Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних

(Таран Ю. Н.)

("Вопросы ювенальной юстиции", 2007, N 4)

Текст документа

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю. Н. ТАРАН

Таран Ю. Н., председатель департамента образования и науки Администрации Липецкой области, кандидат исторических наук.

Есть известный афоризм "Счастливые дети - достоинство страны".

А проблема подростковой преступности показывает, далеко не все дети России получают должное внимание со стороны ответственных и добрых взрослых.

Ведь не случайно есть такое выражение "дети и криминал - понятия несовместимые".

В самом начале своего выступления хочу провозгласить тезис о том, что в профилактической работе по предупреждению подростковой преступности должны принимать участие все здоровые силы общества. Только тогда мы сможем реализовать комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

На сегодняшний день в Липецкой области координацию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет областная комиссия по делам несовершеннолетних при администрации области.

Такие же комиссии созданы во всех муниципальных образованиях.

В Липецкой области в 2004 - 2005 гг. был принят ряд законодательных актов и программ, на основе которых организована работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Не хочу никого обидеть, но в системе профилактической работы очень много возложено на сферу образования, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны.

К сожалению, есть определенные границы влияния воспитательной работы школы, потенциал, который на сегодня практически исчерпан. Школе, детям, молодежи нужен положительный пример всего общества.

Каковы же звенья нашей профилактической работы?

Начнем с нашей главной функции - получение основного общего образования детьми в возрасте от 7 до 15 лет.

Во всех общеобразовательных учреждениях региона проводится тщательный анализ движения обучающихся, выясняются причины выбытия их из школы и в случае необходимости принимаются экстренные меры по возвращению в школу детей.

Процедура отчисления учащихся, не получивших основного образования, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в сфере образования.

За последние четыре года областной комиссией по делам несовершеннолетних не выявлено ни одного нарушения прав детей при их отчислении из общеобразовательных учреждений.

В результате проводимой работы наметилась тенденция к снижению количества обучающихся, выбывающих из школ до получения ими основного общего образования.

Вторым звеном в профилактической работе педагогических коллективов является организация внеклассной, внешкольной работы с детьми и подростками.

В образовательных учреждениях области действует непрерывная система антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащейся молодежи. Ведется систематическая работа по выявлению и учету учащихся и студентов, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и психоактивные вещества. Эту работу мы проводим совместно с УВД, органами здравоохранения и Госнаркоконтроля.

Особо эффективно работают педагоги образовательных учреждениях Становлянского и Елецкого районов, областного детского оздоровительно-образовательного центра спорта и туризма, а также учреждений начального профессионального образования - ПУ N 10, 28.

Несколько слов о профилактической работе в системе дополнительного образования детей.

Как видно на слайде, более 160 тысяч детей и подростков заняты во внеурочное время. Однако количество в данном случае для нас не самоцель. Мы работаем над совершенствованием качества воспитательной работы.

Всего лишь один пример. Количество победителей и призеров мероприятий международного и всероссийского уровней в системе дополнительного образования детей увеличилось в 2005 г. в три раза по сравнению с 2004 г.

За счет средств областного бюджета в 2005 - 2006 гг. введены в строй или реконструированы шесть крытых плавательных бассейнов. На их базе созданы новые учреждения дополнительного образования детей, в которых обучаются плаванию и занимаются другими видами спорта более 4,5 тысяч детей.

В целом число детей, занимающихся в системе дополнительного образования детей, увеличилось с 34% в 2000 г. до 48% в 2005 г.

Еще раз подчеркиваю, что занятия с детьми в системе дополнительного образования проводятся бесплатно.

Однако анализ работы учреждений дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о том, что наряду с положительными результатами работы существует немало проблем.

Организация работы по предоставлению дополнительного образования детям отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Местная власть ряда муниципальных образований не уделяет необходимого внимания развитию дополнительного образования детей.

И вот результат. Материально-техническое обеспечение учреждений дополнительного образования детей оставляет желать лучшего. Из 75 учреждений дополнительного образования детей 33 не имеют собственных помещений, 31 здание требует капитального ремонта.

