Юридическое образование в США: совершенствование модели

(Казачкова З. М., Клюковская И. Н.) ("Lex russica", 2013, N 7) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ

З. М. КАЗАЧКОВА, И. Н. КЛЮКОВСКАЯ

Казачкова Земфира Мухарбиевна, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Клюковская Ирина Николаевна, доктор юридических наук, заведующая кафедрой теории государства и права Северо-Кавказского федерального университета.

В статье рассмотрены основные этапы развития юридического образования в США. Модель юридического образования в США интересна гибкостью, открытостью, способностью к обновлению. Показаны основные вехи возникновения, становления и развития, влияние институциональных факторов на ее совершенствование; внутренние пружины, формирующие баланс между теоретической и практической частями образовательного процесса; роль юридических клиник в формировании практических навыков и гуманистических оснований профессии; роль личности в этом процессе основоположника гарвардской модели юридического образования К. Лангделла; особенности модели юридического образования и формирования профессионального корпуса юристов США, роль Американской ассоциации адвокатов в установлении и поддержании стандартов профессионального юридического образования.

Ключевые слова: юриспруденция, прецедент, судебная доктрина, учебный план, образовательный стандарт, юридическая клиника, юридическая практика, междисциплинарные исследования, магистратура, болонский процесс.

Legal education in the USA: model improvement Z. M. Kazachkova, I. N. Klyukovskaya

Kazachkova Zemfira Mukharbievna - Doctor of Law, Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Klyukovskaya Irina Nikolaevna - Doctor of Law, Head of the Department of Theory and History of Law of the North Caucasian Federal University.

The article includes analysis of the key stages of development of the legal education in the USA. The model of legal education in the USA is of interest due to its flexibility, openness, ability to renew itself. The authors show the key points of its formation and development, as well as the influence of the institutional factors on its improvement; the inner mechanisms, forming the balance between the theoretical and practical parts of the educational process; role of legal clinics in the process of formation of practical skills and humanistic bases of the legal profession; role of the founder of the Harvard model of legal education C. Langdell in this process; specific features of the model of legal education and formation of the professional corpus of lawyers in the USA; role of the American Bar Association information an support of professional legal standards.

Key words: jurisprudence, precedent, judicial doctrine, curriculum, educational, standard, legal clinic, legal practice, inter-disciplinary studies, Master's program, Bologna Process.

Российское образование живет на пороге существенных преобразований. Предстоит решить сложные задачи по восстановлению российской системой образования передовых позиций в мире, в рейтингах академических побед, в достойном позиционировании системы в мировом образовательном пространстве. Юридическое образование России, как в зеркале, отражает состояние всей образовательной системы. Продолжаются противоречивые процессы, связанные с переходом к многоуровневому образованию, с внедрением нового государственного образовательного стандарта, с наращиванием инфраструктуры и внедрением этических принципов во все сегменты юридического образования. Развертываются процессы, затрагивающие организационно-правовые аспекты и финансово-правовые основы современного образования. В такие переломные периоды представляется полезным исследование зарубежного опыта организации юридического образования в контексте отражения в нем сменяющих друг друга вызовов, проследить, как теперь принято выражаться, своеобразие "дорожной карты" решения задач. Американская система юридического образования - это бренд, который исследуется, обсуждается, критикуется, не оставляя равнодушными ни сторонников этой модели, ни ее оппонентов. Эта модель привлекает уже сложившимся балансом между теоретической и практической составляющей, между технологическими и этическими императивами. В России также накоплен немалый опыт изучения рациональной системы организации юридического образования. И хотя российская модель является порождением других исторических условий, другой правовой системы, глобализационные процессы, поиск нового баланса между теоретической и практической составляющей современной российской модели юридического образования, государственным регулированием и саморегулированием актуализируют интерес к данной проблематике. Есть еще один немаловажный аспект в данной связи: роль преподавательского сообщества, личности в истории развития системы юридического образования. Американская система чрезвычайно восприимчива к усилиям выдающихся личностей, ученых, преподавателей, организаторов инновационных изменений в образовательной среде. Вместе с тем представляется, что этот аспект универсален: достаточно привести пример, связанный с ролью такой выдающейся личности, академика, выдающегося организатора российского юридического образования и науки, как О. Е. Кутафина, который существенно преобразил не только образовательный ландшафт Московской государственной юридической академии, но и все юридическое образовательное пространство России. В США внимательно изучается роль таких выдающихся личностей, исследуются детали и крупные вехи в жизни людей, которые детерминируют личностный рост, формируют бесценное умение не только влиять на происходящие процессы, но и определять траекторию общественного прогресса. Опыт США демонстрирует, что такие инноваторы могут приходить в образовательную среду из государственных структур, судебной системы. Нередко эти личности формируются внутри самой системы юридического образования. Важно, чтобы система была настроена на качественные изменения, самосовершенствование, создание стимулов профессионального и культурного роста всех ее участников. Особенности правовой системы США, правовой культуры определили значимое место юридической профессии в жизни американского общества. Возникновение модели, или энтузиазм основателей. Известно, что предыстория становления американской модели юридического образования характеризуется экспортом классической английской модели юридического образования, в том числе такой ее важной составляющей, как стажировки в судах. Так, шесть выдающихся исторических фигур, участвовавших в подписании Декларации независимости США, пять из тех, кто являлся членом Конституционного Собрания, получили юридическое образование именно такого содержания и стиля <1>. -------------------------------- <1> Ralph Michael Stein. The Path of Legal Education from Edward I to Langdell: A History of Insular Reaction. 57 Chicago-Kent Law Review. P. 1981.

