О Моисеевом законе и Декалоге как источнике современного права
(Бачинин В. А.) ("Военно-юридический журнал", 2007, N 12) Текст документаО МОИСЕЕВОМ ЗАКОНЕ И ДЕКАЛОГЕ КАК ИСТОЧНИКЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
В. А. БАЧИНИН
Бачинин В. А., профессор, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН, академик Академии гуманитарных наук, доктор социологических наук. 1
Первые пять книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие - носят общее название Пятикнижия Моисея. Для анализа проблем становления правового сознания израильского народа наибольший интерес представляет последняя, пятая по счету книга - Второзаконие. В греческом переводе Библии (Септуагинте) название этой книги, Дейтерономинон, составлено из двух слов - дейтерос (второй) и номос (закон). Оно переводится как "второй закон", или "повторение закона". Существуют разные объяснения его происхождения и смысла, среди которых одно из наиболее достоверных - это предположение, что во Второзаконии представлено повторное изложение целого ряда тех норм, правил, законов, которые ранее были уже представлены в книгах Исход, Левит и Числа. Автором Второзакония считается пророк Моисей, от лица которого ведется значительная часть повествования. Дата написания книги - XIII в. до Р. Х. Впоследствии Второзаконие подвергалось редактированию и дополнениям со стороны позднейших переписчиков. Но основа этой книги, принадлежащая Моисею, оставалась в своей сути неизменной. Утверждение некоторых исследователей, будто книга Второзаконие была найдена в иерусалимском храме в конце VII в. до Р. Х., а написана была незадолго до этого, представляется большинству библеистов и историков несостоятельным. Из текста Второзакония следует, что автор книги стар: ему около 120 лет, и он готовится покинуть этот мир. Израильскому народу предстоит вступить в землю обетованную без него. Поэтому обращения пророка выглядят как прощальные напутствия и наставления. Книга наполнена нормативными предписаниями религиозного, этического и правового характера, которые Моисей доводит до своего народа. Он завещает, чтобы Закон Божий читался вслух каждые семь лет для всех израильтян, мужчин, женщин, детей, пришельцев, дабы они слушали, учились, боялись Бога и исполняли Его требования. Жанр книги Второзаконие не может быть определен однозначно, поскольку она включает не только законы, но и проповеди, а также разнородный исторический материал. Как историческая книга, она рассказывает о последнем периоде жизни Моисея и о тех событиях, через которые он проходил вместе со своим народом. Важное место в ней занимают три пространных обращения пророка к народу. Они носят характер проповедей и завершаются благословениями. В первом обращении (Втор. 1, 5. - Втор. 4, 40) говорится об испытаниях, перенесенных израильским народом. Рассказ пронизан чувством глубочайшей признательности Богу за то, что Он вывел Израиль из египетского рабства. Здесь же вспоминаются различные перипетии движения через пустыню и некоторые военные столкновения с языческими народами. Второе обращение Моисея (Втор. 4, 44. - Втор. 11, 32) начинается с повторного изложения Десяти заповедей (первый раз о них говорилось в 20-й главе книги Исход). Пророк призывает народ чтить Бога, перечисляет установления и законы, касающиеся многих сторон общественной жизни. В третьем обращении продолжается перечень наставлений, в числе которых важное место занимают предписания, указывающие, каким образом израильтяне смогут утвердиться на земле Ханаана. Содержание Второзакония важно для понимания общей этической и религиозно-правовой концепции Ветхого Завета. Оно складывается из поучений пророка Моисея, ведущего соплеменников из египетского рабства в землю обетованную, излагающего заветы Бога, указывающего на то, что необходимо делать человеку, а что недопустимо. Те люди, которые некогда вышли из Египта и с которыми Бог установил синайский завет, в своем большинстве уже умерли за время почти сорокалетних странствий по пустыне. Поэтому поучения Бога, передаваемые через Его пророка Моисея, обращены уже к новому поколению израильтян, к родившимся на свободе. Именно им предстояло войти в землю обетованную, расчищая себе путь мечом и огнем и изгоняя из обжитых мест обосновавшиеся там народы. Для этого опасного и многотрудного дела необходимы были отвага, мужество, решимость, дисциплина и организованность. Но самое главное, в чем нуждались израильтяне, - это в подтверждении того, что Бог будет сопровождать их на каждом шагу и поможет овладеть теми территориями, которые Он обещал отдать им.