Сократилась доля расходов на функционирование учреждений дополнительного образования детей. В 2004 г. она составила 3,1% общего объема затрат на финансирование системы образования, в 2005 г. - 2,8%.

Содержание дополнительного образования детей в настоящее время не отвечает требованиям, предъявляемым обществом. У нас нет секций скейтборда, дайвинга, недостаточно кружков, в которых дети могли бы работать с компьютером. Произошло уменьшение количества детей, занимающихся в секциях спортивно-технической направленности. А именно эти направления работы больше всего привлекают подростков, в том числе ребят из "группы риска".

Надо смелее идти на реорганизацию учреждений дополнительного образования, вводить новые направления работы, а это потребует дополнительных средств.

В настоящее время департамент образования и науки администрации области разрабатывает проект областной программы "Развитие дополнительного образования и совершенствование организации досуга и занятости детей и молодежи Липецкой области (2007 - 2010 годы)". Важнейшей задачей данной программы станет профилактика асоциального поведения детей.

Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся.

В 2005 г. в лагерях с дневным пребыванием отдохнуло более половины школьников. Летом 2005 г. в области работало 808 детских лагерей и учреждений различного профиля.

Наряду с оздоровительными мероприятиями в области проводится работа по привлечению несовершеннолетних к общественно-производительному труду, организации трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Активные меры по трудоустройству и оздоровлению несовершеннолетних в летний период привели к снижению на 16,4% количества правонарушений летом 2005 г. по сравнению с летом 2004 г.

Третьим звеном профилактической работы является межведомственное взаимодействие различных организаций и ведомств. В ходе проведения в 2005 г. межведомственной операции "Подросток" удалось охватить организованными формами труда и отдыха около 80% "трудных" подростков. По специальным реабилитационным программам были организованы смены для учащихся "группы риска" на базе оздоровительного лагеря "Радуга". По социальным путевкам в оздоровительные учреждения было направлено 1087 детей из семей "группы риска".

Как я уже сказал ранее, у нас налажено тесное взаимодействие со всеми органами системы профилактики. Есть претензии только к работе общественности. К сожалению, органы образования не получают серьезной помощи от молодежных организаций. Мы очень надеемся на молодежный парламент.

Неоценима роль семьи в вопросе воспитания ребенка и профилактики его противоправных действий.

В своем последнем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин определил проблемы семьи как базовые и призвал восстановить традиционные ценности бережного отношения к семье и родному очагу.

К сожалению, многие дети лишены этого.

В настоящее время на учете в органах опеки и попечительства области состоят более 4,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как они устроены? Из года в год в нашей области растет число детей, которые передаются на воспитание в семьи. Только в 2005 г. в области без родителей осталось 784 ребенка, из них 561 ребенок (71%) усыновлен, передан в приемные семьи, под опеку (попечительство) в семьи граждан Липецкой области и России.

С 1997 г. в нашей области не построено ни одного нового детского дома. Более того, за период с 2001 г. из учреждений государственной поддержки детства в новые семьи устроены на воспитание 342 ребенка. Это по численности детей соответствует четырем детским домам.

Кроме того, сегодня в нашей области развивается институт приемной семьи, в 112 приемных семьях воспитываются 184 ребенка.

Своевременное выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи является одной из составляющих в системе работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Я считаю, что назрела острая необходимость в создании ювенальной юстиции. Это позволит рассматривать ребенка, совершившего правонарушение, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации. И может быть, не надо ждать принятия соответствующего федерального закона, а пойти по пути Ростовской области и решить вопрос на региональном уровне.

Департамент образования и науки поддерживает и мнение УВД о введении ставок инспекторов по делам несовершеннолетних по обслуживанию образовательных учреждений области, тем более что эта работа в порядке эксперимента уже начиналась в г. Липецке и Становлянском районе.

Однако этой службе необходим четкий функционал, который должен быть разработан совместно департаментом образования и науки и УВД области.

Еще Конфуций говорил: "Легко проклинать темноту ночи. Давайте зажигать свечи". Убежден, что мы вместе - и законодательная, и исполнительная власть и все общественные организации - в состоянии помочь нашим детям не встать на путь преступности.

Название документа