Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое?
(Шугрина Е. С.) ("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 7) Текст документаЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В РОССИИ: НОВОЕ ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?
Е. С. ШУГРИНА
Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
В статье рассматривается история юридических клиник в России, анализируются цели создания юридических клиник, исследуются различные виды юридических клиник. Предлагаются следующие основания классификации: по типу организационной формы (базовой структуры); по видам юридической помощи, оказываемой в юридической клинике (по способу организации работы с клиентом); по специализации юридической клиники (категории дел, особенности клиентов); по типу общения с клиентом; по степени погружения в реальную практику; по степени обязательности для студентов. Отдельное внимание уделяется характеристике правовых основ организации и деятельности юридических клиник. Кроме того, приводится перечень вопросов, ответы на которые необходимо продумывать при создании юридической клиники.
Ключевые слова: юриспруденция, юридические клиники, интерактивные методы, образовательные стандарты, квалифицированная юридическая помощь, консультирование, практическое обучение, производственная практика, юридическое образование, стажеры-кураторы.
Legal clinic in Russia: a novelty or a well-forgotten old tradition? E. S. Shugrina
Shugrina Ekaterina Sergeevna - Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State University.
The article is devoted to the history of legal clinics in Russia, the goals of their formation and various types of legal clinics. The author offers the following classifications: based on the type of organizational form (basic structure); based on the types of legal aid provided in a legal clinic (by the type of organization of client work); based on the legal clinic specialization (types of cases, specific features of clients); based on type of communication with a client; based on level of involvement in the real practice; based on the obligatory character of law clinic for the students. Special attention is paid to the characteristic features of legal bases of organization and activities of the legal clinics. Additionally, the author provides the list of questions, which one has to answer when forming a legal clinic.
Key words: jurisprudence, legal clinics, interactive methods, education standards, qualified legal aid, consulting, practical education, practical training, legal education, trainee adviser.
История юридических клиник в России
Возникновение юридических клиник в России связано с серединой XIX в. Как отмечает В. В. Захаров, в Казанском университете с конца 1830-х гг. студентов начали учить составлять деловые бумаги. А с 1846 г. в учебный план были включены практические занятия, на которых слушатели разбирали гражданские и уголовные дела. Позднее студенты стали практиковаться в производстве различных процессуальных действий. Неслучайно именно в Казани появилось первое серьезное научно-методическое обоснование роли практики в подготовке юристов. Целью такого образования являлось приобретение умений применять юридическое знание к конкретным жизненным случаям. Причем сформировать такое умение можно только в рамках учебной практики, когда учащийся непосредственно сталкивается с деятельностью по применению норм права, сам упражняется в решении проблем правового характера. Таким образом, "учебная практика составляет посредующее звено между теоретическим юридическим образованием и практической деятельностью" <1>. -------------------------------- <1> Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 20 - 21.
Известный цивилист, профессор Казанского университета Д. Мейер еще в 1850-х годах высказался за введение клинической формы подготовки юристов, которая в период обучения позволяла применить полученные знания и умения в ходе оказания юридической помощи. Он проводил аналогию между правовой и медицинской подготовкой: "В самом деле, звание юриста, как и звание врача, - практическое, и потому как практическое приготовление учащихся к врачебной науке происходит в школе, точно так же практическое приготовление юриста должно совершаться там же" <2>. -------------------------------- <2> Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 21.
Формой такой подготовки, по мнению Мейера, должна была стать юридическая клиника. Этот термин профессор использовал потому, что "клиника сама по себе означает применение знания к делу" <3>. Устройство клиники виделось профессору "весьма простым. Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведующему практикой, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага - прошение, докладная записка, проект акта и т. д. Если дело таково, что интересант станет являться неоднократно, то оно может быть поручено одному из практикантов, так что на попечении каждого из них может остаться по одному делу или по несколько, разумеется, под руководством и ответственностью наставника. Практическая деятельность эта отнюдь не должна доходить до ходатайства по делу, не совместимого с назначением учебного заведения, почему строго исключаются всякие сношения с присутственными местами и действия, основанные на верящих письмах" <4>. Д. Мейер организовал юридическую клинику на юридическом факультете Казанского университета, которая, по некоторым сведениям, действовала на протяжении десяти лет. Мейер устраивал в университете консультации для посторонних лиц, которым давал юридические советы в присутствии студентов <5>. -------------------------------- <3> Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 21. <4> Мейер Д. Указ. соч. С. 44. <5> Гольмстен А. Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. N 4. С. 122. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 22.