2
Пророк Моисей - не мифологический герой, а реальная историческая личность. Он принадлежал к израильскому народу, пребывавшему в египетском рабстве <1>. Родился он ок. 1350 г. до Р. Х. в Египте и принадлежал к колену (роду) Левия. У него были старшая сестра Мариам и старший брат Аарона. Из-за того что на момент рождения Моисея действовал приказ фараона избавляться от всех новорожденных израильских мальчиков, мать вынуждена была прятать его. Когда ребенку исполнилось три месяца, она положила его в корзину и оставила в речных зарослях тростника. Корзина была найдена дочерью египетского властелина, и та взяла мальчика во дворец, полюбила его и относилась к нему как к родному сыну. Случилось так, что в качестве кормилицы к Моисею была приглашена его родная мать. Он вырос во дворце, получив должное воспитание и наилучшее образование. -------------------------------- <1> См.: Предположения З. Фрейда о том, что Моисей был египтянином, а не израильтянином, высказанные им в работе "Человек Моисей и монотеистическая религия" (1939), признаны большинством историков религии несостоятельными.
Моисею было сорок лет, когда случился неожиданный инцидент: он стал свидетелем сцены жестокого избиения израильтянина египетским надсмотрщиком. Вспышка гнева Моисея была столь сильна, что он утратил контроль над собой и в яростной стычке убил надсмотрщика. Опасаясь наказания, Моисей вынужден был через несколько дней бежать из Египта. Следующие сорок лет жизни Моисея прошли вдали от Египта, среди пастушеских племен. С внешней стороны он, казалось бы, жил обычной, простой жизнью своего окружения - обзавелся женой и детьми, странствовал со стадами по пустынным просторам. Поворотным моментом жизни пророка стала его встреча с Богом в горной, пустынной местности Синая. Там он увидел горящий, но не сгорающий терновый куст и услышал голос: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова... Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 3, 6 - 8). Моисею открылось, что его народ будет избавлен от рабства и возвращен в землю обетованную не человеческими усилиями, не политическими талантами его лучших сынов, а только волей и силой всемогущего Бога. Когда Бог повелел Моисею отправиться в Египет, то вооружил его несокрушимой верой в успех этой миссии, наделил всеми необходимыми лидерскими качествами великого народоводителя, отметил печатью Божьего избранничества - харизмой, дал ему все то, чем должен обладать пророк, духовный вождь, политический лидер, духовный предводитель и законоучитель. Как свидетельствует Библия, Моисей, выслушав повеление Бога, оправился в Египет. И здесь начинается совершенно новая глава в жизни Моисея, связанная с его особой религиозно-политической миссией. То, что Моисей предложил фараону отпустить израильский народ, можно назвать безумным политическим проектом. Но Бог дал ему все необходимое, чтобы помочь его народу вырваться из-под ига идолопоклонников. После преодоления невероятных трудностей сопротивление деспота было сломлено, и израильский народ освободился от рабства, в котором пребывал 400 лет.
