Некоторые вопросы уголовно-правовой охраны объектов авторского права
(Лепина Т. Г.) ("Реклама и право", 2008, N 1) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА
Т. Г. ЛЕПИНА
Лепина Т. Г., аспирантка кафедры уголовного права юридического факультета КурскГТУ.
В ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав) предусматривается ответственность за плагиат (присвоение авторства), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Считается, что видовым объектом анализируемой уголовно-правовой нормы являются защищаемые уголовным законом конституционные права и свободы человека и гражданина, а непосредственным объектом - конкретное конституционное право человека и гражданина на авторские и иные смежные права <1>. -------------------------------- <1> См., например: Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2000. С. 16; Вощинский М. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав по новой редакции ст. 146 УК // Российская юстиция. М., 2003. N 6. С. 61 - 63; Истомин А. Ф. Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности // Журнал российского права. М., 2002. N 8. С. 86; Учебно-практический комментарий УК РФ / Под ред. А. Э. Жалинского. М., 2005. С. 431 и др.
Основная проблема, связанная с определением объекта состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК, состоит в четком усвоении правоприменителем всего того, что наполняет содержание понятий "авторское право" и "иные смежные права". Уголовный кодекс на этот счет никакой информации не содержит, и, следовательно, содержание авторского права и связанных с ним логико-языковых феноменов мы вынуждены определять из имеющихся на этот счет источников иных отраслей права. Так, например, согласно ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" под авторским правом понимается право, распространяющееся на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения <2>. -------------------------------- <2> См.: Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 2004. 28 июля (федеральный выпуск).
Анализируя объективизацию и природу механизма осуществления вышеназванных видов деятельности, мы можем определить формы объектов авторского права, которые имеют существенное значение для уголовно-правового обвинения и которые, как правило, выражаются в: - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); - звуко - или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и так далее); - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее) и др. формах. Авторское право - это всегда результат творческой деятельности, независимо от формы ее реализации: назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Изучая объекты авторского права, перечисленные в ст. 7 Закона об авторском праве, в уголовно-правовом аспекте можно вести речь о наличии дополнительного непосредственного объекта посягательства, к которому относятся: - литературные произведения (включая программы для ЭВМ); - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; - хореографические произведения и пантомимы; - музыкальные произведения с текстом или без текста; - аудиовизуальные произведения (кино-, теле - и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения); - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; - другие произведения. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. К объектам авторского права также относятся: - производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства); - сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет вышеназванным требованиям и соответственно может использоваться самостоятельно, также является объектом авторского права. Кроме вышеперечисленных объектов, подлежащих уголовно-правовой охране, к ним можно отнести и все виды рекламы при соответствии общим требованиям авторского законодательства, которые определены Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" <3>. Такими объектами выступают: -------------------------------- <3> См.: Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 N 76-ФЗ, от 14.12.2001 N 162-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 20.08.2004 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 132.
1. Слоганы - рекламные лозунги, девизы, содержащие сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи <4>. -------------------------------- <4> Пономарева А. Слоган в системе маркетинговых коммуникаций: Словарь, исследования, технологии. М., 2006. С. 473.
Слоганы являются самой слабой частью авторской, в том числе и уголовно-правовой, охраны, т. к. в отличие от других стран, где законодательно закреплено положение о том, что слоганы являются авторским правом, в России подобного закрепления их охраны нет, несмотря на то, что большинство специалистов, занимающихся данной проблемой, признают их объектом авторского права <5>. -------------------------------- <5> См., например: Энциклопедия уфимского бизнеса. Уфа, 2007. С. 318; Гадылыпина Е. П. Налоговые последствия договора о передаче права на товарный знак // Налоговые споры: Теория и практика. 2007. N 10. С. 23; Выгодин Б. А. О защите рекламного слогана // Новости интеллектуальной собственности. 2007. N 3. С. 17 - 18 и др.
