О влиянии социально-философских и психологических учений на восприятие вины у налогоплательщиков

(Иванов И. С.) ("Российский следователь", 2008, N 2) Текст документа

О ВЛИЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ВИНЫ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

И. С. ИВАНОВ

Иванов И. С., заместитель начальника отдела уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.

Обзор современной психологической научной литературы показывает, как различные методологические подходы внесли соответствующий вклад в изучение и исследование психологической природы чувства вины. В отечественной психологии существует несколько точек зрения на вину. Некоторые ученые относят к категории вины этические или моральные чувства <1>. По их мнению, чувство вины не является отдельным предметом исследования, и о ней говорят как о чувстве, которое тормозит поступки и желания личности, противоречащие ее нравственным убеждениям <2>. -------------------------------- <1> См.: Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / Под ред. Е. М. Борисовой. Серия: Психологи Отечества. М.; Воронеж, 1998. <2> См.: Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971.

Представители другой школы рассматривают вину как способность к оценке и осуждению себя <3>, выполняющую функцию преодоления противоречия между личностью и другими людьми. -------------------------------- <3> См.: Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: Сборник научных трудов. М., 1977. С. 59 - 109.

Согласно следующей точке зрения вина рассматривается как механизм социального контроля. Ученые относят эти эмоциональные явления к таким психологическим образованиям, которые возникли вместе с появлением идеалов и социальных норм. По их мнению, вина представляет собой регулятор социального поведения, проявление способности человека оценивать себя с точки зрения общества <4>. Вина считается человеческим качеством, гарантом соблюдения нравственных норм. -------------------------------- <4> См.: Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.

Представители четвертого направления рассматривают вину как феномены самосознания. В. В. Столин <5> представляет вину в качестве феномена раскаяния, который входит в процесс самосознания, запускаемый конфликтным смыслом в результате совершения поступка. Под поступком В. В. Столин понимает действие с конфликтным смыслом. Раскаяние или переживание вины является одним из возможных вариантов осмысления своего "Я" в результате совершения поступка, т. е. в результате возникновения конфликтного смысла "Я". Способы осмысления поступка определяются "сознанием поступка" и "личностным выбором". Переживание вины определяется следующим содержательным наполнением этих измерений. -------------------------------- <5> См.: Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983.

1. Сознание поступка в форме субъективного признания поступка, за которыми стоит выбор. 2. Личностный выбор в форме голосования личности против сделанного выбора при совершении поступка и за отвергнутый мотив. В случае раскаяния переживание вины подсказывает человеку, что выбор он сделал неверный, пошел против самого себя, на самом деле отвергнутый мотив важнее выбранного. Отвергнутый в поступке собственный мотив вновь возвращается самосознанием в "Я"; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность. Кроме перечисленных точек зрения на проблему вины хотелось бы особо выделить научную позицию видного отечественного ученого К. Муздыбаева <6>, который является основоположником отечественной комплексной теории вины. По этой теории вина - это негативное чувство, связанное с осознанием своего поступка и умением делать каузальные выводы. Исследователь считает, что "сознательное предпочтение определенной линии поведения является предпосылкой ответственности. Выбор же происходит при наличии по меньшей мере одной, а то и множества альтернатив" <7>. По мнению автора, вина имеет аффективное, когнитивное и мотивационное измерение. -------------------------------- <6> См.: Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Институт социологии РАН, 1995. <7> Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 21.

Наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживает подход к вине, предложенный российским исследователем Ю. М. Орловым <8>. Орлов считает, что вина возникает вследствие непроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны следующим образом: -------------------------------- <8> См.: Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.