3
Моисею, как народоводителю, изначально было присуще обостренное чувство справедливости. В своей жизни он неоднократно выступал в роли правозащитника, вставая на пути у тех, кто пытался грубо попирать права других людей. Так, в Египте он выступил в защиту израильтянина, которого избивал египтянин. В земле Мадиамской он защитил от грубости чужих пастухов дочерей священника Мадиамского, набиравших воду. После исхода из Египта Моисей, ведший за собой многотысячный народ, вынужден был выступать в роли судьи, каждодневно участвующего в разбирательствах многочисленных конфликтных ситуаций. Мудрый совет его тестя Иофора помог ему заложить организационные основы системы правосудия. В книге Исход так рассказывается об этом: "На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак, послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил" (Исх. 18, 13 - 24). Судьи должны внимательно следить за тем, чтобы показания свидетелей не были ложными. Если же обнаруживалось лжесвидетельство, то доносчика следовало наказать, сделав ему то, что он умышлял предпринять против брата своего. Наставляя судей, Моисей говорил каждому из них: "Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Втор. 16, 19 - 20). Пророк апеллировал не только к будущему Израиля, но и к его прошлому, когда он был в египетском рабстве: "Не суди превратно пришельца, сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь, Бог твой освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие" (Втор. 24, 18). На эти два типа апелляций к прошлому и будущему опирается этическая аргументация Моисея, взывающего к честности и неподкупности судей. Моисей не только ввел институт судей, которого прежде не было у израильского народа, но и заложил основания гражданского и уголовного законодательств. Формулируя правовые требования, пророк-законодатель подкреплял их религиозно-этическими аргументами. Он постоянно подчеркивал, что следует соблюдать законы, "ибо мерзок пред Господом всякий делающий неправду". Призывая исполнять требования морали и нормы права, он напоминал, что это важно делать, "дабы Бог продлил дни твои на земле".
4
Ценностно-нормативной сердцевиной Второзакония является Декалог (Десятословие) - десять библейских заповедей. Среди исследователей Библии принято различать этический Декалог (Исх. 20, 1 - 17) и Декалог ритуальный (Исх. 34, 14, 17 - 26). В этический Декалог входят заповеди, содержащиеся в книге Исход (20, 1 - 17) и книге Второзаконие (5, 6 - 12). Эти заповеди посланы людям через пророка Моисея, который при обращении к народу Израиля так рассказывал об этом событии: "Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею" (Втор. 4, 11 - 14). Этический Декалог включал следующие заповеди. 1. "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (Втор. 5, 7). 2. "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли..." (Втор. 5, 8). 3. "Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно..." (Втор. 5, 11). 4. "Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему" (Втор. 5, 12 - 14). 5. "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои..." (Втор. 5, 16). 6. "Не убивай" (Втор. 5, 17). 7. "Не прелюбодействуй" (Втор. 5, 18). 8. "Не кради" (Втор. 5, 19). 9. "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Втор. 5, 20). 10. "Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего" (Втор. 5, 21). Неукоснительное соблюдение как всех этих заповедей, так и предписаний, вытекающих из них, - обязательное условие сохранения верности Богу. Такая верность несовместима ни с какими формами язычества. Поэтому первые заповеди категорически запрещают любые проявления идолопоклонства. В книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие излагаются моральные и правовые требования более частного характера, в которых конкретизируются исходные заповеди Десятословия. В них говорится об ответственности за религиозные и уголовные преступления, об охране частной собственности, о правовых вопросах семейно-брачных отношений, землепользования и о многом другом. Но все они имеют своим непосредственным основанием заповеди Декалога. Изложение десяти заповедей напоминает форму международных договоров, заключавшихся на Древнем Востоке. Нормативность Декалога представляет собой нечто среднее между конвенциальностью религиозного завета и категоричностью правовых требований. Монотеистическая подоплека придает последним совершенно особый характер, отличает их от сходных требований, встречавшихся у других древних народов, например у египтян в "Книге мертвых". У тех они были встроены в языческие контексты магических ритуалов и обрядов и не имели той нормативной мощи, которая присутствует в ветхозаветном Десятословии. Заповеди Декалога - одно из важнейших свидетельств завета-договора, заключенного между Богом и израильским народом, представителем которого выступил пророк. "Моисея можно рассматривать как посредника завета, поскольку, выступая в роли посланника Бога, он оглашает условия договора. В хеттских договорах запечатлены только тексты соглашений, но ничего не говорится о роли посланников, преподносивших эти договоры народам. Но другие тексты позволяют составить некоторое представление о роли посланника. Обычно он провозглашал свою весть устно, хотя имел письменный экземпляр текста, подтверждающий его слова и предназначенный для помещения в архив. Обращенные к народу увещания Моисея о необходимости выполнения условий завета полностью соответствуют тому, что полагалось говорить царскому посланнику. Вассалу следовало напомнить о том, что его привлечение к участию в этом соглашении - большая привилегия, и потому было бы разумно воздержаться от всяких действий, угрожающих этой привилегии" <2>. -------------------------------- <2> Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб., 2003. С. 16.
