Ю. А. Долгоруков - государственный деятель России XVII в

(Щербаков С. Н.) ("История государства и права", 2007, N 24) Текст документа

Ю. А. ДОЛГОРУКОВ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ РОССИИ XVII В.

С. Н. ЩЕРБАКОВ

Щербаков С. Н., аспирант кафедры истории России МПГУ.

Государственные деятели России XVII в. - сегодня малоизученное направление в исторической науке. Научная новизна статьи обусловливается тем, что обобщающих работ о государственной деятельности боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукова не существует в исторической науке, несмотря на его значительный вклад в укрепление российской государственности. Представитель старинного княжеского рода Ю. А. Долгоруков благодаря удачному браку стал родственником царского воспитателя, боярина Б. И. Морозова. Когда Морозов в 1645 г. возглавил правительство, князь Ю. А. Долгоруков вошел в число доверенных лиц царя Алексея Михайловича. В период правления второго Романова князь Ю. А. Долгоруков руководил Ответной палатой на Земском соборе 1648 - 1649 гг.; во главе приказа Сыскных дел проводил реформу "посадского строения" в 1648 - 1652 гг. Назначенный руководителем Пушкарского приказа перед войной с Польшей в 1650 - 1654 гг., Долгоруков руководил изготовлением орудий и переформированием всего артиллерийского парка. В октябре 1663 г. князь Ю. А. Долгоруков был назначен главой приказа Казанского дворца, и в течение года, усиливая войсками местных царских воевод и направляя их действия, окончательно подавил народное движение в Башкирии (1662 - 1664). С началом народного движения С. Т. Разина в 1670 - 1671 гг. князь Ю. А. Долгоруков был назначен главнокомандующим всеми правительственными войсками и стремительно ликвидировал очаги восстания. Назначенный царем Алексеем Михайловичем в 1676 г. опекуном молодого царя Федора Алексеевича, в период его правления постепенно сосредоточил в своих руках руководство важными военными и финансовыми приказами. 4 февраля 1676 г. боярин князь Ю. А. Долгоруков стал главой Стрелецкого приказа <1>. Стрелецкий приказ считался в числе первых военных учреждений по силе и влиянию на дела государства. Поэтому царь Федор Алексеевич и Милославские доверили князю Ю. А. Долгорукову управлять этим приказом. Милославские рассчитывали на военный авторитет, боевой опыт и твердость в делах государственного управления, присущие в полной мере князю Ю. А. Долгорукову. 17 февраля 1676 г. князь Ю. А. Долгоруков назначается главой Сыскного приказа <2>. Восстановленному приказу Сыскных дел царь поручил провести ревизию старых приказных материалов и произвести новое описание государственной собственности <3>. 18 февраля 1676 г. князь Ю. А. Долгоруков был назначен главой Хлебного приказа <4>. Возглавляя его, ведал дворцовыми городами и селами, определенными для снабжения хлебом стрелецких войск, и житными дворами <5>. 27 апреля 1676 г. боярин князь Ю. А. Долгоруков встал во главе приказа Устюжской четверти <6>. Долгоруков во главе приказа Устюжской четверти напрямую влиял на управление и сбор податей с 24 городов Русского Севера <7>. Годовой денежный оклад князя Ю. А. Долгорукова в 1676 г. составлял 1260 рублей <8>. Князь Ю. А. Долгоруков из Москвы осуществлял главное командование русскими войсками в период Русско-турецкой войны 1676 - 1681 гг. 19 декабря 1677 г. он вновь был назначен судьей Пушкарского приказа <9>. Развернул интенсивную деятельность по изготовлению полковых и полевых орудий: только в 1680 г. на Московском пушечном дворе было изготовлено 117 "полковых и верховых" пищалей - рекордно огромное количество <10>. Важно отметить, что в области строительства государственного аппарата время царствования Федора Алексеевича "характеризуется стремлением к укрупнению ведомств, к объединению однородных функций в одном ведомстве" <11>, - именно такое направление в государственной политике осуществлял князь Ю. А. Долгоруков. Влиятельный сановник в правительстве, князь Ю. А. Долгоруков внес в практику управления группой приказов элементы более глубокой систематизации управления. К числу таких нововведений можно отнести сосредоточение всех вотчинных и поместных дел, а также вопросов переписи