Страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков

(Дедиков С. В.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 5) Текст документа

СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ ОТ КОММЕРЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ

С. В. ДЕДИКОВ

Дедиков Сергей Васильевич, советник Московского перестраховочного общества.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (далее - Закон о банке развития) Правительством РФ приняты Правила осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков <1> (далее - Правила). В п. 1 указанной статьи закреплено, что Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления в том числе страховой деятельности. Для достижения этих целей он осуществляет страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. -------------------------------- <1> Постановление от 19 февраля 2008 г. N 100.

Анализ Правил показывает, что этот документ далек от совершенства и требует ответов на множество вопросов. Во-первых, как положения Правил соотносятся с нормами гл. 48 "Страхование" ГК РФ? Как известно, ст. 970 ГК РФ устанавливает приоритет норм специальных законов, регулирующих указанные в этой норме виды страхования, по отношению к положениям гл. 48 Кодекса. Но там речь идет о страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, а не о страховании экспортных кредитов. Таким образом, следует сделать вывод о том, что данный вид страхования целиком подчиняется нормам гл. 48 ГК РФ. Во-вторых, каков статус страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков: это добровольное или обязательное страхование? Такой вопрос навеян применением в п. п. 4 и 5 Правил глагола "подлежат" применительно к страхованию экспортных кредитов. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля так раскрывается значение слова "подлежать": "...подвергаться, подчиняться, подпадать, надлежать, следовать, быть должну, надобну" <2>. Иначе говоря, в таком глаголе заключается некое повеление, что свойственно обязательным видам страхования, когда законодатель обязывает конкретных граждан или юридических лиц страховать те или иные объекты. Между тем в Законе о банке развития ни слова не говорится об обязательности страхования экспортных кредитов. Правила как подзаконный акт не могут устанавливать обязательное страхование, поскольку в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение гражданских прав, а обязательное страхование, безусловно, является таким ограничением, может устанавливаться только федеральным законом. Да и в самих Правилах в дальнейшем (п. 6) говорится: "Российский экспортер и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), ЖЕЛАЮЩИЕ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ (выделено нами. - С. Д.) с Внешэкономбанком". Таким образом, это, несомненно, добровольный вид страхования, а употребление глагола "подлежат" в Правилах является некорректным. -------------------------------- <2> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 - 4. Т. 3. М., 1982. С. 181.