В заповедях Декалога обнаружился новый шаг по пути развития древнего морально-правового сознания по сравнению, например, с вавилонским кодексом Хаммурапи. Здесь, как отмечают историки права, уже нет логики традиционных для архаического сознания умозаключений: "Если некто совершил то-то, он заслуживает того-то". В основу Декалога легли общие категорические императивы универсального характера: "Делай только это" или "Этого не делай никогда". Заповеди Моисея носят безапелляционный характер и требуют безусловного послушания, поскольку за ними стоит сверхличность Бога с Его абсолютным авторитетом. В отличии от архаических табу первобытных язычников, носивших исключительно внутриплеменной характер, Декалог содержит нормативный потенциал универсальной значимости. Неслучайно он не остался достоянием только еврейского национального сознания, а был в последующие века воспринят многими народами мира и выступил в роли фундаментального основания многих формировавшихся национально-государственных правовых систем. Десять заповедей, при всей их подчеркнутой лапидарности, имеют всеобъемлющий, универсальный характер. Они охватывают важнейшие сферы духовной и практической жизни человека - религиозную, нравственную, правовую. Подобный триединый охват фундаментальных начал человеческого бытия придает Декалогу свойства краеугольного камня мировой цивилизации, статус непреложного условия ее успешного развития. Любые попытки "вынуть" этот "камень" из основания, заменить заповеди чем-то другим, предложить народам существовать по каким-то иным законам чреваты катастрофическими последствиями. С изъятием десяти заповедей обрушивается вся нормативная система, а с нею гибнут вера, нравственность, право, распадается хозяйственно-экономическая жизнь народов, деградирует культура их повседневного существования, начинается повсеместное духовное и физическое вырождение. И история знает такие примеры.
5
В Пятикнижии Моисея содержится кроме этического Декалога еще и ритуальный Декалог. Его возникновение непосредственно связано с драматической коллизией богоотступничества израильтян, когда они сделали себе золотого тельца и были сурово наказаны за это. Когда Моисей увидел идолопоклоннические пляски, он в гневе разбил скрижали. Спустя время Бог повелел пророку вырубить из камня две новые скрижали и пообещал написать на них заповеди. Моисей выполнил повеление, поднялся на гору Синай, пал там на землю и поклонился Богу. Господь изрек заповедное слово и сказал Моисею: "Напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем" (Исх. 34, 27). Ритуальный Декалог гласил: "Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог "ревнитель"... Не делай себе богов литых. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авива вышел ты из Египта. Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа, Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его" (Исх. 34, 14, 17 - 26). Ритуальный Декалог в отличие от Декалога этического представляет собой совокупность богослужебных, ритуально-обрядовых поучений. При этом оба Декалога взаимно дополняют друг друга и создают мощное религиозно-этическое ядро всей нормативной системы Ветхого Завета. Нормы религиозного характера стоят на первом месте среди предписаний, излагаемых Моисеем. Пророк говорит о том, как важно для израильтян хранить верность своему Богу, который проявляет всеобъемлющую заботу о Своем народе. Хотя израильтян поджидают впереди многие трудности и опасности, и они должны готовиться ко многим кровопролитным сражениям за овладение землей обетованной, им не следует страшиться. На их стороне Бог, который обещал Аврааму, Исааку, Иакову отдать эти земли и который сдержит Свое обещание. Моисей предостерегает израильтян против соблазнов идолопоклонства: "Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой" (Втор. 4, 23). Моисей уверяет израильский народ, что за свое послушание он будет благословлен Господом. Бог истребит их врагов, размножит их самих и их стада, даст им много серебра и золота. И напротив, отступников ждут неисчислимые бедствия. К ним обращены серьезные предупреждения: "За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твое ярмо, так что измучит тебя" (Втор. 28, 47 - 48).