населения в Поместном приказе, распространение компетенции Разбойного приказа на всю территорию страны. Важными мероприятиями Долгорукова в этом направлении следует считать объединение Пушкарского приказа с Рейтарским, осуществленное 5 января 1678 г. <12>, а также объединение в 1680 г. приказа Костромской четверти со Стрелецким приказом. До последней четверти XVII в. в России составлялись лишь местные бюджеты по уездам и бюджеты отдельных приказов. Первым известным общегосударственным бюджетом является роспись доходов и расходов за 1679 - 1680 гг. <13>. За осуществлением этого важнейшего государственного проекта стоял боярин князь Ю. А. Долгоруков. Известно, что к концу XVII в. "правительство, усиливая централизацию всего государственного аппарата, попыталось частично преодолеть его раздробленность путем подчинения власти одного лица, в том числе объединением финансовых приказов" <14>. Примером тому в тот период может служить концентрация управления финансовыми приказами в руках князя Ю. А. Долгорукова. Одновременно Долгоруков принимал меры по увеличению доходов казны. В течение всего XVII в. вводились новые налоги и повышались ставки старых налогов. Однако огромный рост размеров прямых налогов, взимание которых ежегодно сопровождалось крупным недобором, вызвал массовое разорение и уклонение тяглого населения от их уплаты. Чтобы посадские люди не уклонялись от тягла, правительство решило провести реформу обложения населения прямыми налогами и отказаться от сошного письма, так как оно периодически требовало проведения дорогих и сложных переписей для учета изменений хозяйственного положения налогоплательщиков. За таким решением стоял князь Ю. А. Долгоруков, который среди прочих приказов также возглавлял приказ Сыскных дел и руководил проведением проверок старых переписей населения. Ю. А. Долгоруков был осведомлен более других членов правительства о проблемах, связанных с переписью и, безусловно, явился одним из организаторов новой реформы. Именно в период максимального возвышения Ю. А. Долгорукова при дворе в 1679 г. посошное обложение было заменено подворным. Одновременно с введением подворного обложения, упрощавшего и облегчавшего фискальным учреждениям сбор налогов, правительство объединило важнейшие прямые налоги (стрелецкие, малые ямские и полоняничные деньги) и ряд других мелких сборов в единый прямой налог - стрелецкую подать. Стрелецкую подать поручили собирать Стрелецкому приказу, что является еще одним доказательством усиления централизации финансового управления, сторонником и активным проводником которого являлся боярин князь Ю. А. Долгоруков. После этой реформы Стрелецкий приказ князя Ю. А. Долгорукова сделался главным финансовым приказом государства. Долгоруков ликвидировал прежнюю систему передачи и накопления "стрелецкого хлеба и денег" в разных приказах с последующим распределением Стрелецкому приказу. Таким административным нововведением князь Ю. А. Долгоруков усилил прямое финансирование подчиненного ему Стрелецкого приказа, что позволило повысить обороноспособность страны и обеспечить стратегическим продовольствием тыловые районы ввиду возможного вторжения врага. 9 ноября 1680 г. князь Ю. А. Долгоруков возглавил приказы Денежного сбора и Доимочный, которые осуществляли сбор товаров и денег на военные нужды и вели их учет. После Чигиринских походов четко стали видны недостатки в комплектовании и устройстве войск. Правительство уже в ходе войны с Турцией приступило к улучшению вооруженных сил. Наиболее значительной явилась военно-окружная реформа, проведенная в 1680 г. Князь Ю. А. Долгоруков как начальник Стрелецкого приказа явился организатором ее проведения. Сущность и результаты реформы изложены в особом документе, который называется "Роспись перечневая ратным людям, которые в 1680 г. расписаны в полки по разрядам" <15>. Составлению росписи предшествовала большая работа по разбору ратных людей. Разбор состоял в пересмотре ратных людей, причем материально обеспеченных и исправных в службе дворян и детей боярских разрешалось оставлять и записывать вновь в рейтары и копейщики, а всех остальных верстать в солдатскую службу. Все рейтары и копейщики недворянского