Однако этот вывод приводит к другому вопросу: насколько целесообразно, даже скорее насколько допустимо, чтобы стандартные правила страхования по добровольному виду страхования утверждались именно Правительством РФ? Согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Другими словами, Кодекс предоставил право разрабатывать или выбирать такие правила самим страховым организациям. Здесь же страховщик фактически этого права лишен. В силу п. 3 ст. 943 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил. Этот же документ имеет статус правового акта и не может изменяться участниками гражданского оборота, если в нем самом не предусмотрено такого права. В комментируемых Правилах такого положения нет. Это означает, что участники страховой сделки лишены права, предоставленного им ГК РФ. И здесь мы не можем не вспомнить п. 2 ст. 3 Кодекса, который предусматривает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям ГК РФ. По нашему мнению, следует признать не имеющим правовой силы пп. 8 п. 3 ст. 3 Закона о банке развития в части, предоставляющей Правительству РФ право устанавливать порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов. Нам могут возразить, что, мол, комментируемый документ не является стандартными правилами страхования в обычном смысле этого понятия, поскольку даже в их названии речь идет о правилах осуществления страхования, и, кроме того, в п. 1 Правил говорится о регулировании основных положений такого страхования. Мы считаем, что это не более чем игра в слова. Достаточно спросить, может ли Внешэкономбанк проигнорировать данный документ, как все встает на свои места. Даже если это правила страхования не в полном объеме, то совершенно очевидно, что их положения в обязательном порядке будут инкорпорированы в те правила, которые может по своей инициативе разработать Внешэкономбанк. Более корректной с точки зрения закона была бы следующая конструкция. Правительство РФ дает Внешэкономбанку рекомендации о порядке осуществления страхования экспортных кредитов. Внешэкономбанк на их основании разрабатывает стандартные правила страхования и сам их утверждает. В-третьих, к какому виду имущественного страхования относится данное страхование? Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение. Учитывая, что страхователями могут быть только коммерческие организации, то совершенно очевидно, что речь идет о страховании предпринимательских рисков, т. е. риска убытков, связанных с неисполнением контрагентом страхователя своих обязательств по соответствующему договору или в связи с изменением условий осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 4 Правил могут быть застрахованы: 1) экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), или 2) кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг). Если учесть, что в силу п. 1 ст. 933 ГК РФ предпринимательский риск под угрозой ничтожности договора страхования, не отвечающего этому требованию, может страховать только сам предприниматель и исключительно в свою пользу, то, соответственно, экспортные кредиты, предоставляемые иностранному юридическому лицу для кредитования экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), может страховать только банк, выдавший этот кредит, а кредит, предоставляемый российским экспортером иностранному юридическому лицу на условиях экспортного контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа в целях оплаты экспортируемой им продукции (товаров, работ, услуг), вправе страховать лишь соответствующий экспортер. В этой связи явно нуждается в уточнении п. 3 Правил, где говорится о том, что по договору страхования экспортных кредитов страхователем может являться российский экспортер, заключивший контракт с иностранным юридическим лицом на экспорт российской продукции (товаров, работ, услуг), и (или) банк, осуществляющий кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг). Никакого союза "и" в данном случае быть не может, а кроме того, необходимо четко увязать конкретного страхователя с тем кредитом, который выдает именно он, а не другое лицо. Кстати, вывод о том, что мы имеем в данном случае дело со страхованием предпринимательского риска, еще раз подтверждает тезис о добровольном страховании экспортных кредитов, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателями на свой страх и риск и государство не может регулировать этот риск, если это не затрагивает права и интересы других лиц. Невозврат экспортного кредита не затрагивает прав и интересов иных лиц, кроме самого кредитора. Рассмотрим подробнее субъектный состав и существенные условия договора страхования экспортных кредитов, предусмотренные Правилами. Страхователями могут быть прежде всего российские юридические лица, т. е. зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве таковых в соответствии с законодательством нашей страны. Затем, как мы уже подчеркивали, вторым обязательным признаком данного участника должно быть предоставление экспортного кредита именно им. В случае реорганизации страхователя новым страхователем в силу универсального правопреемства будет его правопреемник. Учитывая достаточно длительные сроки погашения экспортных кредитов, которые могут страховаться в соответствии с комментируемыми Правилами, таких ситуаций может быть много. К сожалению, Правила обошли вниманием вопрос о том, что в этом случае должно произойти с оформленными документами - они подлежат переоформлению с указанием нового страхователя или достаточно к существующему договору приложить соответствующие документы? На наш взгляд, этот вопрос целесообразно урегулировать по крайней мере внутренними документами страховщика. В качестве страховщика выступает государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", которая наделена статусом страховой организации в силу прямого предписания Закона (п. 1 ст. 3 Закона о банке развития). Эта организация, соответственно, не нуждается в получении лицензии на осуществление страховой деятельности, поскольку лицензия представляет собой разрешение государства на занятие определенной деятельностью, а в нашем случае