лишь общее среднее образование, т. е. государство признает образованием только обучение и получение соответствующего документа об определенном уровне образования в аккредитованных (признанных) государством учебных заведениях. Таким образом, с точки зрения государства обучение в духовных семинариях, академиях, университетах является не чем иным, как саморазвлечением слушателей, а вовсе не образованием. Следует отметить тот факт, что, несмотря на проводимую в России политику непризнания дипломов духовных образовательных учреждений, такие дипломы успешно признаются за границей, что дает возможность выпускникам продолжать образование в аспирантурах соответствующих вузов Германии, Италии, Франции, Греции и т. д. То, чего выпускники лишены на родине, они получают за границей. На наш взгляд, данный факт является оскорбительным не только для российской системы образования, но и государства в целом. Отсутствие у выпускников духовных образовательных учреждений соответствующей, признанной государством квалификации препятствует их трудоустройству в светских учреждениях: общеобразовательных школах, профессиональных училищах, вузах в качестве учителей и преподавателей, а также в других государственных и коммерческих структурах в качестве экспертов. Так, при реализации государственных стандартов специальности и направления "Теология" в светских вузах возникают проблемы с трудоустройством на кафедры представителей священства, не имеющих высшего светского образования. В рамках Единой тарифной сетки священники традиционно тарифицируются от 8-го до 11-го разряда (на усмотрение руководства вуза), что в денежном выражении составляет от 2388 руб. до 3150 руб. С нашей точки зрения, такая дискриминация высокообразованных представителей священства является недопустимой на том лишь основании, что полученные ими дипломы не являются дипломами государственного образца. В свете вышеизложенного принятый в первом чтении Государственной Думой РФ законопроект открывает широкие перспективы для развития высшего профессионального теологического образования и реализации программы преподавания основ православной культуры, одной из слабых сторон которой в настоящий момент является недостаточная обеспеченность кадрами. Обращает на себя внимание заключение Правового управления Государственной Думы РФ по проекту федерального закона N 450619-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений), внесенного депутатами Государственной Думы Н. И. Булаевым, С. А. Поповым, содержащее ряд замечаний по рассматриваемому законопроекту. Первое замечание касается конституционности определения государством обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников: "В соответствии со статьей 7 Закона в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения... Учитывая положения статьи 14 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, возникает логичный, на наш взгляд, вопрос о том, каким образом государство будет устанавливать государственные образовательные стандарты для учреждений профессионального религиозного образования, при этом не затрагивая вопросы религии?" <2>. -------------------------------- <2> Заключение Правового управления Государственной Думы РФ по проекту федерального закона N 450619-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений), внесенному депутатами Государственной Думы Н. И. Булаевым, С. А. Поповым. М., 2007. С. 1.

В этой связи представляется не совсем понятным отличие в реализации государственных образовательных стандартов специальности и направления "Теология" в духовных учебных заведениях, которые предполагается легализовать в соответствии с рассматриваемым законопроектом, и реализации тех же стандартов в светских государственных и негосударственных аккредитованных высших учебных заведениях. Кроме того, следует заметить, что большинство дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов специальности и направления "Теология" носит общенаучный, внеконфессиональный характер <3>, а конституционный принцип равенства религий обеспечивается возможностью разработки конфессионального варианта блока дисциплин конфессиональной подготовки на основе предложенного в стандарте инварианта по представлению соответствующей конфессии. Упомянутый государственный образовательный стандарт изначально был разработан на основе православной специализации, поскольку в соответствии с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", признается "особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" <4>. С учетом вышеизложенного представляется не совсем понятной позиция Правового управления Государственной Думы РФ по указанному вопросу. -------------------------------- <3> См.: Блоки ГСЭ. Ф, ЕН. Ф, ОПД. Ф Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020500 "Теология". М., 2002. <4> Преамбула к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).

Второе замечание к законопроекту касается следующего: "Законопроект... содержит внутреннее противоречие. Указывая на то, что при государственной аккредитации духовных образовательных учреждений их государственный статус не устанавливается, он (законопроект. - Прим. авт.) в то же время предусматривает свидетельство о государственной аккредитации" <5>. На наш взгляд, утверждение о наличии противоречия является спорным. -------------------------------- <5> Заключение Правового управления Государственной Думы РФ по проекту федерального закона N 450619-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений), внесенному депутатами Государственной Думы Н. И. Булаевым, С. А. Поповым. М., 2007. С. 1.

Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения содержит четкое определение понятия государственной аккредитации и ее правовых последствий: "Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса (выделено автором) по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца" <6>. Таким образом, государственная аккредитация не влечет за собой присвоения учебным заведениям государственного статуса по смыслу уравнения их в статусе с вузами, имеющими в составе своего названия слово "государственный", обязанности государства финансировать аккредитованный вуз за счет средств федерального или регионального бюджетов и проч. Законопроект также содержит спорный вопрос об использовании печати с изображением Государственного герба Российской Федерации для утверждения дипломов государственного образца, которые предполагается выдавать выпускникам духовных учебных заведений. Следует отметить негативное отношение к данной проблеме представителей духовенства. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями" <7>. -------------------------------- <6> Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323. <7> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Ст. 4.

Использование имеющими государственную аккредитацию негосударственными учреждениями высшего профессионального образования печати с изображением Государственного герба Российской Федерации не является выполнением ими "отдельных государственно-властных полномочий", равно как и в ситуации с негосударственными учреждениями религиозного образования. Представляется, что данная проблема может быть решена путем заверения диплома, который будет выдаваться по получившим соответствующую государственную аккредитацию образовательным программам духовных учебных заведений, органом исполнительной власти в сфере образования, который, в свою очередь, тем самым будет реализовывать "государственно-властное полномочие" по признанию государством соответствия полученного уровня, качества и содержания образования государственному образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ. Однако данный способ представляется затруднительным для духовных учебных заведений. Несмотря на то что рассмотренный законопроект, с точки зрения представителей духовенства, не лишен определенных недостатков, его принятие станет важным событием для православного сообщества России и страны в целом.

Название документа