В 1779 г. Томас Джефферсон был избран губернатором штата Вирджиния. В декабре того же года был задуман и реализован план реорганизации образования. Томас Джефферсон основал первый университет штата Вирджиния, сформировал учебный план, потратил личные сбережения на любимое детище. Была введена должность профессора права и политики. Вероятно, первым выдающимся профессором права, к числу учеников которого относился сам Томас Джефферсон, был Джордж Витта (George Wythe, 1726 - 1806), который вошел в историю как убежденный сторонник независимости американских штатов, как борец с рабством и сторонник отделения церкви от государства. Именно в этот период были созданы первые школы права, обучающие профессиональных юристов. К ним можно отнести Литчфилдскую школу в Коннектикуте, несколько юридических факультетов в колледже Уильяма и Мэри, Гарвардском и Колумбийском университетах <2>. -------------------------------- <2> Гордон Роберт У. Юридическое образование в США: истоки и развитие // Юридическое образование в США. 2002. Т. 7. N 2. С. 9.

Первым профессором Гарвардской школы права в 1816 г. стал Исаак Паркер (Isaac Parker), в 1829 г. к нему присоединился профессор Джозеф Стори (Joseph Story). Джозеф Стори (1779 - 1845) вошел в историю как блестящий лектор, создавший девять памятных серий юридических комментариев, имевших международное признание <3>. О его роли в завоевании Гарвардской школой блестящей репутации до сих пор пишут исследователи, обнаруживая все новые, интересные детали <4>. Однако эта линия резко оборвалась с уходом Джозефа Стори в 1845 г.; в течение последующих 25 лет Гарвард неуклонно утрачивал позиции <5>. -------------------------------- <3> URL: http://www. Britannica. com (последнее посещение - 27 марта 2013 г.). <4> Newmann R. K. Comparative Histories of Professional Education: Osler, Langdell, and the Atelier // Hofstra University School of Law. Legal Studies Research Paper Series. 2012. N 12-10. P. 14. <5> Ibid. P. 14.

Кристофер Лангделл - успешный реформатор. В 1869 г. на должность Президента Гарвардского университета был назначен тридцатипятилетний Чарльз Уильям Эллиот (Charles William Eliot). Назначение совпало с ускоренным развитием экономики и социальной сферы, что предопределило увеличение потребности в квалифицированных кадрах, в том числе юристах. Именно Эллиот порекомендовал Кристофера К. Лангделла на должность декана юридического факультета. Интересные биографические детали о Лангделле приведены Ричардом Ньюманом. Они касаются ранней потери матери, познания эмоциональных и финансовых тягот. Однако учеба в Академии Филлипса в Эксетере, в которой в разное время обучались Даниел Вебстер, окончивший ее в 1796 г., а в 2002 г. его окончил Марк Цукерберг, основатель Facebook, позволила Лангделлу претендовать на хороший старт <6>. -------------------------------- <6> Newmann R. K. Comparative Histories of Professional Education: Osler, Langdell, and the Atelier // Hofstra University School of Law. Legal Studies Research Paper Series. 2012. N 12-10. P. 15.

