Новый комментарий Конституции Российской Федерации (отзыв на новое издание "Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)" под редакцией Ю. А. Дмитриева)

(Коршунов Н. М.) ("Законодательство и экономика", 2007, N 11) Текст документа

НОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТЗЫВ НА НОВОЕ ИЗДАНИЕ "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ (ПОСТАТЕЙНЫЙ)" ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. А. ДМИТРИЕВА <*>

Н. М. КОРШУНОВ

Коршунов Н. М., доктор юридических наук, профессор.

Рецензируемый комментарий к Конституции РФ является заметным событием в юридическом мире, поскольку представляет собой фундаментальное научно-практическое исследование коллективом ученых-конституционалистов конституционных норм, их анализ, критику и содержит основанные на современном видении конституционно-правового развития нашей страны предложения по совершенствованию норм Конституции РФ. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор Ю. А. Дмитриев. Авторский коллектив состоит из докторов юридических наук В. В. Комаровой, И. А. Конюховой и С. М. Петрова, кандидатов юридических наук М. П. Авдеенковой, Н. И. Беседкиной, А. Н. Головистиковой, Л. Ю. Грудцыной и Э. А. Иваевой. В комментарии к лучшей из пяти действовавших в России конституций - Конституции Российской Федерации 1993 г. - подробно, с привлечением фундаментальной теории конституционного права и практических примеров рассматриваются основы конституционного строя, нормы о правах и свободах человека и гражданина, положения о Президенте РФ, Федеральном Собрании РФ, Правительстве РФ, судебной власти и местном самоуправлении. Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б. Н. Ельцина со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации. Действующий в нашей стране Основной Закон вовсе не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из действовавших в России конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а само ее существование - один из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти. Рецензируемое исследование является по сути своей доктринальным и проблемным, поскольку авторы, чьи профессиональные ориентиры весьма далеки от "обожествления" норм Основного Закона, высказывают критические замечания и практические предложения по совершенствованию его текста, научно осмысляют и анализируют положения каждой статьи Конституции России. Изменения конституции - это естественное следствие развития всего общества и усложнения процесса управления им. Однако все предложения по изменению Конституции, достигавшие этапа практической реализации, не вели к улучшению имеющегося текста. Как верно отмечают авторы комментария, логика единства исполнительной власти в России в данной трактовке не всегда отвечает реальной деятельности и сфере ответственности федерального Правительства, которое чаще всего склонно рассматривать взаимоотношения с органами исполнительной власти с преимущественным акцентом на реализацию полномочий власти федеральной. В действительности же оно должно отвечать за функционирование всей системы единой исполнительной власти, которую, согласно Конституции, возглавляет. Другого в системе государственного управления просто не может быть. Если в ней есть субъекты, которым подчинены объекты управления, то неизбежна и ответственность субъектов за функционирование объектов. В отличие от других ветвей власти исполнительная власть всегда иерархична в силу своего государственно-управленческого содержания, поэтому иного ей не дано. Комментируя положения главы 7 ("Судебная власть") Конституции РФ 1993 г., авторы с привлечением конкретной научно-правовой аргументации справедливо отмечают, что при существующих условиях работы, нагрузке, организации судебного процесса судьи не имеют возможности не то что совершенствовать квалификацию, а просто нормально исполнять свои обязанности. Необходимо радикально пересмотреть полномочия судей, нагрузку, освободив их от необходимости решать организационно-хозяйственные вопросы; увеличить штат помощников, определить их полномочия и усовершенствовать организацию работы. Весьма любопытна позиция авторов рецензируемого комментария, согласно которой настоящий этап развития Российского государства позволяет выделить системы органов законодательной, исполнительной, судебной, избирательной и контрольной (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека РФ) власти. Некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельной ветви денежно-кредитную власть (Центральный банк РФ) и другие ветви. Система органов прокуратуры строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России и представляет собой разветвленную сеть не только самих прокуратур, но и научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка в стране. Авторы рецензируемого издания обращают внимание на различие в терминах, регламентирующих законодательные процедуры в Государственной Думе и в вопросах изменения и пересмотра Конституции. Если статья 104 содержит императивное (обязательное) веление законодательной инициативы, то в статье 134 использован осторожный оборот "могут вносить", предполагающий выбор поведения включая бездействие. Данное исследование, несомненно, является весомым вкладом в российскую юридическую науку и будет полезно сотрудникам органов государственной власти и управления, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов и факультетов, а также всем гражданам, интересующимся вопросами конституционного устройства России. Поэтому подход к ревизии норм Конституции РФ должен быть максимально взвешенным и свободным от политической конъюнктуры, которой изобилует сегодняшний этап развития российского государства. Авторы научно-практического (постатейного) комментария к Конституции РФ 1993 г. постарались "вписать" действующий Основной Закон в общий контекст конституционного развития России и всего мира и успешно справились с этой непростой задачей. Думается, комментарий заинтересует научную общественность своим современным звучанием и актуальностью.

Название документа