а) каким должен быть субъект или каким должно быть его поведение в соответствии с ожиданиями другого человека. Человеческий ум автоматически конструирует модель, каким субъект должен быть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле человеку неизвестны ожидания другого, он их создает в соответствии с общими представлениями о том, чего другой ждет от него. Эта модель ожиданий может хотя бы в ключевых моментах соответствовать подлинным ожиданиям другого, но также может полностью не соответствовать таким ожиданиям; б) восприятие субъектом собственного состояния или поведения здесь и теперь; в) акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование. Эта дезинтеграция достаточно мучительна, поскольку нервная система чувствительна к любым рассогласованиям в системе "Я". Этот разрыв между тем, каким субъект должен быть здесь и теперь, и тем, кем он является в действительности, усиливается и подкрепляется, образуя чувство вины. Познание вины состоит в том, чтобы осознать эти три группы операций, совершаемые человеческим умом (построение модели ожидания, представление о своем поведении и состоянии, а также процесс сравнения с этой меркой), и иметь возможность контролировать их. Познание вины и признание ее побуждает индивида раскаиваться, просить прощения, так как это ослабляет страдание. По нашему мнению, с правовой точки зрения представляет интерес позиция ряда отечественных психиатров (В. В. Ковалев <9>, В. В. Лебединский <10>, Г. Е. Сухарева <11> и другие), которая полностью согласуется с определениями института вменяемости в правовой науке. Ученые-психиатры считают, что переживание чувства вины свойственно в основном психически здоровым личностям. Напротив, у людей с психическими отклонениями и патологиями психического развития, такими как психопатия характера, олигофрения, шизофрения и другие, не наблюдается формирования и развития чувства вины. Данные авторы выделяют также еще одну категорию людей, имеющих проблемы с переживанием чувства вины. Это люди, страдающие психическим инфантилизмом. У представителей данной группы отстает в развитии эмоционально-волевая сфера <12>. Совершенно не развита рефлексия собственных внутренних и внешних действий, т. е. способность посмотреть на себя со стороны и сделать причинно-следственный анализ. Поступки таких людей напоминают детские. Естественно, что при неразвитости рефлексии и эмоционально-волевой сферы у инфантила возникают проблемы с переживанием чувства вины. Контролирующая функция психики также слабо развита, поэтому такой человек почти не слышит "голос совести". По мнению этих ученых, как раз представители перечисленных групп с психопатологией развития являются прямыми кандидатами в криминальную среду. Именно они чаще других нарушают уголовное, гражданское и налоговое законодательство, совершая преступления и правонарушения. -------------------------------- <9> См.: Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. <10> См.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. <11> См.: Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. <12> См.: Серегина А. А. Безработица как трудная жизненная ситуация у молодежи // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / Под ред. Е. А. Петровой. М., 2004. С. 211-213.

По мнению других исследователей, существует "категория людей, которые никогда не испытывали и не будут испытывать чувства вины, не говоря уже о какой-либо другой подлинно человеческой эмоции. С точки зрения психиатрии это социопаты и психопаты, безжалостные, аморальные, лишенные совести существа, неисправимые, коварные и не поддающиеся никаким попыткам реабилитации" <13>. -------------------------------- <13> Браун С., Харрисон Л. Благословение с Другой Стороны. Слова мудрости и утешения из жизни после жизни. М.: ООО Издательский дом "София", 2004. С. 153.

Таким образом, вину российские психологи и психиатры рассматривают в качестве этических чувств, способностей к самооценке и самоосуждению, регулятора социального поведения, феномена раскаяния, регуляторных механизмов социального контроля, которая является следствием проступка или преступления, следствием непроизвольной активности, а также необходимым и важным элементом зрелой, здоровой психики. В зарубежной психологии основные разработки проблемы вины были осуществлены в рамках психоанализа <14>. Вина связывалась с бессознательным желанием причинять боль другим, основанным на переживании мести, ненависти, зависти. Согласно этому подходу люди испытывают чувство вины потому, что им присущи асоциальные побуждения. -------------------------------- <14> Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце XIX - начале XX в. австрийским врачом З. Фрейдом. С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлеченной в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, ее "зарядах" - катексисах, способах ее распределения и перемещения и т. п.) и структурном.