6
Содержание обоих Декалогов конкретизируется в целом ряде частных моральных предписаний. Во Второзаконии формулируются требования, регулирующие процессы формирования и функционирования первоначальных социальных, в том числе деятельности властных, структур, военачальников и судей. В адрес последних Моисей обращает требования сберегать в первозданном виде божественные заповеди и законы, ничего не прибавляя к ним и не убавляя от них, судить справедливо, невзирая на лица, не принимая даров, вести суд при наличии двух или трех свидетелей и т. д. Значительное место отведено заповедям, регулирующим сексуальные, семейно-брачные отношения, освещающим вопросы развода, супружеской измены, сексуальных преступлений, их последствий и т. д. Нравственные предписания Моисея отличаются строгой, непреклонной категоричностью там, где речь идет об отношении детей к родителям. Он требует сурово наказывать сыновей, не повинующихся родителям: "Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся" (Втор. 21, 18 - 21). Среди моральных предписаний особое место занимает закон прощения. Моисей говорит о необходимости каждый седьмой год прощать долги ближним, давать взаймы нищим и не взыскивать с них. Это правило не распространяется на иноземцев. Если израильтянин продаст себя в рабство, то через шесть лет, на седьмой год его следует отпустить на свободу и сделать так, чтобы он ушел не с пустыми руками. Говоря так, Моисей напоминает, что все они были рабами в земле египетской и должны не забывать о тяжести рабского удела. Тот, кто прощает долги, не останется в убытке, поскольку Бог непременно благословит его: "Ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать" (Втор. 15, 6). Перечень моральных предписаний, провозглашенных Моисеем, достаточно пространен, включает большое число требований, в том числе следующие: - строго наказывать детей, не повинующихся своим родителям; - нашедший чье-либо потерявшееся домашнее животное, обязан вернуть его хозяину; - мужчина, который возляжет с необрученной девицей, обязан жениться на ней и во всю свою жизнь не сможет развестись с ней; - ни сын блудницы, ни его потомки до десятого поколения не смогут войти в общество Господне; - если войдешь в виноградник ближнего своего, то можешь есть ягоды досыта, но в сосуд свой их не складывай; - не обижай бедного, нищего, наемного, в тот же день отдай ему плату его, чтоб он не возопил к Господу и чтобы не было на тебе греха; - когда жнущий на поле своем забыл сноп, то ему не следует возвращаться за ним. Так же и обирающий виноград или плоды с маслины не должен уносить все до последней ягоды. Пусть оставшееся достанется пришельцу, сироте и вдове. Мощным средством противодействия всем попыткам нарушить основополагающие моральные заповеди служит проклятие. Его вправе произносить священнослужители-левиты. По их слову должен быть проклят всякий, кто не исполняет слов закона, - кто злословит отца и мать, нарушает установленную межу, сбивает слепого с пути, превратно судит пришельца, сироту и вдову, ложится с женою отца своего, сестрой, тещей, скотом, тайно убивает ближнего своего, берет подкуп, чтобы пролить кровь невинную. Тот, кто не будет исполнять заповеди Бога, не укроется от проклятий: "Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, - и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня... Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь... И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя" (Втор. 28, 20, 22, 29). И напротив, кто исполняет закон, поступает по слову его, того ожидают благословения за послушание: "Придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего; благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя... Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего" (Втор. 28, 2 - 7, 13).