Приступив к занятиям в Гарварде, Лангделл одновременно работал в библиотеке, что несомненно повлияло на формирование культуры мышления и профессиональный стиль этой удивительной личности. Образование самого К. Лангделла в Гарварде длилось два года, после чего по стечению обстоятельств Лангделл вернулся в Гарвард, чтобы стать основателем новой модели юридического образования. Эту модель характеризует книжный дух, концентрация на систематическом изучении права, разборе практических казусов, прецедентном методе в сочетании с методом Сократа. До сих пор специалисты, высоко оценивая реформаторский вклад К. Лангделла, сходятся во мнении, что до 1870 г. требования Гарвардской юридической школы, основанной в 1817 г., были весьма низкими. Не было никаких вступительных экзаменов, впрочем, как и выпускных. Все, что требовалось, - это наличное время (два года) и возможность заплатить определенную сумму за обучение. Все изменилось в 1870 г. Главная заслуга Лангделла состояла в осознании необходимости систематизации, каталогизации и классификации источников права. Лангделл провел большую работу по культивированию в Гарварде изучения первоначальных, оригинальных источников; этот подход, стиль получили всеобщее признание. В учебный план, составленный Кристофером Лангделлом, вошли такие предметы, как контракты, недвижимость, гражданский процесс, уголовный процесс, доказательства, деликты. Позднее стало изучаться юридическое письмо. Он же вместе с группой преподавателей написал первые американские учебники по праву. Суть его подхода состояла в том, чтобы побудить студентов читать оригинальные источники, получать навыки юридического письма, развивать аналитические способности обучающихся. Но еще важнее то, как Лангделл относился к процессу написания учебника, какой учебник он считал идеальным. Об этом упоминает в своей интересной статье Р. Ньюман. По Лангделлу, читать хороший учебник - это все равно, что слушать классическую музыку; каждый раз в нем открывается что-то новое. Так и учебники, написанные в стиле прецедентного права, должны открывать перед читателем каждый раз что-то новое <7>. -------------------------------- <7> Newmann R. K. Comparative Histories of Professional Education: Osler, Langdell, and the Atelier // Hofstra University School of Law. Legal Studies Research Paper Series. 2012. N 12-10. P. 15.

Промышленная революция, успехи европейских университетов обусловили новый социальный заказ в хорошо обученных кадрах, в том числе в юридической сфере. Это обстоятельство удачно совпало во времени с реформаторскими усилиями К. Лангделла. Так родилось американское юридическое образование в современном виде, неразрывно связанное с использованием метода Сократа, с логически выстроенной программой, системой промежуточных и финальных экзаменов. Зародился образ юридического факультета, обязательно встроенного в пространство библиотеки, с сочетанием больших и малых аудиторий для получения интеллектуального и финансового эффекта от рационального размещения студентов. Гарвардская школа при Лангделле апробировала семилетний срок, необходимый для получения степени юриста, с обязательным предварительным четырехлетним обучением в колледже и трехлетним сроком обучения в университете; приглашение преподавателей с преимущественно теоретической подготовкой. Такие подходы гарантировали некую элитарность профессии, привносили в процесс преподавания теоретический контекст, удерживая достижения в плане уже сложившейся системы основательной практической подготовки студентов. Важным элементом системы Лангделла являлась мотивация студентов к публикационной активности, изданию студенческого журнала. Наконец, существовала определенная договоренность между деканом и президентом университета об использовании факультетом заработанных финансов и полученной прибыли. Система, как видим, изначально формировалась как логически стройная, открытая, реагирующая на все изменения во внешней среде. Именно в этом свойстве, на наш взгляд, состоит ее главная особенность: способность удерживать и развивать единожды полученные конкурентные преимущества. В настоящее время Гарвардская школа права - это элитарное заведение со строгим отбором и Кодексом профессуры и студентов, стройной системой промежуточных и финальных экзаменов, с единым стандартом требований ко всем обучающимся, с высокой шкалой платы за обучение <8>. -------------------------------- <8> Kimball B. I. Students' Choices and Experience during the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 1876 - 1882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. 2005. N 1-2. P. 163.