В конце XIX в. вновь вернулись к возрождению юридических клиник <6>. В 1900 г. профессор А. Люблинский на страницах "Журнала Министерства юстиции" выступил за создание на юридических факультетах аналогов медицинских клиник, где студенты получили бы возможность "прийти в непосредственное соприкосновение с нуждающимися в юридической помощи, чтобы уже в университете они смогли увидеть право в действии" <7>. -------------------------------- <6> См., напр.: Дыновский К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса, 1896. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 31. <7> Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 31.
"В юридические клиники будут обращаться нуждающиеся в юридической помощи, причем помощь эта, ввиду особого характера клинических занятий, должна быть оказываема бесплатно. Во главе клиники должен находиться профессор-руководитель, от которого и будет зависеть допущение клиентов в клинику или отказ им в таковом. Так как практикантами-клиницистами, т. е. лицами, занимающимися данным юридическим случаем под руководством профессора, будут лишь студенты, то деятельность их не должна выходить за стены аудитории, и потому они не могут выступать в суде или в административных учреждениях: клинические занятия должны ограничиваться лишь даванием юридических советов или составлением различных бумаг под руководством профессора. Задаваясь, как и в медицинской клинике, главным образом пропедевтическими, а не благотворительными целями, руководитель клиники юридической при поступлении материала должен делать тщательный выбор и принимать лишь такие дела, которые представляют собой больший или меньший интерес для специальных целей клиники, направляя остальных клиентов к содействию платной или бесплатной адвокатуры. Строгий выбор поступающего материала тем более необходим, что каждый отдельный случай требует к себе особого тщательного внимания со стороны слушателей и специальной лекции со стороны преподавателя. С течением времени, если деятельность юридических клиник окажется успешной, - чего с уверенностью следует ожидать, - возможна дальнейшая специализация клиник, наподобие медицинских, по отдельным отраслям юридической практики, напр. уголовной, гражданской, административной. Такая специализация облегчит возможность выбрать опытных руководителей клиник и сделает сами занятия менее обременительными как для учащих, так и для учащихся. Для успешного хода дела в клинике должны быть гарантированы серьезное отношение к занятиям, с полным сознанием лежащей на клиницисте ответственности, и сохранение строгой тайны относительно всех доверенных клиентом обстоятельств. Вследствие того что клинические занятия требуют известной теоретической подготовки, ведение их возможно лишь на последних курсах, причем, ввиду той важности, какую они представляют для всякого юриста-практика, их необходимо сделать обязательными для студентов... Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенции, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья" <8>. -------------------------------- <8> Люблинский А. О юридических клиниках // Журнал Министерства юстиции. 1901. Январь. С. 175 - 181.
В 1990-х годах наблюдается новый этап развития юридических клиник в России. Создание юридических клиник в современной российской истории проходило на базе не только вузов, но и НКО. Наиболее крупными юридическими клиниками, включенными в образовательный процесс вуза и работающими с реальными клиентами, были клиники, созданные на базе Архангельского государственного технического университета (директор Т. А. Зыкина), Красноярского государственного университета (директор А. С. Горелик), Санкт-Петербургского государственного университета (директор Е. Н. Доброхотова), Северо-Кавказского государственного технического университета (директор Л. А. Воскобитова), Тверского государственного университета (директор Л. П. Михайлова). Данный этап закончился тем, что в 2003 г. клиницистами первого поколения современных российских юридических клиник были разработаны минимальные стандарты юридических клиник <9>. К началу 2000 гг. в России насчитывалось более 100 юридических клиник <10>. -------------------------------- <9> Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 297 - 301. <10> Юридические клиники в России. Справочник. М., 2002. 432 с.