такое разрешение Внешэкономбанку дано непосредственно Законом. Предметом договора страхования экспортных кредитов, выданных на срок от 2 до 15 лет, являются отношения, в рамках которых страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (п. 5). Означает ли установленное ограничение экспортных кредитов, которые могут быть застрахованы, что кредиты со сроком погашения до двух лет и свыше 15 лет не могут страховаться? На этот вопрос мы вынуждены дать утвердительный ответ, исходя из того, что Внешэкономбанк является государственной корпорацией и государство в лице Правительства РФ через включение рассматриваемого положения в Правила фактически ограничило специальную правоспособность страховщика. В то же время нет никаких препятствий к тому, чтобы любые экспортные кредиты, в том числе и те, которые не могут быть застрахованы Внешэкономбанком, были застрахованы другими страховщиками, имеющими лицензии на осуществление страхования предпринимательских рисков. Правила определяют объект страхования как имущественные интересы российского экспортера или банка, осуществляющего кредитование экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), связанные с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом обязательств, принятых на себя по кредитному договору. При описании объекта страхования необходимо указывать параметры конкретного кредита и все реквизиты кредитного договора, в противном случае могут возникнуть проблемы с идентификацией объекта конкретного договора страхования. Если осуществляется страхование двух и более экспортных кредитов либо всех экспортных кредитов, которые может выдать страхователь, то достаточно указать характер таких кредитов и лицо, их выдавшее. Если экспортная организация или банк выдают экспортные кредиты со сроками погашения, выходящими за временные границы, предусмотренные п. 5 Правил, то необходимо указать, что под действие соответствующего договора страхования подпадают лишь экспортные кредиты со сроком погашения от 2 до 15 лет. Правила довольно подробно определяют те страховые риски, от которых осуществляется страхование. Страховым случаем по договорам страхования экспортных кредитов признается возникновение у страхователя убытков в связи с полным или частичным неисполнением иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору в результате наступления одного или нескольких событий, связанных с коммерческими или политическими рисками. В то же время отдельные формулировки требуют уточнения. Так, на наш взгляд, совершенно излишним является упоминание в качестве самостоятельного страхового риска банкротства иностранного юридического лица, подтвержденного вступившим в силу решением, принятым соответствующим уполномоченным органом государственной власти, так как следующим пунктом идет страховой риск в виде неисполнения иностранным юридическим лицом своих обязательств по кредитному договору без указания конкретных причин этого. Другими словами, страховым случаем будет полное или частичное неисполнение должником экспортного кредитного договора, произошедшее по любой причине, в том числе, естественно, и вследствие банкротства. В свою очередь, под неисполнением кредитного договора должником следует понимать отказ от возврата суммы кредита и уплаты процентов за его использование, а также просрочку возврата кредита в целом или определенной его части. При этом срок просрочки принципиального значения не имеет - если убытки у страхователя возникнут уже на следующий день после истечения срока возврата кредита или его части либо уплаты процентов за его использование, то это уже будет страховым случаем. В связи с тем, что еще одним риском названо неблагоприятное для экспортера или банка изменение стоимости валюты платежа в пределах, определяемых сторонами в договоре страхования, то участникам страховой сделки при описании данного риска в обязательном порядке необходимо согласовать тот предел изменения валютного курса, который и будет покрываться страхованием. Это означает, что если курс валюты изменился меньше и не достиг нижней границы валютного курса либо превысил верхнюю его границу, то такое изменение стоимости валюты уже не будет страховым случаем. В качестве одного из политических рисков определены события, препятствующие исполнению обязательств по возврату экспортного кредита иностранным юридическим лицом, которые наступили независимо от его воли (боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, народные волнения, беспорядки массового характера, природные явления). Следует сказать, что выделять политические риски в качестве некоего самостоятельного вида рисков особой целесообразности нет, поскольку все перечисленные события и явления не более чем причина неисполнения должником кредитного договора, а мы уже говорили о том, что одним из рисков является неисполнение кредитного обязательства по любой причине. Более правильным, на наш взгляд, было бы четко указать, что страховщик не освобождается от ответственности, если неисполнение иностранным должником своих обязательств по экспортному кредиту произошло вследствие перечисленных событий и явлений. Такой подход в полной мере соответствовал бы и положениям п. 1 ст. 964 ГК РФ: "Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок". Кроме того, требуется уточнение понятий "боевые действия", "военные действия". Если под военными действиями в доктрине страхового права принято понимать действия, осуществляемые вооруженными силами государства с применением оружия <3>, то методом исключения приходим к следующему определению боевых действий - это действия гражданских лиц с применением вооружений. Однако чем отличаются боевые действия от криминальной перестрелки? Чем отличаются боевые действия от полицейской операции с применением оружия? -------------------------------- <3> См.: Худяков А. И. Страховое право. СПб., 2004. С. 647; Дедиков С. В., Клоченко Л. Н. Договоры имущественного страхования: гражданско-правовой аспект: Методическое пособие в 2 т. Т. 2. Урегулирование страховых случаев / Под общ. ред. С. В. Дедикова. М., 2007. С. 141 - 144.