Б. А. Выгодин придерживается мнения, что регистрация рекламного слогана в качестве товарного знака - единственно надежная защита от незаконного использования третьими лицами. По его мнению, подобный способ защиты позволяет владельцу спокойно использовать рекламный девиз, потому что в этом случае вне зависимости от степени известности он защищен Законом о товарных знаках. Если же какое-либо лицо без разрешения владельца будет использовать рекламный слоган в своих интересах, то правообладатель вправе преследовать нарушителя в административном и/или судебном порядке. Об этом свидетельствует и особый порядок формализации слоганов. Так, регистрацию слогана как товарного знака осуществляет официальный государственный орган - Роспатент. Первоначально проводится проверка на новизну, т. е. на отсутствие тождественных или сходных до степени смешения обозначений (слоганов) на территории Российской Федерации. По результатам такого анализа эксперты делают заключение о возможности дальнейшей регистрации. При отрицательном выводе процедура прекращается <6>. На наш взгляд, авторское право является альтернативным защитным средством, однако подобная защита имеет ряд существенных недостатков. Например, ею может воспользоваться только физическое лицо. Второй недостаток заключается в том, что авторское право не предполагает (по своему характеру) использование слогана в маркировке товаров и услуг. Третий момент - указанный способ не предполагает обязательной регистрации рекламного девиза в официальных государственных органах, и поэтому его труднее защитить в судебном порядке. В Законе об авторском праве сказано, что авторское право возникает в силу факта создания произведения (т. е. слогана), выраженного в любой объективной форме. Поэтому указанное право появляется в момент публикации слогана или после его регистрации у нотариуса или в одном из общественных объединений авторов (например, в Российском авторском обществе). Если планируется защита слогана авторским правом, то он регистрируется только на физическое лицо. В этом случае между сторонами (заказчик и автор слогана) достаточно заключить авторский договор в письменной форме. Если же регистрировать слоган в качестве товарного знака, то по Закону это возможно сделать только на юридическое лицо. В заявочных материалах и при последующей процедуре автор слогана не указывается, но во избежание последующих претензий целесообразно заключить договор о передаче всех имущественных прав от автора (копирайтера) фирме. Регистрировать в государственных органах этот договор не нужно. Если же впоследствии товарный знак нужно будет уступить другому юридическому лицу или предоставить на него лицензию, то такие договоры нужно будет регистрировать в Роспатенте. -------------------------------- <6> Выгодин Б. А. О защите рекламного слогана // Новости интеллектуальной собственности. 2007. N 3. С. 17 - 18 и др.
Если реклама представлена не слоганом, а текстом, изображением, звуковым или видеороликом, то вероятность признания ее объектом авторского права будет стопроцентной. Пункт 4 ст. 6 Закона об авторском праве содержит положение о нераспространении авторского права на методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. В российском законодательстве нет единообразного подхода к решению вопроса о признании идеи объектом авторского права. Разрешение данных вопросов в судебном порядке представляется сложным. Идея может принадлежать одновременно разным людям. Иногда на этой почве возникают споры. Идея не должна признаваться объектом авторского права. Так как существует принцип свободы мысли и творчества, нельзя эксплуатировать какую-то идею. Например, проект "Фабрика звезд" на Первом канале и проект "СТС зажигает суперзвезду" на канале СТС. Их сущность схожа. Но с точки зрения законодательства об авторском праве существование этих телепередач одновременно ничьи авторские права не ущемляет. Когда автор создает произведение, вслед за ним могут появиться другие произведения, выражающие ту же идею, использующие те же сюжеты. В начале XIX в. в европейской литературе была довольно распространенной тема узничества. В русской литературе в эпоху романтизма появился "бродячий сюжет" о кавказском пленнике. Этим обстоятельством определено появление целого ряда одноименных поэм со схожими художественными особенностями. Сюда можно отнести произведения А. С. Пушкина "Кавказский пленник" (1820 - 1821) и М. Ю. Лермонтова "Кавказский пленник" (1829). Таким образом, предметом преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, является чужое научное, литературное, музыкальное, художественное или иное произведение. Объектом авторско-правовой охраны является произведение в целом. Без согласия автора никакой элемент произведения не может быть изменен: ни заглавие, ни структура. Согласно ст. 6 Закона об авторском праве часть произведения (включая его название), которая обладает признаками объекта и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. Если объем заголовка представлен одним словом, его авторско-правовая охрана представляется невозможной. Автор не вносил творческий вклад в слово, существующее независимо. Невозможно запретить другим авторам использовать основную единицу языка в качестве инструмента литературной деятельности. Ярким примером тому может считаться судебный прецедент Японии. Газета Yomiuri Shimbun отсудила компенсацию у небольшой интернет-компании, которая использовала заголовки издания без соответствующего разрешения. Высший суд по делам об интеллектуальной собственности вынес решение о выплате компенсации фирмой Digital Alliance Corp. в пользу Yomiuri Shimbun в размере 237 700 иен, или 2000 долларов США. Несмотря на то что судебное решение по этому поводу оказалось вынесено, заголовки новостей пока еще не описаны в японском законе об авторских правах. В связи с этим суд постановил только выплату штрафа, при этом Digital Alliance Corp. не было предписано убрать используемые заголовки со своего сайта <7>. -------------------------------- <7> Новости планеты. 2005. 13 октября.