7
Моисей говорит, что везде, где вершится человеческий суд, каждый сам несет ответственность за свои поступки и наказывается за свою вину: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор. 24, 16). Пророк принимает во внимание то обстоятельство, что в жизни людей иногда случаются неумышленные преступления. Случается, например, что во время рубки дерева в лесу топор соскакивает с топорища и убивает ближнего. В подобных случаях нет злого умысла, поэтому виновного, убившего ближнего без намерения и при этом никогда ранее с ним не враждовавшего, не следует наказывать смертью. Для таких людей следует создавать "города-убежища", чтобы мстители за кровь в горячности сердца не настигли их и чтобы невольные убийцы, укрывшись в них, остались живы. Моисей предлагает выделить для этой цели три города, дабы не было напрасных кровопролитий. Если же кто-то намеренно убьет ближнего и попытается укрыться в городе-убежище, то старейшины должны выдать его в руки мстителя за кровь, чтобы тот не пощадил его. Законы Моисея предполагают суровые наказания за преступления в сфере семейных, брачных, сексуальных отношений: - если кто-либо взял себе жену и не нашел у нее девства, то она за свое блудодейство в доме отца своего должна быть побита камнями; - за супружеские измены, сексуальное насилие виновные побиваются камнями. Моисей настоятельно требует, чтобы виновного не осуждали на смерть по словам одного свидетеля. Непременно должно быть двое или трое свидетелей. Пророк взывает к милосердию судящихся сторон. Так, если некто признан виновным, достойным побоев и судья прикажет его бить, то не следует наносить ему более сорока ударов, "чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими" (Втор. 25, 3).
8
Впоследствии известный религиозный мыслитель, современник Иисуса Христа, Филон Александрийский сопоставил Моисеевы законы с законами язычников и указал на существенные различия между теми и другими. Так, у греков фактически все юридические нормы и законы относительны, поскольку в каждом полисе имелось свое собственное законодательство. Это служило для многих основанием пренебрежительного отношения к правовым системам других государств. Законы же Моисея в отличие от языческих лишены духа относительности, имеют универсальное значение. Именно поэтому впоследствии многим народам Востока и Запада было легко принять их и включить в собственные правовые системы. И хотя в свете принципов правоведения, разработанных в Новое время, Моисеево право выглядит архаичным, синкретичным, лишенным должной внутренней дифференциации, не разделяющим норм обычного, гражданского и уголовного права, перегруженным моральными и обрядовыми предписаниями, это не мешало европейским мыслителям и ученым относиться к нему и в первую очередь к Декалогу с самым пристальным вниманием. Невозможно отрицать тот факт, что Библия сыграла важную роль в развитии западного правосознания. Современные исследователи отмечают, что библейская традиция, средоточием которой является Моисеево право, учитывалась западной правовой мыслью на протяжении всей истории ее существования в условиях христианской цивилизации <3>. В этом процессе выделяют пять этапов. -------------------------------- <3> См.: Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2006.
Первый этап охватывает период, начиная с христианизации римского мира и заканчивая эпохой императора Константина. На его протяжении в римское правовое сознание вошли иудейские и христианские нормативные представления, изменившие понимание сути брака и отношения к слабым и обездоленным. Второй этап - это время с 1050 по 1200 г., когда на Западе проходила так называемая папская революция, направленная на систематизацию основной массы юридических норм и принципов и на урегулирование возникавших при этом противоречий между положениями римского права и христианским мировоззрением. В центр правовой системы было поставлено новое понимание личности как уникальной реальности, обладающей душой и христианским мировоззрением. Из этого следовали конкретные религиозно-правовые принципы: 1) таинство крещения открывало путь к вступлению личности в гражданские права; 2) социальная дифференциация производилась в соответствии с различением: а) христиан и некрещеных язычников, евреев, а также еретиков и отлученных; б) клириков (священников, монахов) и мирян; в) мужчин и женщин, обладавших разными правами и обязанностями; 3) отсутствовало представление о всеобщей, единой системе прав человека, а также о необходимости создания универсального свода правовых норм, применимых ко всем людям без исключений; 4) субъектом