В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к юридическим клиникам. Создание и деятельность юридических клиник получили определенное правовое оформление на федеральном уровне. В 2011 г. по инициативе Студенческих консультаций юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и Студенческого консультативного бюро РУДН была создана Автономная некоммерческая организация "Центр развития юридических клиник". На настоящий момент к проектам, осуществляемым Центром, присоединились юридические клиники следующих вузов: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов; Академический правовой институт ИГП РАН; Московская финансово-юридическая академия; Институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского; Межрегиональная общественная организация "Мемориал"; МГЮА имени О. Е. Кутафина; Поволжский юридический институт; Смоленский гуманитарный университет; Российская правовая академия Минюста РФ; Белорусский государственный экономический университет; Томский государственный университет; Воронежский институт ФСИН России; Уральская государственная юридическая академия; Поволжский институт им. П. А. Столыпина; Волгоградский институт бизнеса.
Цели создания юридических клиник
Анализ российского и зарубежного опыта юридических клиник свидетельствует о том, что деятельность юридических клиник связана с двумя главными целями - образовательной и правозащитной (социальной). Образовательная цель является многоплановой и касается самого студента, выработки у него определенных профессиональных и личностных компетенций; преподавателя-куратора юридической клиники, который фактически получает возможность применять свои теоретические знания и навыки на практике. Кроме того, преподаватель-куратор юридической клиники должен владеть интерактивными методами проведения занятий, что говорит о необходимости постоянного совершенствования и его профессиональных и личностных компетенций. Ну и, наконец, образовательная цель связана с правовым образованием, правовым просвещением населения, отдельных его категорий. Социальная (правозащитная) функция юридических клиник проявляется в том, что определенные граждане получают бесплатную юридическую помощь. Конкретный выбор категории населения и/или категорий дел осуществляется непосредственно в юридической клинике, однако все юридические клиники работают с малообеспеченными категориями населения, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе оплатить работу профессионального юриста. Как правило, обе цели присутствуют в каждой юридической клинике, но одна из них всегда выступает на первый план и является определяющей для организации деятельности юридической клиники. Так, если в юридической клинике на первое место ставится образовательная цель, то необходимо предусматривать дополнительное обучение студентов/кураторов определенным практическим навыкам работы, таким, как консультирование, составление юридических документов и т. п. Организация приема граждан также должна быть подчинена образовательной цели. Например, ведется предварительная запись на прием; отбираются те дела, которые могут быть "доступны" студентам, представляют определенный интерес для выработки у студента определенных навыков и умений; консультации даются только после их одобрения кураторами (т. е. обратившийся в юридическую клинику должен быть заранее извещен, что "мгновенной" помощи он не получит). Представители юридических клиник, в которых на первое место выводится социальная цель, любят рассказывать о своей работе, приводя статические сведения. Например, говорят, что ими в месяц проконсультировано 600 граждан. Конечно, такие цифры впечатляют. Но можно ли обеспечить качественную квалифицированную юридическую помощь? Образовательный процесс в юридической клинике, предварительная дополнительная подготовка стажеров/консультантов является и своего рода гарантией качества оказываемой юридической помощи. "...Клиническое юридическое обучение по своему определению не может существовать без обучающего компонента. И в этом смысле представляется, что в перспективе клиническое юридическое обучение может стать обязательным элементом юридического образования с тем, чтобы профессиональным навыкам обучались все студенты юридических вузов. Социальный компонент в форме правовой помощи неимущим или социально незащищенным гражданам... вряд ли может быть признан компонентом, безусловно обязательным для всех студентов" <11>. -------------------------------- <11> Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. С. 8 - 10.
В дореволюционной России во главу угла была поставлена именно образовательная цель.