Литературное произведение как объект авторского права характеризуется определенным объемом. Объем печатного издания измеряется листами. Минимальный объем поэтического произведения - однострочные стихотворения, которые представляют собой самостоятельный объект авторского права. Однострочные произведения принадлежат, например, поэту Владимиру Вишневскому. Например: "Куда пропал?.. Да не было в живых!.." или "Спасибо мне, что есть я у тебя!.." Законодательство Российской Федерации в отличие от законодательства других государств не регулирует вопросы, связанные с авторским посвящением. Автор вправе посвятить произведение любому лицу (другу, родственнику, государственному деятелю) или какому-либо событию (празднику). Посвящением можно считать структурно обособленную часть произведения, предваряющую литературный текст. За автором остается право в случае переиздания снять или изменить посвящение. Посвящение, в отличие от иных частей произведения, не может составлять самостоятельный объект. За исключением такого посвящения, которое само по себе есть краткое произведение. Признание объектами авторских прав дневников и писем до сих пор остается нерешенным вопросом. Данный пробел, несомненно, должен быть урегулирован законодательством Российской Федерации по авторскому праву. Решение этого вопроса тесно связано с рядом этических проблем, с правом на неприкосновенность частной жизни, с правом на неприкосновенность документов личного характера. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Конституционное право на тайну переписки, гарантируемое Конституцией каждому, может быть ограничено только на основании судебного решения. Статья 24 Конституции не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Ограничение конституционных прав и свобод федеральным законом возможно лишь в той мере, в какой это необходимо для целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Публикация писем и дневников после смерти автора возможна только при наличии явно выраженного согласия на публикацию (обнародование), в частности, путем завещательного распоряжения. В ст. 8 Закона об авторском праве указаны произведения, не являющиеся объектами авторского права: - официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; - государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); - произведения народного творчества; - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Из объектов авторского права исключаются законы, административные и судебные решения, военные приказы, так как в них отсутствуют признаки литературных произведений. Но, например, если речь идет о создателе гимна (например, автор текста Гимна РФ - С. В. Михалков), признаются его творческий вклад и права авторства на произведение. Даже если создание научно-литературных текстов входит в служебные обязанности автора, является его служебным заданием, это не лишает авторского права его создателя. Некоторые ограничения этого права не влияют на право авторства, право автора на имя. В истории имело место признание авторства на официальные документы - законы (например, законы царя Хаммурапи). Для объектов, не охраняемых авторским правом, к которым относятся официальные документы, характерны следующие моменты. Любой объект, выходящий от имени государственного органа, является официальным. Объекты, носящие официальный характер, должны широко и беспрепятственно распространяться. Поэтому они не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограничения в использовании произведений. Авторский проект закона представляет собой охраняемое литературное произведение. Для превращения такого охраняемого произведения в официальный документ необходимо согласие автора произведения. Таковы лишь некоторые вопросы-проблемы уголовно-правовой охраны объектов авторского права.
------------------------------------------------------------------
Название документа