Следующий подход к вопросам вины раскрывается в теории научения и бихевиоризма <15>. В отличие от психоанализа указанные теории обозначают корреляты, определяющие основные источники развития чувства вины. Именно они оказывают влияние на взаимодействие одного человека с другим. Выдающийся исследователь поведения Б. Ф. Скиннер <16> выдвинул несколько любопытных положений, касающихся истоков вины. С его точки зрения, процесс развития вины проходит в основном под воздействием научения (оперантное поведение). Если хорошие поступки человека постоянно вознаграждаются, а плохие порицаются, то у него формируется ощущение (или понимание), какое поведение правильное, а какое нет. Поэтому знание "что такое хорошо и что такое плохо" формируется у человека в процессе усвоения им нравственных норм, т. е. путем оперантного научения <17>. Его суть состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться, или подавляться. Таким образом, чувство вины представляет собой страх, охватывающий индивида после совершения поступка, за который он ранее был подвергнут наказанию. Скорость, с которой оперантное поведение по усвоению чувства вины приобретается и сохраняется, во многом зависит от режима и качества применяемого подкрепления. Наказание временно уменьшает вероятность того, что проступок повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить человека не вести себя определенным образом. Указанное положение в полной мере согласуется с целями правоохраны. -------------------------------- <15> Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. Возник на рубеже XIX - XX вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Методика эксперимента основана на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмов отклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей "стимул - реакция". <16> См.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996. <17> Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение, не подкрепленное или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться, или подавляться.

Экзистенциалистский <18> взгляд на человека и его чувство вины берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства <19>. -------------------------------- <18> Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования. Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая согласно экзистенциализму непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциями, как решимость, проект, надежда, отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. <19> См.: Schalow F. The Hermeneutical design of Heidegger's analysis of guilt // Southern j. of philosophy. Memphis, 1985. Vol. 23. N 3. P. 361 - 376.

Представители данного направления считают, что вина существует автономно и не связана с нарушением запретов. "Вина человека изначальна и абсолютна" <20>. Вина выступает следствием несовершенства человека. Так как говорится о невозможности избежать экзистенциальную вину, то признается важность ее осознания. -------------------------------- <20> См.: Тульчинский Г. А. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.: Изд-во РХГИ, 1966.

Экзистенциальные психологи, рассматривая чувство вины, большое внимание уделяют совести <21>. Так, М. Хайдеггер указывает на возможное "виновен" как на зов предостерегающей совести. В. Франкл определяет совесть как орган, позволяющий в любой ситуации уловить истинный смысл. С точки зрения М. Бубера, экзистенциальная вина возникает тогда, когда кто-либо наносит вред порядку человеческого мира, основания которого он знает, признавая их в качестве оснований и своего собственного, и общечеловеческого существования. Профессор М. Бубер полагает, что для переживания вины необходима более глубокая совесть, чем та, о которой говорится в психоанализе. Такую совесть М. Бубер называет личной совестью. В результате деяния с высоты совести, когда человек в равной степени виновен и перед другими людьми, и перед миром, и перед тем трансцендентным, что поставлено высоко над ним, происходит исправление, заглаживание вины <22>. -------------------------------- <21> См.: Бубер М. Вина и чувство вины // Вестник РАТЭПП. 1994. N 2. С. 7 - 34. <22> См.: Бубер М. Вина и чувство вины // Московский психотерапевтический журнал. 1999. N 1. С. 59 - 86.

В экзистенциальной психологии понятие вины и совести неразрывно связано с понятием ответственности. Так, В. Франкл под чувством вины понимает экзистенциальную тревогу, которая "возникает из чувства ответственности" <23>. Согласно М. Хайдеггеру быть виноватым - значит быть "ответственным за", в свою очередь М. Бубер полагает, что личная совесть обеспечивает "принятие ответственности перед своим отношением к своему бытию". -------------------------------- <23> Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

