Право ВТО и Россия: состояние и перспективы сферы образовательных услуг

(Шумилов В. М.)

("Юрист-международник", 2007, N 4)

Текст документа

ПРАВО ВТО И РОССИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В. М. ШУМИЛОВ

Шумилов В. М., заведующий кафедрой публичного права Всероссийской академии внешней торговли, заведующий кафедрой международного права Международного университета (в г. Москве), доктор юридических наук.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) порождает множество вопросов о состоянии и перспективах развития различных сфер внутренней жизни нашей страны. Одной из главных проблем, несомненно, станет уровень конкуренции в сфере услуг - транспортных, туристических, страховых, финансовых и др. Предметом настоящей публикации является анализ состояния правового обеспечения в Российской Федерации интересов российских услуг и поставщиков услуг на примере национального образовательного пространства.

На международно-правовом уровне основным, почти универсальным, международно-правовым актом, регулирующим сферу услуг, является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее - ГАТС), действующее в пакете соглашений ВТО с 1994 г. Положения ГАТС будут распространяться на Россию после ее вступления в ВТО.

На внутригосударственном уровне образовательное пространство России регулируется целым рядом законов и подзаконных актов, ключевыми из которых можно считать Законы РФ "Об образовании" 1992 г. и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г.

Действие ГАТС в образовательном пространстве

Согласно положениям ГАТС иностранные образовательные услуги и поставщики услуг могут появиться в Российской Федерации следующими четырьмя способами:

- первый способ: когда поставщик и потребитель услуги находятся в своих странах, а перемещается сама услуга (например, при дистантном образовании, когда через границу при помощи электронных сетей и других средств связи перемещается некий образовательный материал);

- второй способ: когда потребитель перемещается в страну, где производится услуга (например, обучение в зарубежных колледжах, вузах);

- третий способ: когда иностранный поставщик учреждает в соответствующей стране предприятие (филиал, представительство) для оказания услуг потребителям на месте либо становится участником таких организаций, обеспечивает свое коммерческое присутствие (например, открывает в России образовательное учреждение);

- четвертый способ: когда в страну приезжает иностранное физическое лицо - поставщик услуги (например, иностранные преподаватели).

Фактически речь идет о международной купле-продаже услуг, в которой задействованы либо иностранные услуги (образовательные программы, дисциплины, образование в целом), либо иностранные поставщики услуг - преподаватели, профессора, образовательные учреждения. Чем более либерализован внутренний правовой режим в образовании, тем больше в России будет иностранных услуг и поставщиков услуг. Готово ли внутреннее право обеспечить разумный баланс между иностранным и национальным российским элементами в образовательной сфере страны?

Как видно, проблематика услуг непосредственно затрагивает такие аспекты внутренней жизни государства, как рынок труда, социальные вопросы, финансовый режим, общественное сознание. Все они - очень чувствительны для России, поскольку образование - важнейший цивилизационный, культурологический, ценностный фактор для всего общества и защищается оно государствами от иностранного влияния, как правило, достаточно основательно.

Образовательная сфера в постиндустриальную эпоху становится приоритетной, находится в центре столкновения государственных интересов (прежде всего, между развитыми странами).

Наиболее заметными в сфере международных образовательных услуг, особенно в их экспорте, являются такие страны, как: США, Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Новая Зеландия, Франция, Венесуэла, Бразилия, Греция, Мексика, Польша.

Следует отметить, что развитые западные государства наиболее заинтересованы в открытии национальных рынков образовательных услуг. Запад выступает инициатором и проводником всех значимых предложений и изменений в международно-правовом регулировании образовательной сферы. Этому содействует сотрудничество между специальными организациями западных государств (ОЭСР) с глобальными структурами (ЮНЕСКО). Сфера образовательных услуг находится под постоянным изучением и жестким контролем со стороны множества межгосударственных и международных негосударственных структур.

По классификации ГАТС весь сектор образовательных услуг подразделяется на пять подсекторов:

1) начальное образование (дошкольное и другие услуги по начальному образованию);

2) среднее образование (общее школьное, старшее школьное, техническое, летнее, школы для слепых, глухих и прочие спецшколы);

3) высшее образование;

4) образование взрослых (включая образование по радио или телевидению);

5) прочие образовательные услуги.

Согласно ГАТС в образовательной сфере должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ) иностранным услугам и поставщикам услуг во всех подсекторах, что обеспечивает недискриминацию между иностранными услугами и поставщиками услуг - равноправие на высоком уровне благоприятствования.