Виды юридических клиник
В основу типизации клиник можно положить различные основания классификации: - по типу организационной формы (базовой структуры); - по видам юридической помощи, оказываемой в юридической клинике (по способу организации работы с клиентом); - по специализации юридической клиники (категории дел, особенности клиентов); - по типу общения с клиентом; - по степени погружения в реальную практику; - по степени обязательности для студентов. Предложенная классификация является достаточно условной. Большинство юридических клиник сложно отнести к какому-то отдельному виду или типу. Достоинством юридической клиники является минимум формализации. Это дает возможность, простор для совместного творчества руководству вуза, преподавателям, студентам. Поэтому опыт каждой юридической клиники является уникальным и полноценным, из него можно заимствовать идеи, стимулировать собственное творчество. Анализ опыта создания юридических клиник в России, начиная с 1990-х гг. позволяет выделить следующие варианты организационного оформления юридических клиник: - юридическая клиника, созданная на базе вуза (факультета); - межвузовская юридическая клиника, созданная при участии нескольких вузов; - юридическая клиника, созданная при некоммерческой организации; - юридическая клиника, действующая при органах власти (например, общественные приемные); - юридическая клиника, действующая при коллегиях адвокатов, юридических консультациях, юридических фирмах; - другие. Наиболее типичным, отвечающим самой идее клинического юридического образования, является создание юридической клиники на базе юридического вуза (факультета). Чаще всего вузовские юридические клиники создаются на базе юридических факультетов. Но статус юридической клиники в этом случае может быть различным. Юридическая клиника может быть лабораторией, центром, отделом или просто структурным подразделением без какой-то конкретизации. Именно такому варианту создания юридической клиники отдается предпочтение в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Объем работы, выполняемой студентами в юридической клинике, может быть различным. Есть случаи, когда в клиниках выполняются все нижеперечисленные действия: консультирование; представительство (в суде, органах власти и т. п.); обжалование; оказание содействия при обращении за международной защитой; экспертиза, анализ документов; разработка нормативно-правовых актов. В Федеральном законе "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" рекомендуется оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Это связано с тем, что участие студента в судебном заседании или ином органе власти происходит в дневное время, когда студент должен находиться на занятиях. Кроме того, если студент оформляет с доверителем отношения по представительству его интересов, то функции куратора-преподавателя по обеспечению контроля качества оказываемых услуг сильно затруднены. Формально студент становится самостоятельной процессуальной фигурой, хотя негативные последствия могут связываться с конкретным вузом, при котором действует юридическая клиника. В зависимости от категорий дел, которые рассматриваются в юридической клинике, можно выделить: юридические клиники общего права; специализированные юридические клиники; юридические клиники общего права, но с ограничениями (например, без "уголовных дел"). Юридические клиники общего права рассматривают любые дела. Круг дел, рассматриваемых специализированными клиниками, является ограниченным. Специализация клиники может определяться отраслью права (экологическая клиника, клиника трудового права и т. п.) или особенностями клиентов (клиника по работе с беженцами, клиника по работе с осужденными, клиника по работе с инвалидами, пенсионерами и т. п.); специализация клиники может определяться особенностями региона. Любой из указанных подходов имеет свои достоинства и недостатки. Клиника общего права дает возможность студентам попрактиковаться в различных сферах, что является безусловным достоинством. Однако это может перейти в принцип "Все - значит ничего". В некоторых клиниках специализация связана, прежде всего, с невозможностью обеспечить студентов кураторами-наставниками по всем отраслям права. Кроме того, студенты специализированных клиник получают возможность отшлифовать свои профессиональные навыки, поскольку работают примерно с одной категорией дел и меньше времени тратят на освоение новых разделов материального и процессуального права. Юридические клиники, действующие в течение нескольких лет, постепенно становятся многопрофильными. В рамках юридической клиники начинают создаваться различные программы, появляться несколько направлений специализации, как, например, в МГЮА имени О. Е. Кутафина. Студенты при желании могут пройти обучение только в одной программе. Если же у студентов достаточно сил и времени, то они могут пройти подготовку в рамках нескольких программ. Такая возможность им предоставляется параллельно (например, работать одновременно по двум программам) или последовательно (например, на одном курсе обучаться по одной программе, на другом - по другой). Большинство юридических клиник предпочитает непосредственный прием клиента, предполагающий очное