Таким образом, психологи экзистенциального направления абсолютизируют феномен вины, приравнивая его к существованию человека. Когнитивно ориентированные психологи выделяют в исследованиях процесс познания. Основным понятием выступает понятие "когнитивная структура". Вина понимается противоположно пониманию экзистенциальных психологов и определяется как субъективная реальность, способ интерпретации событий. В некоторых когнитивных теориях возникновение вины связано с такими понятиями, как "причинное объяснение", "каузальная атрибуция". Вина является результатом интерпретации произошедшего события. Некоторые ученые (К. Муздыбаев <24>, С. Л. Рубинштейн <25>, В. В. Столин <26> и другие) считают, что вину необходимо рассматривать в контексте с такими понятиями, как "поступок", "ответственность", "выбор". Без анализа этих понятий, по мнению авторов, изучение вины как психологического феномена представляется формальным и бессодержательным. Полагаем, что приведенная научная позиция представляет интерес при изучении вины в юриспруденции. -------------------------------- <24> См.: Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: Институт социологии РАН, 1995; Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 21. <25> См.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 455. <26> См.: Столин В. В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983.

В связи с этим необходимо обратить внимание на некоторые концепции, определяющие взаимосвязь категории вины и вышеперечисленных понятий. Рассмотрим наиболее часто встречаемую категорию, определяющую вину, - поступок. Поступок - это действие, в котором проявляется личность, т. е. действие, соотнесенное с моральными ценностями и идеалами, требующее морального выбора; действие, включающее в себя внутреннюю мотивацию. Так, основанием для переживания вины считают "неправильный" поступок. Результатом поступка, вступившего в противоречие с моральными, этическими или религиозными нормами, будет акт переживания вины. Обычно чувство вины напрямую связано с осознанием факта проступка или предательства собственных взглядов и убеждений. Известный отечественный ученый С. Л. Рубинштейн отмечал, что "почти каждое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему" <27>. "Поступок - это действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям" <28>. -------------------------------- <27> Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1976. С. 362. <28> Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 455.

Анализ отечественной литературы позволил нам выделить следующие базисные характеристики поступка: взаимную опосредованность поступка и личности; связь с отношениями личности; двухсубъектность как взаимоотношение; осознанность или сознательность; произвольность; единство генеза поступка и самосознания; полимотивированность; детерминированность конфликтными отношениями; выбор. Поводом для вины становятся собственные действия человека или неспособность к каким-либо действиям. Причиной для переживания вины с равной легкостью и с равной вероятностью может стать как действие, так и бездействие, т. е. как имевшие место чувство, мысль или поступок, противоречащие этическим нормам, так и чувство, мысль или поступок, отсутствовавшие в определенное время и в определенной ситуации, в которой они были уместны и желательны. Не столь редки случаи, когда человек испытывает чувство вины перед самим собой. Как правило, это происходит, когда он понимает, что его поступок вступает в противоречие с его внутриличностными особенностями, установками и традициями. Несмотря на то что основной причиной вины является проступок, человек может чувствовать себя виноватым даже в тех случаях, когда на самом деле он не совершил никакого поступка или не имел возможности поступить иначе. С точки зрения одного из исследователей социальной психологии, вина выступает как следствие проступка или преступления, их нравственной, дисциплинарной или юридической оценки. Мера ответственности, наказание должны соответствовать степени вины нарушившего общественный порядок, нормы морали или дисциплины. При определении степени вины необходимо исходить из внутренних условий и внешних обстоятельств проступка, преступления, а также учитывать их тяжесть. Личные возможности управлять своим поведением зависят от характера, темперамента, возраста, психического состояния, от знания законов и т. д. Автор считает, что именно поэтому степень вины разных людей даже за один и тот же проступок, преступление может быть с точки зрения их внутренних условий неодинаковой. Нельзя не считаться и со сложностью, опасностью, новизной обстоятельств, в которых оказался человек <29>. -------------------------------- <29> См.: Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. М.: АСТ, 2001.