происхождения подлежали записи в солдаты. К солдатам из тяглого населения были приписаны по разбору подъемщики или прокормщики из числа родственников и соседей, на которых возлагалась обязанность вести хозяйство и помогать солдатам материально в несении службы. В случае смерти солдата на службу брали одного из подъемщиков. Существенно изменилось положение "ратных людей городовой службы" (стрельцов, казаков, пушкарей). Все указанные люди, годные к полковой службе, подлежали записи в солдаты. Поскольку многие люди городовой службы выполняли службу с земель, без жалованья, им разрешалось выполнять службу погодно: один год - в полковой службе, другой - в городовой. В период полковой службы такие солдаты получали денежное жалованье наравне с постоянными солдатами. Московские стрельцы были сохранены, но перед реформой и в ходе ее переформированы в тысячные полки и распределены по разрядам. Начальных людей у стрельцов переименовали - голов в полковники, полуголов в полуполковники, сотников в капитаны. Сотенная организация внутри стрелецких полков, а также должности десятников и пятидесятников остались прежними. В результате повсеместного разбора была составлена перечневая роспись, по которой ратные люди полковой службы распределялись первоначально на девять разрядов (округов): Московский, Северский (Севский), Владимирский, Новгородский, Казанский, Смоленский, Рязанский, Белгородский и Тамбовский. Был официально упразднен Тульский (Украинный) разряд, фактически не существовавший к тому времени, и вновь образованы Московский, Владимирский и Тамбовский разряды. В 1681 г. Тамбовский разряд стал частью Белгородского, что значительно увеличило территорию и численность ратных людей последнего. Таким образом, одна из основных задач реформы 1680 г. состояла в том, чтобы сеть военных округов, существовавшую до этого на окраинах, распространить и на центральную территорию государства. В Сибири военно-окружная реформа в тот период не проводилась. В результате реформы вся европейская часть государства (кроме Крайнего Севера) оказалась разделенной на восемь разрядов, каждый из которых объединял несколько городов и уездов. Не все разряды имели одинаковое военное значение. Центральные разряды (Московский и Владимирский) в силу своего военно-стратегического положения не получили законченной организации и в полном составе не участвовали в походах. Но все указанные разряды существовали до начала XVIII в. Ратные люди полковой службы на территории разрядов были сформированы в соответствующие разрядные полки, которые и направлялись на службу. Не во всех разрядах эта организация получила законченную форму, и не все разрядные полки самостоятельно участвовали в походах, но наличие таких полков в мирное и военное время на территории всего государства улучшало и ускоряло формирование походного войска и укрепляло военную мощь государства в целом. Образование постоянного большого полка, создаваемого до этого для каждого похода, расположенного на территории одного из пограничных разрядов, переносило управление войском из Москвы на окраину, приближало командующих войсками к основной массе ратных людей и повышало боеспособность войска. Реформа установила состав и численность разрядных полков. Количество полков копейщиков и рейтаров было сокращено, а число пехоты значительно увеличено путем включения в разрядные полки всех московских стрельцов и массового перевода в солдатские полки городовых стрельцов, казаков и людей пушкарского чина. В установленном составе разрядные полки существовали до XVIII в. Опыт организации этих полков, управления и командования ими в мирное и военное время был положен в основу формирования войск при Петре I. Проведенная князем Ю. А. Долгоруковым военно-окружная реформа 1680 г. была направлена на улучшение состава и организации войска и на устранение недостатков в комплектовании, формировании и управлении войском. Князь Ю. А. Долгоруков, помимо этого, также был организатором реформы централизации управления вооруженными силами. Эта реформа состояла из нескольких важнейших указов, наиболее значимым из них был указ от 12 ноября 1680 г., согласно которому все ратные люди полковой службы (кроме