Одновременно всем иностранным образовательным услугам и поставщикам услуг должен быть предоставлен национальный режим (НР) во всех подсекторах, что обеспечивает недискриминацию (равноправие) между иностранными и национальными образовательными услугами и поставщиками услуг.

Впрочем, государства вправе на определенных условиях вводить ограничения, представляющие исключения из РНБ и НР, и они таким правом широко пользуются.

Исключения из РНБ фиксируются государствами в так называемых "национальных списках изъятий", являющихся частью ГАТС, и не могут действовать более 10 лет. Исключения из НР фиксируются в перечне специфических обязательств и касаются либо конкретных секторов/видов услуг, либо того или иного способа поставки услуг. Все эти вопросы находятся под контролем Совета по торговле услугами.

Чаще всего сектор образовательных услуг и его подсектора открываются государствами на основе "торга" на переговорах с другими государствами, после чего ограничения - все или частично - снимаются. Россия оговаривает такие исключения в ходе текущих переговоров о вступлении в ВТО.

Принятые государством обязательства по либерализации рынка образовательных услуг являются "связанными": их можно изменить или отозвать, только вступив в переговоры с государствами, которых изменение обязательств коснется, с предложением определенной компенсации (уступки или льготы в этом же или в другом секторе услуг).

В ГАТС содержится еще ряд обязательств применительно к услугам, в том числе образовательным, а именно:

- обеспечить доступность информации о всех мерах и актах, касающихся сферы образовательных услуг;

- применять внутренние нормы разумно, объективно и беспристрастно;

- по просьбе других членов вступать в консультации в связи с ограничительной практикой;

- не применять ограничений в отношении расчетов/платежей и переводов в связи с образовательными услугами;

- участвовать в многосторонних переговорах в рамках ВТО по вопросам купли-продажи услуг.

Кроме того, закреплено право члена ВТО признавать квалификацию (образование, дипломы) на основе соглашения или в одностороннем порядке - без дискриминации других членов ВТО. Между рядом стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) заключено международное Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (действует в редакции Протокола от 26 февраля 2002 г.). С 1 июля 2000 г. Россия является также участницей многосторонней Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11 апреля 1997 г.

Правовое регулирование

российского образовательного пространства

Российская система образования учитывает многие требования ГАТС/ВТО, опыт других стран и особенности русской истории и культуры; является во многом сбалансированной, рациональной и эффективной. С одной стороны, она защищена от нежелательного иностранного проникновения законодательными мерами, а с другой - вполне (может, и излишне) открыта для иностранных образовательных услуг и поставщиков услуг. В отдельных вопросах возможны неблагоприятные последствия для сферы образовательных услуг в случае вступления России в ВТО, некоторые аспекты организации образования и образовательного процесса противоречат или при определенных условиях могут противоречить требованиям и идеологии ВТО.

Российский Закон выделяет общеобразовательные и профессиональные программы, а в их рамках - основные и дополнительные. При этом общеобразовательные программы подразделяются на дошкольное и общее образование. Профессиональные программы подразделяются, в свою очередь, на начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование.

Обязательный минимум каждой программы устанавливается государственным образовательным стандартом, который включает в себя три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный), а также компонент образовательного учреждения. Образовательное учреждение вправе реализовывать и дополнительные образовательные программы, оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Разрешается образование в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, а также сочетание различных форм получения образования.

Учредителями образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования и науки РФ, государственные органы управления образованием субъектов Федерации, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями (лицензирующие органы).

Право учреждения на выдачу документов об образовании возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством. Аккредитация проводится уполномоченными органами исполнительной власти на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Аттестация проводится один раз в пять лет. Условием аттестации учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

Образовательный процесс в учреждении должен регламентироваться учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Вопросам высшего и послевузовского профессионального образования в России посвящен отдельный Закон. Согласно ему в нашей стране установлены следующие виды вузов:

- университет - вуз, который реализует программы по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;

- академия - вуз, который реализует программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

- институт - вуз, который реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Создаются, реорганизуются и ликвидируются вузы:

- федерального подчинения - Правительством Российской Федерации;

- подчинения субъекта Федерации - органом государственной власти субъекта Федерации по согласованию с федеральным органом управления образованием;

- муниципальные - органом местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) высших учебных заведений осуществляются в соответствии с международными договорами России.

Установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации/степени "бакалавр" (срок обучения не менее 4 лет);

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее 5 лет);

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации/степени "магистр" (срок обучения не менее 6 лет).

Предусмотрено также самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении - экстернат.

По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет.