В 1870 г. учреждена первая Ассоциация адвокатов Нью-Йорка, в 1878 г. создана Ассоциация американских юристов (адвокатов), основной целью которой было внедрение новых образовательных стандартов, а также организация строгой дисциплинарной системы для контроля качества юридического образования. Обязательным условием приобретения юридического образования стало наличие диплома колледжа, что препятствовало превращению юридического образования в разновидность массового образования, культивировало его избирательный, элитарный характер. Реализм, или в поисках ответов на новые вызовы. Начало следующего этапа развития юридического образования в США исследователи связывают с Великой депрессией (1928 - 1933 гг.). В это время оформляется идейное течение приверженцев реалистической школы права. Ученые с осторожностью выделяют группу сторонников этого направления, в числе которых называют Джерома Франка, Карла Ллевеллина, Вальтера Кука, Феликса Когана, Германа Олифанта, Макса Радина, Леона Грина, Джозефа Хатчесона <9>. -------------------------------- <9> Green M. S. Legal Realism as Theory of Law // William and Mary Law Review. 2005. Vol. 46. P. 1917.

Наиболее яркими выразителями их идей являлись Джером Фрэнк (1889 - 1957) и Карл Ллевеллин (1893 - 1962). Фрэнк, опираясь на судебные доктрины, писал, что право предстает в своей реальности лишь в виде специальных решений судей, в виде реального деяния, а не говорения. Никто не может знать реального права, пока не последует реальное решение по делу. По Франку, право - это не норма, это конкретное решение по конкретному делу <10>. Поэтому процесс преподавания должен обязательно строиться на последовательном, непрерывном изучении судебных прецедентов. -------------------------------- <10> Charles L. Barzun. Jerom Frank and the Modern Mind // Buffalo Law Review. Vol. 58. 2010. P. 1139.

Карл Ллевеллин скептически был настроен в отношении традиционного подхода, отличавшего правовые системы от систем, построенных на доминировании контроля <11>. -------------------------------- <11> Green M. S. Legal Realism as Theory of Law // William and Mary Law Review. 2005. Vol. 46. P. 1957.

Соответственно, такие мировоззренческие основы, формирующие прагматический стиль мышления, должны были превалировать и в системе изучения права. "Новый курс" (1932 - 1940) Франклина Д. Рузвельта стимулировал небывалый интерес к стыку теории и практики, к вопросам банковского права и безопасного функционирования рынка ценных бумаг, денежного обращения, налогового стимулирования экономических процессов. В теории развивались междисциплинарные направления, стала осознаваться неразрывная связь таких социальных регуляторов, как право, мораль, религия. Развивались институциональные исследования, которые использовались для модернизации учебных программ в юридических школах. Государство демонстрировало заинтересованность в юристах, обладающих навыками законопроектной и экспертной работы, открывались новые возможности перехода преподавателей права на государственную службу для оказания консультационных услуг правительственным учреждениям. Изменения в учебных программах следовали за распространением привлекательных идей антитраста, консюмеризма, новых финансовых инструментов. Как видим, этот период демонстрирует еще одну глубинную закономерность: социальные процессы инициируют научные исследования, которые затем модернизируют учебные программы, изменяют инфраструктуру юридического факультета. Появляются междисциплинарные научные центры, со временем охватившие такие направления, как право и политика, право и технологии, право и медицина и многие другие направления. Междисциплинарные исследования развивались и по линии взаимосвязи права и экономики. Как результат, исследовательские центры по праву и экономике созданы в Чикагском и Йельском университетах, способствуя появлению мощных лидеров этого направления, оказавших несомненное влияние на развитие экономико-правовых исследований далеко за пределами США <12>. -------------------------------- <12> Познер Р. Экономический анализ права / Пер. с английского; Под ред. В. Л. Тамбовцева. СПб., 2004.