находившихся на территории, подчиненной областным приказам: Сибирскому, Малороссийскому и Казанскому) передавались в ведение трех приказов: Разрядного, Рейтарского и Иноземского. В результате этой реформы ратные люди изымались из ведения приказов: Новгородского, Смоленского, Большого дворца и других, которые почти полностью теряли свои военные функции. Значительно сокращалась деятельность Стрелецкого приказа, в его ведении оставались только московские стрельцы. Между Разрядным, Рейтарским и Иноземским приказами управление ратными людьми было распределено следующим образом. Разрядному приказу подчинялись все ратные люди полковой службы в разрядах Севском, Белгородском, Тамбовском и Новгородском, затем смоленские рейтары и конные ратные люди в городах среднего Поволжья. Кроме того, Разрядному приказу подчинялись по-прежнему служилые люди московских чинов, дворяне и дети боярские сотенной службы в центральных городах. В ведении указанных четырех приказов и было сосредоточено управление всеми ратными людьми на окраинах государства. На остальной (центральной) территории государства конницей, рейтарами и копейщиками ведал Рейтарский приказ, а пехотой (солдатами) - Иноземский приказ. В довершение всего князь Ю. А. Долгоруков усилил намеченную централизацию, добившись 7 ноября 1680 г. передачи Разрядного, Рейтарского и Иноземского приказов в управление своему сыну, князю М. Ю. Долгорукову. В результате этого все ратные люди полковой службы подчинялись единому руководству. К сожалению, политическая обстановка после смерти царя Федора Алексеевича затормозила полное осуществление реформ вооруженных сил, начатых князем Ю. А. Долгоруковым, а сам реформатор погиб 15 мая 1682 г. в ходе стрелецкого бунта. Осуществляя государственную деятельность, князь Ю. А. Долгоруков стоял за проведением реформы налогообложения 1679 г.; имел прямое отношение к составлению бюджета государства в 1680 г.; проводил политику централизованного управления вооруженными силами, включающую в себя проведение военно-окружной реформы. Таким образом, князь Ю. А. Долгоруков являлся видным государственным деятелем, организатором военно-финансовых преобразований 70-х - начала 80-х годов XVII в., укрепившим основы российской государственности. -------------------------------- <1> Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М., 1946. С. 167; Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. 10-а. С. 921. <2> Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М., 1946. С. 194. <3> Книги московских приказов в фондах ЦГАДА. Опись 1495 - 1718 гг. / Под ред. Л. В. Черепнина. М., 1972. С. 194 - 195. <4> Русская Историческая Библиотека. СПб., 1907. Т. 21. Стлб. 280 - 281. <5> См.: Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т. / Под ред. М. И. Автократовой. М., 1991. Т. 1. С. 179. <6> См.: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М., 1946. С. 201. <7> См.: Гурлянд И. Я. Роспись какие города в каком приказе ведомы. Ярославль, 1901. С. 7. <8> См.: РГАДА. Ф. 210. Боярские книги. Кн. 7. Л. 17 об. <9> См.: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М., 1946. С. 137. <10> См.: Колосов Е. Е. Развитие артиллерийского вооружения в России во второй половине XVII в. // Исторические записки. М., 1962. Т. 71. С. 261. <11> Устюгов Н. В. Эволюция приказного строя русского государства в XVII в. // Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.): Сб. статей к 70-летию Б. Б. Кафенгауза. М., 1964. С. 159. <12> См.: Лебедянская А. П. Пушкарский приказ. Опыт изучения организации артиллерийского ведомства, управления и производства в Московском государстве в XVII столетии.: Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1949. Ч. 1. С. 48. <13> См.: Троицкий С. М. Финансовая политика русского абсолютизма во второй половине XVII и XVIII вв. // Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.): Сб. статей к 70-летию Б. Б. Кафенгауза. М., 1964. С. 282. <14> Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905. С. 62 - 66. <15> См.: Чернов А. В. Вооруженные силы Русского государства в XV - XVII вв. с образования централизованного государства до реформ при Петре I. М., 1954. С. 187.

Название документа