Проблемы и перспективы иностранного присутствия

в российской сфере образовательных услуг

Иностранные образовательные услуги и поставщики услуг имеют возможность присутствовать в России во всех сферах образования - в начальном, среднем, высшем, послевузовском образовании и др. Последствия такого присутствия могут быть двоякими - положительными и отрицательными. При этом они будут затрагивать как культурологические, так и материально-финансовые аспекты.

Культурологическим последствием присутствия иностранного элемента в рассматриваемой сфере будет усреднение содержания образования, выведение его на общие стандарты, усиление влияния преобладающих за рубежом идеологий в российском общественном сознании. Материально-финансовым - коммерциализация образования; замещение на рынке труда в отдельных секторах образовательных услуг российских граждан иностранными; утечка высокопрофессиональных кадров из образовательной сферы за рубеж; изменение структуры образовательных учреждений; перераспределение финансовых потоков в образовательной сфере в пользу иностранных поставщиков услуг.

Определенной слабостью образовательной сферы в России с точки зрения конкурентоспособности образовательных услуг выступает уровень ее финансирования и оплаты труда воспитателей, учителей, преподавателей и других работников образовательной сферы. Разница в финансировании и оплате труда (по сути, дешевая образовательная сфера) неизбежно ведет к господству иностранного элемента в образовании.

Сравнив нормы ГАТС/ВТО и российских нормативных актов, касающихся образовательной сферы, можно увидеть некоторые несоответствия, чреватые проблемами и рисками для российского образовательного пространства. Указанные проблемы и риски возможны, например, в том, что касается: уровней и форм образования; типов образовательных учреждений, их статуса, правового режима; содержания образования; языка обучения; оценки уровня образования и квалификации; доступа к финансовым ресурсам; занятости и статуса работников образовательной сферы; защиты российской интеллектуальной собственности и т. п. Россия как самостоятельное цивилизационное пространство должна особенно внимательно отслеживать накопление проблем, которые возникают в образовательной сфере с приходом иностранных услуг и поставщиков услуг.

Очевидно, что иностранные образовательные услуги и поставщики услуг после вступления России в ВТО прежде всего "хлынут" (если не будет соответствующих барьеров - ограничений, которые оформлены исключениями из РНБ и НР) в частную образовательную сферу - во все подсектора услуг; на первых порах чаще будут создаваться учреждения со смешанным капиталом. Проще иностранному элементу проникать в заочную форму обучения, дистантное образование, сферу дополнительного образования.

Рано или поздно появятся иностранные учреждения всех видов, предусмотренных законодательством в России, увеличится число иностранцев в имеющихся учреждениях, в составе учредителей частных образовательных учреждений.

Иностранный элемент (капиталы/инвестиции, специалисты и персонал, т. п.) устремятся прежде всего в те сферы образования, в которых можно получить максимальную финансовую отдачу либо идеологические/политические дивиденды. За иностранными инвестициями в российскую сферу образования могут стоять также интересы отдельных государств или курируемых/поощряемых государствами негосударственных фондов, организаций.

В результате этих процессов возможно изменение в структуре образовательных учреждений и образования в целом, в связи с чем важно держать под контролем общий объем иностранного присутствия в сфере российского образования. Будут возникать вопросы о правовом режиме в образовательном пространстве России для иностранных и национальных услуг и поставщиков услуг; главный вопрос: нет ли дискриминации, неравенства, неправомерных барьеров или льгот для той или иной стороны?

Часть проблем подобного рода просто отпадет, если Россия на переговорах о вступлении в ВТО предусмотрит соответствующие исключения из правил ГАТС/ВТО. По понятным причинам пока договорные позиции России и стран-партнеров по переговорам в части образовательной сферы в основном остаются конфиденциальными.

Вопросы образования находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации: порядок создания образовательных учреждений на уровне субъекта Федерации устанавливается органом исполнительной власти субъекта, а на муниципальном уровне - органом местного самоуправления. Соответственно, за соблюдением правил ГАТС/ВТО необходимо следить и на указанных уровнях правового регулирования.

Кроме того, субъекты Федерации вправе не только создавать образовательные учреждения, но и проводить их лицензирование, аттестацию, аккредитацию, устанавливать региональные компоненты государственных стандартов и др. Тем самым федеральный центр утрачивает возможности эффективного воздействия на политику региональных и местных властей в образовательной сфере в условиях активного иностранного присутствия.

Одной из современных тенденций на мировом рынке образовательных услуг является развитие сети так называемых "виртуальных" учебных заведений, которые осуществляют подготовку в дистанционном режиме - с использованием электронной связи, через компьютеры, а также своего рода "корпоративных университетов", готовящих специалистов для той или иной производственной корпорации. Эти тенденции, как представляется, не отражены российским законодательством, и данное направление обязательно будет задействовано иностранными поставщиками услуг.