Междисциплинарные поиски со временем интегрируются и с компаративистскими исследованиями. Так, это направление благотворно развивалось в Луизианском государственном университете, сохранившем по известным причинам интерес к изучению сравнительного гражданского права <13>. -------------------------------- <13> Pascal R. A. A Priest Order. Baton Rouge: Olivier Moreteau, 2010. P. 36 - 38.

Юридические клиники: ответ на новые вызовы. Происходящие процессы изменяли требования к стилю и скорости мышления участников юридических процессов. Появилась потребность в юристах, имеющих основательную практическую подготовку. Одновременно мощные дискуссии 60 - 70 гг. прошлого века подогревали интерес к проблемам преодоления дискриминации в сфере трудовых, расовых, тендерных отношений. В образовательной плоскости эти движения преломлялись в создании юридических клиник, которые при минимуме затрат гарантировали хорошие результаты в плане выработки не только практических навыков, но и понимания клиницистами глубинных, гуманистических основ профессии, формирующей инструменты противодействия любым формам дискриминации. Так, благодаря инициативам Линдона Джонсона в 1965 г. начался процесс культивирования юридических клиник по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим <14>. -------------------------------- <14> Kimball B. I. Students' Choices and Experience during the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 1876 - 1882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. 2005. N 1-2. P. 163.

Создание юридических клиник - это ответ на новые вызовы. В мировой практике замечена более точная корреляция между академическими заслугами выпускника юридического факультета и его дальнейшими достижениями. Доказано, что такой строгой зависимости нет в карьерах выпускников даже престижных медицинских и бизнес-школ <15>. -------------------------------- <15> Kimball B. I. Students' Choices and Experience during the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 1876 - 1882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. 2005. N 1-2. P. 163.

Вот поэтому задача юридического факультета всегда состоит в приумножении академического рейтинга студента, в том числе посредством вовлечения его в процесс клинического обучения. Так, на юридическом факультете университета Б. Кардозо программы профессионального развития студентов включают в себя клиники по авторскому праву и уголовному процессу, специализированные клиники по проблемам апелляции, правового обслуживания. Имеются уникальные программы, развивающие "проекты невиновности", когда студенты активно участвуют в сложнейших процессах реабилитации невинно осужденных, шаг за шагом осваивают навыки применения современных методик, в том числе основанных на научных открытиях в области ДНК, обеспечивающих достоверные результаты, формирующие доказательственную базу для решения сложнейших юридических казусов. В летний период клиники развертывают сезонные краткосрочные школы по международному праву, по аспектам планирования и развития профессиональной карьеры <16>. -------------------------------- <16> The Official Guide to U. S. Law Schools. Bantam Doubleday Dell. 1996. P. 106 - 107.

В целом в США сформирована двухуровневая система образования, нацеленная на усиление прикладного значения образования. В 1921 г. Ассоциация адвокатов США приняла документ о минимальных стандартах юридического образования и опубликовала перечень факультетов, выполняющих эти требования. До постоянной аккредитации факультет получает временную аккредитацию, которой предшествует работа в течение одного года и подробное документирование многообразных аспектов деятельности. Получив аккредитацию, факультет должен полностью подтвердить ее через три года, а затем каждые семь лет <17>. -------------------------------- <17> Сиберт Д. А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в Соединенных Штатах // Электронный журнал "Вопросы демократии". Т. 7. 2002. N 2.

Как результат всех этих усилий наблюдается количественный рост юридических факультетов. Так, если в 1995 г. в США насчитывалось 177 аккредитованных школ права, то в настоящее время их около 202 <18>. -------------------------------- <18> URL: http://www. americanbar. org (последнее посещение - 31 марта 2013 г.).

