Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции
(Филиппова А. А.) ("Реклама и право", 2008, N 1) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКОМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ВЛАДЕЛЬЦЕМ РЕКЛАМНОЙ КОНСТРУКЦИИ
А. А. ФИЛИППОВА
Филиппова А. А., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета.
Реклама является неотъемлемой составной частью практики ведения делового оборота. Появившись в России сравнительно недавно, чуть более пятнадцати лет назад, реклама проникла в повседневную жизнь человека. Наиболее ярко это проявляется на примере наружной рекламы, восприятие которой во многом не зависит от желания потребителя знакомиться с информацией рекламного характера. Именно такое свойство наружной рекламы, как доступность неограниченному кругу лиц независимо от их согласия, повлияло на предъявление специальных требований к размещению наружной рекламы. Стоит отметить, что изменениями, внесенными 21 июля 2007 г. в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. "О рекламе" <1> (далее - Закон о рекламе), существенно изменены требования к размещению наружной рекламы. Однако произошедшие изменения сложно оценить позитивно, поскольку нерешенными остались многие вопросы. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // Российская газета. 2006. 15 марта.
Одним из центральных моментов при регулировании размещения наружной рекламы является определение основания возникновения правоотношения. Справедливой и обоснованной представляется точка зрения В. Л. Нечуй-Ветер о том, что для возникновения обязательств по распространению наружной рекламы необходимо наличие сложного юридического состава <2>. В настоящей работе остановимся на рассмотрении отношений, возникающих между собственником объекта недвижимого имущества <3> и владельцем рекламной конструкции. -------------------------------- <2> Нечуй-Ветер В. Л. Основания возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг // Юрист. 2002. N 9. <3> Необходимо отметить, что договор с владельцем рекламной конструкции, помимо собственника, могут заключать арендатор недвижимого имущества, доверительный управляющий, субъект права хозяйственного ведения, оперативного управления.
Договором, регулирующим отношения между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции, Закон о рекламе называет договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Такое решение проблемы не представляется удачным. Полагаем, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, упоминаемый в п. 5 ст. 19 Закона о рекламе, является смешанным (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), содержит в себе элементы договоров подряда и возмездного оказания услуг. Сторонами указанного договора являются исполнитель и заказчик. Предметом договора являются общественные отношения по креплению, монтажу рекламной конструкции (данные отношения регулируются главой 37 Гражданского кодекса РФ "Договор подряда") и общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по использованию рекламной конструкции в соответствии с целевым назначением (данные отношения регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ "Договор возмездного оказания услуг"). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции можно признать допустимым между рекламораспространителем (владельцем рекламной конструкции) и рекламодателем, или между владельцем рекламной конструкции и рекламопроизводителем. Совершенно непонятным остается вопрос, каким образом договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может регулировать отношения между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции. Целью (каузой) данного договора является выполнение работ по установке и (или) оказание услуг по эксплуатации рекламной конструкции. Собственник объекта недвижимости не может рассматриваться в качестве стороны такого договора. Правовой интерес собственника при заключении договора с владельцем рекламной конструкции проявляется в урегулировании оснований и порядка пользования объектом недвижимости в целях размещения наружной рекламы. Последствием договора, заключаемого между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции, является признание установки и эксплуатации рекламной конструкции законными и правомерными, но данный договор не направлен непосредственно на осуществление действий и (или) деятельности по установке и эксплуатации рекламной конструкции. Полагаем, что наукой гражданского права должны быть выработаны договорные конструкции, способные регулировать отношения между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции. Наиболее очевидным договором, выступающим основанием возникновения у владельца рекламной конструкции права установки и эксплуатации рекламной конструкции, на первый взгляд является договор аренды <4>. -------------------------------- <4> Подобная точка зрения разделяется рядом авторов, относящих договор, заключаемый с собственником, к договорам аренды, регулируемым § 1 главы 34 Гражданского кодекса РФ. См.: Измайлова Е. В. Наружная реклама в коммерческой деятельности. В сб.: Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 2 / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: ИКД "Зерцало", 2005. С. 67.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование <5>. -------------------------------- <5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Безусловно, у владельца рекламной конструкции возникает право пользования объектом недвижимости. Причем п. 8 ст. 19 Закона о рекламе определено целевое назначение пользования недвижимым имуществом, а именно такое имущество может использоваться для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем. Таким образом, возникновение у владельца рекламной конструкции права пользования недвижимым имуществом следует признать правомерным, соответствующим природе возникающих отношений. Однако осуществление права пользования в соответствии с определенными целями не позволяет утверждать о возникновении права пользования объектом недвижимого имущества в целом. В пользовании владельца рекламной конструкции находится лишь часть недвижимого имущества, к которой присоединена рекламная конструкция. Такими частями недвижимого имущества, как правило, являются крыши, стены зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества. Таким образом, используя конструкцию главы 34 Гражданского кодекса РФ, между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции будет заключен договор аренды, объектом которого является часть недвижимого имущества (конструктивный элемент). Однако подобная практика противоречит п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Часть объекта недвижимого имущества не обладает свойством оборотоспособности, в аренду не может быть передана крыша или фасадная стена здания. Подобный вывод поддерживается также судебной практикой. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" <6> рассмотрена ситуация заключения договора между собственником здания и владельцем рекламной конструкции, в соответствии с которым владельцу рекламной конструкции предоставлялось право использовать крышу здания для размещения рекламы. Судом был сделан вывод о том, что заключенный договор является непоименованным и не противоречит Гражданскому кодексу РФ, то есть не является договором аренды, поскольку отдельные конструктивные элементы не могут выступать объектом договора аренды. -------------------------------- <6> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.