В ряде случаев неконтролируемым может оказаться и влияние иностранных услуг и поставщиков услуг на содержание образования. При первом способе поставки услуг (трансграничное перемещение услуги), чаще используемом при дистантном (заочном, очно-заочном) образовании, из-за рубежа может быть запрошена и/или поступить любая информация, которая способна повлиять на содержание и результаты образования (особенно в таких дисциплинах, как история, политология, социология и т. п.).

При втором способе поставки услуг (получение образования за рубежом) содержание образования полностью определяется зарубежными образовательными программами. При этом возможно полное или частичное фактологическое, идеологическое, иное несовпадение в содержании соответствующей российской и зарубежной программы или дисциплины.

С одной стороны, признание дипломов делает лиц, получивших идентичное образование в России и за рубежом, равноценными. С другой - образование за рубежом часто оказывается не вполне адекватным российской действительности.

При третьем способе поставки (учреждение учебных заведений) содержание образовательных программ строится на основе российского государственного стандарта, однако иностранный поставщик услуги обладает достаточно широкой свободой в формировании образовательного процесса, предложении тех или иных дисциплин и определении их содержания (особенно в части того компонента образовательного стандарта, который наполняется самим образовательным учреждением).

При четвертом способе поставки услуг (перемещении иностранного физического лица - поставщика услуги) иностранные учителя, преподаватели, специалисты, как правило, самостоятельны в методике проведения и содержании проводимых занятий, несмотря на то что приглашаются обычно в рамках отдельных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом.

Предотвратить перераспределение рынка труда в образовательной сфере в пользу иностранных физических лиц - поставщиков услуг в какой-то мере способен визовый режим, однако одного этого инструментария явно недостаточно.

Таким образом, при либерализации сферы образования и увеличении в российской системе иностранного присутствия содержательная часть образования уходит и будет уходить из-под жесткого контроля государства.

Это, с одной стороны, позволит образовательным учреждениям при разработке программ более гибко откликаться на требования заказчика, на нужды реальной жизни, а с другой - пользуясь достаточно широкой степенью свободы, самостоятельно определять содержание значительной части программ, что не всегда хорошо для государства и общества. Задача - найти баланс, меру.

Есть риск, что иностранный элемент в образовании может привнести компоненты, подтачивающие или разрушающие некоторые принципы образовательной политики в России (например, принципы гуманистического характера образования; защиты национальных и региональных культур; общедоступности и светского характера образования и др.). Национальные и региональные культуры могут при определенных обстоятельствах вытесняться глобалистским подходом, усредненной интернациональной культурой; светский характер - агрессивными либо чуждыми русской культуре религиозными идеологиями и учениями.

В российском законодательстве об образовании, как представляется, заложены сомнительные принципы, касающиеся языка обучения. С одной стороны, Российское государство борется за распространение русского языка в мире, а с другой - практически отдает выбор языка обучения на откуп образовательных учреждений и учредителей; основное общее образование может даваться, согласно законодательству, не на русском языке. Фактически предоставленная свобода в выборе языка обучения/воспитания ведет к распространению в образовательном процессе нерусских языков на территории России (например, английского), к его смешению с другими языками, а фактически к деградации русского языка. Присоединение России к ВТО усугубит данную проблему.

Рынок образовательных услуг - это еще, среди прочего, и столкновение интересов в финансовой сфере. Очевидно, что при импорте образовательных услуг (например, при получении образования за рубежом) деньги потребителя услуги остаются за границей. Соответственно, иностранная сфера образования подпитывается деньгами российских потребителей, а российская сфера - недополучает эти средства и, как следствие, лишается определенных ресурсов развития.

При трансграничном перемещении услуги или перемещениях физических лиц - поставщиков услуг денежное возмещение также уходит за рубеж. При коммерческом присутствии деньги за услуги получает организация, которая коммерчески присутствует в стране; затем данные деньги либо инвестируются в стране пребывания, либо вывозятся из страны.

Еще один аспект, связанный с финансовой проблематикой, - это финансирование государственных образовательных учреждений. Оно осуществляется на основе нормативов, определяемых по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника. Если иметь в виду, что аналогичное финансирование объективно представляет собой дискриминацию частных образовательных учреждений (где в наибольшей степени может концентрироваться иностранный капитал/элемент), то рано или поздно, после вступления России в ВТО, будет поставлен вопрос о принципах и порядке равноправного финансирования образовательных учреждений.

Многие законодательные меры, связанные с финансовой помощью или финансированием из бюджета, представляют собой субсидирование отечественных услуг или поставщиков услуг, что согласно идеологии и правилам ГАТС/ВТО является дискриминационным барьером на пути иностранных услуг и поставщиков услуг.