общение студентов с клиентом. Чаще всего это происходит в помещениях юридической клиники или в помещениях общественных приемных, предоставленных тем или иным органом власти или общественной организацией, но в пределах того города, где находится клиника. Безусловно, в таких условиях студенты чувствуют себя увереннее - дома и стены помогают. Однако некоторые клиники проводят и выездные консультации. Такие клиники условно называются "клиники на колесах". Более сложной формой работы с клиентом является дистанционное или заочное консультирование. В этом случае о характере правовой проблемы студенты могут судить только по тексту обращения (писем и копий присланных документов). Для проведения устной консультации студентам требуются несколько иные навыки. Но дача письменных консультаций развивает навыки анализа юридических документов, делового письма, юридической техники и также может быть полезна в обучении профессиональным навыкам. Такие просьбы о консультации студенты могут получать (и соответственно, давать консультации), как правило, по почте; реже через Интернет. Весьма нестандартной формой является работа "горячих линий". В этом случае консультации предоставляются по телефону. Как правило, в юридических клиниках запрещают давать немедленную консультацию. Исключение составляет юридическая справка, не требующая дополнительной подготовки. Однако в специализированных клиниках вопросы и, соответственно, ответы могут быть типовыми, не требующими подготовки. Некоторые юридические клиники используют при работе с клиентами средства массовой информации (ТВ, радио, газеты). В этом случае возможна предварительная подготовка ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы либо работа в режиме "вопрос-ответ".
Правовые основы организации и деятельности юридических клиник
В современном российском правовом поле уже есть определенные правовые основы для создания и деятельности юридических клиник. Юридические клиники выполняют две основные функции - образовательную и правозащитную. Обе эти функции получили правовое оформление в соответствующих юридических документах. Одним из первых юридических документов федерального уровня был Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. N 433 "О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров". В Приказе говорилось о необходимости поддержки создания правовых консультаций ("правовых клиник") для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Кроме того, был утвержден перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие "правовых клиник" для населения. Первоначально этот список насчитывал 9 вузов; позже в список были добавлены еще 6 вузов. Московская государственная юридическая академия была внесена в данный список Приказом от 7 августа 2001 г. N 2909. Позже термин "юридическая клиника" был включен в государственные образовательные стандарты. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр"), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763 (в ред. от 31 мая 2011 г.), указывается, что в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках)). В Стандарте подчеркивается, что практики проводятся в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом. Причем наличие помещения для студенческой правовой консультации (юридической клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается со службой в правоохранительных органах и военной службой, входит в минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения. Таким образом, в Стандарте по направлению "магистр" юридическая клиника рассматривается как место прохождения практики, а также как средство получения обучающимися личностных и профессиональных компетенций. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 (в ред. от 31 мая 2011 г.), юридическая клиника рассматривается только как место прохождения практики. В соответствии со Стандартом практики проводятся в организациях и учреждениях по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а учебная практика и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом. В соответствии с этим в учредительных документах вузов стали появляться соответствующие нормы. Например, в п. 2.4 Устава ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденного Приказом Минюста России от 8 июня 2011 г. N 240, указывается, что в целях достижения органичного единства между теорией и практикой, выработки навыков применения законодательства в Академии и ее филиалах могут создаваться центры правовой помощи (юридические клиники), которые действуют на безвозмездной основе и деятельность которых регламентируется соответствующими положениями. Приказом Генпрокуратуры России от 4 октября 2010 г. N 373 (в ред. от 3 сентября 2012 г.) "О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации" руководителям кадровых подразделений прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур предписано оказывать содействие студентам в сборе практического материала для выполнения курсовых и дипломных работ, организации деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях. 3 августа 2012 г. был подписан Приказ Министерства образования и науки РФ N 589 "Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и Порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи", который через несколько месяцев был отменен (Приказ Минобрнауки России от 14 ноября 2012 г. N 917). Правозащитная функция юридических клиник упоминается, например, в Основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168. В документе указывается, что одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению. В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" целая статья посвящена юридическим клиникам. В ст. 23 Закона названы следующие цели юридических клиник: - правовое просвещение населения; - формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи; - оказание бесплатной юридической помощи. Важно отметить, что в соответствии с данным Законом предусмотрено создание юридических клиник только на базе вузов. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования. Такой подход представляется правильным. Дело в том, что правовую помощь оказывают студенты, у которых уровень знаний разный; студенты в силу отсутствия должного объема знаний и навыков могут дать неправильную консультацию, что может привести к еще большему нарушению прав гражданина. Поэтому создание юридических клиник в вузах, включение юридических клиник в образовательный процесс является важной мерой обеспечения качества, защитой прав обращающихся. В Законе подчеркивается, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Вместе с тем в Законе сделана определенная оговорка, в силу которой порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. N 994 был утвержден Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи. Анализ данного документа показывает, что юридическая клиника Минобрнауки России рассматривается не столько как часть образовательной программы, сколько как средство оказания правовой помощи. Безусловно, такой подход вызывает определенную озабоченность. Так, по замыслу Минобрнауки России юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях: 1) создания условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов РФ; 2) создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию; 3) правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи. Об образовательном процессе в названном документе говорится только в контексте создания юридической клиники. Предусматривается возможность создания юридической клиники либо как самостоятельного юридического лица, либо как структурного подразделения образовательного учреждения. Решение о создании юридической клиники в качестве юридического лица принимается образовательным учреждением, если такое право предоставлено образовательному учреждению учредителем. Учредитель образовательного учреждения согласовывает создание юридической клиники в качестве юридического лица на основании ходатайства образовательного учреждения и выписки из протокола заседания ученого совета образовательного учреждения по данному вопросу. Юридическая клиника в качестве юридического лица создается в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций, и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом. Решение о создании юридической клиники в качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения для принятия решения по созданию структурного подразделения образовательного учреждения. Юридическая клиника в качестве структурного подразделения образовательного учреждения осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения. Наверное, Министерство образования и науки РФ могло бы уделить значительно большее внимание именно образовательной составляющей в деятельности юридических клиник, включить значительно большее количество норм, действительно регулирующих особенности создания и деятельности юридических клиник на базе образовательных учреждений. Дело в том, что, как и при создании любой новой организации, приходится решать большое количество вопросов. Причем эти вопросы довольно разнообразны и разноплановы. Наши зарубежные коллеги, имеющие большой опыт работы в юридических клиниках, создают огромные списки вопросов, которые надо продумать заранее для нормального функционирования юридической клиники. Одной из самых первых была переведена на русский язык статья американца Филиппа Шрэга "Создание клиники" <12>. Эта статья до сих пор пользуется спросом, поскольку в ней содержится список контрольных вопросов по созданию юридической клиники - так называемый проверочный список (check list). Вопросы, выделенные Филиппом Шрэгом, можно сгруппировать следующим образом. -------------------------------- <12> Шрэг Филипп. Создание клиники // Практическое образование: рабочий семинар. 30 апреля - 4 мая 1997 г. М. С. 166 - 184.