Болонский процесс и юридическое образование в США? Отметим, что Болонский процесс опосредованно влияет и на систему высшего образования в США. Ценно то, что при любых условиях образовательная политика этой страны исходит из необходимости ускорения состязательных процессов в образовании в глобальном измерении. Одно из направлений дискуссий состоит в том, признавать или не признавать дипломы и ученые степени европейцев в США, особенно с учетом разных систем образования на входе и на выходе из учебных заведений. Решается вопрос о модели взаимного признания дипломов и степеней. Конечно, может предпочтительнее сравнивать полученные навыки, умения и компетенции, но какова в таком случае шкала соответствия? Вторая проблема состоит в интерпретации, толковании европейских приложений к диплому руководством американских вузов при рассмотрении документов европейских соискателей <19>. -------------------------------- <19> Terry L. S. The Bologna Process and Its Implications for U. S. Legal Education // Journal of Legal Education. Vol. 57. 2007. N 2. P. 243.

Обсуждаются также вопросы унификации требований к дипломам и ученым степеням. В этой связи даже существует своеобразный тюнинг-процесс, направленный на сближение этих трендов <20>. -------------------------------- <20> Terry L. S. The Bologna Process and Its Implications for U. S. Legal Education // Journal of Legal Education. Vol. 57. 2007. N 2. P. 247.

В американской литературе дискутируются вопросы влияния этих процессов на финансовое благополучие США, приводятся интересные данные. Так, ежегодно иностранные студенты инвестируют в экономику США порядка 13 - 49 млрд. долларов. Однако после трагических событий 2001 г. эти цифры резко упали. Поэтому приток европейских студентов был бы желателен для США. Не избежали влияния данных тенденций и юридические факультеты. Особенно это отразилось на падении спроса на обучение в магистратуре со стороны иностранных студентов. До 2001 г. число иностранцев, обучавшихся в магистратуре США, превышало процент граждан США в соотношении 52% к 48% соответственно <21>. -------------------------------- <21> Ibid. 246.

Поэтому нетрудно понять, что если будет достигнуто взаимное признание степеней, то американцы смогут получать более дешевое и качественное образование в Европе <22>. -------------------------------- <22> Ibid. 247.

Анализ американской литературы свидетельствует и о стойком интересе ученых, практиков, политиков к персоне преподавателя, к его профессиональным, адаптивным, моральным качествам. Этот интерес не поверхностного свойства. Публикуется огромное число материалов, отчетов, аналитических суждений, становящихся основой для формирования магистерских программ для преподавателей, обладающих энергией созидания современной правовой жизни. Наше внимание привлекло тщательно подготовленное профессором Стэнфордского университета Робертом Вейзбергом своеобразное руководство по практическим шагам, необходимым для занятия позиции преподавателя. В преамбуле пособия формулируются два простых вопроса, на которые следует ответить претенденту на занятие вакансии преподавателя. Действительно ли эта позиция является той единственной, которая доставит ему на протяжении всей жизни наибольшее удовольствие, а соискатель, в свою очередь, надлежащим образом будет реализовывать требования, предъявляемые к современному преподавателю? Руководство содержит сведения о том, что большинство принятых на работу в качестве преподавателей в течение шести последних лет не входило по итоговым баллам в топ 10% выпускников своей академической группы, многие из них не были даже в числе топ 25% выпускников своей группы. Однако почти все из принятых на работу имели научные публикации, что заставляет юридические факультеты стимулировать публикационную активность студентов с самого начала обучения. Поэтому такое важное место в структуре учебных программ занимают предметы, связанные с юридическим письмом, культивируется написание эссе, разнообразных научно-исследовательских проектов, что при совмещении с практическими навыками составления жалоб, петиций, меморандумов дает хороший, синергетический эффект. Выводы. Юридическое образование - это развивающаяся система, восходящая к истокам, но учитывающая императивы обновления, заданные взаимодействием факторов внутренней и внешней среды. Ценность реформаторских идей проверяется временем. Эффективный результат достигается при рациональном сложении усилий, связанных с эффективным менеджментом, совершенствованием методов преподавания, инфраструктуры юридического факультета, усиления роли библиотек как сокровищницы достижений правовой истории и практики, особого стиля написания учебников, рассчитанных не на сиюминутный эффект, умелого сочетания в подборе кадров преподавателей - теоретиков и практиков, должной степени академической свободы профессуры. Все эти усилия достигают цели при установлении разумной финансовой политики университета. Центральный элемент жизнеспособной модели юридического образования - это надлежащая связь между факультетом и студентом, детально проработанные учебные программы и методики, направленные на выработку профессиональных навыков, имеющих универсальную ценность в глобальном мире.