По указанной причине договор аренды не может регулировать отношения между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции. Другой существующей точкой зрения на правовую природу договора между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции является позиция таких авторов, как Г. А. Свердлык, В. Л. Нечуй-Ветер, согласно которой данный договор относится к группе договоров возмездного оказания услуг <7>. -------------------------------- <7> Свердлык Г. А., Нечуй-Ветер В. Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М.: МГИУЭ, 2002. С. 114.
Пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ определяет договор возмездного оказания услуг как договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В ГК РФ отсутствует определение "услуги". В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение услуги: "Услуга - это действие, приносящее пользу другому" <8>. Можно выделить основные критерия, позволяющие относить действие (деятельность) к услугам: -------------------------------- <8> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1995. С. 771.
1) услуга представляет собой особую форму поведения, совокупность действий субъекта, направленных на совершение в пользу другого лица положительных действий, не имеющих овеществленного результата; 2) услуга характеризуется фактической и юридической осуществимостью; 3) отсутствие овеществленного результата услуги; 4) свойство неосязаемости услуги; 5) наличие неразрывной связи с источником, т. е. лицом, оказывающим услугу; 6) невозможность разделения процессов оказания и потребления услуги; 7) свойство несохраняемости услуг. Представляется, что собственником не совершается каких-либо положительных действий в интересах владельца рекламной конструкции. Цель заключения рассматриваемого договора состоит в оформлении титула пользования частью объекта недвижимого имущества. Последствиями заключения договора, в частности, являются обременения в отношении недвижимого имущества. Таким образом, у собственника недвижимого имущества возникает обязанность не препятствовать доступу владельца рекламной конструкции к объекту недвижимости. Полагаем, бездействие не может представлять собой услугу, а потому рассматриваемый договор не может регулироваться главой 39 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Думается, между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции заключается договор о предоставлении права пользования конструктивным элементом объекта недвижимости в целях размещения наружной рекламы. Данный договор относится к группе непоименованных договоров (хотя, безусловно, близок к договору аренды), его содержание не должно противоречить общим положениям Гражданского кодекса РФ. Предметом договора о предоставлении права пользования конструктивным элементом недвижимого имущества являются общественные отношения, возникающие между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции, по использованию конструктивного элемента объекта недвижимости в целях размещения рекламы. Существенным условием договора является его объект, то есть конструктивный элемент, который подлежит использованию в целях размещения наружной рекламы. Конструктивный элемент необходимо достаточно четко определить в заключаемом договоре, указав, какая именно часть объекта недвижимости передается в пользование владельца рекламной конструкции. Существенным условием договора о предоставлении права пользования конструктивным элементом недвижимого имущества является указание рекламного носителя, которое будет использоваться в качестве рекламной конструкции. В п. 1 ст. 19 Закона о рекламе содержится примерный перечень технических средств стабильного территориального размещения, а именно указано, что наружная реклама может размещаться с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. В договоре с собственником необходимо согласовать территориальное размещение, внешний вид и технические параметры рекламной конструкции. К существенным условиям этого договора следует отнести сведения о лице, уполномоченном обратиться в органы местного самоуправления для получения разрешения. В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона о рекламе с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции могут обратиться собственник, арендатор, доверительный управляющий, субъект права хозяйственного ведения, оперативного управления, а также владелец рекламной конструкции. Договор о предоставлении права пользования конструктивным элементом недвижимого имущества можно определить как соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) право пользования частью недвижимого имущества (конструктивным элементом) в целях размещения наружной рекламы, а пользователь обязуется использовать конструктивный элемент в соответствии с указанными целями и уплатить правообладателю вознаграждение. Соответствующие изменения предлагаем внести в ст. 19 Закона о рекламе. Договор о предоставлении права пользования конструктивным элементом порождает у владельца рекламной конструкции право доступа к объекту недвижимого имущества, позволяет ему осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции, о которых речь идет в п. 5 ст. 19 Закона о рекламе. Таким образом, наличие такого договора с собственником недвижимого имущества позволяет владельцу рекламной конструкции приобрести статус рекламораспространителя. Вместе с тем п. 15 ст. 19 Закона о рекламе не содержит такого основания в выдаче разрешения органом местного самоуправления, как отсутствие договора, заключенного между собственником конструктивного элемента и владельцем рекламной конструкции. Полагаем, что данный недостаток необходимо устранить, включив в п. 15 ст. 19 Закона о рекламе такое основание в выдаче разрешения, как подача заявления в органы местного самоуправления неуполномоченным лицом. В отсутствие договора о предоставлении права пользования конструктивным элементом объекта недвижимого имущества владелец рекламной конструкции может заключать договоры о размещении наружной рекламы, однако обязательство о размещении наружной рекламы можно считать возникшим лишь после получения разрешения в органах местного самоуправления. В свою очередь, разрешение будет предоставлено, если отношения между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции урегулированы договором.
------------------------------------------------------------------
Название документа