Кто преподает и работает в клинике: количество и квалификация преподавателей и вспомогательного персонала; выявление круга специалистов, услугами которых можно воспользоваться; какими методами будут пользоваться преподаватели для работы со студентами, отвечающими за ведение дел; определение сотрудников юридической клиники и взаимоотношений между ними; взаимоотношения клиники с "неклинической" частью факультета. Кто обучается в клинике: система для привлечения и отбора студентов для работы в клинике; нагрузка на каждого студента; особенности работы по делу - индивидуально или коллективно; продолжительность программы клиники; форма аттестации студентов, прослушавших этот курс. Какова специализация клиники: категория дел, рассматриваемых в клинике; как преподаватели и студенты в клинике приобретают теоретические знания и практические навыки по отраслям права, в которых будет работать клиника; кто является клиентом клиники. Как юридическое сообщество относится к клинике: взаимоотношения между студентами и судом или другой организацией, где студенты работают; установление определенных отношений с судьями и аппаратом суда. Какие особенности технологии работы клиники: возможность работы с клиентами во времена летних и других студенческих каникул; разработка системы закрытия дел и межсеместровой передачи дел от одних студентов другим. Как организовать рабочее место: формирование специализированной библиотеки, в печатной и электронной форме; планирование физического пространства для клиники, необходимого оборудования и систем вспомогательных услуг. Какие особенности делопроизводства: разработка специальных бланков и форм; создание системы, с помощью которой клиника будет создавать и поддерживать собственный банк данных; разработка стандартной системы хранения информации. Как обеспечивается качественная работа: создание систем для передачи дел на апелляции, если сама юридическая клиника апелляциями не занимается. Выше был представлен далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые надо продумать заранее. Безусловно, на эти вопросы можно отвечать по-разному и в разной последовательности. Этим и будет определяться последовательность шагов по созданию юридической клиники, этим списком в самом общем виде можно очертить круг организационных вопросов и проблем, которые надо решить при создании клиники. Анализ локальных актов, регулирующих особенности организации и деятельности юридических клиник на базе образовательных организаций, показывает, что роль и место юридической клиники определяются по-разному. Например, согласно Положению о студенческом центре юридической помощи Центр является структурным подразделением Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) <13>. Центр непосредственно подчиняется проректору по учебной и воспитательной работе. Целью деятельности Центра является получение обучающимися Академии практических навыков по выбранной ими специальности посредством оказания ими бесплатной юридической помощи представителям социально незащищенных слоев населения и правозащитным организациям под руководством опытных юристов - кураторов Центра. -------------------------------- <13> URL: http://lawclinic. msal. ru/ about/docs.
Фактически в Центре на первое место поставлена именно образовательная цель; для студентов/стажеров проводятся специальные дополнительные занятия. Занятия проводятся в интерактивной форме по специальным учебным планам.
Библиография:
1. Гольмстен А. Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. N 4. 2. Дыновский К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса, 1896. 3. Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и наука. 2003. N 4. С. 41 - 48. 4. Захаров В. В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования России второй половины XIX - начала XX в. Курск, 2006. 297 с. 5. Использование интерактивных методов в преподавании юридических дисциплин: Сборник статей и методических материалов / Под ред. Л. А. Воскобитовой. М., 2006. 274 с. 6. Люблинский А. О юридических клиниках // Журнал Министерства юстиции. 1901. Январь. С. 175 - 181. 7. Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. 8. Навыки юриста: Учеб. пособие / Под ред. Е. Н. Доброхотовой. СПб., 2006. 304 с. 9. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л. А. Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2003. 10. Юридические клиники в России. Справочник. М., 2002. 432 с.
References (transliteration):
1. Gol'msten A. Kh. Uchastie predstaviteley yuridicheskoy nauki v otpravlenii grazhdanskogo pravosudiya // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1905. N 4. 2. Dynovskiy K. Zadachi tsivilisticheskogo obrazovaniya i znachenie ego dlya grazhdanskogo pravosudiya. Odessa, 1896. 3. Zakharov V. V. Modernizatsiya yuridicheskogo obrazovaniya v rossiyskikh universitetakh v seredine XIX stoletiya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2003. N 4. S. 41 - 48. 4. Zakharov V. V. Kak gotovit' yurista: izuchaya russkie retsepty. Ocherki istorii yuridicheskogo obrazovaniya Rossii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka. Kursk, 2006. 297 s. 5. Ispol'zovanie interaktivnykh metodov v prepodavanii yuridicheskikh distsiplin: Sbornik statey i metodicheskikh materialov / Pod red. L. A. Voskobitovoy. M., 2006. 274 s. 6. Lyublinskiy A. O yuridicheskikh klinikakh // Zhurnal Ministerstva yustitsii. 1901. Yanvar'. S. 175 - 181. 7. Meyer D. O znachenii praktiki v sisteme sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya. Kazan', 1855. 8. Navyki yurista: Uchebnoe posobie / Pod red. E. N. Dobrokhotovoy. SPb., 2006. 304 s. 9. Organizatsiya i upravlenie v yuridicheskoy klinike: opyt prakticheskoy deyatel'nosti v sovremennoy Rossii / Otv. red. L. A. Voskobitova, L. P. Mikhaylova, E. S. Shugrina. M., 2003. 10. Yuridicheskie kliniki v Rossii. Spravochnik. M., 2002. 432 s.
Название документа