Библиография:

1. Гордон Роберт У. Юридическое образование в США: истоки и развитие // Юридическое образование в США. 2002. Т. 7. N 2. 2. Познер Р. Экономический анализ права / Пер. с английского; Под ред. В. Л. Тамбовцева: В 2 т. СПб., 2004. 3. Сиберт Д. А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в Соединенных Штатах // Электронный журнал "Вопросы демократии". Т. 7. 2002. N 2. 4. Barzun Charles L. Jerome Frank and the Modern Mind // Buffalo Law Review. Vol. 58. 2010. P. 1139. 5. http://www. Britannica. com. 6. Green M. S. Legal Realism as Theory of Law // William and Mary Law Review. 2005. Vol. 46. P. 1917. 7. Kimball B. I. Students' Choices and Experience during the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 1876 - 1882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. 2005. N 1-2. 8. Newmann R. K. Comparative Histories of Professional Education: Osler, Langdell, and the Atelier // Hofstra University School of Law. Legal Studies Research Paper Series. 2012. N 12-10. 9. Pascal R. A. A Priest Order. Baton Rouge: Olivier Moreteau, 2010. 10. Stanford Law School. Law Teaching Placement Program How to Get a Job Teaching Law. 2012 - 2013. 11. Stein Ralph Michael. The Path of Legal Education from Edward I to Langdell: A History of Insular Reaction. 57 Chicago-Kent Law Review. P. 1981. 12. Terry L. S. The Bologna Process and Its Implications for U. S. Legal Education // Journal of Legal Education. Vol. 57. 2007. N 2. 13. The Official Guide to U. S. Law Schools. Bantam Doubleday Dell. 1996.

References (transliteration):

1. Gordon Robert U. Yuridicheskoe obrazovanie v SShA: istoki i razvitie // Yuridicheskoe obrazovanie v SShA. 2002. T. 7. N 2. 2. Pozner R. Ekonomicheskiy analiz prava / Per. s angliyskogo; Pod red. V. L. Tambovtseva. V 2-kh tomakh. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 2004. 3. Sibert D. A. Assotsiatsiya amerikanskikh yuristov i yuridicheskoe obrazovanie v Soedinennykh Shtatakh // Elektronnyy zhurnal "Voprosy demokratii". T. 7. 2002. N 2. 4. Barzun Charles L. Jerome Frank and the Modern Mind // Buffalo Law Review. Vol. 58. 2010. P. 1139. 5. Green M. S. Legal Realism as Theory of Law // William and Mary Law Review. 2005. Vol. 46. P. 1917. 6. Kimball B. I. Students' Choices and Experience during the Transition to Competitive Academic Achievement at Harvard Law School, 1876 - 1882 // Journal of Legal Education. Vol. 55. 2005. N 1-2. 7. Newmann R. K. Comparative Histories of Professional Education: Osler, Langdell, and the Atelier // Hofstra University School of Law. Legal Studies Research Paper Series. 2012. N 12-10. 8. Pascal R. A. A Priest Order. Baton Rouge: Olivier Moreteau, 2010. 9. Stanford Law School. Law Teaching Placement Program How to Get a Job Teaching Law. 2012 - 2013. 10. Stein Ralph Michael. The Path of Legal Education from Edward I to Langdell: A History of Insular Reaction. 57 Chicago-Kent Law Review. P. 1981. 11. Terry L. S. The Bologna Process and Its Implications for U. S. Legal Education // Journal of Legal Education. Vol. 57. 2007. N 2. 12. The Official Guide to U. S. Law Schools. Bantam Doubleday Dell. 1996.

Название документа