Что касается тяжести проступка, преступления, то она определяется независимо от тех или иных индивидуальных особенностей личности. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может сожалеть о своем проступке, испытывать угрызения совести, раскаяние, чувство стыда за причиненные другим людям неприятности или социальный вред обществу. В дальнейшем, осознав свою вину, человек стремится к исправлению своего поведения, совершает такие действия, которые послужат искуплению содеянного. Таким образом, основным условием для переживания вины является наличие конфликта мотивов и выбора при совершении поступка. Чувству вины присущи некие внутренние стимулы или естественные сигналы, связанные с неблагоприятными социокультурными условиями. Каждая культура и каждый социальный институт (семья, церковь, общество и т. д.), в основе которых лежат этические и моральные принципы, формируют некие условные сигналы вины, они предписывают определенные стандарты поведения и пытаются внушить их подрастающему поколению. Будучи сформулированными, эти предписания (моральные и этические принципы) образуют когнитивный компонент совести <30>. -------------------------------- <30> См.: Изард К. Э. Психология эмоций. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. С. 369.

Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Чувство вины создает предпосылки для возникновения моральных и нравственных норм, которые выражают себя в совести. Поддержание общественного согласия по поводу выработанных и принятых обществом норм и законов - одна из самых конструктивных функций вины. Поэтому чувство вины может также играть регулирующую функцию в поведении человека, определяя его характерные действия и поступки. Из приведенного выше обзора научных воззрений, связанных с проблематикой вины, мы видим, что на сегодняшний день нет однозначной трактовки термина "вина" и единого понимания этого явления как в разных отраслях человеческого знания, так и внутри самих отраслей. Это привело к расширению данного понятия и размытости его границ. Так, существует множество аргументированных точек зрения в отношении предмета изучения вины. Даны различные определения вины. Классификация не предполагает единых критериев. В различных научных направлениях приведены несовпадающие причины возникновения вины. Выделяются и различные мотивы рассматриваемой проблемы. Дается различная оценка наличия или отсутствия вины. Учитывая многообразие подходов к определению вины в различных областях человеческих знаний, возникла необходимость узнать, как понимают рядовые налогоплательщики категорию вины и какая область знания оказала большее влияние на формирование представления об изучаемой категории. В данных целях нами проведен опрос 170 налогоплательщиков различного возраста и пола, не имеющих юридического образования, работающих на предприятиях г. Москвы. Опрос проводился в письменной форме и состоял из двух вопросов: 1. Что такое вина человека? 2. Как вы понимаете вину налогоплательщика за нарушение законодательства о налогах и сборах? Первый вопрос касался общего понятия вины, а второй сузил широкие границы первого и конкретизировал его. Анализ результатов опроса показал, что термин "вина" респонденты понимают по-разному. 25% опрошенных считают, что вина - это совершение человеком действий, которые могут причинить различный ущерб. 22% выделяют в этом понятии негативные эмоции, которые мешают человеку эффективно функционировать и которых необходимо избегать. 19% опрошенных тесно связывают понятие вины с понятием совести. 16% опрошенных полагают, что вина человека - это эмоции переживания за поступок, совершенный этими людьми и негативно ими оцененный. 14% респондентов относят к этому понятию негативное собственное поведение по отношению к значимым родным и близким. 4% связывают вину с грехом. Таким образом, наибольшее количество респондентов под виной понимают совершение человеком деяний, которые могут причинить различный ущерб. На втором месте находится группа респондентов, понимающих под виной негативные эмоции, которых стараются избегать. На третьем месте находится группа опрашиваемых, которые связывают понятие вины с понятием совести. Четвертое место занимают респонденты, рассматривающие вину в качестве эмоции переживания за неправильный поступок, совершенный этими людьми либо другими людьми и негативно ими оцененный. Самая малочисленная группа респондентов связывает понятие вины с понятием греха. Вероятно, у представителей данной группы преобладает религиозная направленность личности по сравнению с остальными группами респондентов. Что касается вопроса о вине налогоплательщика, то часть респондентов (47%) связывают ее с совершением налогоплательщиком действия либо бездействия, нарушающего налоговое законодательство. Следует обратить внимание на то, что более половины опрошенных респондентов вообще указывают на отсутствие в их менталитете понятия вины налогоплательщика. Уклонение от уплаты налогов воспринимается ими как мера необходимой самообороны от политики государства. Этот тревожный симптом, по нашему мнению, указывает на то, что необходимо приложить усилия для формирования положительного имиджа государства перед его налогоплательщиками.

Название документа