В то же время частные учебные заведения зачастую пользуются в ряде вопросов правовым режимом, который может считаться более льготным. Так, педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных образовательных учреждений должны проходить аттестацию на соответствие требованиям к квалификации и уровню профессиональной компетентности, а в отношении работников частных учреждений подобная аттестация (либо идентичная процедура) не предусмотрена.

Законодательство Российской Федерации исходит из того, что обучение иностранцев в России и российских граждан за рубежом осуществляется по договорам в соответствии с международными договорами России. Вступление России в ВТО будет означать перевод в решении многих вопросов международного сотрудничества в образовательной сфере с двустороннего международно-правового регулирования на универсальное регулирование при помощи права ВТО. Придется провести ревизию имеющихся двусторонних договоров на предмет их соответствия требованиям ГАТС/ВТО, и прежде всего договоров России со странами СНГ, заключенных в целях формирования единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.

Другой аспект международного сотрудничества состоит в том, что органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В ряде случаев прямые связи выстроены односторонне и фактически служат каналом поставки российских студентов за рубеж, а в последующем - "утечки умов" или интеллектуальной собственности.

Оборотная сторона этого - использование прямых связей для вхождения иностранных инвестиций в российскую образовательную сферу на льготных условиях, что необоснованно расширяет долю иностранцев на рынке образовательных услуг в России.

Выводы и предложения

Можно сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Право ВТО, нормы других международных - двусторонних и многосторонних - договоров, по сути, формируют целостный международно-правовой институт под условным названием "международное образовательное право". Часть этого крупного института (более мелкие институты) задействована в регулировании сферы услуг, международной купли-продажи услуг и в таком качестве является одновременно частью международного торгового права.

Международное образовательное право регулирует главным образом две сферы межгосударственных отношений, взаимосвязанных между собой: а) отношения по поводу поведения, действий самих государств в образовательной сфере; б) отношения по поводу внутренних правовых режимов в образовательном пространстве.

Международное образовательное право меняет метод регулирования: ранее основным методом регулирования в сфере образования было одностороннее и двустороннее регулирование; с появлением права ВТО происходит "переключение" на метод многостороннего (почти универсального) регулирования сферы образовательных услуг.

При помощи международного образовательного права происходит гармонизация образовательных систем государств мира, унификация законодательства об образовании. Имеет место своего рода "сращивание" международно-правовых норм и норм внутреннего права применительно к регулированию одной из сфер общественных отношений. Это небольшой срез явления, которое обозначается термином "глобальное право", - правового комплекса, в котором нормы международного права и внутреннего права действуют в неразрывном качественном единстве (при смене методов регулирования на универсальное и в последующем, возможно, в ряде вопросов на наднациональное).

Международное образовательное право постепенно видоизменяет и российское образовательное пространство, состыковывая его с образовательными системами большинства зарубежных стран. Важно иметь в виду, что в образовании, как и везде, сталкиваются интересы многих государств, групп государств, межцивилизационные интересы и в России следует сохранить специфику русской цивилизации.

В практическом плане можно было бы предложить внести ряд изменений и дополнений в российское законодательство об образовании. Целями таких изменений и дополнений должны быть: приближение правового режима частных учебно-воспитательных заведений к режиму государственных и муниципальных заведений; усиление государственного контроля за присутствием иностранного элемента в образовательной сфере по всем видам поставки услуг и всем подсекторам (например, путем ведения Министерством образования и науки специального реестра); усиление контроля за правовым режимом в образовательной сфере на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне, за региональными компонентами государственного образовательного стандарта, а также за компонентом образовательного учреждения; усиление русского языка в качестве языка обучения.

В переговорах России о вступлении в ВТО, а в дальнейшем в рамках многосторонних переговоров в ВТО по режиму услуг следует закрепить для нашей страны необходимый ряд исключений из принципа наибольшего благоприятствования и принципа предоставления национального режима (например, в отношении дошкольного образования, признания квалификаций, субсидирования отечественной сферы образовательных услуг и др.).

Необходимо продумать дополнительные меры по продвижению российских услуг и поставщиков услуг за рубеж, прежде всего в образовательное пространство СНГ и близлежащих стран (активнее создавать на основе государственно-частного финансирования специальные университеты по подготовке кадров для зарубежных стран, российские или смешанные образовательные учреждения за рубежом и т. п.).

Российскому государству следует активнее использовать международно-правовой инструментарий для продвижения российских образовательных услуг и поставщиков услуг за рубеж.

Название документа