гражданских прав мог считаться лишь тот, кто, будучи крещен, исповедовался и причащался не реже одного раза в год; 5) отлучение от церкви имело для человека обязательным следствием утрату им гражданских прав. Третий этап влияния Библии на западное правосознание связан с Реформацией. Протестанты признали автономию правовых отношений, их независимость от духовных властей. Они отменили безбрачие священнослужителей, узаконили принцип свободы совести, подготовили духовную и социальную почву для утверждения идей равного достоинства всех людей, равенства всех граждан перед государством, а также идею неотъемлемости прав человека на жизнь, свободу и собственность. "Отец" Реформации Мартин Лютер показал в своем "Большом катехизисе" (1529), что вне Декалога ни одно человеческое деяние, каким бы значительным или даже великим оно ни казалось миру, не может быть ни добрым, ни богоугодным. В разгар Реформации Лютер активно изучал Пятикнижие, писал богословско-правовые комментарии к его книгам и отдельным стихам, выступал с лекциями, составлял проповеди, в которых истолковывал различные аспекты Декалога и всего Моисеева права в целом. В круг его интересов входили богословско-правовые аспекты проблем брака, семьи, собственности, торговли, преступности. Основные идеи богословско-правовой концепции Лютера сводились к следующим положениям. 1. Долг христианина - следовать воле Бога, соблюдать Его Закон и в первую очередь ту его часть, в которую входят заповеди Декалога; исполнять все вытекающие из этих заповедей более частные требования морали и права. 2. От Бога исходит власть гражданских правителей. Поэтому они не имеют права на произвол. Их установления должны соответствовать принципам божественной справедливости. 3. Декалог выступает наиболее совершенным выражением справедливости, наиболее полной формулой естественного права. 4. Божественное и естественное право установлены Богом для земного бытия людей. Юридические законы призваны служить соединительными звеньями между волей Бога и человеческой волей. И хотя они не избавляют людей от греховности, все же они делают человеческое существование приемлемым для Бога. 5. Гражданские и уголовные законы заставляют человека делать то, чего от него хочет Бог, т. е. следовать по пути законопослушания и добродетели. Удерживая людей от дурных дел посредством угрозы наказания, законы тем самым обеспечивают необходимый общественный порядок. Четвертый этап был отмечен печатью набиравшей силу секуляризации, сопровождался ослаблением влияния церкви на жизнь общества и государства. Его идейным основанием можно считать тезис нидерландского мыслителя Г. Гроция о том, что правовая система должна существовать даже в том случае, если кто-то удосужится предположить, будто Бог не существует. Источником законов должно быть государство. Для того чтобы уравновесить властную мощь государства, на передний план выдвинулась идея прав человека. Она была по-разному представлена в американской и французской Декларациях. В американской Декларации присутствует протестантский дух христианского просвещения, звучат идеи достоинства и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему. Во французской Декларации господствует антихристианский настрой, доминирует мысль о несовместимости идеи прав человека с библейским миропониманием. Под влиянием подобных предубеждений западная юридическая мысль стала обнаруживать нечувствительность к религиозному измерению закона, а христианское богословие в Европе более чем на полтора столетия исключило из круга своего внимания правовую проблематику <4>. -------------------------------- <4> См.: Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2001. С. 47, 48.
Пятый этап связан с повторным открытием идей личной ответственности и нравственной автономии, попранных тоталитарными режимами XX в. Его пиком стал 1948 г., когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. В. Хубер, указавший на все эти этапы, предположил возможность наступления шестого периода, который должен стать временем сближения библейской правовой мысли с западными правовыми системами. Симптомы этого сближения присутствуют в тенденции нарастающего интереса современного правосознания к универсальным нравственно-правовым категориям, в том числе к такому понятию, как "общее благо". Это и интерес к началам, связующим индивидуальное с общественным, частное с общим. Западные богословы считают, что если правовая мысль пойдет в дальнейшем по пути сближения либеральных и социалистических принципов, то идеи, заложенные в Библии, приобретут для нее существенное значение.
Название документа