Не очень корректным является использование понятия "природные явления". К их числу относятся любые такие явления, например, легкий ветерок, легкий дождь, морозец и т. д. Насколько оправданно увязывать неисполнение должником своих обязательств с такого рода повседневными явлениями? На наш взгляд, здесь Внешэкономбанк выступает уже не как страховщик, который предоставляет защиту от случайных событий и явлений, выходящих за рамки повседневности и обычного течения жизни, а как гарант, который покрывает неисполнение обязательства независимо от причин. Правилами установлено, что страховая сумма по договору страхования не может превышать 95% суммы экспортного кредита при страховании от коммерческих рисков и 100% суммы экспортного кредита при страховании от политических рисков (п. 13). Это означает, что при страховании от коммерческих рисков речь идет о неполном имущественном страховании, а при страховании от политических рисков - о полном имущественном страховании. Напомним, что при неполном имущественном страховании страховщик при наступлении страхового случая обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Правда, договором может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости (ст. 949 ГК РФ). Поэтому оправданно, что в п. 14 Правил закреплено положение, согласно которому по договору страхования экспортных кредитов страхователю в пределах страховой суммы возмещается до 95% убытков, возникших в результате наступления страхового случая. Однако и тут есть вопрос: могут ли стороны в строгом соответствии с ч. 2 ст. 949 Кодекса в договоре страхования предусмотреть выплату страхового возмещения в пределах страховой стоимости, которая здесь будет равна 100% выданного экспортного кредита? Мы полагаем, что да, если, конечно, Внешэкономбанк пойдет на отступление от незаконного положения Правил. Повторим, что Правила не могут ограничивать гражданские права участников страховой сделки. Необходимо констатировать, что разработчики Правил допустили некорректность, привязав размер страховой выплаты к убыткам, связанным с неисполнением кредитного договора, а не к размеру непогашенного кредита. В состав таких убытков, понимаемых в их экономическом смысле, т. е. как уменьшение имущественной сферы страхователя, помимо суммы невозвращенного экспортного кредита, входят также неуплаченные должником проценты за пользование кредитом и упущенная страхователем выгода. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда 95% убытков, понесенных страхователем от невозврата кредита, будут на столько превышать сумму кредита, что смогут превысить даже страховую сумму, но осуществлять страховые выплаты сверх страховой суммы страховщик не может, так как он не принимал на себя подобные обязательства. Есть проблема и в части страхования от политических рисков. Как мы уже отмечали, в этой части мы имеем дело с полным имущественным страхованием. При таком страховании страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в пределах страховой суммы. Поэтому если не возвращен экспортный кредит в полном размере, то страховщик в силу принятых обязательств должен выплатить всю страховую сумму, то есть 100%. В то же время Правительство РФ пытается ограничить выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая, обусловленного политическими рисками, 95% убытков (п. 14). Налицо коллизия двух норм Правил. Эту коллизию можно было бы попытаться разрешить с помощью применения одного из общепризнанных правил юридической техники, согласно которому специальная норма отменяет действие общей нормы. Но проблема в том, что здесь обе нормы относятся к одному и тому же вопросу, а именно определяют размер страховой выплаты при реализации политических рисков. По нашему мнению, должна действовать та норма, которая в большей степени защищает права и интересы слабой стороны сделки, в нашем случае - страхователя. Если подходить с этих позиций, то ответственность страховщика при реализации политических рисков не должна ограничиваться. В идеале же - чтобы Правительство РФ само истолковало указанные нормы. Вызывает недоумения то обстоятельство, что Правительство РФ ограничило страховую сумму по комментируемому договору страхования только размером экспортного кредита. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 947 ГК РФ при страховании предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать их действительную стоимость (страховую стоимость). Такой стоимостью для предпринимательского риска считаются убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая. Гражданское законодательство определяет кредитный договор как возмездную сделку, так как согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, определенных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Коммерческий кредит, под которым понимается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг по договору, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определенных родовыми признаками, тоже является возмездным, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Это означает, что в случае неисполнения должником кредитного договора кредитор потеряет не только сумму кредита, но и проценты за использование кредитных средств. В соответствии с Правилами убытки страхователя в виде неуплаченных процентов за пользование экспортным кредитом не охватываются страховой суммой. Конечно, убытки в этой части могут быть застрахованы по договорам страхования с другими страховщиками, но такая конструкция отношений заранее делает услугу Внешэкономбанка по страхованию экспортных кредитов менее конкурентной. Следует отметить, что Правительство РФ при подготовке комментируемых Правил отступило от требования п. 3 ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в котором предусматривается, что стандартные правила страхования должны содержать не только положения о субъектах и объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, но и о страховых тарифах, страховой премии (страховых взносах), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон страховой сделки, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, об основаниях отказа в страховой выплате. По усмотрению страховщика стандартные правила страхования могут включать и иные положения. Существенным дефектом комментируемых Правил является отсутствие положений о сроке действия договоров страхования экспортных контрактов, о порядке вступления их в действие, о размере страхового тарифа, о сроке и порядке уплаты страховой премии. Это означает, что при решении указанных вопросов участники страховой сделки совершенно свободны и могут формулировать соответствующие условия договора страхования по своему усмотрению. Что касается размера страховой премии, то он тоже может определяться по договоренности участников страховой сделки. Договор страхования может предусматривать уплату страховой премии единовременно, например при заключении договора или в течение определенного времени после его подписания. Договор может устанавливать уплату страховой премии в рассрочку (п. 3 ст. 954 ГК РФ). В этом случае стороны страховой сделки вправе предусмотреть последствия неуплаты страхователем очередного страхового взноса в установленный договором срок. Это может быть право страховщика досрочно расторгнуть договор страхования либо отказать в выплате страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему после истечения срока уплаты просроченного страхового взноса. Если какие-либо специальные последствия просрочки уплаты страхового взноса договором не предусмотрены, то в силу п. 4 ст. 954 ГК РФ, если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса. Важно также, чтобы в договоре был достаточно четко отражен его характер - реальный или консенсуальный. При реальном договоре страхования он вступает в действие только после уплаты страхователем страховой премии или ее первого взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ). Консенсуальный страховой договор вступает в силу с момента заключения независимо от уплаты страхователем страховой премии или ее первого взноса. Следует также иметь в виду решение вопроса о начале срока страхования, т. е. интервала времени, в течение которого может произойти страховое событие. Если в договоре об этом ничего не сказано, то срок страхования равен сроку действия договора, т. е. начало срока страхования совпадает с моментом вступления договора в силу, а окончание срока страхования приходится на последнюю дату действия договора. В то же время страховщик может настаивать на том, чтобы при консенсуальном характере договора страхования срок страхования начал течь с момента уплаты страхователем страховой премии или ее первой части (п. 2 ст. 957 ГК РФ). Правила не упоминают основания освобождения страховщика от ответственности, что также предполагает возможность решения соответствующих вопросов в конкретных договорах страхования. В заключение подчеркнем, что в последнее время все чаще говорится о правовом нигилизме в обществе. Однако досадно, что и Правительство РФ проявляет этот самый правовой нигилизм, создавая новые правовые проблемы, которые неизбежно обернутся судебными спорами и конфликтами.

------------------------------------------------------------------

Название документа